Проект федерального закона
"О внесении дополнений в часть вторую
Налогового кодекса Российской Федерации
(Глава 27. Таможенная пошлина и таможенные сборы)"
Досье на проект федерального закона
См. пояснительную записку
финансово-экономическое обоснование
перечень законодательных актов для изменения
Статья 1. Внести в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст.3340) следующие дополнения:
Дополнить часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации главой 27 следующего содержания:
"Глава 27. Таможенная пошлина и таможенные сборы
Статья 1. Таможенная пошлина
1. Таможенная пошлина представляет собой обязательный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц при совершении ими действий по ввозу товаров на таможенную территорию Российской Федерации или их вывозу с этой территории.
2. Уплата таможенной пошлины является неотъемлемым условием ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоза товаров с этой территории, за исключением случаев, предусмотренных в настоящей главе Кодекса.
Статья 2. Таможенные сборы и иные таможенные платежи
К таможенным сборам относятся:
1) таможенные сборы за таможенное оформление товаров;
2) таможенные сборы за хранение товаров;
3) таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров;
4) таможенные сборы за выдачу лицензий и квалификационного аттестата;
5) таможенные сборы за принятие предварительного решения.
Статья 3. Налогоплательщики
1. Налогоплательщиками таможенной пошлины, таможенных сборов и иных таможенных платежей (далее в настоящей главе - налогоплательщиками) признаются декларанты либо иные лица, определяемые Таможенным кодексом Российской Федерации.
2. Любое заинтересованное лицо вправе уплатить таможенную пошлину, таможенные сборы и иные таможенные платежи, если иное не установлено таможенным законодательством Российской Федерации.
Статья 4. Объект налогообложения
1. Объектом налогообложения таможенной пошлиной признаются товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации, если иное не установлено статьей 6 настоящей главы Кодекса.
Положения настоящего пункта применяются с учетом положений статьи 7 настоящей главы Кодекса.
2. Объекты налогообложения таможенными сборами определяют Таможенным кодексом Российской Федерации.
Статья 5. Товары, не облагаемые таможенной пошлиной
1. Не облагаются таможенной пошлиной товары, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации:
1) предназначенные для официального пользования дипломатическими или консульскими представительствами иностранных государств, для личного пользования официальными представителями иностранных государств и проживающими с ними членами их семей, а также другими указанными в Таможенном кодексе Российской Федерации физическими лицами, в порядке и на условиях, установленных Таможенным кодексом Российской Федерации;
2) являющиеся продукцией промысла российских или арендованных (зафрахтованных) российскими организациями судов, ведущих морской промысел;
3) в виде валюты Российской Федерации, иностранной валюты (кроме используемой для нумизматических целей), а также ценные бумаги в соответствии с законодательством Российской Федерации;
4) подлежащие обращению в федеральную собственность Российской Федерации.
2. Таможенная пошлина не уплачивается при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации товаров, указанных в подпунктах первом - пятом, и при вывозе с этой территории товаров, указанных в подпункте первом пункта 1 настоящей статьи.
Статья 6. Особенности применения таможенной пошлины при перемещении
товаров через таможенную границу Российской Федерации
1. Особенности применения таможенных пошлин при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации определяются в зависимости от таможенного режима, под который помещается перемещаемый товар.
2. Таможенная пошлина при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации применяется в следующем порядке:
1) при помещении товаров под таможенный режим выпуска для свободного обращения таможенная пошлина уплачивается в полном объеме, если иное не предусмотрено статьями 5, 23 - 25 настоящей главы Кодекса;
2) при помещении товаров под таможенный режим реимпорта, транзита, таможенного склада, реэкспорта, магазина беспошлинной торговли, переработки под таможенным контролем, свободной таможенной зоны, свободного склада, уничтожения и отказа от товаров в пользу государства таможенная пошлина не уплачивается;
3) при помещении товаров под таможенный режим переработки на таможенной территории Российской Федерации таможенная пошлина уплачивается с возвратом уплаченных сумм при вывозе продуктов переработки с таможенной территории Российской Федерации;
4) при помещении товаров под таможенный режим временного ввоза, а также при ввозе продуктов переработки товаров, помещенных под таможенный режим переработки вне таможенной территории Российской Федерации, применяется полное или частичное освобождение от уплаты таможенной пошлины в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Российской Федерации;
5) при помещении товаров под таможенный режим, не предусмотренный настоящей главой Кодекса, особенности применения таможенных пошлин определяются таможенным законодательством Российской Федерации.
