г. Казань |
|
20 февраля 2019 г. |
Дело N А65-5850/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 февраля 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Арукаевой И.В., Тюриной Н.А.,
при участии представителей:
истца - Снадиной Э.В. (доверенность от 19.12.2018),
ответчика - Левкиной Е.В. (паспорт), Левкина И.В. (доверенность от 27.08.2018),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников жилья "На Восстания 3"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.08.2018 (судья Королева Э.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2018 (председательствующий судья Балакирева Е.М., судьи Николаева С.Ю., Пышкина Н.Ю.)
по делу N А65-5850/2018
по исковому заявлению акционерного общества "Татэнерго" (ОГРН 1021603139690, ИНН 1657036630) к товариществу собственников жилья "На Восстания 3" (ОГРН 1031625400828, ИНН 1657042425) о взыскании долга и пени,
по встречному иску товарищества собственников жилья "На Восстания 3" (ОГРН 1031625400828, ИНН 1657042425) к акционерному обществу "Татэнерго" (ОГРН 1021603139690, ИНН 1657036630) о взыскании неосновательного обогащения и процентов за пользование чужими денежными средствами,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Татэнерго" (далее - истец, АО "Татэнерго") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с исковым заявлением к товариществу собственников жилья "На Восстания 3" (далее - ответчик, ТСЖ "На Восстания 3") о взыскании 80 000 руб. долга, 2985,45 руб. пени.
ТСЖ "На Восстания 3" в свою очередь обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан со встречными исковыми требованиями к АО "Татэнерго" о взыскании 65 978,17 руб. неосновательного обогащения, 2935,89 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами, которые мотивированы тем, что на основании выставленного счета-фактуры за сентябрь 2017 года ТСЖ "На Восстания 3" произведена оплата в размере 51 610,19 руб. платежным поручением от 26.10.2017, тогда как фактического потребления тепловой энергии не было. Кроме того, ТСЖ "На Восстания 3" за октябрь 2017 года и ноябрь 2017 года на основании выставленного АО "Татэнерго" счета-фактуры оплачено 1390,92 руб. стоимости теплоносителя, при этом, теплоноситель ответчиком не потреблялся. По мнению ответчика, в ноябре 2017 года истцом необоснованно предъявлена, а ответчиком оплачена стоимость повышающего коэффициента в размере 12 977,06 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.08.2018, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2018, исковые требования удовлетворены. В удовлетворении встречного иска отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ответчик обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, отказать в удовлетворении первоначального иска, встречный иск удовлетворить.
В обоснование кассационной жалобы заявитель ссылается на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие выводов, сделанных судами, фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Истец представил отзыв на кассационную жалобу, просит оставить ее без удовлетворения, принятые по делу судебные акты без изменения.
Заявленное ответчиком ходатайство о приостановлении производства по настоящему делу до разрешения дела N А65-27898/2018 подлежит отклонению в силу следующего.
В силу пункта 1 части 1 статьи 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) Ф арбитражный суд обязан приостановить производство по делу в случае невозможности рассмотрения данного дела до разрешения другого дела, рассматриваемого Конституционным Судом Российской Федерации, конституционным (уставным) судом субъекта Российской Федерации, судом общей юрисдикции, арбитражным судом.
Между тем, заявителем не представлены доказательства того, что обстоятельства дела N А65-27898/2018 существенно влияют на рассмотрение кассационной жалобы по делу N А65-5850/2018 и рассмотрение настоящей жалобы невозможно до рассмотрения дела N А65-27898/2018.
Кроме того, ответчиком заявлено ходатайство об отложении судебного заседания в связи с неполучением отзыва на кассационную жалобу.
Согласно части 5 статьи 158 АПК РФ арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает, что оно не может быть рассмотрено в данном судебном заседании, в том числе вследствие неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле, других участников арбитражного процесса, в случае возникновения технических неполадок при использовании технических средств ведения судебного заседания, в том числе систем видеоконференц-связи, а также при удовлетворении ходатайства стороны об отложении судебного разбирательства в связи с необходимостью представления ею дополнительных доказательств, при совершении иных процессуальных действий.
Таким образом, удовлетворение заявленного ходатайства является правом, а не обязанностью суда, обусловленным невозможностью рассмотрения дела в данном судебном заседании.
