г. Казань |
|
06 марта 2019 г. |
Дело N А55-8129/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 марта 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Закировой И.Ш.,
судей Мосунова С.В., Савкиной М.А.,
при участии:
третьего лица (ООО "Компания СИМ-авто") - Габитовой Ю.А., представитель по доверенности от 26.12.2018 N 302 (до перерыва),
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Компания СИМ-авто"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 09.08.2018 (судья Агеенко С.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2018 (председательствующий судья Филиппова Е.Г., судьи Рогалева Е.М., Корнилов А.Б.)
по делу N А55-8129/2018
по заявлению муниципального казенного учреждения городского округа Сызрань "Служба эксплуатации зданий и сооружений" к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Самарской области о признании незаконным отказа в регистрации экскаватора универсального колесного одноковшового гидравлического ЭО-2626.ДТ.2 от 23.03.2017; об обязании осуществить регистрацию вышеуказанного экскаватора универсального колесного одноковшового гидравлического ЭО2626.ДТ.2 на основании заявления от 23.03.2017,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное казенное учреждение городского округа Сызрань "Служба эксплуатации зданий и сооружений" (далее - заявитель, учреждение, МКУ г.о. Сызрань "Служба эксплуатации зданий и сооружений") обратилось с заявлением к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Самарской области (далее - Министерство, госорган, заинтересованное лицо) о признании незаконным отказа в регистрации экскаватора универсального колесного одноковшового гидравлического ЭО-2626.ДТ.2 от 23.03.2017; об обязании осуществить регистрацию вышеуказанного экскаватора универсального колесного одноковшового гидравлического ЭО2626.ДТ.2 на основании заявления от 23.03.2017.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Центральная акцизная таможня, общество с ограниченной ответственностью "РБА-Тракс" (далее - ООО "РБА-Тракс"), общество с ограниченной ответственностью "Белтехника-Велс" (далее - ООО "БелтехникаВелс"), общество с ограниченной ответственностью "Компания СИМ-авто" (далее - ООО "Компания СИМ-авто", общество).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 09.08.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2018 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ООО "Компания СИМ-авто", ссылаясь на неправильное применение судами норм права, а также несоответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
В отзыве на кассационную жалобу госорган просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
До судебного заседания Министерство и Центральная акцизная таможня направили ходатайства о рассмотрении кассационной жалобы в их отсутствие.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в судебном заседании был объявлен перерыв до 28.02.2019 до 11 часов 00 минут, после окончания которого судебное заседание продолжено в том же составе суда в общем порядке. Информация о перерыве размещена на официальном сайте суда кассационной инстанции.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, правильность применения судами норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 АПК РФ, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, судебная коллегия установила следующее.
МКУ г.о. Сызрань "Служба эксплуатации зданий и сооружений" обратилось в Государственную инспекцию по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Самарской области (далее - Инспекция, правопредшественник Министерства) с заявлением о регистрации экскаватора универсального колесного одноковшового гидравлического ЭО-2626.ДТ.2, приобретенного по муниципальному контракту от 26.12.2016 N 153/580, заключенного с ООО "РБА-ТРАКС".
Заинтересованным лицом 23.03.2017 принято решение об отказе в приеме документов и регистрации экскаватора в связи с отсутствием отметки в паспорте самоходной машины и других видов техники об уплате утилизационного сбора.
Данный отказ явился основанием для обращения учреждения в арбитражный суд с настоящим заявлением.
По мнению заявителя, спорная машина является экскаватором универсальным колесным одноковшовым гидравлическим, в связи с чем оснований для уплаты утилизационного сбора не имеется.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, судебные инстанции руководствовались следующим.
Федеральным законом N 89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления) определены правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
В силу требований статьи 24.1 настоящего Закона за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним (далее - транспортное средство), ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 данной статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе, для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.
Из системного толкования положений статей 21 и 24.1 Закона об отходах производства и потребления следует, что взимание утилизационного сбора выступает частью экономического регулирования в области обращения с отходами: уплата утилизационного сбора носит обязательный публично-правовой характер и связана с осуществление государством мероприятий по предотвращению вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, ее восстановлению от последствий использования транспортных средств и самоходных машин.