3. Таможенная пошлина при вывозе товаров с таможенной территории Российской Федерации применяется в следующем порядке:
1) при помещении товаров под таможенный режим экспорта таможенная пошлина уплачивается в полном объеме, если иное не предусмотрено статьей 5 настоящей главы;
2) при помещении товаров под таможенный режим переработки вне таможенной территории Российской Федерации таможенная пошлина уплачивается с возвратом уплаченных сумм при ввозе продуктов переработки на таможенную территорию Российской Федерации, если иное не установлено таможенным законодательством Российской Федерации;
3) при помещении товаров под таможенные режимы транзита, реэкспорта, таможенного склада, свободной таможенной зоны или свободного склада таможенная пошлина не уплачивается;
4) при помещении товаров под таможенный режим временного вывоза применяется полное или частичное освобождение от уплаты таможенной пошлины в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Российской Федерации;
5) при помещении товаров под таможенный режим, не предусмотренный настоящей главой Кодекса, особенности применения таможенных пошлин определяются таможенным законодательством Российской Федерации.
4. При несоблюдении условий избранного таможенного режима в случаях, предусмотренных таможенным законодательством, налогоплательщиком уплачиваются сумма таможенной пошлины, а также начисленные на нее проценты по ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
5. При перемещении через таможенную границу физическими лицами товаров, не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности, таможенная пошлина включается в совокупный таможенный платеж, представляющий собой совокупность сумм таможенных пошлин и налогов, предусмотренных настоящим Кодексом при перемещении товаров через таможенную границу.
Статья 7. Налоговая база
1. Налоговая база таможенной пошлины в зависимости от вида товаров и применяемых налоговых ставок определяется как таможенная стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, и (или) их объемная характеристика в натуральном выражении (количество, масса, объем, или иная подобная характеристика).
2. Налоговая база таможенных сборов определяется в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.
3. Таможенная стоимость определяется в соответствии с настоящей главой, а в части, не урегулированной ей, - в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации.
Статья 8. Принципы определения таможенной стоимости товаров
1. Определение таможенной стоимости должно основываться на реальной цене товаров, перемещаемых через таможенную границу, по которой эти товары продаются или предлагаются для продажи при обычном ходе торговли в условиях полной конкуренции.
2. Для целей определения таможенной стоимости используются сведения, основанные на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
3. Определение таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, основывается на принципах и правилах оценки товаров в таможенных целях, установленных Всемирной торговой организацией в Соглашении по применению статьи VII Генерального Соглашения по тарифам и торговле (Соглашение по таможенной оценке ГАТТ/ВТО).
4. Порядок определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Статья 9. Порядок определения и контроля таможенной стоимости
1. Таможенная стоимость заявляется (декларируется) декларантом таможенному органу при таможенном оформлении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации.
2. Порядок и условия заявления таможенной стоимости, ее определения и контроля устанавливаются в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации.
Статья 10. Методы определения таможенной стоимости ввозимых товаров
1. При определении таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, используются следующие методы:
1) по цене сделки с ввозимыми товарами;
2) по цене сделки с идентичными товарами;
3) по цене сделки с однородными товарами;
4) вычитания;
5) сложения;
6) резервный.
2. Основным методом определения таможенной стоимости является метод по цене сделки с ввозимыми товарами.
В том случае, если основной метод не может быть использован, применяется последовательно каждый из перечисленных в пункте 1 настоящей статьи методов. При этом каждый последующий метод применяется, если таможенная стоимость не может быть определена путем использования предыдущего метода.
Последовательность применения методов вычитания и сложения по просьбе декларанта может быть изменена.