Поскольку заявитель ходатайства не обосновал невозможность рассмотрения дела в данном судебном заседании, ходатайство подлежит отклонению, вместе с тем, для сохранения баланса интересов сторон, в соответствии со статьей 163 АПК РФ суд определил объявить перерыв в судебном заседании до 14.02.2019 до 13 часов 20 минут
После перерыва судебное заседание продолжено в том же составе судей.
Арбитражный суд Поволжского округа, проверив законность обжалуемых судебных актов, на основании статьи 286 АПК РФ, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей сторон, приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 01.10.2005 между открытым акционерным обществом "Татэнерго" (энергоснабжающая организация) и товариществом собственников жилья "На Восстания 3" (абонент) заключен договор N 1331 Т на снабжение тепловой энергией в горячей воде (с жилищными организациями).
Согласно приложению N 5 к договору от 01.10.2005 N 1331 Т тепловая энергия в горячей воде поставляется в многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г.Казань, ул.Восстания, д. 3.
01 февраля 2009 года открытое акционерное общество "Татэнерго" реорганизовано в форме выделения открытого акционерного общества "Татэнергосбыт", к которому перешли права и обязанности реорганизуемого общества в соответствии с разделительным балансом на 31.08.2008.
31 марта 2010 года открытое акционерное общество "Татэнергосбыт" реорганизовано в форме выделения открытого акционерного общества "Таттеплосбыт", к которому перешли права и обязанности реорганизуемого общества в соответствии с разделительным балансом на 31.10.2009.
В соответствии с дополнительным соглашением от 29.12.2012 к договору, подписанным между открытым акционерным обществом "Таттеплосбыт", открытым акционерным обществом "Генерирующая компания" и ответчиком, энергоснабжающей организацией по указанному договору с 01.01.2013 является открытое акционерное общество "Генерирующая компания".
07 декабря 2016 года открытое акционерное общество "Генерирующая компания" переименовано в АО "Татэнерго", о чем внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц.
В соответствии с пунктом 1.2 договора энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде, разрешенной к использованию, а абонент обязуется принимать и своевременно оплачивать потребленную тепловую энергию на условиях настоящего договора.
Согласно пункту 1.4 дополнительного соглашения от 01.11.2013 оплата по договору производится абонентом до 15-го числа месяца, следующего за расчетным, в размере 100% стоимости фактического количества поставленных энергоснабжающей организацией энергетических ресурсов.
Пунктом 2 дополнительного соглашения от 21.09.2016 раздел 7 договора дополнен пунктом следующего содержания: документооборот между сторонами осуществляется в электронном виде с применением усиленной квалифицированной электронной цифровой подписи и с использованием системы электронного документооборота ООО "Компания "Тензор", обеспечивающей обмен открытой и конфиденциальной информацией по телекоммуникационным каналам связи. Все документы по настоящему договору, а именно: счета-фактуры, счета на оплату, акты приема-передачи, акты сверки взаиморасчетов, претензии, предупреждения о возможном введении ограничения режима потребления тепловой энергии, уведомления о введении ограничения режима потребления тепловой энергии, уведомления о прекращении подачи тепловой энергии, извещения, письма, преобразованные в электронные документы и заверенные усиленной ЭЦП уполномоченными лицами истца и ответчика, имеет юридическую силу, и может использоваться в качестве доказательства в суде, а также при рассмотрении споров в досудебном порядке.
За период с 01.09.2017 по 30.11.2017 истцом ответчику поставлена тепловая энергия на общую сумму 405 519,43 руб., что подтверждается актами приема-передачи тепловой энергии за указанный период.
Ответчиком задолженность оплачена частично в размере 325 519,43 руб., следовательно, остаток неоплаченной задолженности составляет 80 000 руб.
Направленная истцом в адрес ответчика претензия от 19.12.2017 N 153-17/12368 оставлена без исполнения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
В свою очередь ответчик, полагая, что истец неправомерно произвел расчет задолженности, в том числе, с учетом повышающего коэффициента, в связи с чем на стороне истца образовалось неосновательное обогащение, обратился со встречным иском.
Разрешая исковые требования, суды первой и апелляционной инстанции правомерно руководствовались следующим.
