г. Казань |
|
05 марта 2019 г. |
Дело N А57-6418/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 марта 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Закировой И.Ш.,
судей Топорова А.В., Савкиной М.А.,
при участии:
заявителя - Горбунова М.И., представитель по доверенности от 30.11.2018 N 78 АБ 5781670,
ответчика - Юрьевой Ю.С., представитель по доверенности от 06.06.2018 N 3467-а,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лента"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 15.08.2018 (судья Викленко Т.И.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2018 (председательствующий судья Комнатная Ю.А., судьи Кузьмичев С.А., Смирников А.В.)
по делу N А57-6418/2018
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лента" о признании незаконным бездействия Министерства инвестиционной политики и имущественных отношений Саратовской области, выразившееся в невключении в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденный распоряжением Министерства инвестиционной политики и имущественных отношений Саратовской области от 29.11.2017 N 1082-р "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год", нежилого здания, имеющего кадастровый номер 64:50:010302:4027, расположенного по адресу: Саратовская область, Энгельсский муниципальный район Саратовской области, муниципальное образование город Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области, город Энгельс, улица Красноярская, дом N 56, а также нежилого здания, имеющего кадастровый номер 64:48:040425:2239, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Саратов, ул. им. Блинова Ф.А., N 50; об обязании Министерства инвестиционной политики и имущественных отношений Саратовской области в тридцатидневный срок с даты вступления в силу решения суда по настоящему делу включить в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2018 год нежилое здание, имеющее кадастровый номер 64:50:010302:4027, расположенное по адресу: Саратовская область, Энгельсский муниципальный район Саратовской области, муниципальное образование город Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области, город Энгельс, улица Красноярская, дом N 56, а также нежилое здание, имеющее кадастровый номер 64:48:040425:2239, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Саратов, ул. им. Блинова Ф.А., N 50, направить дополненный Перечень в электронной форме в налоговый орган по Саратовской области и разместить его на своем официальном сайте или на официальном сайте Саратовской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет",
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Лента" (далее - заявитель, общество, ООО "Лента") обратилось в Арбитражный суд Саратовской область с заявлением о признании незаконным бездействия Министерства инвестиционной политики и имущественных отношений Саратовской области (далее - Министерство), выразившееся в невключении в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденный распоряжением Министерства инвестиционной политики и имущественных отношений Саратовской области от 29.11.2017 N 1082-р "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год" (далее - Перечень), нежилого здания, имеющего кадастровый номер 64:50:010302:4027, расположенного по адресу: Саратовская область, Энгельсский муниципальный район Саратовской области, муниципальное образование город Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области, город Энгельс, ул. Красноярская, дом N 56, а также нежилого здания, имеющего кадастровый номер 64:48:040425:2239, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Саратов, ул. им. Блинова Ф.А., N 50; об обязании Министерства инвестиционной политики и имущественных отношений Саратовской области в тридцатидневный срок с даты вступления в силу решения суда по настоящему делу включить в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2018 год нежилое здание, имеющее кадастровый номер 64:50:010302:4027, расположенное по адресу: Саратовская область, Энгельсский муниципальный район Саратовской области, муниципальное образование город Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области, город Энгельс, улица Красноярская, дом N 56, а также нежилое здание, имеющее кадастровый номер 64:48:040425:2239, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Саратов, ул. им. Блинова Ф.А., N 50, направить дополненный Перечень в электронной форме в налоговый орган по Саратовской области и разместить его на своем официальном сайте или на официальном сайте Саратовской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Определением суда от 19.06.2018 в связи со сменой наименования, произведена процессуальная замена Министерства на Комитет по управлению имуществом Саратовской области (далее - Комитет, госорган, заинтересованное лицо).
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 15.08.2018 в удовлетворении ходатайства о восстановлении срока на обжалование и в удовлетворении заявленных требований ООО "Лента" отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2018 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, а также несоответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на кассационную жалобу заинтересованное лицо просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, правильность применения судами норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, выслушав пояснения явившихся в судебное заседание представителей участвующих в деле лиц, судебная коллегия установила следующее.