Статья 11. Метод по цене сделки с ввозимыми товарами
1. Таможенной стоимостью товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, является цена сделки, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на экспорт в Российскую Федерацию, скорректированная в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса при условии, что:
1) не существует ограничений в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением ограничений, которые:
установлены законодательством Российской Федерации;
ограничивают географический регион, в котором товары могут быть перепроданы;
существенно не влияют на цену товара;
2) продажа или цена сделки не зависят от соблюдения условий, влияние которых на цену сделки не может быть количественно определено;
3) часть дохода от последующей перепродажи, распоряжения иным способом или использования товаров покупателем не будет передаваться прямо или косвенно продавцу, кроме случаев, когда в соответствии с положениями статьи 3 настоящего Кодекса может быть произведена корректировка стоимости;
4) покупатель и продавец не являются взаимозависимыми лицами, за исключением случаев, когда их взаимозависимость не повлияла на цену сделки.
Для целей настоящей главы покупатель и продавец рассматриваются как взаимозависимые лица, если:
1) они являются сотрудниками или руководителями организаций друг друга;
2) они являются юридически признанными деловыми партнерами;
3) они являются работодателем и работником по найму;
4) один из них прямо или косвенно владеет, контролирует либо держит 5 или более процентов выпущенных в обращение акций, дающих право голоса;
5) один из них прямо или косвенно контролирует другого;
6) оба они прямо или косвенно контролируются третьим лицом;
7) оба они прямо или косвенно контролируют третье лицо;
8) они являются членами одной семьи.
2. В случае, если продавец и покупатель являются взаимозависимыми лицами и таможенный орган имеет основания полагать, что их взаимозависимость повлияла на цену сделки, он сообщают об этом декларанту. По письменному запросу декларанта сообщение о таких основаниях представляется в письменном виде. Декларант вправе представить доказательства таможенному органу о том, что взаимозависимость не повлияла на цену сделки.
3. Для определения таможенной стоимости товаров по цене сделки декларант должен доказать, что стоимость товаров при сделке между взаимозависимыми покупателем и продавцом близко совпадает с одной из проверочных величин, в качестве которых используются следующие стоимости товаров, ввезенных в то же или почти в тоже время на таможенную территорию Российской Федерации:
1) цен сделок при продаже на экспорт в Российскую Федерацию независимому покупателю идентичных или однородных товаров;
2) таможенная стоимость идентичных или однородных товаров, определяемая в соответствии со статьей 6 настоящего Кодекса;
3) таможенная стоимость идентичных или однородных товаров, определяемая в соответствии со статьями 13 и 14 настоящего Кодекса.
4. При сравнении стоимостей в соответствии с положениями пункта 3 настоящей статьи учитываются различия в коммерческих условиях продажи и количестве товаров, расходах и затратах, указанных в статье 12 настоящего Кодекса, а также в расходах и затратах, которые обычно несет продавец при продажах, в которых продавец и покупатель не являются взаимозависимыми лицами, по сравнению с расходами и затратами, которые не несет продавец при продажах, если продавец и покупатель являются взаимозависимыми лицами.
5. Проверочные величины, указанные в пункте 3 настоящей статьи, используются исключительно в целях сравнения и не могут быть установлены в качестве цены сделки.
6. Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате, является общая сумма платежа, внесенного или подлежащего внесению покупателем продавцу или в пользу продавца за товары и включающая все платежи, которые прямо или косвенно осуществлены или подлежат осуществлению покупателем продавцу или третьему лицу в пользу продавца по условиям сделки.
Статья 12. Дополнительные начисления к цене, фактически уплаченной или
подлежащей уплате
1. При определении таможенной стоимости товаров по цене сделки с ввозимыми товарами в эту стоимость включаются следующие компоненты, если они не были включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате:
1) расходы, понесенные покупателем:
комиссионные и брокерские вознаграждения, за исключением комиссионных по закупке товаров;
стоимость контейнеров и (или) другой многооборотной тары, если для таможенных целей они рассматриваются как единое целое с товарами;
стоимость упаковки, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке;
2) соответствующая часть стоимости следующих товаров и услуг, которые прямо или косвенно предоставлены покупателем бесплатно или по сниженной цене для использования в связи с производством и продажей на экспорт оцениваемых товаров:
сырья, материалов, деталей, полуфабрикатов и других комплектующих, являющихся составной частью оцениваемых товаров;
инструментов, штампов, форм и других подобных предметов, использованных при производстве оцениваемых товаров;
материалов, израсходованных при производстве оцениваемых товаров;
проектирования, разработки, инженерной, конструкторской работы, дизайна, художественного оформления, чертежей и эскизов, произведенных или выполненных за пределами таможенной территории Российской Федерации и необходимых для производства оцениваемых товаров;
3) роялти и лицензионные платежи, включая платежи за патенты, торговые марки, товарные знаки и авторские права, относящиеся к оцениваемым товарам, которые прямо или косвенно должен уплатить покупатель в качестве условия продажи оцениваемых товаров, в размере, не включенном в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате;
4) величина части прямого или косвенного дохода продавца от любой последующей перепродажи, распоряжения или использования оцениваемых товаров;
5) расходы по доставке товаров до аэропорта, морского порта или иного места ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации:
стоимость транспортировки;
расходы по погрузке, выгрузке или перегрузке товаров и проведения иных операций, связанных с их транспортировкой;
расходы по страхованию.