В силу статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности, в том числе и вследствие неосновательного обогащения.
В статье 307 ГК РФ установлено, что в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в ГК РФ.
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ, другими законами или иными правовыми актами (статьи 309 и 310 ГК РФ).
Согласно статье 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) энергию через присоединенную сеть, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим её потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учёта энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (статья 544 ГК РФ).
Параграфом 6 главы 30 ГК РФ урегулировано правоотношение по энергоснабжению, в котором участвуют только два лица: продавец - энергоснабжающая (ресурсоснабжающая) организация и покупатель - абонент, приобретающий холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию и, следовательно, обязанный оплатить эту энергию ресурсоснабжающей организации.
В случае, когда подача абоненту через присоединенную сеть тепловой энергии и горячей воды осуществляются в целях оказания соответствующих коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном жилом доме, эти отношения подпадают под действие жилищного законодательства (подпункт 10 пункта 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В этом случае в силу прямого указания пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации.
Жилищное законодательство в правоотношении между продавцом - энергоснабжающей (ресурсоснабжающей) организацией и покупателем - абонентом, приобретающим холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию вводит дополнительного субъекта - исполнителя коммунальных услуг, который, с одной стороны, приобретает у ресурсоснабжающей организации перечисленные коммунальные ресурсы, а с другой стороны, оказывает проживающим в многоквартирных жилых домах гражданам коммунальные услуги - холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение и отопление. Соответственно, такой исполнитель оплачивает поставленные ресурсоснабжающими организациями коммунальные ресурсы.
По смыслу параграфа 6 главы 30 ГК РФ исполнитель выступает абонентом по отношению к ресурсоснабжающей организации. Граждане-потребители, в свою очередь, оплачивают коммунальные услуги исполнителям коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям 4 помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Из содержания приведенных норм права следует, что по общему правилу размер платы за коммунальные услуги устанавливается исходя из фактических объемов потребления, определенных с использованием показаний приборов учета. Только при отсутствии приборов учета допускается определение размера платы за коммунальные услуги исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
В части отношений ресурсоснабжающей организации и исполнителя коммунальных услуг действует специальный нормативный акт, регулирующий отношения между ними - Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг" (далее - Правила N 124).
В силу пункта 3 Правил N 124 договоры ресурсоснабжения заключаются в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, с учетом предусмотренных настоящими Правилами особенностей.
Как установлено судами и сторонами не оспаривается, многоквартирный жилой дом N 3 по улице Восстания города Казани общедомовым прибором учета не оборудован.
Как следует из подпункта в.1) пункта 21 Правил N 124 объем тепловой энергии, поставляемой за расчетный период (расчетный месяц) в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, а также по истечении 3 месяцев после выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, определяется по формуле:
,
где:
- норматив потребления коммунальной услуги по отоплению;
- общая площадь i-го жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме.
Приказом Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан от 21.08.2012 N 132/о утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению многоквартирных и жилых домов с централизованными системами теплоснабжения для муниципальный районов (городов) Республики Татарстан.
В силу подпункта "е" пункта 22 Правил N 124 при наличии обязанности и технической возможности по установке коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии стоимость тепловой энергии, поставленной в многоквартирный дом, не оборудованный таким прибором учета, а также поставленной в многоквартирный дом по истечении 3 месяцев после выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (по истечении срока его эксплуатации), а также стоимость поставленной тепловой энергии при непредставлении исполнителем сведений о показаниях коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в сроки, установленные законодательством или договором ресурсоснабжения, при недопуске исполнителем 2 и более раза представителей ресурсоснабжающей организации для проверки состояния установленного и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (проверки достоверности представленных сведений о показаниях такого прибора учета) определяются исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению и суммарной площади жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме с применением повышающего коэффициента, величина которого устанавливается в размере, равном 1,1. Этот коэффициент не применяется при наличии акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета коммунальных ресурсов, подтверждающего отсутствие технической возможности установки такого прибора учета, начиная с расчетного периода, в котором составлен такой акт.
С учетом изложенного, истец правомерно применил повышающий коэффициент при расчете стоимости коммунального ресурса, поставленного в ноябре 2017 года в многоквартирный жилой дом.
