г. Казань |
|
06 марта 2019 г. |
Дело N А65-17856/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 марта 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хабибуллина Л.Ф.,
судей Егорова М.В., Мухаметшина Р.Р.,
при участии представителей:
заявителя - Сагировой Г.А., доверенность от 29.12.2018,
ответчика - Корсукова М.Н., доверенность от 29.12.2018,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Казэнерго"
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2018 (председательствующий судья Юдкин А.А., судьи Корнилов А.Б., Попова Е.Г.)
по делу N А65-17856/2018
по заявлению акционерного общества "Казэнерго" (ОГРН 1141690017028, ИНН 1659143468) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан о признании незаконным и отмене решения, при участии третьих лиц: общества с ограниченной ответственностью Торговый дом "Савой", общества с ограниченной ответственностью "Дистрибьюторская компания "Автомир", о признании незаконным и отмене решения,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Казэнерго" (далее - общество, общество "Казэнерго") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным и отмене решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - антимонопольный орган, управление) от 13.03.2018 по делу N Т04-46/2018.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общества с ограниченной ответственностью Торговый дом "Савой" и "Дистрибьюторская компания "Автомир" (далее - общества Торговый дом "Савой" и "Дистрибьюторская компания "Автомир").
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 07.09.2018 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2018 решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе общество "Казэнерго" просит отменить принятый по делу судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Проверив законность обжалуемого акта в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.
Заявителем на электронной торговой площадке 223etp.zakazrf.ru (ЭТП) размещено извещение и документация о проведении запроса предложений в электронной форме N 31805997527 на предмет: "Поставка масел, технических жидкостей и смазок для технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств" с начальной (максимальной) ценой договора 1 341 926 рублей 28 копеек.
Для участия в запросе предложений было подано 5 (пять) предложений (протокол вскрытия конвертов с предложениями участников запроса предложений от 23.01.2018 N 1).
По итогам оценки и сопоставления предложений участников запроса предложений решением комиссии заявителя решено отклонить 4 (четыре) участников запроса предложений и допустить к стадии оценки и сопоставления предложений лишь одного участника - общество Торговый дом "Савой" с предложением о цене 1 277 252 рублей 49 копеек (протокол от 24.01.2018 N 2).
В связи с тем, что было допущено только одно предложение на участие в запросе предложений, в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 49 главы 9 Положения о закупках товара, работ и услуг для нужд общества "Казэнерго", утвержденного протоколом заседания Совета директоров общества "Казэнерго" 09.10.2017 N 7 (далее - Положение о закупках) комиссией принято решение о признании запроса предложений несостоявшимся и в соответствии с частью 10 статьи 49 главы 9 Положения о закупках заключить договор с единственным поставщиком.
07.02.2018 между заявителем и обществом "Дистрибьюторская компания "Автомир" заключен договор на поставку товара N КЭ00008192.
Общество Торговый Дом "Савой" обратилось в антимонопольный орган с жалобой на действия заказчика (общества "Казэнерго") при проведении открытого запроса предложений в электронной форме.
Решением антимонопольного органа от 13.03.2018 по делу N Т04-46/2018 общество признано нарушившим пункт 1 части 10 статьи 49 Положения о закупках в части нарушения порядка заключения договора с единственным участником запроса предложений, пункта 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) и пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) в части заключения соглашений между заказчиком с обществом "Дистрибьюторская компания "Автомир" торгов, которые привели к ограничению конкуренции в отношении участника закупки, заявка которого соответствует требованиям документации запроса предложений и созданию преимущественных условий для общества "Дистрибьюторская компания "Автомир" в части заключения договора в нарушений требований пункта 1 части 10 статьи 49 Положения о закупках.
Не согласившись с решением управления, общество "Казэнерго" обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявление общества, суд первой инстанции сделал вывод о недоказанности антимонопольным органом факта нарушения законодательства о закупках и об ограничении конкуренции в отношении участника закупки, заявка которого соответствовала требованиям документации запроса предложений.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции правомерно исходил из следующего.
Из материалов дела следует, что закупка осуществлялась в соответствии с положениями Закона о закупках.
Исходя из части 1 статьи 1 Закона о закупках целями его регулирования являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 названного Закона (заказчиков), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статьи 2 Закона о закупках).
Согласно части 3 статьи 3 Закона о закупках в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.
В главе 9 Положения о закупках заказчиком установлена процедура закупки - закупка путем запроса предложений.
Согласно части 10 статьи 49 Положения о закупках открытый запрос предложений признается несостоявшимся в случае если:
1) подано только одно Предложение на участие в запросе предложений или на основании результатов рассмотрения Комиссией Предложений Участников принято решение о допуске к участию в запросе предложений единственного Участника, из всех поданных Предложений.