2. Дополнительные начисления к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате, предусмотренные соответственно пунктом 1 настоящей статьи, производятся на основании объективных и количественно определенных сведений.
3. При определении таможенной стоимости по цене сделки с ввозимыми товарами компоненты, не указанные в пункте 1 настоящей статьи, в таможенную стоимость товаров не включаются.
Статья 13. Метод по цене сделки с идентичными товарами
1. Если таможенная стоимость оцениваемых товаров не может быть определена в соответствии со статьей 11 настоящего Кодекса, таможенной стоимостью является цена сделки с идентичными товарами, проданными на экспорт в Российскую Федерацию и (или) вывезенными из страны экспорта в то же или почти в то же время, что и оцениваемые товары.
Ценой сделки с идентичными товарами является таможенная стоимость, принятая таможенным органом в соответствии со статьей 11 настоящего Кодекса и скорректированная в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.
2. Для целей настоящей главы товары не считаются идентичными, если в отношении этих товаров проектирование, опытно-конструкторские разработки, художественное оформление, дизайн, эскизы и чертежи и иные аналогичные работы были выполнены в Российской Федерации.
3. При определении таможенной стоимости по цене сделки с идентичными товарами идентичные товары, произведенные иным лицом, нежели производитель оцениваемых товаров, рассматриваются лишь в случаях, когда идентичные товары того же производителя не выявлены.
4. Для определения таможенной стоимости рассматривается цена сделки с идентичными товарами, проданными на тех же коммерческих условиях и в том же количестве, что и оцениваемые товары. Если таких продаж не выявлено, используется цена сделки с идентичными товарами, проданными на иных коммерческих условиях и (или) в другом количестве, при условии проведения корректировки, учитывающей различия в коммерческих условиях и (или) количестве. Такая корректировка проводится на основе сведений, которые однозначно подтверждают обоснованность и точность корректировки независимо от того, приводит ли она к увеличению или снижению стоимости.
5. При определении таможенной стоимости по цене сделки с идентичными товарами при необходимости проводится корректировка стоимости для учета значительной разницы в расходах и платежах между оцениваемыми и идентичными товарами, обусловленной различиями в расстоянии перевозки товаров и виде транспорта.
6. Если при применении настоящей статьи выявлено более одной цены сделки с идентичными товарами, то для определения таможенной стоимости оцениваемых товаров применяется самая низкая из них.
Статья 14. Метод по цене сделки с однородными товарами
1. Если таможенная стоимость товаров не может быть определена в соответствии со статьями 11 и 13 настоящего Кодекса, таможенной стоимостью товаров является цена сделки с однородными товарами, проданными на экспорт в Российскую Федерацию и (или) вывезенными из страны экспорта в то же или почти в то же время, что и оцениваемые товары.
Ценой сделки с однородными товарами является таможенная стоимость, принятая таможенным органом в соответствии со статьей 11 настоящего Кодекса и скорректированная в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.
2. Для целей настоящей главы товары не считаются однородными, если в отношении этих товаров проектирование, опытно-конструкторские разработки, художественное оформление, дизайн, эскизы и чертежи и иные аналогичные работы были выполнены в Российской Федерации.
3. При определении таможенной стоимости по цене сделки с однородными товарами однородные товары, произведенные иным лицом, нежели производитель оцениваемых товаров, рассматриваются лишь в случаях, когда однородные товары того же производителя не выявлены.