Доводы заявителя жалобы сводятся к несогласию с применением истцом повышающего коэффициента для расчета стоимости поставленной тепловой энергии, и, как следствие наличие на стороне истца по первоначальному иску неосновательного обогащения.
Между тем, ответчик не учитывает следующее.
В целях создания правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности принят Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении).
Законом об энергосбережении обязанность по оснащению приборами учета используемых воды, тепловой энергии (за исключением индивидуальных приборов учета тепловой энергии), электрической энергии, газа, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию возложена на собственников помещений в многоквартирных домах и жилых домов, а повышающие коэффициенты введены в целях стимулирования потребителей к установке в том числе общедомовых приборов учета.
Согласно письму Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 11.09.2015 N 29445-ЛГ/04 повышающий коэффициент не применяется только при наличии акта обследования, которым подтверждено отсутствие технической возможности установки счетчика.
Из изложенного в совокупности следует, что для достижения целей Закона об энергосбережении повышенный норматив должен применяться в формулах расчета размера платы за коммунальную услугу для потребителей в случае ненадлежащего исполнения ими обязанности по обеспечению наличия прибора учета в целях определения фактического потребления ресурса.
Приведенная ранее редакция подпункта "е" пункта 22 Правил N 124 применяется с 01.01.2017 в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства РФ от 27.02.2017 N 232.
Ответчик по первоначальному иску документально не оспаривает отсутствие прибора учета в спорном доме, а также наличие технической возможности его установки.
С учетом изложенного суды правомерно признали применение истцом при расчете стоимости потребленной тепловой энергии повышающего коэффициента соответствующим закону.
Кроме того, ответчик, возражая против расчета истца, указал, что не согласен в части выставленной и оплаченной истцу утечки теплоносителя в спорный период.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету. Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется в соответствии с правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 424 ГК РФ определено, что в предусмотренных законом случаях исполнение договора оплачивается по ценам (тарифам, расценкам, ставкам и т.п.), устанавливаемым или регулируемым уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В соответствии с Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом ФСТ России от 06.08.2004 N 20-э/2 (с изменениями от 16.09.2014) (далее - Методические указания) (с учетом письма ФСТ РФ от 29.07.2010 N НБ-6353/5 "О расчетах за подпиточную (техническую) воду, используемую в процессе оказания услуг по горячему водоснабжению"), расходы энергоснабжающей организации на приобретение ХОВ определяются в соответствии с договорными ценами покупки воды, расходами на ее химическую очистку и действующим законодательством, и в систему регулируемых цен и тарифов не входят.
Согласно пункту 60 Методических указаний расчет тарифов на тепловую энергию для потребителей по данным Методическим указаниям основывается на полном возврате потребителями теплоносителя в тепловую сеть и (или) на источник тепла. Стоимость используемой на источниках тепла исходной воды для обеспечения технологического процесса относится к стоимости сырья, основных и вспомогательных материалов, используемых при производстве тепловой энергии. Расходы теплоснабжающей организации на приобретение воды принимаются по ценам ее покупки и расходам на химическую очистку воды по указанным в договорах ценам.
В Информационном письме Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 31.08.2007 N СН-5083/12 относительно применения пункта 60 Методических указаний разъяснено, что расчет тарифов на отпускаемую тепловую энергию основывается на полном возврате потребителями теплоносителя в тепловую сеть и (или) на источник тепла.
Таким образом, при формировании тарифов на отпускаемую тепловую энергию учитываются нормативные потери тепловой энергии и теплоносителя на сетях энергоснабжающей организации.
Принимая во внимание изложенное, тарифы на тепловую энергию не учитывают расходы на водоподготовку при невозврате потребителями теплоносителя, а также на заполнение и подпитку сетей потребителей.
С целью определения стоимости дополнительного количества ХОВ в объеме не возвращенного потребителем теплоносителя ФСТ России рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов при утверждении тарифов на тепловую энергию информировать заинтересованные стороны о стоимости тонны ХОВ в расчетном периоде регулирования, определенной исходя из учтенных в необходимой валовой выручке регулируемой организации затрат на подготовку планового объема химочищенной воды на этот период.
