г. Казань |
|
13 марта 2019 г. |
Дело N А06-5342/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 марта 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Закировой И.Ш.,
судей Топорова А.В., Мосунова С.В.,
при участии:
ответчика - Криночкина А.Г., представитель по доверенности от 10.01.2019,
в отсутствие:
иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТрансМорФлот"
на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2018 (председательствующий судья Веряскина С.Г., судьи Акимова М.А., Степура С.М.)
по делу N А06-5342/2018
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ТрансМорФлот" о признании незаконным и отмене постановления Пограничного управления по Республике Калмыкия и Астраханской области Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 15.05.2018 N 2349/1512-18 о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 600 000 руб., третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Администрация морских портов Каспийского моря",
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ТрансМорФлот" (далее - заявитель, общество, ООО "ТрансМорФлот") обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Пограничного управления по Республике Калмыкия и Астраханской области Федеральной службы безопасности Российской Федерации (далее - Пограничное управление, госорган) от 15.05.2018 N 2349/1512-18 о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 600 000 руб.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 29.10.2018 заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Судом оспариваемое постановление Пограничного управления признано незаконным и отменено.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2018 решение суда первой инстанции отменено, по делу принят новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе заявитель, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм права, а также несоответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит постановление апелляционного суда отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе.
В отзыве на кассационную жалобу госорган просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Общество и Федеральное государственное бюджетное учреждение "Администрация морских портов Каспийского моря" о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", однако явку своих представителей в суд не обеспечили.
Принимая во внимание наличие надлежащего уведомления лиц, участвующих в деле, основываясь на положениях части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд счел возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие не явившихся сторон.
Проверив законность обжалуемого судебного акта, правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 АПК РФ, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, выслушав пояснения представителя госоргана, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы в связи со следующим.
Часть 1 статьи 18.1 КоАП РФ предусматривает привлечение к административной ответственности за нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации лицами и (или) транспортными средствами либо нарушение порядка следования таких лиц и (или) транспортных средств от Государственной границы Российской Федерации до пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и в обратном направлении, за исключением случаев, предусмотренных статьей 18.5 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа юридических лиц от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей.
Одним из нормативных актов, устанавливающих режим государственной границы является Закон Российской Федерации от 01.04.1993 N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" (далее - Закон о Государственной границе РФ).
Данный Закон регулирует правоотношения в области защиты и охраны государственной границы, обеспечение, в том числе, физическими и юридическими лицами режима государственной границы, составной частью которого является правила пересечения государственной границы.
Положениями статьи 9 Закона о Государственный границе РФ установлены правила пересечения Государственной границы лицами и транспортными средствами, а в рассматриваемом случае порядок пересечения государственной границы иностранными судами, иностранными военными кораблями и другими государственными судами, эксплуатируемыми в некоммерческих целях, российскими судами.
По делу оспаривается постановление Пограничного управления от 15.05.2018 N 2349/1512-18 о привлечении ООО "ТрансМорФлот" к административной ответственности по части 1 статьи 18.1 КоАП РФ, в виде назначения административного штрафа в размере 600 000 руб.
Основанием для вынесения постановления послужили нарушения заявителем положений Закона о Государственной границе РФ.
Проверяющими установлено, что 16.03.2018 в 02 час. 15 мин. судно "Порт Оля - 4" под управлением капитана судна Тарасова В.А., принадлежащее ООО "ТрансМорФлот", следуя из порта Оля (Российская Федерация) в порт Амирабад (Исламская Республика Иран), на 67,5 км Волго-Каспийского морского судоходного канала (далее - ВКМСК) произвело остановку судна без разрешения пограничных органов. Как указывает заявитель, остановка судна была вынужденной и связана с чрезвычайным обстоятельством - туманом.
По факту нарушения заявителем требований Закона о Государственной границе РФ Пограничным управлением 04.05.2018 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.1 КоАП РФ, а впоследствии принято оспариваемое постановление.
Суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности Пограничным управлением в действиях общества состава вменяемого ему в вину административного правонарушения, в связи с чем, признал постановление госоргана незаконным, нарушающим права и законные интересы общества.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь положениями части 1 статьи 1.5, части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, статей 1, 3, 7, 9, 13, 16, 28 Закона о Государственной границе РФ, пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 31.07.1998 N 155-ФЗ "О внутренних морских водах", пунктов 92, 93 Приказа Минморфлота СССР от 09.01.1976 N 6 "Об утверждении устава службы на судах морского флота Союза ССР", пункта 29 Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 26.10.2017 N 463 "Об утверждении Общих правил плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним", суд апелляционной установил наличие в действиях общества признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.1 КоАП РФ, выразившихся в несоблюдении правил пересечения государственной границы Российской Федерации.
Кассационная инстанция признает выводы Двенадцатого апелляционного суда соответствующими обстоятельствам спора и основанными на правильном применении норм права.
В ходе судебного разбирательства апелляционная инстанция установила, что капитаном судна "Порт Оля - 4" Тарасовым В.А. получена радиотелеграмма от 15.03.2018, в которой сообщалось о том, что 15.03.2018-16.03.2018 по северному Каспию прогнозируется туман. Астраханский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды ФГБУ "Северо-Кавказское УГМС" от 22.10.2018 N 03-01-2228 по синоптическому положению 16.03.2018 по Астраханской области также информировал об надвигающемся адвективном тумане.
Таким образом, как установила нижестоящая инстанция, до выхода из порта капитан судна "Порт Оля - 4" Тарасов В.А. был надлежащим образом проинформирован о возможности возникновения ограничения видимости (тумана).
Между тем согласно пункту 3.3 должностной инструкции капитана, утвержденной генеральным директором "ТрансМорФлот" при подготовке к рейсу капитан должен, в том числе, проработать навигационную и гидрометеорологическую обстановку и выбрать пути следования на предстоящем переходе морем.
Оценив представленные доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о совершении обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 18.1 КоАП РФ.
Довод заявителя о чрезвычайном характере остановки в связи с настигшим туманом является несостоятельным и противоречащим части 15 статьи 9 Закона о Государственной границе РФ, в котором приводится исчерпывающий перечень оснований для остановки судна при следовании от Государственной границы до пунктов пропуска через Государственную границу и обратно.
К таким основаниям относятся: чрезвычайные обстоятельства - несчастный случай, авария или стихийное бедствие, угрожающее безопасности судна, сильный шторм, ледоход и ледовые условия, угрожающие безопасности судна, буксировка поврежденного судна, доставка спасенных людей, оказание срочной медицинской помощи члену экипажа или пассажирам. В указанной норме права речь идет о состоянии крайней необходимости.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводами апелляционной инстанции о том, что в рассматриваемом случае остановка судна по причине сильного внезапного тумана, не является вынужденной остановкой, вызванной чрезвычайными обстоятельствами.
Довод заявителя кассационной жалобы о неправильном применении судом апелляционной инстанции норм материального права является несостоятельным, основанным на неправильном толковании законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Отклоняется также довод заявителя кассационной жалобы о снижении размера штрафа, поскольку данный вопрос не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции (статьи 286 и 287 АПК РФ).
При таких обстоятельствах, оснований для отмены обжалуемого судебного акта по приведенным в кассационной жалобе доводам у суда кассационной инстанции не имеется.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2018 по делу N А06-5342/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
И.Ш. Закирова |
Судьи |
А.В. Топоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 13 марта 2019 г. N Ф06-44197/19 по делу N А06-5342/2018