4. Для определения таможенной стоимости рассматривается цена сделки с однородными товарами, проданными на тех же коммерческих условиях и в том же количестве, что и оцениваемые товары. Если таких продаж не выявлено, используется цена сделки с однородными товарами, проданными на иных коммерческих условиях и (или) в другом количестве, при условии проведения корректировки, учитывающей различия в коммерческих условиях и (или) количестве. Такая корректировка проводится на основе сведений, которые однозначно подтверждают обоснованность и точность корректировки независимо от того, приводит ли она к увеличению или снижению стоимости.
5. При определении таможенной стоимости по цене сделки с идентичными товарами при необходимости проводится корректировка стоимости для учета значительной разницы в расходах и платежах между оцениваемыми и однородными товарами, обусловленной различиями в расстоянии перевозки товаров и виде транспорта.
6. Если при применении настоящей статьи выявлено более одной цены сделки с однородными товарами, то для определения таможенной стоимости оцениваемых товаров применяется самая низкая из них.
Статья 15. Метод вычитания
1. Если таможенная стоимость товаров не может быть определена в соответствии со статьями 11, 13 и 14 настоящего Кодекса, таможенная стоимость товаров определяется на основе метода вычитания согласно настоящей статье, за исключением случаев, когда по просьбе декларанта применяется обратный порядок применения методов вычитания и сложения.
2. Если оцениваемые либо идентичные или однородные им товары продаются в Российской Федерации в том же состоянии, в котором они ввозятся на таможенную территорию Российской Федерации, в качестве основы для определения таможенной стоимости товаров принимается цена единицы товара, по которой наибольшее совокупное количество оцениваемых, идентичных или однородных товаров продается лицам, не являющимся взаимозависимыми с продавцом, одновременно или почти одновременно с ввозом оцениваемых товаров на таможенную территорию Российской Федерации, при условии осуществления следующих вычетов:
1) надбавок к цене, обычно производимых для прибыли и покрытия общих расходов (включая прямые и косвенные расходы по реализации товаров) в размерах, обычно имеющих место в связи с продажей в Российской Федерации товаров того же класса или вида (товаров, относящихся к одной группе или ряду товаров, изготовленных отдельной отраслью или подотраслью (сектором) промышленности, включая идентичные и однородные товары), в том числе, ввезенных из других стран;
2) обычных расходов на транспортировку и страхование и связанных с ними расходов, понесенных на таможенной территории Российской Федерации;
3) сумм таможенных пошлин, налогов, сборов и иных платежей налогового характера, подлежащих уплате в связи с ввозом товаров на таможенную территорию Российской Федерации или их продажей на этой территории, включая налоги и сборы субъектов Российской Федерации и местные налоги и сборы.
3. Если ни оцениваемые, ни идентичные или однородные товары не продаются одновременно или почти одновременно с ввозом товаров на таможенную территорию Российской Федерации, таможенная стоимость определяется на основе цены единицы товара, по которой оцениваемые, идентичные или однородные товары продаются в Российской Федерации в количестве, достаточном для установления цены за единицу товара, в том же состоянии, в котором они были ввезены, на самую раннюю дату после принятия таможенным органом Российской Федерации таможенной декларации в отношении оцениваемых товаров, но не позднее, чем по истечении 90 дней.
4. Если ни оцениваемые, ни идентичные или однородные товары не продаются в Российской Федерации в том же состоянии, в каком они были ввезены на таможенную территорию Российской Федерации, по запросу декларанта таможенная стоимость определяется на основе цены единицы товара, по которой наибольшее совокупное количество оцениваемых товаров продается после их переработки (обработки) лицам, не являющимся взаимозависимыми с продавцом, одновременно или почти одновременно с ввозом оцениваемых товаров на таможенную территорию Российской Федерации, при условии осуществления следующих вычетов:
стоимости, добавленной в результате переработки (обработки);
вычетов, указанных в подпунктах 1 - 3 пункта 2 настоящей статьи.
