г. Казань |
|
27 февраля 2019 г. |
Дело N А49-4796/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 февраля 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Закировой И.Ш., Мосунова С.В.,
при участии представителей:
заявителя - Артюшиной Н.Ю., доверенность от 14.02.2019, Подорожой И.Б., доверенность от 17.03.2017,
ответчика - Боравиковой Ж.В., доверенность от 19.04.2017,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Пензенской области
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 08.08.2018 (судья Столяр Е.Л.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2018 (председательствующий судья Драгоценнова И.С., судей Юдкин А.А., Кувшинов В.Е)
по делу N А49-4796/2018
по заявлению Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пензенской области (ОГРН 1025801105967; ИНН 5834007500), к Управлению Федерального казначейства по Пензенской области (ОГРН 1025801353060; ИНН 5836200530), о признании недействительным представления 22.03.2018 N 55-20-15/1059,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Пензенской области (далее - УФСИН России по Пензенской области, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Пензенской области (далее - УФК по Пензенской области, ответчик), о признании недействительным представления от 22.03.2018 N 55-20-15/1059.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 08.08.2018, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2018 заявленные требования удовлетворены, представления УФК по Пензенской области от 22.03.2018 N 55-20-15/1059 признано недействительным.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, УФК по Пензенской области обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит, вынесенные по делу судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
УФК по Пензенской области в кассационной жалобе выражает свое несогласие с выводами судебных инстанций, относительно незаконности выводов УФК по Пензенской области, изложенных в пунктах 1, 2, 3 представления от 22.03.2018 N 55-20-15/1059 по неэффективному использованию бюджетных средств УФСИН по Пензенской области.
УФСИН России по Пензенской области отзывом отклонило доводы, изложенные в кассационной жалобе, просило оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения, ссылаясь на их законность и обоснованность.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, правильность применения судами норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, судебная коллегия установила следующее.
Как следует из материалов дела, в период с 10.01.2018 по 05.02.2018, на основании приказа УФК по Пензенской области от 28.12.2018 N 474, проведена выездная проверка УФСИН России по Пензенской области по вопросам использования средств федерального бюджета на вещевое и продовольственное обеспечение отдельных органов исполнительной власти Российской Федерации на 2017 год.
На основании акта выездной проверки УФК по Пензенской области от 05.02.2018, с учетом принятых возражений, заместителем руководителя УФК по Пензенской области, 22.03.2018 вынесено представление N 55-20-15/20159.
Не согласившись с выданным УФК по Пензенской области представлением от 05.02.2018 N 55-20-15/20159, УФСИН России по Пензенской области обратился в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением о признании его недействительным.
Согласно пункту 1 представления УФСИН России по Пензенской области, как распорядитель средств, в результате неверного применения кода направления расходов 90049 "Расходы на обеспечение функционирования Вооруженных Сил Российской Федерации, органов в сфере национальной безопасности и правоохранительной деятельности, войск и иных воинских формирований" по целевой статье 42 3 08 00000 "Обеспечение соблюдения международных стандартов обращения с осужденными в местах лишения свободы и лицами, содержащимися под стражей", утверждена бюджетная смета и доведены до ЛБО за счет средств федерального бюджета ФКУ ИК-5 УФСИН России по Пензенской области по данному коду целевой статьи на приобретение продовольствия в рамках приносящей доход деятельности, не связанной с привлечением труда осужденных в 2017 году для столовой, что привело к нарушению, связанному с классификацией расходов. Сумма нарушения в денежном выражении определена в рассматриваемом пункте представления в размере 394 580 руб.
По мнению проверяющих, заявителем нарушен пункт 2 статьи 18 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), раздел 4(1).2.3 Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации".
Согласно пункту 2 статьи 161 БК РФ финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.
Финансовое обеспечение расходов по деятельности УИС, не связанной с привлечением осужденных к труду, осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Планирование расходов, на ведение названной деятельности, осуществляется при формировании федерального бюджета на предстоящий год, с учетом назначения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, в соответствии с требованиями приказа Минфина России от 01.07.2013 N 65н, а также соответствия их целям и задачам приносящей доход деятельности учреждения УИС и целесообразное их осуществления производится исходя из уровня прогнозируемых доходов.
Пунктом 3 приказа ФСИН России от 05.06.2015 N 512 "Об осуществлении бюджетных полномочий администраторов доходов федерального бюджета учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы" утвержден перечень учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, осуществляющих бюджетные полномочия администраторов доходов федерального бюджета, к которым, в том числе отнесены УФСИН России по Пензенской области, ФКУ ИК-5 УФСИН России по Пензенской области, а к источникам доходов федерального бюджета отнесены средства от реализации материальных запасов, товаров при осуществлении приносящей доход деятельности, не связанной с привлечением осужденных к труду (деятельность магазинов (ларьков), столовых, реализации учебной литературы и т.п.) по коду 320 1 14 02013 01 7000 440.