Согласно пункту 6 статьи 24.1 Закона об отходах производства и потребления утилизационный сбор не уплачивается в отношении следующих транспортных средств:
- ввоз которых в Российскую Федерацию осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами;
- которые ввозятся в Российскую Федерацию и принадлежат дипломатическим представительствам или консульским учреждениям, международным организациям, пользующимся привилегиями и иммунитетами в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также сотрудникам таких представительств, учреждений, организаций и членам их семей;
- с года выпуска которых прошло тридцать и более лет, которые не используются в коммерческих целях, имеют оригинальный двигатель, кузов и (при наличии) раму, сохранены или отреставрированы до оригинального состояния, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации.
Таким образом, основания освобождения от обязанности по уплате утилизационного сбора установлены федеральным законом, перечень таких оснований является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 N 81 "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" установлены Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (далее - Правила) и Перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (далее - Перечень).
Согласно пункту 5 Правил утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно в соответствии с Перечнем. Таможенные органы в соответствии с пунктом 13 Правил осуществляют проверку правильности исчисления суммы утилизационного сбора и его поступления по соответствующему коду бюджетной классификации на счет органа Федерального казначейства либо при наличии чека, сформированного электронным терминалом, платежным терминалом или банкоматом, таможенный орган проставляет отметку об уплате утилизационного сбора на бланках паспортов. В соответствии с примечанием 4 к Перечню, размер утилизационного сбора на категорию (вид) самоходной машины и прицепа к ней равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции.
В силу требований, предусмотренных пунктами 13, 15, 16 Правил, выдача таможенным органом паспорта самоходной машины на самоходные машины и (или) прицепы к ним, ввозимые в Российскую Федерацию, осуществляется после проставления в нем соответствующей отметки об оплате утилизационного сбора. В случае наличия оснований для неуплаты утилизационного сбора таможенный орган проставляет соответствующую отметку об основании неуплаты утилизационного сбора.
Как следует из материалов дела, заявителю принадлежит на праве собственности экскаватор универсальный колесный одноковшовой гидравлический ЭО -2626.ДТ2, 2017 года, страна изготовления - Республика Беларусь.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, на момент подачи МКУ г.о. Сызрань "Служба эксплуатации зданий и сооружений" заявления в Инспекцию экскаватор универсальный колесный одноковшовый гидравлический ЭО-2626.ДТ.2 классифицирован по коду Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТНВЭД ЕАЭС) и ему присвоен код 8429 59 000 0 согласно Декларации о соответствии ТС ВY/112 11.01.ТР01000314475 от 12.11.2015.
Заявитель приобрел экскаватор у общества без отметки об уплате утилизационного сбора в паспорте самоходной машины.
Паспорт самоходной машины на спорный экскаватор выдан организацией - поставщиком Республики Беларусь, а не таможней. Заявитель не уплачивал утилизационный сбор и не обращался в ФТС за отметкой в паспорт самоходной машины. Документы, подтверждающие отсутствие оснований для уплаты утилизационного сбора и для проставления в паспорт самоходной машины соответствующей отметки, а также документы, подтверждающие фактическую невозможность уплаты утилизационного сбора ввиду соответствующего решения таможенного органа, в Инспекцию учреждением также не представлялись.
Установив, что данная самоходная машина не относится к транспортным средствам, в отношении которых в силу пункта 6 статьи 24.1 Закона об отходах производства и потребления не уплачивается утилизационный сбор, государственная регистрация транспортных средств уполномоченным органом не может быть осуществлена, если в паспорте транспортного средства отсутствует отметка об уплате утилизационного сбора или об основаниях его неуплаты и в отношении спорного экскаватора, принадлежащего заявителю, подлежал уплате утилизационный сбор и, как следствие, в паспорте указанной самоходной машины должна быть отметка об уплате утилизационного сбора, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе ООО "Компания СИМ-авто" указывает на то, что на момент обращения заявителя о государственной регистрации спорного экскаватора и его ввоза в Перечне отсутствовали экскаваторы с кодом ТНВЭД ЕАЭС 8429 59 000 0. Данные экскаваторы появились только с 13.06.2018, то есть с момента вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 31.05.2018 N 639 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 N 81 "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства РФ N 639).