ООО "Лента" является собственником нежилого здания 9 159,4 кв.м., кадастровый номер 64:50:010302:4027, расположенного по ул. Красносельскамя, д.56, (запись о регистрации права собственности на здание N 64:50:010302:4027- 64/017/2017-1 от 16.03.2017), расположенное на земельном участке площадью 23 672 кв.м. с кадастровым номером 64:50:010302:247, вид разрешенного использования земельного участка: объекты торговли (торговые центры, торговоразвлекательные центры (комплексы); нежилого здания площадью 13 115,4 кв. м, кадастровый номер 64:48:040425:2239, расположенного: г. Саратов, ул. им. Блинова Ф.А., N 50 (запись о регистрации права собственности на здание N 64-64-01/871/2013-263 от 17.01.2014), на земельном участке площадью 21803 кв.м с кадастровым номером 64:48:040425:76, вид разрешенного использования земельного участка: для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, и земельном участке площадью 17 700 кв.м с кадастровым номером 64:48:040425:164, вид разрешенного использования земельного участка: объекты торговли, общественного питания, бытового обслуживания с хранением и демонстрацией товаров или с обслуживанием вне полностью закрытого здания, рассчитанные на большой поток покупателей (более 600 кв.м) рынки, торговые зоны.
Как считает заявитель, в силу их фактического использования как торговых центров и размещения на земельных участках, разрешенное использование которых предусматривает размещение торговых объектов, отвечают критериям для признания их торговыми центрами (комплексами) в целях обложения налогом на имущество организацией, налоговая база по которому определяется как кадастровая стоимость.
Осуществление полномочий по определению перечня расположенных на территории Саратовской области объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), согласно постановлению правительства Саратовской области от 06.10.2017 N 516-П возложено на Министерство.
В спорный период действовал Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год.
Установив, что объекты недвижимости с кадастровыми номерами 64:50:010302:247 и 64:48:040425:76 не были включены в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налогооблагаемая база определяется как кадастровая стоимость на 2018 год, общество обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с настоящим заявлением.
Исследовав представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований, поскольку заявителем пропущен срок на обращение в суд и восстановлении срока.
Апелляционная инстанция согласилась с выводами суда нижестоящей инстанции.
Кассационная инстанция признает выводы судов соответствующими обстоятельствам спора и основанными на правильном применении норм права.
Налог на имущество организаций относится к региональным налогам, устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с НК РФ, законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статья 14 и пункт 1 статьи 372 НК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 375 настоящего Кодекса налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения и учитываемого по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации, если иное не установлено НК РФ.
Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 данного Кодекса (пункт 2 статьи 375 НК РФ).
В ходе судебного разбирательства установлено, что на 2018 год Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержден распоряжением Министерства инвестиционной политики и имущественных отношений Саратовской области от 29.11.2017 N 1082-р "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год".
Указанное распоряжение опубликовано в установленном законом порядке 30.11.2017 на сайте сетевого издания "Новости Саратовской губернии" (www.g-64.ru), а также на официальном сайте Министерства инвестиционной политики и имущественных отношений Саратовской области, что позволило обществу узнать о том, что торговые центры не предполагаются включать в Перечень.
Кроме того, необходимо отметить то, что норма статьи 378.2 НК РФ, определяющая особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, введена Федеральным законом от 02.11.2013 N 307-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", которая вступила в силу 01.01.2014.
Как установлено судами, нежилое здание с кадастровым номером 64:50:010302:4027 и нежилое здание с кадастровым номером 64:48:040425:2239 поставлены на кадастровый учет 08.02.2017 и 23.12.2013 соответственно.
