г. Казань |
|
13 марта 2019 г. |
Дело N А12-17953/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 марта 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мосунова С.В.,
судей Топорова А.В., Закировой И.Ш.
в отсутствие:
лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "УК Наш дом"
на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2018 (председательствующий судья Степура С.М., судьи Акимова А.М., Пузина Е.В.)
по делу N А12-17953/2018
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "УК Наш дом" (404120, Волгоградская область, г. Волжский, ул. Машиностроителей, 29, ОГРН 1153435001785, ИНН 3435118490) к комитету по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа-город Волжский Волгоградской области (404130, Волгоградская область, г. Волжский, ул. XIX Партсъезда, д. 30, ОГРН 1043400050759, ИНН 3435110565) заинтересованные лица: Великанов Владимир Николаевича (г. Волжский Волгоградской области), публичное акционерное общество "Волгоградэнергосбыт" (г. Волгоград), о признании недействительным и отмене предписания N 336-л/2018 от 10.05.2018,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "УК Наш дом" (далее - ООО "УК Наш дом", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской с заявлением о признании недействительным и отмене предписания от 10.05.2018 N 336-л/2018 отдела муниципального жилищного контроля Комитета по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области (далее - Комитет, орган муниципального контроля).
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 26.07.2018 предписание отдела муниципального жилищного контроля Комитета по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области от 10.05.2018 N 336-л/2018 признано недействительным и отменено.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2018 решение Арбитражного суда Волгоградской области от 26.07.2018 отменено, по делу принят новый судебный акт, которым заявителю в удовлетворении требований о признании недействительным и отмене предписания Комитета от 10.05.2018 N 336-л/2018 отказано.
ООО "УК Наш дом" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе.
В своих возражениях на кассационную жалобу Комитет, полагая постановление суда апелляционной инстанции обоснованным и законным, просит оставить его без изменения.
Отзывы на кассационную жалобу от иных участвующих в деле лиц в суд не представлены.
Стороны о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", однако явку своих представителей в суд не обеспечили.
Принимая во внимание наличие надлежащего уведомления лиц, участвующих в деле, основываясь на положениях части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд счел возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие не явившихся сторон.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке статьи 286 АПК РФ, не находит оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела, в соответствии с договором энергоснабжения от 20.10.2017 N 2014320/17, заключённым ООО "УК Наш Дом" и ПАО "Волгоградэнергосбыт" с учётом дополнительного соглашения от 21.02.2018 к указанному договору с 01.02.2018 многоквартирный дом (далее - МКД) N 4 по ул.Королева внесён в "Перечень точек поставки и точек учёта". С 01.02.2018 ООО "УК Наш Дом" является исполнителем коммунальных услуг в МКД.
Комитетом по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области согласно приказу от 10.04.2018 N 336-л/2018 в период с 10.04.2018 по 10.05.2018 в отношении ООО "УК Наш Дом" проведена внеплановая документарная проверка с целью рассмотрения обращения от 16.03.2018 N 15/481 гражданина Великанова В.Н., проживающего по адресу: г. Волжский, ул. Королева, д. 4, к.310.
Согласно техническому паспорту от 08.08.2000 инвентарный номер 0851, дом, расположенный по адресу г. Волжский, ул. Королева, 4, является жилым многоквартирным коридорного типа с наличием на этажах общих кухонь, туалетов или блоков душевых.
Постановлением администрации городского округа-город Волжский N 3239 от 28.05.2009 дом N 4 по ул. Королева признан многоквартирным домом.
Указанный многоквартирный дом находится в управлении ООО "УК Наш дом" в соответствии с протоколом общего собрания собственников многоквартирного дома от 30.09.2017 N 2 и на основании договора от 01.12.2017.
Жилое помещение N 310 (комната) в указанном МКД оборудовано индивидуальным прибором учёта электроэнергии - счётчиком согласно рабочему проекту от 15.10.2010 N 34-067-10 электроснабжения комнаты.
По результатам проведённой проверки выявлены нарушения пунктов 42, 51 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) при начислении платы за коммунальную услугу по электроснабжению в жилом помещении N 310 по ул. Королева, 4 в г. Волжский Волгоградской области. Комитет пришёл к выводу, что начисление платежей за электроснабжение производились без учёта показаний индивидуального прибора учёта, установленного в указанном жилом помещении.