Данный довод отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку заявленный обществом классификационный код ТНВЭД ЕАЭС 8429 59 000 0 включен в раздел IV Перечня "Перегружатели колесные" в редакции от 06.02.2016.
Данная позиция также согласуется с пояснениями, изложенных в письмах Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 23.08.2016 N 52835/07 и от 16.12.2016 N 81724/07 требование об уплате утилизационного сбора распространяется также в отношении экскаваторов-погрузчиков, классифицируемых по коду ТНВЭД ЕАЭС 8429 59 000 0, которые могут быть оснащены широким перечнем навесного оборудования, позволяющего существенно расширить сферу применения данного вида техники, и использовать ее как для земляных работ, так и для погрузочноразгрузочных работ.
Кроме того, в силу требований абзаца 8 пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" в паспорте транспортного средства в любом случае должна быть отметка об оплате утилизационного сбора, либо отметка об основании освобождения его уплаты данного сбора.
После внесения изменений в данный Перечень постановлением Правительства РФ N 639, экскаваторы включены в раздел III "Экскаваторы, экскаваторы-погрузчики, экскаваторы-бульдозеры" квалифицируемые в том числе по коду 8429 59 000 0.
Пунктом 3 статьи 24.1 Закона об отходах производства и потребления определены плательщики утилизационного сбора, к которым отнесены и лица, осуществляющие ввоз транспортного средства в Российскую Федерацию, следовательно, обязанность уплаты утилизационного сбора возникает с момента ввоза транспортного средства в Российскую Федерацию.
Таким образом, обязанность по уплате утилизационного сбора возникла у ООО "Компания СИМ-авто" в момент выпуска экскаватора в свободное обращение и утилизационный сбор подлежал расчету на момент указанного выпуска.
Доводы заявителя кассационной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судебными инстанциями при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебных актов либо опровергали выводы суда первой и апелляционной инстанций, в связи с чем, признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, не влекущими отмену оспариваемых судебных актов.
Поскольку при принятии обжалуемых судебных актов нормы материального права применены правильно, а нормы процессуального права не нарушены, судебные акты законны и отмене не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 09.08.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2018 по делу N А55-8129/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
И.Ш. Закирова |
Судьи |
С.В. Мосунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В кассационной жалобе ООО "Компания СИМ-авто" указывает на то, что на момент обращения заявителя о государственной регистрации спорного экскаватора и его ввоза в Перечне отсутствовали экскаваторы с кодом ТНВЭД ЕАЭС 8429 59 000 0. Данные экскаваторы появились только с 13.06.2018, то есть с момента вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 31.05.2018 N 639 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 N 81 "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства РФ N 639).
Данный довод отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку заявленный обществом классификационный код ТНВЭД ЕАЭС 8429 59 000 0 включен в раздел IV Перечня "Перегружатели колесные" в редакции от 06.02.2016.
Данная позиция также согласуется с пояснениями, изложенных в письмах Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 23.08.2016 N 52835/07 и от 16.12.2016 N 81724/07 требование об уплате утилизационного сбора распространяется также в отношении экскаваторов-погрузчиков, классифицируемых по коду ТНВЭД ЕАЭС 8429 59 000 0, которые могут быть оснащены широким перечнем навесного оборудования, позволяющего существенно расширить сферу применения данного вида техники, и использовать ее как для земляных работ, так и для погрузочно-разгрузочных работ.
Кроме того, в силу требований абзаца 8 пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" в паспорте транспортного средства в любом случае должна быть отметка об оплате утилизационного сбора, либо отметка об основании освобождения его уплаты данного сбора.
После внесения изменений в данный Перечень постановлением Правительства РФ N 639, экскаваторы включены в раздел III "Экскаваторы, экскаваторы-погрузчики, экскаваторы-бульдозеры" квалифицируемые в том числе по коду 8429 59 000 0.
Пунктом 3 статьи 24.1 Закона об отходах производства и потребления определены плательщики утилизационного сбора, к которым отнесены и лица, осуществляющие ввоз транспортного средства в Российскую Федерацию, следовательно, обязанность уплаты утилизационного сбора возникает с момента ввоза транспортного средства в Российскую Федерацию."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 6 марта 2019 г. N Ф06-43759/19 по делу N А55-8129/2018