ООО "Лента", исполняя до 2018 года обязанность по уплате налогов и сборов, поквартально уплачивая налог на имущество в отношении не вошедших в Перечень на 2017 год спорных объектов недвижимости, и обязанное в силу пункта 3 статьи 376 НК РФ самостоятельно формировать налоговую базу по налогу на имущество организаций, знало, что его объекты не были включены и ранее в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Исходя из установленных судами обстоятельств, суды указали, что несвоевременное получение обществом информации об оспариваемом бездействии Министерства является следствием неосмотрительности самого заявителя, что не может служить основанием для иного исчисления срока для оспаривания решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, который установлен в целях стабильности публичных правоотношений.
В свою очередь, Министерство, формируя Перечень на 2018 год, предприняло все возможные меры, направленные на выявление расположенных на территории области объектов недвижимости, подлежащих включению в Перечень.
Так, 31.10.2017 на официальном сайте Министерства был размещен предварительный перечень на 2018 год (https://saratov.gov.ru/gov/auth/komuprav/listnal/2018/index.php).
В данном информационном сообщении о размещении предварительного перечня указывалось, что "собственники объектов недвижимости могут внести свои коррективы в перечень до 20.11.2017, обратившись в Министерство по адресу: г. Саратов, ул. Радищева, 30 или по телефонам (8452) 39-38-54, 39-38-55".
Вышеуказанная информация носила общедоступный характер, в связи с чем, каждое заинтересованное лицо, в том числе и заявитель, могли обратиться с заявлением о необходимости включения в Перечень на 2018 год спорных нежилых зданий. Предложений от ООО "Лента" о включении в Перечень объектов недвижимости с кадастровым номером 64:50:010302:4027 (Саратовская область, г. Энгельс, ул. Красноярская, д. 56) и с кадастровым номером 64:48:040425:2239 (Саратовская область, г. Саратов, ул. им. Блинова Ф.А., д. 50) не поступало.
Тем не менее, заявитель не предпринял своевременных попыток ознакомления с Перечнем на 2018 год непосредственно сразу после его официального опубликования.
Таким образом, заявитель не воспользовался своим процессуальным правом на проведении данной экспертизы и исходя из закрепленного статьей 9 АПК РФ принципа состязательности сторон должен нести риск наступления последствий несовершения им соответствующих процессуальных действий. Кассационная же инстанция согласно статье 286 названного Кодекса проверяет только законность принятого судом первой инстанции решения, устанавливая правильность применения норм права при рассмотрении дела, и не обладает полномочиями по исследованию доказательств и их переоценке.
Оценив представленные по делу доказательства, суды пришли к выводу о пропуске заявителем срока исковой давности, что является самостоятельным основанием для отказа в иске.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих за собой отмену обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено. Решение и постановление являются законными и отмене не подлежат. Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 15.08.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2018 по делу N А57-6418/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
И.Ш. Закирова |
Судьи |
А.В. Топоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В ходе судебного разбирательства установлено, что на 2018 год Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержден распоряжением Министерства инвестиционной политики и имущественных отношений Саратовской области от 29.11.2017 N 1082-р "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год".
Указанное распоряжение опубликовано в установленном законом порядке 30.11.2017 на сайте сетевого издания "Новости Саратовской губернии" (www.g-64.ru), а также на официальном сайте Министерства инвестиционной политики и имущественных отношений Саратовской области, что позволило обществу узнать о том, что торговые центры не предполагаются включать в Перечень.
Кроме того, необходимо отметить то, что норма статьи 378.2 НК РФ, определяющая особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, введена Федеральным законом от 02.11.2013 N 307-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", которая вступила в силу 01.01.2014.
...
ООО "Лента", исполняя до 2018 года обязанность по уплате налогов и сборов, поквартально уплачивая налог на имущество в отношении не вошедших в Перечень на 2017 год спорных объектов недвижимости, и обязанное в силу пункта 3 статьи 376 НК РФ самостоятельно формировать налоговую базу по налогу на имущество организаций, знало, что его объекты не были включены и ранее в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 5 марта 2019 г. N Ф06-44140/19 по делу N А57-6418/2018