Статья 16. Метод сложения
1. При определении таможенной стоимости товаров с использованием метода сложения в качестве основы принимается цена товара, рассчитанная путем сложения:
1) себестоимости или стоимости материалов и операций по изготовлению оцениваемых товаров;
2) суммы прибыли и общих расходов, в том числе, прямые и косвенные издержки, связанные с производством и продажей, не включенные в себестоимость в пределах размеров, которые обычно устанавливаются производителями в стране экспорта (вывоза) для экспорта в Российскую Федерацию при продаже того же класса и вида, что и оцениваемые товары;
3) расходы по доставке товаров, указанные в подпункте 5 пункта 1 статьи 3 настоящего Кодекса.
2. Себестоимость или стоимости, указанные в подпункте 1 пункта 1 настоящей статьи определяются на основе сведений о производстве оцениваемых товаров, представленных их производителем или от его имени. Указанные сведения основываются на коммерческих счетах производителя, при условии, что такие счета соответствуют общепринятым принципам бухгалтерского учета, применяемым в стране, где произведены товары.
3. В себестоимость или стоимость, указанные в подпункте 1 пункта I настоящей статьи включаются расходы и затраты, указанные в абзацах 3 и 4 подпункта 1 и подпункте 2 пункта 1 статьи 12 настоящего Кодекса. При этом стоимость проектирования, разработки, инженерной, конструкторской работы, дизайна, художественного оформления, чертежей и эскизов, произведенных или выполненных на таможенной территории Российской Федерации и необходимых для производства оцениваемых товаров, включается в пределах, оплаченных производителем.
4. Суммы прибыли и общих расходов определяются на основе сведений, представленных производителем или от его имени. Если эти сведения не соответствуют имеющимся в распоряжении таможенного органа сведениям об обычных прибыли и общих расходах при продаже товаров того же класса и вида для экспорта в Российскую Федерацию, таможенный орган может определить сумму обычной прибыли и общих расходов на основе имеющихся у него сведений.
5. Таможенные органы не вправе требовать от иностранных лиц представления документов и сведений, содержащихся в их бухгалтерских и банковских документах, о производстве оцениваемых товаров.
Проверка документов и сведений, представленных иностранным производителем или от его имени, может производиться таможенными органами в соответствии с международными соглашениями Российской Федерации и общепризнанными международными нормами и практикой.
Статья 17. Резервный метод
1. Если таможенная стоимость товаров не может быть определена в соответствии со статьями 11, 13 - 16 настоящего Кодекса, таможенная стоимость определяется путем использования разумных способов, совместимых с принципами и общими положениями настоящей главы.
2. В качестве основы для определения таможенной стоимости товаров в соответствии с настоящей статьей не могут быть использованы:
1) цена на товары на внутреннем рынке страны экспорта (вывоза);
2) цена товара, поставляемого из страны его вывоза в третьи страны;
3) цена на внутреннем рынке Российской Федерации на товары, произведенные в Российской Федерации;
4) иные расходы и затраты, нежели те, которые были включены в себестоимость или стоимость товаров при определении таможенной стоимости с использованием метода сложения в отношении идентичных или однородных товаров в соответствии со статьей 16 настоящего Кодекса;
5) цена, которая предусматривает принятие для таможенных целей наивысшей из двух альтернативных стоимостей;
6) произвольные или фиктивные стоимости;
7) минимальные таможенные стоимости.
Статья 18. Ставки таможенных пошлин
1. Таможенный тариф Российской Федерации - свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации и систематизированным в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.
2. Ставки таможенных пошлин являются едиными и одинаково применяются к товарам, имеющим одинаковые коды товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу Российской Федерации, видов сделок или иных обстоятельств, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
3. Таможенные ставки устанавливаются:
1) в процентах к таможенной стоимости товаров - адвалорные ставки;
2) в установленном размере за единицу облагаемых товаров - специфические ставки;
3) сочетающие оба вида (адвалорные и специфические) ставок - комбинированные ставки.
4. Ставки ввозных и вывозных таможенных пошлин и перечень товаров, в отношении которых они применяются, устанавливаются Правительством Российской Федерации и являются исключительно мерами оперативного регулирования внешнеэкономической деятельности на территории Российской Федерации.
Предельные ставки ввозных налоговых пошлин, применяемые в отношении товаров, происходящих из стран, в торгово-политических отношениях с которыми Российская Федерация применяет режим наиболее благоприятствуемой нации, устанавливаются законодательством Российской Федерации.