Оплата коммунального ресурса (тепловой энергии), приобретаемого исполнителем коммунальных услуг, осуществляется с применением тарифов на тепловую энергию, установленных для ресурсоснабжающей организации в соответствии с Федеральным законом от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 и с учетом положений информационного письма ФСТ России от 31.08.2007 N СН-5083/12.
В соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2 постановления Пленума от 05.10.2007 N 57 и постановлении Президиума от 15.07.2010 N 2380/10, объем обязательств управляющей компании за поставленные в многоквартирные дома коммунальные ресурсы не может быть больше объема обязательств граждан по их оплате.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354), пунктом 42 которых предусмотрено, что размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к данным Правилам, исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.
При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения N 2 к данным Правилам, исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.
Таким образом, применение норматива потребления коммунальной услуги в расчете платы за коммунальные услуги допустимо только при отсутствии индивидуальных приборов учета.
Согласно пункту 91 Методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденной приказом Минстроя России от 17.03.2014 N 99/пр, в закрытой системе теплоснабжения при зависимом присоединении теплопотребляющих установок часовая величина утечки теплоносителя указывается в договоре и не может превышать 0,25 процента от среднегодового объема воды в тепловой сети и присоединенных к ней системах теплопотребления.
В соответствии с нормами действующего в спорный период законодательства исполнитель коммунальных услуг обязан содержать в исправном состоянии общее имущество жилого дома, в том числе, отопительную систему, и не допускать утечек теплоносителя.
При закрытой системе теплоснабжения стоимость ХОВ, использованной для целей теплоснабжения, учитывается в тарифах на тепловую энергию, а потребители, допускающие в процессе потребления тепловой энергии невозврат конденсата, потери воды в закрытых системах теплоснабжения и сверхнормативный слив воды на горячее водоснабжение, должны оплачивать необходимое для заполнения системы теплоснабжения дополнительное количество ХОВ в объеме этих потерь.
Указанная правовая позиция отражена также в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 23.05.2018 по делу N А65-25060/2017.
Из материалов дела усматривается, что стороны фактически согласовали в приложении N 1 к договору, измененным дополнительным соглашением от 06.10.2017 величину нормативного расхода сетевой воды на подпитку тепловых сетей и систем теплопотребления - нормативные потери (утечку) теплоносителя в системе теплопотребления ответчика (0,018306 т/час).
Принимая во внимание изложенное, довод ответчика по первоначальному иску о наличии на стороне истца неосновательного обогащения, возникшего в результате начисления истцом и оплаты ТСЖ "На Восстания 3" стоимости теплоносителя (утечки), является необоснованным.
Довод заявителя жалобы о том, что пунктом 29 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306) в норматив потребления коммунальных ресурсов включена утечка, связанная с заполнением систем отопления, документально не подтвержден и не соответствует указанному пункту Правил.
Довод заявителя жалобы о том, что у ответчика отсутствует обязанность по оплате тепловой энергии за сентябрь 2017 года, поскольку истец начал поставку тепла лишь с 01.10.2017, также является необоснованным.
Порядок определения норматива потребления коммунальной услуги по отоплению определен Правилами N 306.
Как следует из пункта 2 Правил N 306 "норматив потребления коммунальной услуги" - определяемый в соответствии с настоящими Правилами количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении в случаях, предусмотренных настоящими Правилами и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
Согласно пункту 18 приложения N 1 Правил N 306 норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях (Гкал на 1 кв.м общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме или жилого дома в месяц) определяется по следующей формуле:
,
где:
Qо - количество тепловой энергии, потребляемой за один отопительный период многоквартирными домами, не оборудованными коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии, или жилыми домами, не оборудованными индивидуальными приборами учета тепловой энергии (Гкал), определяемое по формуле 19;
Sоб - общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах или общая площадь жилых домов (кв. м);
nот - период, равный продолжительности отопительного периода (количество календарных месяцев, в том числе неполных, в отопительном периоде).
Согласно Приказу Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан от 21.08.2012 N 132/о "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению многоквартирных и жилых домов с централизованными системами теплоснабжения для муниципальных районов (городов) Республики Татарстан", норматив потребления коммунальной услуги по отоплению многоквартирных и жилых домов с централизованными системами теплоснабжения определен с применением расчетного метода с учетом 8 месяцев отопительного периода, начиная с сентября.