В таком случае Заказчик вправе заключит договор с единственным Участником запроса предложений, заявка которого соответствует требованиям документации запроса предложений;
2) не подано ни одного Предложения на участие в запросе предложений;
3) на основании результатов рассмотрения Комиссией Предложений принято решение об отклонении всех Предложений на участие в запросе предложений.
В случаях, если запрос предложений признается несостоявшимся, заказчик вправе:
- отказаться от процедуры закупки;
- объявить о проведении повторной закупки любым способом, предусмотренным настоящим положением, при этом заказчик вправе изменить условия закупки;
- заключить договор с единственным участником закупки;
- заключить договор с единственным поставщиком.
Из материалов дела следует, что заказчик заключил договор на поставку масел, технических жидкостей и смазок для технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств не с единственным участником запроса предложений, заявка которого соответствовала требованиям запроса предложений по данной закупке - обществом Торговый Дом "Савой", а с единственным поставщиком - обществом "Дистрибьюторская компания "Автомир" (заявка которого не соответствовала требованиям документации запроса предложений по данной закупке).
В обоснование этого общество "Казэнерго" сослалось на то, что положениями части 10 статьи 49 Положения о закупках предусмотрено 4 случая признания запроса предложения несостоявшимися, в том числе и заключение договора с единственным поставщиком.
Вместе с тем в соответствии с Положением о закупках (глава 11) закупка у единственного поставщика - вид закупки, в результате которой заказчиком заключается договор с определенным им поставщиком без проведения конкурсных процедур выбора.
Из этого следует, что закупка у единственного поставщика не относится к конкурентным способам закупки, следовательно, применение такого способа закупок, должно осуществляться исключительно в случаях, установленных законом.
В данном случае проведена конкурсная процедура по запросу предложений и она признана несостоявшейся в связи с тем, что было допущено только одно предложение на участие в запросе предложений
В таком случае в Положении о закупках предусмотрена возможность заключить договор с единственным участником запроса предложений, заявка которого соответствует требованиям документации запроса предложений.
Довод подателя жалобы о том, что действующее законодательство не ограничивает заказчика в возможности заключать договор с единственным поставщиком в случае, если закупочная процедура признана несостоявшейся, судом апелляционной инстанции правомерно признан необоснованным, поскольку заказчик в соответствии с частью 10 статьи 49 Положения о закупках вправе заключать договор с единственным поставщиком только в случаях, если не подано ни одного предложения на участие в запросе предложений, а также на основании результатов рассмотрения комиссией предложений принято решение об отклонении всех предложений на участие в запросе предложений.
При этом следует отметить, что Правила о закупках не должны противоречить Закону о закупках, который устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Действия общества "Казэнерго" по заключению договора в нарушении требований пункта 1 части 10 статьи 49 Положения о закупках с единственным поставщиком - обществом "Дистрибьюторская компания "Автомир", заявка которого не соответствовала требованиям документации запроса предложений, свидетельствует о нарушении заявителем требований, предусмотренных частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Довод подателя жалобы о неправомерном рассмотрении антимонопольным органом жалобы общества Торговый Дом "Савой" ввиду пропуска срока на обжалование действий заявителя подлежит отклонению.
Согласно части 5 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае, если заключение договора не осуществлено по результатам торгов, либо в случае признания торгов несостоявшимися обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается в течение трех месяцев со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения.
Учитывая, что в рассматриваемом случае закупка признана несостоявшимся, в соответствии с частью 5 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование возможно в течение 3 (трех) месяцев со дня подведения итогов торгов.
Подведение итогов торгов по закупке осуществлено 24.01.2018, жалоба в управление направлена обществом Торговый Дом "САВОЙ" 02.03.2018, следовательно, срок на обжалование действий заявителя при проведении рассматриваемой закупки не пропущен.
Исследовав и оценив фактические обстоятельства дела и имеющиеся доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их совокупности и взаимосвязи, доводы и возражения участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о законности решения управления и отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы подателя жалобы были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и им дана надлежащая правовая оценка. Переоценка установленных по делу обстоятельств и исследованных доказательств не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статьи 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебного акта (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2018 по делу N А65-17856/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.Ф. Хабибуллин |
Судьи |
М.В. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Действия общества "Казэнерго" по заключению договора в нарушении требований пункта 1 части 10 статьи 49 Положения о закупках с единственным поставщиком - обществом "Дистрибьюторская компания "Автомир", заявка которого не соответствовала требованиям документации запроса предложений, свидетельствует о нарушении заявителем требований, предусмотренных частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
...
Согласно части 5 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае, если заключение договора не осуществлено по результатам торгов, либо в случае признания торгов несостоявшимися обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается в течение трех месяцев со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения.
Учитывая, что в рассматриваемом случае закупка признана несостоявшимся, в соответствии с частью 5 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование возможно в течение 3 (трех) месяцев со дня подведения итогов торгов."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 6 марта 2019 г. N Ф06-43343/19 по делу N А65-17856/2018