В отношении товаров, происходящих из стран, торгово-политические отношения с которыми не предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации, либо страна происхождения которых не установлена, ставки ввозных таможенных пошлин, определенные на основании настоящего Кодекса увеличиваются вдвое, за исключением случаев предоставления Российской Федерацией тарифных льгот (преференций) на основании соответствующих положений настоящего Кодекса.
5. В отношении товаров, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации и не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности, Правительство Российской Федерации вправе устанавливать единые ставки таможенных пошлин и налогов, предусмотренных настоящим Кодексом, в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.
6. Изменения в таможенном тарифе Российской Федерации вводятся в действие не ранее, чем через 60 дней после принятия Правительством Российской Федерации соответствующего решения. Настоящее положение не может служить препятствием для применения сезонных таможенных пошлин и особых видов пошлин в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Статья 19. Сезонные таможенные пошлины
1. Сезонные таможенные пошлины устанавливаются Правительством Российской Федерации для оперативного регулирования ввоза отдельных видов товаров на таможенную территорию Российской Федерации или их вывоза с этой территории.
2. Перечень товаров, при ввозе или вывозе которых уплачивается сезонная таможенная пошлина, и соответствующие ставки сезонных пошлин должны быть официально опубликованы не позднее чем за 30 дней до начала применения таких пошлин.
3. Срок действия сезонных таможенных пошлин не может превышать шести месяцев в году.
4. В случае применения сезонных таможенных пошлин ставки таможенных пошлин, предусмотренные Таможенным тарифом Российской Федерации, в отношении товаров, на которые установлены сезонные таможенные пошлины, не применяются.
5. Взимание сезонных пошлин производится таможенными органами применительно к порядку, предусмотренному для взимания таможенных пошлин, установленному настоящим Кодексом и таможенным законодательством Российской Федерации.
Статья 20. Особые виды пошлин
1. Особые виды пошлин и их ставки устанавливаются Правительством Российской Федерации для оперативного регулирования ввоза отдельных видов товаров на таможенную территорию Российской Федерации в целях защиты экономических интересов Российской Федерации в случаях, когда такой ввоз наносит или может нанести ущерб этим интересам.
2. Особые виды пошлин являются временными, устанавливаются для каждого отдельного случая ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации и подлежат уплате дополнительно к ввозным таможенным пошлинам.
3. При ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации могут применяться следующие особые виды пошлин:
1) специальные пошлины;
2) антидемпинговые пошлины;
3) компенсационные пошлины.
Статья 21. Условия и порядок применения и взимания особых видов пошлин
1. Условия и порядок применения особых видов пошлин определяется законодательством Российской Федерации о мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами.
2. Взимание особых видов пошлин производится таможенными органами применительно к порядку, предусмотренному для взимания таможенных пошлин, установленному настоящим Кодексом и таможенным законодательством Российской Федерации.
Статья 22. Ставки и порядок применения таможенных сборов
Ставки и порядок применения таможенных сборов определяются в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.
Статья 23. Тарифные преференции
1. При осуществлении торгово-политических отношений Российской Федерации с иностранными государствами допускается установление преференций по таможенному тарифу Российской Федерации в виде:
1) освобождения от уплаты таможенной пошлины;
2) снижения ставок таможенных пошлин;
3) установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товаров.
2. Тарифные квоты на преференциальный ввоз товаров не могут устанавливаться индивидуально для лица (группы лиц), осуществляющего ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
3.Тарифные преференции устанавливаются исключительно по решению Правительства Российской Федерации.
4. Порядок установления преференций, предусмотренных настоящим Кодексом, определяется Правительством Российской Федерации.
Статья 24. Тарифные льготы
1. При осуществлении торговой политики Российской Федерации в пределах ее таможенной территории допускается предоставление тарифных льгот в виде:
1) возврата ранее уплаченной таможенной пошлины;
2) снижения ставки таможенной пошлины;
3) освобождения в исключительных случаях от уплаты таможенной пошлины.
2. Тарифные льготы на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации или их вывоз с таможенной территории Российской Федерации применяются к отдельным категориям товаров и не могут носить индивидуального характера.
3. Порядок и условия предоставления тарифных льгот, установленных настоящим Кодексом, определяется Правительством Российской Федерации.
