г. Казань |
|
13 марта 2019 г. |
Дело N А55-14415/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 марта 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Фатхутдиновой А.Ф.,
судей Петрушкина В.А., Хайруллиной Ф.В.,
при участии представителя:
заявителя - Сергеевой Т.А. (доверенность от 15.02.2019),
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле - извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Департамента градостроительства городского округа Самара, Департамента промышленности, предпринимательства, туризма, потребительского рынка товаров и услуг городского округа Самара
на решение Арбитражного суда Самарской области от 10.09.2018 (судья Степанова И.К.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2018 (председательствующий судья Попова Е.Г., судьи Кувшинов В.Е., Лихоманенко О.А.)
по делу N А55-14415/2018
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Эльбрус", г. Самара, к Департаменту промышленности, предпринимательства, туризма, потребительского рынка товаров и услуг городского округа Самара, г. Самара, при участии третьих лиц: Департамент градостроительства городского округа Самара, администрация Промышленного внутригородского района городского округа Самара, о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Эльбрус" (далее - заявитель, Общество, ООО "Эльбрус") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным решения Департамента промышленности, предпринимательства, туризма, потребительского рынка товаров и услуг Администрации г.о. Самара (далее - Департамент промышленности) об отказе включить в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории г.о. Самара, выраженного в письме N 103/4-02-01/1874 от 12.04.2018, а также об обязании Департамента промышленности включить в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории г.о. Самара торгового объекта, расположенного на земельном участке по адресу: Самарская область, город Самара, Промышленный район, ул. Солнечная, напротив д. 5, площадью 343,4 кв. м, принадлежащего ООО "Эльбрус" на праве аренды объекта-благоустройства территории N 2 от 07.03.2017.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее-АПК РФ), привлечены Департамент градостроительства городского округа Самара (далее - Департамент градостроительства), Администрация промышленного внутригородского района городского округа Самара.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 10.09.2018, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2018, заявление удовлетворено, решение Департамента промышленности об отказе во включении в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории г.о. Самара, выраженное в письме N 103/4-02-01/1874 от 12.04.2018, признано недействительным. Суд обязал Департамент промышленности включить в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории г.о. Самара торговый объект, расположенный на земельном участке по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Солнечная, напротив д. 5, площадью 343,4 кв. м, принадлежащий ООО "Эльбрус" на праве аренды объекта-благоустройства территории N 2 от 07.03.2017. С Департамента промышленности в пользу ООО "Эльбрус" взысканы расходы по уплате госпошлины в сумме 3000 руб.
Департамент промышленности и Департамент градостроительства обратились в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационными жалобами, в которых просят названные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, мотивируя неправильным применением судами норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, представителей в судебное заседание не направили, что в силу статьи 284 АПК РФ не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы. Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в соответствии со статьей 121 АПК РФ.
В судебном заседании 26.02.2019 в порядке, предусмотренном статьей 163 АПК РФ, объявлен перерыв до 14 часов 40 минут 05.03.2019, о чем размещена информация на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, после окончания перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда.
В судебном заседании представитель Общества, считая доводы жалоб Департамента градостроительства и Департамента промышленности несостоятельными, просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационные жалобы без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, выслушав представителя Общества, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 07.03.2017 между Обществом (арендатор) и муниципальным предприятием городского округа Самара "Городской земельный центр" (арендодатель) заключен договор аренды N 2 объекта благоустройства территории, в соответствии с которым Арендатор принимает во временное владение и пользование объект благоустройства, включающий в себя металлическую платформу площадью 343,4 кв. м, расположенный по адресу: Самарская область, город Самара, Промышленный район, ул. Солнечная, напротив д. 5, Данный объект учтен в реестре муниципального имущества городского округа Самара за реестровым номером 02167Н. и принадлежит Арендодателю на праве хозяйственного ведения. Согласно пункту 1.3 указанного договора Объект передается для размещения модульного сооружения, на части объекта дорожного хозяйства, расположенного по адресу: Самарская область, город Самара, Промышленный район, ул. Солнечная, кадастровый номер: 63:01:0000000:28353.
28.02.2018 ООО "Эльбрус" обратилось в Департамент промышленности с заявлением о включении в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории г.о. Самара объекта (вид объекта: нестационарный торговый объект; специализация: универсальный торговый павильон (модульное сооружение), расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Солнечная, напротив д. 5, общей площадью 343,4 кв. м.
К данному заявлению были приложены документы: договор аренды объекта N 2 от 07.03.2017, схема земельного участка с координатами, выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе и свидетельство о государственной регистрации юридического лица.