Расходным расписанием от 18.01.2017 N 00146023/006 по КБК 320 0305 42 3 08 90049 244 главным распорядителем бюджетных средств (ФСИН России) на 2017 год доведены лимиты бюджетных обязательств на осуществление расходов в рамках осуществления приносящей доход деятельности, не связанной с привлечением к труду осужденных в сумме 3 424 900 руб. Данное расходное расписание доведено до УФСИН России по Пензенской области телеграммой.
Согласно уставу ФКУ ИК-5, УФСИН России по пензенской области осуществляет приносящую доход деятельность, не связанную с привлечением осужденных к труду, в частности оказания услуг общественного питания, столовых, в том числе от торговли продовольственными товарами.
Доходы, полученные от реализации готовых блюд, поступили в доход федерального бюджета по коду дохода 1 14 02013 01 7000 440.
Расходы на осуществление приносящий доход деятельности, не связанной с привлечением к труду осужденных, были утверждены в составе бюджетной системы ФКУ ИК-5 УФСИН России по Пензенской области. Для исполнения бюджетной сметы главным распорядителем бюджетных средств (ФСИН России) были доведены лимиты бюджетных обязательств в соответствии с бюджетной классификацией расходов, утвержденной Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н. При этом расходы федерального бюджета на закупку товаров осуществлялись по виду расходов 244, в соответствии с которым осуществляются расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на закупку товаров, работ, услуг, а также расходы государственных (муниципальных) учреждений, не отнесенные к иным элементам видов расходов подгруппы 240.
Довод ответчика о том, что в расходном расписании отсутствует расшифровка конкретных расходов, суд кассационной инстанции считает необоснованным.
Так, форма расходов расписания, утвержденная приложением N 2 к Порядку доведения бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при организации исполнения федерального бюджета по расходам и источникам финансирования дефицита федерального бюджета и передачи бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при реорганизации участников бюджетного процесса федерального уровня, утвержденная приказом Минфина РФ от 30.09.2008 N 104н не предусматривает никаких расшифровок. В ходе судебных разбирательств, УФСИН России по Пензенской области, в материалы дела, предоставлено соответствующее расходное расписание.
Следовательно, УФСИН России по Пензенской области нарушений классификации расходов по доведению лимитов бюджетных обязательств не допущено.
Согласно пункту 2 оспариваемого представления, УФСИН России по Пензенской области приобрело вещевое имущество (ботинки кожаные с высокими берцами, полусапоги мужские хромовые утепленные) для личного состава при наличии переходящих запасов по данным предметам вещевого имущества для личного состава по состоянию на 01.01.2017, которые полностью обеспечивают потребность в данных предметах вещевого имущества личного состава в 2017 году, что, по мнению заявителя, привело к неэффективному расходованию бюджетных средств, так как нарушен принцип эффективности использования бюджетных средств, а именно: при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса, в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности).
По мнению УФК по Пензенской области, сумма нарушения составила 1 362 160 руб.
Согласно пункту 1.3 Положения о материально-техническом обеспечении учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 31.12.2003 N 331, одним из принципов организации обеспечения ресурсами является принцип эффективности и экономии использования бюджетных средств.
УФК по Пензенской области считает, что заявителем нарушена статья 34 БК РФ, поскольку поставленные перед УФСИН России по Пензенской задачи, могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств.
Обосновывая правомерность своих действий, УФСИН России по Пензенской, ссылался на то, что в 2017 году производилась закупка наиболее востребованных видов вещевого имущества, необходимых для выполнения служебных обязанностей сотрудниками УИС в связи, с чем был заключен государственный контракт на поставку ботинок кожаных с высокими берцами, полусапог мужских хромовых утепленных.
Постановлением Правительства РФ от 22.12.2006 N 789 "О форме одежды, знаках различия и нормах снабжения вещевым имуществом сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, имеющих специальные звания внутренней службы" (далее - Общие положения о вещевом обеспечении) утверждены нормы снабжения сотрудников вещевым имуществом учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, имеющих специальные звания внутренней службы.
Согласно пункту 9 Общих положений о вещевом обеспечении нормы снабжения сотрудников вещевым имуществом определяют наименования и количество предметов вещевого имущества, выдаваемых на одного сотрудника или на подразделение в целом, сроки их носки (эксплуатации), а также категории сотрудников, которые обеспечиваются таким вещевым имуществом.
Из материалов дела следует, что годовая потребность в вещевом имуществе для личного состава на 2017 год составила в общей сумме 19 258,4 тыс. руб., а рассчитанная под планируемые объемы бюджетного финансирования 7 338 тыс. руб.
В 2017 году было доведено финансирование и приобретено вещевое имущество для личного состава УФСИН России по Пензенской на общую сумму 8 506,29 тыс.руб., что составляет 44% от годовой потребности.
