г. Казань |
|
04 марта 2019 г. |
Дело N А72-6133/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 марта 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ананьева Р.В.,
судей Карповой В.А., Муравьева С.Ю.,
при участии представителя:
индивидуального предпринимателя Фирсова Александра Викторовича - Лютикова А.А. (доверенность от 28.01.2019),
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Фирсова Александра Викторовича
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 23.07.2018 (судья Лубянова О.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2018 (председательствующий судья Филиппова Е.Г., судьи Драгоценнова И.С., Юдкин А.А.)
по делу N А72-6133/2018
по заявлению индивидуального предпринимателя Фирсова Александра Викторовича (ОГРНИП 304732806900091, ИНН 732811295043), г.Ульяновск, к Управлению по развитию предпринимательства, инвестициям и потребительского рынка администрации города Ульяновска, г.Ульяновск, администрации города Ульяновска, г. Ульяновск, о признании незаконным отказа во включении земельного участка в схему размещения нестационарных торговых объектов, понуждении устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Фирсов Александр Викторович (далее - ИП Фирсов А.В., предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным отказа Управления по развитию предпринимательства, инвестициям и потребительского рынка администрации города Ульяновска (далее - Управление) во включении в схему нестационарных торговых объектов места размещения площадью 90 кв.м, по адресу: г.Ульяновск, ул. Оренбургская, северо-западнее жилого дома N 42 по ул. Оренбургской, под павильон, изложенного в письме от 14.03.2018 N236/03-41; понуждении администрации города Ульяновска (далее - администрация) включить земельный участок площадью 90 кв.м с кадастровым номером 73:24:020603:3381, расположенный по адресу г.Ульяновск, северо-западнее жилого дома N 42 по ул.Оренбургской, в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "город Ульяновск".
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 23.07.2018, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2018, в удовлетворении заявленных требований отказано.
ИП Фирсов А.В., не согласившись с принятыми судебными актами, обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель кассационной жалобы указал на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в ходе судебного заседания 26.02.2019 в составе председательствующего судьи Ананьева Р.В., судей Карповой В.А., Муравьева С.Ю., был объявлен перерыв до 01.03.2019 в 10 часов 00 минут.
После перерыва судебное заседание продолжено 01.03.2019 в 10 часов 00 минут в том же составе.
Представитель ИП Фирсова А.В., явившийся в судебное заседание, доводы, изложенные в кассационной жалобе, поддержал.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не нашла оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, земельный участок площадью 90 кв.м, расположенный по адресу: г.Ульяновск, ул. Оренбургская, северо-западнее жилого дома N 42 по ул. Оренбургской, поставлен на государственный кадастровый учет 07.12.2012 с видом разрешенного использования: под размещение остановочного навеса с киоском, с присвоением кадастрового номера 73:24:020603:3381.
На основании постановления администрация 07.02.2013 N 543, принятого в порядке статей 22, 34 Земельного кодекса Российской Федерации, между администрацией (арендодатель) и ИП Фирсовым А.В. (арендатор) заключен договор аренды земельного участка от 19.02.2013 N24-2-51, по условиям которого предпринимателю в аренду сроком с 07.02.2013 по 16.01.2017 предоставлен земельный участок площадью 90 кв.м с кадастровым номером 73:24:020603:3381, расположенный по адресу: г.Ульяновск, ул. Оренбургская, северо-западнее жилого дома N 42 по ул. Оренбургской, под размещение остановочного навеса с киоском.
Договор аренды от 19.02.2013 N 24-2-51 зарегистрирован в установленном законом порядке, о чем 17.04.2015 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации.
По истечению срока действия договора аренды от 19.02.2013 N 24-2-51 арендатор продолжал пользоваться земельным участком при отсутствии возражений со стороны арендодателя, в связи с чем данный договор аренды считается возобновленным на неопределенный срок на тех же условиях в соответствии с пунктом 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации
ИП Фирсов А.В. обратился в администрацию с заявлением от 02.02.2018 о включении в схему размещения нестационарных торговых объектов ранее предоставленного на праве аренды земельного участка площадью 90 кв.м с кадастровым номером 73:24:020603:3381.
На заседании рабочей группы по принятию решений о внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Ульяновск на основании подпункта 5 пункта 2.17.1 приказа Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области от 22.01.2016 N 6 принято решение об отказе во внесении спорного земельного участка в схему нестационарных торговых объектов, поскольку земельный участок под торговым павильоном сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет, а также ввиду того, что администрация Заволжского района г.Ульяновска считает нецелесообразным размещение нестационарного торгового объекта по данному адресу, так как размещение нестационарного торгового объекта на указанном месте не обеспечит устойчивое развитие территории в соответствии с градостроительным, земельным, санитарно-эпидемиологическом, экологическом законодательством и другими установленными законодательством Российской Федерации требованиями, о чем составлен протокол 02.03.2018.
Управление письмом от 14.03.2018 N 236/03-41 отказало заявителю во внесении изменений в схему нестационарных торговых объектов места размещения площадью 90 кв.м, расположенного по адресу: г.Ульяновск, северо-западнее жилого дома N 42 по ул.Оренбургской, поскольку земельный участок сформирован и стоит на государственном кадастровом учете.
