г. Казань |
|
18 марта 2019 г. |
Дело N А65-22286/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 марта 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Топорова А.В., Закировой И.Ш.,
при участии представителей:
общества с ограниченной ответственностью "Русло" - Емельянова Н.С., доверенность от 09.01.2018 N 10,
Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан - Галлямовой Т.Х., доверенность от 09.01.2019 N 15Венедиктовой И.А., доверенность от 09.01.2019 N 36,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Русло"
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2018 (председательствующий судья Корнилов А.Б., судьи Юдкин А.А., Попова Е.Г.)
по делу N А65-22286/2018
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Русло", к Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан, о признании недействительным и отмене распоряжения от 26.06.2018 N АЛ-5851,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Русло" (далее - общество, ООО "Русло") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан (далее - инспекция), в котором просило распоряжение (приказ) Альметьевской зональной жилищной инспекции Республики Татарстан о проведении плановой документарной и выездной проверки от 26.06.2018 N АЛ-5851 признать недействительным и отменить документарную выездную проверку.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 27.09.2018 заявленные требования удовлетворены частично. Суд первой инстанции признал незаконным распоряжение Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан от 26.06.2018 N АЛ-5851 в части подлежащих представлению для проведения проверки документов, указанных в подпунктах 4, 5, 8, 11, 12-15, 22-24, 37, 38, 49, 50 пункта 13 распоряжения. В удовлетворении остальной части заявленных требований было отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2018 решение Арбитражного суда Республика Татарстан от 27.09.2018 по делу N А65-22286/2018 отменено, принят новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2018 отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции. Ссылается на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права.
В отзыве на кассационную жалобу инспекция, ссылаясь на законность и обоснованность постановления суда апелляционной инстанции, просит оставить его без изменения.
Проверив законность обжалованных судебных актов, правильность применения норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), обсудив доводы кассационной жалобы, отзыв на нее, заслушав представителей сторон, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
В рамках лицензионного контроля инспекцией вынесено распоряжение от 26.06.2018 N АЛ-5851 о проведении плановой проверки в отношении ООО "Русло".
Проверка проведена с целью соблюдения требований Жилищного кодекса Российской Федерации и норм технической эксплуатации жилищного фонда во исполнение плана ФГИС ЕРП 2018125573, согласованному с Прокуратурой Республики Татарстан.
Основанием для оспаривания в судебном порядке названного распоряжения послужило то, что оно содержит требования о предоставлении документации финансово-хозяйственной деятельности, что, по-мнению общества, не входит в компетенцию инспекции и противоречит Положению о государственной жилищной инспекции Республики Татарстан, утвержденному Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 26.12.2011 N 1068 (далее - Положение о ГЖИ РТ).
Частично удовлетворяя требования общества, признав распоряжение от 26.06.2018 N АЛ-5851 незаконным в части подлежащих представлению для проверки документов, указанных в подпунктах 4, 5, 8, 11, 12-15, 22-24, 37, 38, 49, 50 пункта 13 распоряжения, суд первой инстанции посчитал их не имеющими отношения к предмету лицензионной проверки.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции исходил из того, что истребование необязательных к составлению документов, не свидетельствует о нарушении прав хозяйствующего субъекта.
В соответствии с Положением о ГЖИ РТ инспекция является органом исполнительной власти, осуществляющим государственный жилищный надзор и лицензионный контроль в сфере управления многоквартирными домами на территории Республики Татарстан.
С учетом системной взаимосвязи пункта 1 части 2 статьи 20, статьи 162, статьи 196 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) к полномочиям инспекции относится, в частности, осуществление контроля за соблюдением требований жилищного законодательства к начислению собственникам (пользователям жилых помещений в многоквартирном доме платы за коммунальные услуги и услуги по содержанию жилого помещения, к осуществлению расчетов с ресурсоснабжающими организациями за поставленные в многоквартирный дом коммунальные ресурсы.
Согласно статье 19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных Законом N 99-ФЗ, а также федеральными законами, регулирующими осуществление видов деятельности в соответствии с частью 4 статьи 1 Закона N 99-ФЗ, в том числе предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
По данным Реестра лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Республики Татарстан, размещенном на официальном сайте ГЖИ РТ (gji.tatarstan.ru), лицензия ООО "Русло" выдана 01.07.2015.
В силу части 2 статьи 196 ЖК РФ должностные лица органа государственного жилищного надзора при осуществлении лицензионного контроля обязаны исполнять своевременно и в полном мере представленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пречесению нарушений лицензионных требований.
Согласно части 1 статьи 14 Закона N 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора).
В соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 14 Закона N 294-ФЗ в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, в том числе, указывается перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Истребование документов и сведений, указанных в подпунктах 4, 5, 8, 11, 12-15, 22-24, 37, 38, 49, 50 пункта 13 распоряжения инспекции от 26.06.2018 N АЛ-5851 основано на требованиях Закона N 294-ФЗ, ЖК РФ, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416).
Предметом и задачами плановой проверки общества, указанным в пунктах 6,7 распоряжения, является соблюдение обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, в числе прочего, в части начисления платы за жилое помещение и коммунальные услуги, осуществление расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, контролируемых инспекцией.
Согласно пункту 7 статьи 16 Закона N 294-ФЗ в акте проверки указываются, в том числе, сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения.
Согласно части 2 статьи 154 ЖК РФ в состав платы за содержание жилого помещения для собственников помещений в многоквартирном доме включается плата за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 35 Правил N 491 указанные в пунктах 31-34 Правил N 491 размеры платы за содержание жилого помещения, должны быть соразмерны утвержденному перечню, объемам и качеству услуг и работ.