Решением, изложенным в письме N 103/4-02-01/1874 от 12.04.2018, Департамент промышленности отказал Обществу во включении в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самара (далее - Схема размещения) объекта, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Солнечная, напротив д. 5, общей площадью 343,4 кв. м, по причине отрицательного заключения Департамента градостроительства со ссылкой на пункт 3.4 Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Самарской области, утвержденного Приказом Министерства экономического развития и торговли Самарской области от 28.10.2016 N 240.
Департамент сослался на выписку из ИСОГД городского округа Самара (информационной системы обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара) от 11.04.2018 N 6-МУ-38-Д05-01-01/4316Ю, согласно которой площадь земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный внутригородской район, ул. Солнечная, напротив д. 5, при построении участка составляет 412 кв. м; земельный участок расположен в охранной зоне инженерных коммуникаций и в границах зоны регулирования застройки объекта культурного наследия федерального значения ("Комплекс дачи Головкина" утвержденный постановлением Правительства Самарской области от 20.12.2012 N 784); часть объекта принадлежит к территории общего пользования. Согласно выкопировке из ИСОГД г.о. Самара территориальная зона: Ж-4. Адрес: Промышленный район, ул. Ново-Садовая, уч. б/н.
Полагая данное решение об отказе во включении в Схему размещения незаконным, ООО "Эльбрус" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражные суды пришли к выводу, что в отсутствие доказательств несоответствия размещения спорного нестационарного торгового объекта нормам градостроительного и земельного законодательства, отказ во включении в Схему размещения нестационарного торгового объекта противоречит закону и нарушает права и законные интересы Общества в сфере экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.
Обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые совершили действия (бездействие) (статья 65 и часть 5 статьи 200 АПК РФ).
В силу положений пункта 15 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания отнесено к вопросам местного значения городского округа.
Пунктом 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) определено, что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов.
Аналогичные положения закреплены в статье 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об основах торговой деятельности), в силу части 3 которой схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Под нестационарным торговым объектом понимается торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение (пункт 6 статьи 2 Закона об основах торговой деятельности).
Согласно пункту 3 статьи 39.36 ЗК РФ, действующей с 01.03.2015, виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772 утверждены Правила включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов (далее - Правила N 772), в пункте 9 которых установлено, что внесение изменений в схему размещения осуществляется в порядке, предусмотренном для включения объектов в такую схему.
Таким образом, разработка, утверждение, внесение изменений и дополнений в схему размещения нестационарных торговых объектов отнесены к полномочиям органов местного самоуправления, действующих в порядке, определенном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
При этом разработка, утверждение схем размещения нестационарных торговых объектов, равно как и внесение в них изменений и дополнений, должны осуществляться органами местного самоуправления в целях достижения обеспеченности населения площадью торговых объектов; размещения нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность; формирования торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли; повышения доступности товаров для населения (часть 1 статьи 10 Закона об основах торговой деятельности, пункты 2, 3 Правил N 772).
На территории Самарской области разработка и утверждение Схемы размещения нестационарных торговых объектов осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с Порядком, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Самарской области от 28.10.2016 N 240 (далее - Порядок N 240).
Разработка Схемы осуществляется с соблюдением норм градостроительного, земельного, санитарно-эпидемиологического, экологического, противопожарного законодательства, правил благоустройства, установленных на территории соответствующего муниципального образования, а также законодательства, регулирующего торговую деятельность (пункт 2.2 Порядка N 240).
Внесение изменений в Схему производится уполномоченным органом по инициативе юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого утверждена или планируется к утверждению соответствующая Схема (пункт 3.1 Порядка N 240). Внесение изменений в Схему, в части нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, в том числе на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется в учетом факторов, предусмотренных пунктом 2.1 настоящего Порядка по согласованию с органом, уполномоченным на распоряжение соответствующим имуществом (пункт 3.3 Порядка N 240).
Основаниями для отказа органа местного самоуправления во включении в Схему нестационарных торговых объектов по предложению заинтересованного лица являются:
1) отсутствие в предложениях заинтересованного лица сведений, предусмотренных пунктом 3.2 настоящего Порядка;
2) несогласование включения в Схему нестационарного торгового объекта органом, уполномоченным на распоряжение соответствующим имуществом;
3) несоответствие предлагаемого места расположения нестационарного торгового объекта нормам и требованиям законодательства, предусмотренным пунктом 2.2 настоящего Порядка.