Постановлением Исполнительного комитета г. Казани от 15.09.2017 N 3611 определена дата начала отопительного периода 2017/2018 года в г. Казани - с 20.09.2017.
Постановлением Исполнительного комитета г. Казани от 03.05.2018 N 1788 определена дата завершения отопительного периода 2017/2018 года в г. Казани - с 03.05.2018.
Согласно пунктам 2.1.1., 2.1.4. постановления Исполнительного комитета г. Казани от 15.09.2017 N 3611 истцу рекомендовано обеспечить подачу тепла присоединенным потребителям согласно их заявкам; организовать на период подачи тепла в жилые дома и на объекты социально-культурного назначения круглосуточное дежурство работников, горячие линии для оперативной работы с населением.
Пунктом 2.2.1 указанного постановления руководителям управляющих организаций, обслуживающих жилой фонд, товариществ собственников жилья, жилищных и жилищно-строительных кооперативов рекомендовано обеспечить в установленном порядке подачу тепла в жилые дома.
Принимая во внимание, что ответчиком документально не опровергнуто, что к началу отопительного периода истец по первоначальному делу был готов к подаче тепла абоненту, а также учитывая дату подачи заявки - 29.09.2017, что подтверждено ответчиком в суде кассационной инстанции, судами сделан обоснованный вывод о наличии оснований для оплаты стоимости коммунального ресурса за сентябрь 2017 года.
Учитывая, что факт поставки тепловой энергии на нужды отопления подтверждается материалами дела, доказательства погашения долга в размере 80 000 руб. ответчиком не представлены, суды первой и апелляционной инстанций правомерно признали требование о взыскании долга в указанном размере обоснованным и подлежащим удовлетворению, а требования истца по встречному иску - необоснованными.
В связи с просрочкой оплаты оказанных услуг истцом начислены пени за период с 16.11.2017 по 29.01.2018 в сумме 2985,45 руб.
Произведенный истцом расчет неустойки соответствует требованиям статей 329, 330 ГК РФ, пункту 9.1 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", пункту 25 Правил N 124, а также критериям соразмерности, проверен судом и обоснованно признан верным.
Вопреки доводам заявителя кассационной жалобы, положения статьи 145 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также пункта 66 Правил N 354 при определении сроков внесения платы за оказанные коммунальные услуги, применяются к правоотношениям между исполнителем коммунальных услуг и потребителями, в то время как в настоящем спора рассматриваются правоотношения между исполнителем коммунальных услуг и ресурсоснабжающей организацией, регулируемые Правилами N 124.
Иные доводы заявителя жалобы были предметом рассмотрения судов обеих инстанций и правомерно отклонены при надлежащей правовой оценке.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что суды первой и апелляционной инстанций приняли законное и обоснованное решение по делу, полно и всесторонне исследовав и оценив представленные доказательства, установив имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применив нормы права.
Доводы заявителя кассационной жалобы фактически повторяют доводы, изложенные в апелляционной жалобе, и направлены на переоценку установленных судебными инстанциями обстоятельств дела, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Принимая во внимание изложенное, оснований для отмены судебных актов судов первой и апелляционной инстанций не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.08.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2018 по делу N А65-5850/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.Н. Федорова |
Судьи |
И.В. Арукаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как следует из пункта 2 Правил N 306 "норматив потребления коммунальной услуги" - определяемый в соответствии с настоящими Правилами количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении в случаях, предусмотренных настоящими Правилами и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
...
Произведенный истцом расчет неустойки соответствует требованиям статей 329, 330 ГК РФ, пункту 9.1 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", пункту 25 Правил N 124, а также критериям соразмерности, проверен судом и обоснованно признан верным.
Вопреки доводам заявителя кассационной жалобы, положения статьи 145 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также пункта 66 Правил N 354 при определении сроков внесения платы за оказанные коммунальные услуги, применяются к правоотношениям между исполнителем коммунальных услуг и потребителями, в то время как в настоящем спора рассматриваются правоотношения между исполнителем коммунальных услуг и ресурсоснабжающей организацией, регулируемые Правилами N 124."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 20 февраля 2019 г. N Ф06-43156/19 по делу N А65-5850/2018