Нарушения зафиксированы органом муниципального контроля в акте проверки от 10.05.2018 N 336-л/2018.
По итогам проверки ООО "УК "Наш дом" выдано предписание от 10.05.2018 N 336-л/2018 с требованиями в срок до 10.07.2018 произвести снятие показаний индивидуального прибора учёта в жилом помещении N310 многоквартирного дома N 4 по ул. Королева. В случае необходимости произвести перерасчёт размера платы с февраля 2018 года, исходя из показаний прибора учёта. Учёт объёма (количества) коммунальной услуги по электроснабжению, предоставленной потребителю в указанном жилом помещении, осуществлять с использованием индивидуального прибора учёта. Предоставить акт контрольного съёма показаний прибора учёта в жилом помещении, платёжный документ с указанием показаний прибора учёта по электроснабжению. В случае произведения перерасчёта размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную на индивидуальное потребление в отношении жилого помещения N 310 многоквартирного дома N 4 по ул.Королева, предоставить подтверждающие документы.
ООО "УК Наш Дом" посчитав, что указанное предписание от 10.05.2018 N 336-л/2018 нарушает его права и законные интересы и не соответствует нормам действующего законодательства, обратилось в суд с настоящими требованиями.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объёма потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учёта, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Определение объёмов потребления электрической энергии потребителями коммунальной услуги по электроснабжению осуществляется в порядке, установленном Правилами N 354.
Суд первой инстанции, проанализировав положения статьи 20 ЖК РФ, Закона Волгоградской области от 10.01.2014 N 12-ОД "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Волгоградской области по организации и осуществлению государственного жилищного надзора и лицензионного контроля", постановления администрации городского округа-город Волжский Волгоградской области от 07.11.2017 N 6733 "Об определении уполномоченного органа на организацию и осуществление государственного жилищного надзора и лицензионного контроля на территории городского округа-город Волжский Волгоградской области", указал, что государственный жилищный надзор на территории города Волжский Волгоградской области уполномочен осуществлять отдел Муниципального жилищного контроля Комитета по обеспечению жизнедеятельности города.
Судом первой инстанции установлено, что в МКД N 4 по ул.Королева имеются коммунальные квартиры, которые не оборудованы общеквартирными приборами учёта, и комнаты, не оборудованные индивидуальными приборами учёта электрической энергии.
Суд первой инстанции, учитывая, что коммунальные квартиры МКД N 4 по ул. Королева в г. Волжском не оборудованы общими (квартирными) приборами учета электрической энергии, счел, что начисление платы по показаниям индивидуальных приборов учета электроэнергии, потребленной в комнатах, противоречит требованиям пункта 51 Правил N 354.
В соответствии с пунктом 42 Правил N 354 при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования.
Суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции исходя из следующего.
В силу пункта 51 Правил N 354 расчёт размера платы за коммунальные услуги, предоставленные потребителям в жилых помещениях в общежитиях коридорного, гостиничного и секционного типа (с наличием на этажах общих кухонь, туалетов или блоков душевых), производится в порядке, установленном для расчёта размера платы за коммунальные услуги для потребителей, проживающих в коммунальной квартире.
Правилами N 354 не установлены случаи, при которых коммунальная квартира не оборудована общим (квартирным) прибором учёта, при этом комнаты в коммунальной квартире частично оборудованы комнатными приборами учёта электрической энергии. Подход к начислению платежей сформулирован высшей судебной инстанции при рассмотрении дела N А53-28415/2015, исходя из общих начал и смысла жилищного законодательства, требований добросовестности, разумности и справедливости. При этом Верховный Суд РФ указал на недопустимость ухудшения положения добросовестных жильцов, исполнивших требования установить индивидуальные приборы учёта, за счёт улучшения положения тех, кто данное требование игнорирует. Правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 25.10.2016 N 309-КГ16-14829.
Суд апелляционной инстанции отметил, что потребитель, проживающий в комнате 310 указанного МКД, надлежащим образом организовал учёт электроэнергии на индивидуальное потребление, установив счётчик.