ФГУП "Производственно-промышленный дом" с ФСИН России заключен государственный контракт, на поставку обувной продукции (ботинки кожаные с высокими берцами, полусапоги мужские хромовые утепленные) на сумму 2 239 820, 00 руб.
Как установлено судами, годовая потребность в вещевом имуществе для личного состава на 2017 год составила в общей сумме 19 258,4 тыс. руб., переходящий запас -9169,6 тыс. руб., то есть потребность превысила запасы более чем на 50%.
Таким образом, судом правомерно сделан вывод о том, что размер вещевого обеспечения сотрудников органов уголовно-исполнительной системы определяется, исходя из потребности бесперебойного обеспечения сотрудников конкретными наименованиями вещевого имущества, его количества, норм, ростовки, сроков носки.
Следовательно, с учетом положений пунктов 4, 7, 8, 10 Порядок обеспечения вещевым имуществом сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, имеющих специальные звания внутренней службы (Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 20.05.2013 N 71) УФСИН России по Пензенской закупал вещевое имущества в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств.
Пунктом 3 оспариваемого представления вменяется УФСИН России по Пензенской области неэффективное использование бюджетных средств, так как нарушен принцип эффективности использования бюджетных средств, а именно: при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности).
По мнению УФК по Пензенской области, сумма нарушения составила 301 560 руб. 50 коп.
УФК по Пензенской области считает, что заявителем нарушена статья 34 БК РФ, пункт 4.1 Положения о материально-техническом обеспечении учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции РФ от 31.12.2003 N 331 (далее - Положение о материально-техническом обеспечении)
Согласно пункту 4.1 Положения о материально-техническом обеспечении заключение государственных контрактов (договоров) на поставку продукции осуществляется на конкурсной основе в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и другими нормативными актами по ценам, рекомендуемым (утвержденным) ГУИН Минюста России, а также не превышающим среднесложившиеся в регионе.
Как следует из материалов дела, УФСИН России по Пензенской области при осуществлении закупок для государственных нужд, не осуществляя обоснования начальной (максимальной) цены, в соответствии с требованиями Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", не учитывая средне региональные цены на аналогичные закупаемые товары, что привело к закупке товаров по завышенной цене, т.е. не обеспечено достижение принципа эффективности использования бюджетных средств, а именно достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств.
Как установлено судами, яйца свежие УФСИН России по Пензенской области закупало у производителей - учреждений уголовно-исполнительной системы (ФКУ ИФК-5, ФКУ ИФК-4), а также у продавцов - ООО "ТоргСнаб" (сумма контракта 99 828 руб.) и ООО "Главный поставщик" (суммы контрактов 317 892 руб. 60 коп. и 45 360 руб.). При этом, как указано в контракте, заключенном с поставщиком ООО "Главный поставщик", сумма которого превышает 100 000 руб., данный контракт заключен по итогам проведения электронного аукциона.
Нарушений, связанных с порядком заключения вышеуказанных государственных контрактов, а также методов определения цены, УФК по Пензенской области не выявило.
Так, при определении цен контрактов, заключаемых на поставку продовольствия в 2017 году, учитывались средние потребительские цены на товары по Пензенской области в 2017 году по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Пензенской области.
Таким образом, государственные контракты были заключены по ценам, не превышающим предельные цены, установленные главным распорядителем бюджетных средств - ФСИН России, и в пределах средних потребительских цен на товары (работы, услуги) в Пензенской области.
На основании изложенного, исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ, представленные в материалы дела документы и доказательства, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о недействительности представления от 22.03.2018 N 55-20-15/1059 и удовлетворили заявленные требования УФСИН России по Пензенской области.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не доказывают нарушение УФСИН России по Пензенской области принципа эффективности и экономичности использования бюджетных средств.
Таким образом, при вынесении обжалуемых судебных актов судебные инстанции всесторонне, полно и объективно исследовали все представленные доказательства, дали им надлежащую оценку и правильно применили нормы материального и процессуального права. В связи с этим кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пензенской области от 08.08.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2018 по делу N А49-4796/2018 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
И.Ш. Закирова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"УФК по Пензенской области считает, что заявителем нарушена статья 34 БК РФ, пункт 4.1 Положения о материально-техническом обеспечении учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции РФ от 31.12.2003 N 331 (далее - Положение о материально-техническом обеспечении)
...
Как следует из материалов дела, УФСИН России по Пензенской области при осуществлении закупок для государственных нужд, не осуществляя обоснования начальной (максимальной) цены, в соответствии с требованиями Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", не учитывая средне региональные цены на аналогичные закупаемые товары, что привело к закупке товаров по завышенной цене, т.е. не обеспечено достижение принципа эффективности использования бюджетных средств, а именно достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 27 февраля 2019 г. N Ф06-43558/19 по делу N А49-4796/2018