Статья 25. Применение тарифных льгот и преференций
Тарифные преференции, предусмотренные подпунктами первым - третьим пункта 1 статьи 23 настоящей главы Кодекса, могут устанавливаться при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации товаров:
1) происходящих из государств, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли или таможенный союз либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны или такого союза;
2) происходящих из развивающихся стран, пользующихся национальной системой преференций Российской Федерации, пересматриваемой Правительством Российской Федерации не реже, чем один раз в три года.
2. Тарифные льготы могут предоставляться в отношении товаров:
1) перемещаемых в качестве оказания гуманитарной и (или) технической помощи (содействия) на безвозмездной основе по линии государств, их федеративных или муниципальных образований, общепризнанных международных организаций (за исключением товаров, перемещаемых для взаимозависимых лиц, членов указанных организаций, а также подакцизных товаров);
2) перемещаемых в целях ликвидации последствий аварий или катастроф, стихийных бедствий;
3) предназначенных для использования в качестве основных производственных фондов и ввозимых в качестве вклада иностранных учредителей в уставный (складочный) капитал организаций с иностранными инвестициями;
4) перемещаемых физическими лицами и не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности;
5) вывозимых в составе комплектных поставок для сооружения объектов инвестиционного сотрудничества за пределами таможенной территории Российской Федерации в соответствии с межправительственными и межгосударственными соглашениями, одной из сторон которых является Российская Федерация;
6) являющихся предметами религиозного назначения, перемещаемых религиозными организациями, зарегистрированными в установленном порядке, для богослужебного использования;
7) вывозимых предприятиями с иностранными инвестициями отдельных видов товаров собственного производства в случаях, предусмотренных соглашениями, заключенными Правительством Российской Федерации или уполномоченным им государственным органом в соответствии с законами Российской Федерации;
3. Тарифные льготы могут предоставляться при вывозе с таможенной территории Российской Федерации или ввозе на эту территорию товаров в рамках реализации соглашений о разделе продукции при пользовании недрами в соответствии с порядком, предусмотренным главой 54 Кодекса.
4. Тарифные льготы не применяются при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации и вывозе с этой территории подакцизных товаров, за исключением товаров, предусмотренных подпунктом 4 пункта 2 настоящей статьи в пределах стоимостных и (или) количественных ограничений, устанавливаемых таможенным законодательством Российской Федерации.
Статья 26. Страна происхождения товаров
Страна происхождения товара, включая критерии достаточной переработки товара определяется в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.
Статья 27. Сумма таможенной пошлины и порядок ее уплаты
1. Подлежащая уплате сумма таможенной пошлины определяется налогоплательщиком самостоятельно отдельно по каждому товару, перемещаемому через таможенную границу Российской Федерации и подлежащему отдельному декларированию в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации, с учетом положений настоящего Кодекса.
2. Если в таможенном тарифе установлена адвалорная ставка таможенной пошлины, то сумма таможенной пошлины определяется как произведение такой ставки на налоговую базу.
3. Если в таможенном тарифе установлена специфическая ставка таможенной пошлины, то сумма таможенной пошлины определяется как произведение такой ставки на объем товара в натуральном выражении.
4. Если в таможенном тарифе установлена комбинированная ставка таможенной пошлины, то сумма таможенной пошлины определяется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
5. Конкретный порядок уплаты таможенной пошлины определяется в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.
Статья 28. Особенности определения суммы таможенной пошлины и таможенных
сборов при выполнении соглашений о разделе продукции
Инвестор и (или) оператор по соглашению о разделе продукции определяют сумму таможенной пошлины и таможенных сборов в соответствии с настоящей главой с учетом следующих особенностей:
1). От уплаты таможенной пошлины освобождается ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации для выполнения работ по соглашению в соответствии с программами таких работ и со сметами затрат, утвержденными в установленном указанным соглашением порядке, а также вывоз товаров с данной территории в соответствии с условиями указанного соглашения.
В таком случае взимание ввозных и вывозных таможенных пошлин заменяется разделом продукции на условиях соглашения.
2). От уплаты таможенной пошлины освобождается вывоз с таможенной территории Российской Федерации видов сырья, добытых при исполнении соглашения, и продукции их переработки, если такая переработка предусмотрена указанными соглашениями.
Президент Российской Федерации |
В.В.Путин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.