Суд апелляционной инстанции, сочтя, что в рассматриваемом случае управляющая компания неправомерно производила расчёт платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную на индивидуальное потребление по формуле 4 приложения N 2 к Правилам N 354 (абзац 2 пункта 42 Правил) без учёта показаний счётчика электроэнергии, установленного в комнате 310 указанного МКД, как того требует абзац N 1 пункта 42 Правил N 354, руководствуясь положениями статей 7, 157 ЖК РФ, пунктов 42, 50, 51 Правил N 354, признал оспоренное предписание от 10.05.2018 N 336-л/2018 соответствующим требованиям закона.
В кассационной жалобе ООО "УК Наш Дом" оспаривает выводы суда апелляционной инстанции, давая свою оценку установленным по делу обстоятельствам и представленным доказательствам, полагая, что исполнение оспариваемого предписания приведет к нарушению баланса интересов потребителей в МКД, ухудшению положения жильцов, не имеющих индивидуальных приборов учёта, за счет улучшения положения жильцов, имеющих такие приборы, поскольку жильцы, имеющие индивидуальные приборы учёта, не оплачивают расходы на общедомовые нужды (далее - ОДН) во вспомогательных помещениях (кухни, туалеты, душевые).
Все доводы кассационной жалобы были заявлены в суде апелляционной инстанции и рассмотрены судом.
Согласно статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Абзацами 10, 11 части 5 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" предусмотрено, что в случае отсутствия возможности осуществления расчетов за электрическую энергию (мощность) на основании данных о количестве электрической энергии (мощности), определенных с использованием приборов учета электрической энергии, применяются расчетные способы определения объема или стоимости электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, устанавливаемые правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, установленными в соответствии с жилищным законодательством, правилами организации учета электрической энергии на розничных рынках. Указанные расчетные способы должны стимулировать субъектов электроэнергетики и (или) потребителей электрической энергии (мощности), в результате действий (бездействия) которых отсутствует возможность осуществления расчетов за электрическую энергию (мощность) на основании данных о количестве электрической энергии (мощности), к осуществлению таких расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных с использованием приборов учета электрической энергии.
Из анализа вышеприведенных положений следует, что действующее законодательство направлено на стимулирование потребителей электрической энергии на установку и использование приборов учета электрической энергии при расчетах за потребленную электрическую энергию.
При этом объем электроэнергии, поставленной за расчетный период на ОДН, может быть распределен согласно пункту 44 Правил N 354 между всеми потребителями многоквартирного дома пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме.
Таким образом, заявленные в кассационной жалобе доводы ООО "УК Наш Дом" о необходимости оплаты потребленной электроэнергии всеми жильцами исключительно по нормативу в данном случае приводят к нарушению баланса интересов потребителей в многоквартирном доме, ухудшению положения жильцов, имеющих индивидуальные приборы учета, за счет улучшения положения жильцов коммунальных квартир, которые не должным образом организовали учет потребленной электроэнергии в такой квартире, что противоречит положениям статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, абзацев 10, 11 части 5 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике".
Доводы заявителя кассационной жалобы не свидетельствуют о нарушении судом апелляционной инстанции норм права, а фактически направлены на переоценку установленных судами обстоятельств, представленных сторонами доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушений судом апелляционной инстанции норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 АПК РФ, являющихся самостоятельными основаниями для безусловной отмены принятого судебного акта, по настоящему делу судом кассационной инстанции не установлено.
При принятии кассационной жалобы к производству, заявителю была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины до рассмотрения кассационной жалобы по существу.
В соответствии с подпунктами 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, разъяснениями, содержащимися в пункте 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", размер государственной пошлины, подлежащей оплате обществом по настоящему делу, составляет 1500 руб.
С учетом изложенного, поскольку при подаче кассационной жалобы заявителю кассационной жалобы была предоставлена отсрочка уплаты госпошлины, она подлежит взысканию в доход федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2018 по делу N А12-17953/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "УК Наш дом" (ОГРН 1153435001785, ИНН 3435118490) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 руб. 00 коп. за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Выдачу исполнительного листа поручить Арбитражному суду Волгоградской области в соответствии со статьей 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
С.В. Мосунов |
Судьи |
А.В. Топоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 13 марта 2019 г. N Ф06-43765/19 по делу N А12-17953/2018