Как установлено судами, Администрация Промышленного внутригородского района городского округа Самара, к чьим полномочиям в соответствии с частью 2 статьи 23 Закона N 74-ГД "О разграничении полномочий между органами местного самоуправления городского округа Самара и внутригородских районов городского округа Самара по решению вопросов местного значения внутригородских районов" отнесены полномочия по внесению предложений по разработке и утверждению схемы размещения нестационарных торговых объектов с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, а также по ее изменению, в сообщении N 14-02-01/1802 от 13.04.2018 на запрос Департамента N 103/4-02-011238 от 13.03.2018 по вопросу внесения предложения о целесообразности включения нестационарного торгового объекта в Схему размещения с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов указала на отсутствие возражений по включению спорного торгового объекта в Схему размещения.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 29.01.2015 N 225-О указал на необходимость достижения в каждом конкретном случае при утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов баланса интересов местного сообщества в целом и соответствующих хозяйствующих субъектов с учетом особенностей конкретного муниципального образования. Органы местного самоуправления не лишены возможности, действуя в пределах своих полномочий, решать вопросы размещения торговых объектов, принимая во внимание их нестационарный характер, в целях создания условий для наилучшего удовлетворения потребностей населения в получении необходимых товаров, работ и услуг по месту жительства и без ущерба для стабильного ведения предпринимательства.
Оценив представленные доказательства в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, в том числе выписку из ИСОГД г.о. Самара и выкопировку из ИСОГД г.о. Самара, суды установили, что земельный участок располагается вне пределов границ зоны регулирования застройки объекта культурного наследия федерального значения ("Комплекс дачи Головкина", утвержденный постановлением Правительства Самарской области от 20.12.2012 N 784), а также зоны инженерных коммуникаций, размещение спорного нестационарного торгового объекта в Схеме с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов является целесообразным.
Доказательства того, что испрашиваемое Обществом место для размещения нестационарного торгового объекта используется иными лицами, а также имеются ограничения в обороте земельного участка в соответствии с законодательством Российской Федерации, суду не представлены, в материалах дела отсутствуют.
Из материалов дела следует, что на спорном земельном участке расположено муниципальное имущество, учтенное в реестре муниципального имущества, договор аренды предполагает размещение на данном объекте аренды временных сооружений и ведение Обществом хозяйственной деятельности (пункты 1.3, 3.2.2, 3.2.5, 3.2.6 и др.).
Положения Закона об основах торговой деятельности не исключают право уполномоченного органа при утверждении (изменении) схемы размещения нестационарных торговых объектов решать вопросы размещения названных объектов самостоятельно с учетом особенностей конкретного муниципального образования. Однако такое правовое регулирование не должно носить произвольный характер, являться средством для административного сокращения количества торговых объектов и ограничения предпринимательской активности, поскольку направлено на создание условий для наилучшего удовлетворения потребностей населения в получении необходимых товаров, работ и услуг по месту жительства.
Таким образом, с учетом установленных по делу обстоятельств, принимая во внимание, что изменения и дополнения в Схему размещения вносятся при возникновении таких оснований, как поступление мотивированных предложений от исполнительных органов государственной власти, а также от некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, суды по данному делу пришли к обоснованному выводу о том, что решение Департамента промышленности, изложенное в письме N 103/4-02-01/1874 от 12.04.2018, в оспариваемой части не соответствует положениям закона и нарушает права и законные интересы Общества. В связи с чем правомерно удовлетворили заявленные требования.
Довод заявителя о необоснованном возложении на него как на государственный орган бремени уплаты государственной пошлины несостоятелен, поскольку в данном случае суды взыскали с департамента промышленности не государственную пошлину, а распределили судебные расходы. Освобождение государственных органов от уплаты государственной пошлины на основании положений Налогового кодекса Российской Федерации не влечет освобождение их от исполнения обязанности по возмещению судебных расходов, понесенных стороной, в пользу которой принято решение, в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Из абзаца 4 пункта 21 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" следует, что если судебный акт принят не в пользу государственного органа, за исключением прокурора, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению соответствующим органом в составе судебных расходов (часть 1 статьи 110 АПК РФ).
По результатам рассмотрения кассационных жалоб суд округа пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Доводы заявителей жалоб свидетельствуют об их несогласии с той оценкой, которую суды дали фактическим обстоятельствам, являлись предметом исследования в суде первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую оценку, вновь заявлены в суде кассационной инстанции и подлежат отклонению, поскольку направлены на переоценку представленных в дело доказательств, что противоречит положениям статьи 286 АПК РФ.
Судом кассационной инстанции не установлено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловными основаниями к отмене обжалуемых судебных актов.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационным жалобам не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации податели жалоб освобождены от ее уплаты.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 10.09.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2018 по делу N А55-14415/2018 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.Ф. Фатхутдинова |
Судьи |
В.А. Петрушкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 3 статьи 39.36 ЗК РФ, действующей с 01.03.2015, виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772 утверждены Правила включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов (далее - Правила N 772), в пункте 9 которых установлено, что внесение изменений в схему размещения осуществляется в порядке, предусмотренном для включения объектов в такую схему."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 13 марта 2019 г. N Ф06-44515/19 по делу N А55-14415/2018