Следовательно, запрошенные в подпункте 8 пункта 13 распоряжения сведения о периоде нефункционирования коллективных (общедомовых) приборов учета потребления холодной воды, электроэнергии, тепловой энергии по многоквартирным домам с указанием причин и приложением подтверждающих документов, истребованы в соответствии с названными нормами.
Документы, указанные в подпунктах 11, 12-15, 22 пункта 13 распоряжения содержат исходные величины, которое общество должно использовать и фактически использует при начислении платы гражданам за жилое помещение и коммунальные услуги, позволяющие инспекции оценить соблюдение обществом требований жилищного законодательства к начислению платы гражданам за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе правильность применения использованных в расчетах величин.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.04.2016 N 724-р утвержден исчерпывающий перечень документов и (или) информации, запрашиваемых и получаемых в рамках межведомственного информационного взаимодействия органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля при организации и проведении проверок от иных подведомственных государственным органам и органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация. В указанном перечне отсутствуют документы, из которых можно получить информацию, запрашиваемую в подпунктах 12, 13, 14, 38 пункта 13 распоряжения.
Истребование инспекцией названной информации вызвано необходимостью установления правильности произведения перерасчета платы за коммунальные ресурсы, в случаях предусмотренных Правилами N 354, потребляемые при содержании и использовании общего имущества многоквартирного дома, установлению не допущены ли управляющей организацией нарушения.
Указанная в подпунктах 23, 24 пункта 13 распоряжения информация о порядке расчета платы за коммунальные услуги по холодному водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, отоплению собственникам жилых и нежилых помещений многоквартирных домов, данные об объемах холодной воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребленные жилыми помещениями и нежилыми помещениями, с приложением фотографий экрана из программы, применяемой по начислению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, информация о порядке расчета платы за коммунальные услуги по холодному водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, отоплению на примере произвольно выбранных квартир, с приложением фотографий экрана из программы, применяемой по начислению платы за жилое помещение и коммунальные услуги истребована на основании Правил N 416, которые содержат стандарты управления многоквартирным домом, подлежащие обязательному выполнению соответствующими организациями и лицами.
Подпункты 36, 37 пункта 13 распоряжения содержат требования о предоставлении информации по соблюдению обществом требований жилищного законодательства по осуществлению расчетов с ресурсоснабжающими организациями за поставленные в многоквартирный дом коммунальные ресурсы.
Исходя из правил N 416 обязанность по начислению гражданам (потребителям) платы за предоставленные жилищно-коммунальные услуги, по осуществлению расчетов с ресурсоснабжающими организациями за коммунальные ресурсы, поставленные по договорам ресурсоснабжения возложены на управляющую организацию в рамках осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом, следовательно, ответственность за правильность начислений платы за жилое помещение и коммунальные услуги, а также за правильность осуществления расчетов с ресурсоснабжающими организациями за коммунальные ресурсы, поставленные по договорам ресурсоснабжения, также несёт управляющая организация. Истребование названной информации не является вмешательством в договорные отношения управляющей компании с ресурсоснабжающей организацией, а относится к стандартам управления многоквартирным домом.
Истребование в пунктах 49,50 пункта 13 распоряжения сведений, касающихся вопросов и разработки, доведенных до сведения собственников предложений о мероприятиях по энергоснабжению и энергетической эффективности и представления учета личного приема руководителя, не нарушает права и законные интересы общества, поскольку исходит из его уставной деятельности. В соответствии с частями 5, 6, 7 статьи 12 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" организация, осуществляющая снабжение энергетическими ресурсами многоквартирного дома на основании публичного договора, регулярно (не реже чем один раз в год) обязана предлагать перечень мероприятий для многоквартирного дома, группы многоквартирных домов как в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, так и в отношении помещений в многоквартирном доме, проведение которых в большей степени способствует энергосбережению поставляемых этой организацией в многоквартирный дом энергетических ресурсов и повышению энергетической эффективности их использования.
Действуя в рамках предоставленных законом прав, инспекция в своем распоряжении истребовала информацию касательно деятельности общества по исполнению законов и нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации по оказанию качественных услуг по управлению многоквартирным домом и о соответствии лицензиата лицензионным требованиям.
Судом апелляционной инстанции обоснованно сделан вывод о том, что в случае отсутствия истребованных документов, заявитель мог предоставить ответ, что такие документы у него отсутствуют, так как являются необязательными к составлению. Само по себе истребование необязательных к составлению документов, не свидетельствует о нарушении таким требованием, прав хозяйствующего субъекта.
Таким образом, выводы суда апелляционной инстанции являются правильными, соответствующими материалам дела и действующему законодательству, оснований для отмены или изменения обжалуемого по делу постановления суда апелляционной инстанции судебная коллегия кассационной инстанции не находит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2018 по делу N А65-22286/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
А.В. Топоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Истребование в пунктах 49,50 пункта 13 распоряжения сведений, касающихся вопросов и разработки, доведенных до сведения собственников предложений о мероприятиях по энергоснабжению и энергетической эффективности и представления учета личного приема руководителя, не нарушает права и законные интересы общества, поскольку исходит из его уставной деятельности. В соответствии с частями 5, 6, 7 статьи 12 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" организация, осуществляющая снабжение энергетическими ресурсами многоквартирного дома на основании публичного договора, регулярно (не реже чем один раз в год) обязана предлагать перечень мероприятий для многоквартирного дома, группы многоквартирных домов как в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, так и в отношении помещений в многоквартирном доме, проведение которых в большей степени способствует энергосбережению поставляемых этой организацией в многоквартирный дом энергетических ресурсов и повышению энергетической эффективности их использования."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 18 марта 2019 г. N Ф06-44062/19 по делу N А65-22286/2018
Хронология рассмотрения дела:
18.03.2019 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-44062/19
24.12.2018 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-17930/18
27.09.2018 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-22286/18
24.07.2018 Определение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-22286/18