ИП Фирсов А.В., полагая, что данный отказ противоречит действующему законодательству и нарушает его права и охраняемые законом интересы, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, в совокупности оценив доказательства, имеющиеся в материалах, в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что земельный участок площадью 90 кв.м, расположенный по адресу: г.Ульяновск, северо-западнее жилого дома N 42 по ул.Оренбургской, поставлен на государственный кадастровый учет, что в силу подпункта 5 пункта 2.17.1 приказа Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области от 22.01.2016 N 6 является основанием для отказа во включении в схему размещения нестационарных торговых объектов, пришли к выводу о том, что оспариваемый отказ соответствует действующему законодательству, в связи с чем отказали ИП Фирсову А.В. в удовлетворении заявленных требований.
Довод кассационной жалобы о том, что данные выводы судов сделаны при неправильном применении норм материального права, поскольку в соответствии с пунктом 2.19 приказа Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области от 22.01.2016 N 6 утверждение схемы не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы и такие места размещения нестационарных торговых объектов включаются в схему как действующие, судебной коллегией отклоняется.
Подпунктом 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Согласно частям 1, 3 и 5 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Схема размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Приказом Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области от 22.01.2016 N 6 утвержден Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления схем размещения нестационарных торговых объектов на территории Ульяновской области (далее - Порядок).
В силу подпункта 5 пункта 2.17.1 порядка во включению нестационарного торгового объекта в схему отказывается в случае, если земельный участок по адресу, указанному в заявлении, сформирован и стоит на кадастровом учете.
Как указывалось выше, земельный участок площадью 90 кв.м, расположенный по адресу: г.Ульяновск, ул. Оренбургская, северо-западнее жилого дома N 42 по ул. Оренбургской, сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет 07.12.2012 с присвоением кадастрового номера 73:24:020603:3381.
Таким образом, оспариваемый отказ Управления во включении вышеуказанного места размещения нестационарного торгового объекта в схему соответствует требованиям действующего законодательства
При этом, как правильно указали суды, положения пункта 2.19 Порядка не подлежат применению к спорным правоотношениям, поскольку в данном случае Управлением и администрацией не осуществлялся пересмотр места размещения нестационарного торгового объекта.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что указанное заявителем место размещение нестационарного торгового объекта было включено в ранее действовавшую схему нестационарных торговых объектов.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на пункты 2.3, 2.5 приказа Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области от 29.02.2016 N 19 "Об утверждении порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории Ульяновской области" не может быть принята судебной коллегией во внимание.
Согласно подпункту 2 пункту 2.3 Порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории Ульяновской области, утвержденного приказом Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области от 29.02.2016 N 19, размещение нестационарного торгового объекта определяется: хозяйствующий субъект, имеющий ранее оформленный договор аренды земельного участка в месте, установленном схемой, вносится в нее на основании действующего договора аренды земельного участка. В данном случае заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта не требуется.
В соответствии с пунктом 2.5 Порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории Ульяновской области, утвержденного приказом Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области от 29.02.2016 N 19, переоформление ранее заключенного договора аренды земельного участка на договор на размещение нестационарного торгового объекта осуществляется по заявлению хозяйствующего субъекта, использующего нестационарный торговый объект, являющегося стороной договора аренды земельного участка, с сохранением всех прав и гарантий, предоставленных законодательством Российской Федерации. Уполномоченный орган местного самоуправления не вправе отказать такому хозяйствующему субъекту в переоформлении договора аренды земельного участка на договор на размещение нестационарного торгового объекта.
Согласно указанным положениям нормативно-правого акта размещение нестационарного торгового объекта и переоформление действующего договора аренды на договор на размещение нестационарного торгового объекта возможно только в случае если нестационарный торговый объект был включен в схему размещения нестационарных торговых объектов.
Между тем, как указывалось выше, в материалах дела отсутствуют доказательства, что указанное заявителем место размещения нестационарного торгового объекта ранее было включено в схему размещения нестационарных торговых объектов.
Кроме того, в рамках настоящего дела рассматриваются требования не о переоформлении договора аренды земельного участка от 19.02.2013 N 24-2-51 на договор на размещение нестационарного торгового объекта, а о включении места размещения нестационарного торгового объекта в схему.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что требования ИП Фирсова А.В. необоснованны и не подлежат удовлетворению.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией, но в соответствии со статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, не влияют на законность обжалуемых судебных актов, не подтверждены надлежащими доказательствами и направлены на переоценку доказательств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено, коллегия считает необходимым решение Арбитражного суда Ульяновской области от 23.07.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 23.07.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2018 по делу N А72-6133/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки установленные законом.
Председательствующий судья |
Р.В. Ананьев |
Судьи |
В.А. Карпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно частям 1, 3 и 5 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Схема размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
...
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено, коллегия считает необходимым решение Арбитражного суда Ульяновской области от 23.07.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 4 марта 2019 г. N Ф06-43526/19 по делу N А72-6133/2018