г. Казань |
|
19 марта 2019 г. |
Дело N А72-8560/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 марта 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Закировой И.Ш.,
судей Топорова А.В., Мосунова С.В.,
при участии представителей:
заявителя - Однороманенко Т.Ю., доверенность от 15.06.2018 N 727/юр,
ответчика - Цызырова П.Ю., доверенность от 09.01.2019 N 47/19, Карнаковой А.А., доверенность от 09.01.2019 N 56/19,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Средне -Поволжского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2018 (председательствующий судья Драгоценнова И.С., судьи Лихоманенко О.А., Кувшинов В.Е.)
по делу N А72-8560/2018
по заявлению публичного акционерного общества энергетики и электрификации Ульяновской области "Ульяновскэнерго" к Средне -Поволжскому Управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, о признании незаконным и отмене постановления от 11.05.2018 о прекращении дела об административном правонарушении в отношении муниципального унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство" муниципального образования Глотовское городское поселение по части 3 статьи 9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заинтересованные лица: начальник Ульяновского отдела по надзору за энергетической безопасностью и ГТС Средне-Поволжского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Цызыров П.Ю., муниципальное унитарное предприятие "Жилищно-коммунальное хозяйство" муниципального образования Глотовское городское поселение, рабочий поселок Глотовка Инзенского района Ульяновской области,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество энергетики и электрификации Ульяновской области "Ульяновскэнерго" (далее - заявитель, общество, ПАО "Ульяновскэнерго") обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Средне-Поволжского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - заинтересованное лицо, административный орган) о прекращении дела об административном правонарушении в отношении муниципального унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство" муниципального образования Глотовское городское (далее - предприятие, МУП "ЖКХ" МО Глотовское городское поселение) поселение по части 3 статьи 9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 20.09.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2018 решение суда первой инстанции отменено, по делу принят новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе административный орган, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции, а также несоответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит постановление апелляционного суда отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе.
В отзыве на кассационную жалобу заявитель просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность обжалуемого судебного акта, правильность применения судами норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения явившихся в судебное заседание представителей участвующих в деле лиц, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановления апелляционного суда в вязи со следующим.
Предметом спора по настоящему делу является постановление административного органа от 11.05.2018 о прекращении дела об административном правонарушении.
Постановление вынесено по результатам проверки поступившего от заявителя о привлечении МУП "ЖКХ" МО Глотовское городское поселение к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 9.22 КоАП РФ.
В ходе судебного разбирательства судами установлено, что предприятие в соответствии с абзацем 10 пункта 7 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) включено в Перечень потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям.
Порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями - участниками оптового и розничных рынков, в том числе его уровня, в случае нарушения своих обязательств потребителями, а также в случае необходимости принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварийных ситуаций в силу абзаца 1 пункта 7 указанной статьи утверждается Правительством Российской Федерации.
Основы регулирования отношений, связанных с введением ограничения режима потребления электроэнергии, урегулированы Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Правила ограничения). Ограничения предполагают прекращение подачи электрической энергии (мощности) потребителям или сокращение объемов потребления электрической энергии (мощности) в определенных Правилами ограничения случаях. В частности ограничения вводятся в случае неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электроэнергии (подпункт "б" пункта 2 Правил ограничения).
В случае возникновения оснований для введения полного ограничения режима потребления электрической энергии в отношении потребителей электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям пункт 7.1 статьи 38 Закона об электроэнергетике возлагает на потребителей обязанность устранить причины, являющиеся основанием для введения ограничения их режима потребления, либо выполнить мероприятия, обеспечивающие готовность потребителей электрической энергии к введению полного ограничения режима потребления электрической энергии и предотвращение наступления экономических, экологических или социальных последствий вследствие введения такого ограничения режима потребления.
Состав указанных мероприятий определяется потребителями электрической энергии самостоятельно в соответствии с установленным Правительством Российской Федерации порядком.
Перечень мероприятий, а также сроки и проведения определены в пункте 16 Правил ограничения.
После выполнения этих мероприятий потребитель обязан направить исполнителю (субисполнителю) и инициатору введения ограничения уведомление о готовности к введению полного ограничения режима потребления.
Как усматривается из материалов дела, в связи с нарушением условий договора энергоснабжения от 01.01.2009 N 144227ЭО в части своевременной и полной оплаты потребленной электроэнергии и наличием задолженности МУП "ЖКХ" МО Глотовское городское поселение перед заявителем по состоянию на 07.12.2017 в размере 2256,61 тыс.руб. ПАО "Ульяновскэнерго" 08.12.2017 направило в адрес предприятия уведомление, в котором, ссылаясь на условия договора, а также действующего законодательства указало на необходимость проведения мероприятий:
- в отношении энергопринимающих устройств и объектов, указанных в пункте 1 Приложения N 1 к настоящему уведомлению - ограничить режим потребления до 12 час.00 мин. 21.12.2017 и обеспечить допуск представителей ПАО "Ульяновскэнерго" и сетевой организации для опломбирования отключенных токоприемников и составления акта о введении ограничения режима потребления;
- в отношении энергопринимающих устройств и объектов, указанных в пункте 2 Приложения N 1 к настоящему уведомлению - ограничить до уровня технологической брони, который составляет 11 кВт до 12 час.00 мин. 21.12.2017 с последующим допуском представителей общества и сетевой организации для опломбирования отключенных токоприемников;
- в отношении энергопринимающих устройств и объектов, указанных в пункте 3 Приложения N 1 к настоящему уведомлению - ограничить до уровня аварийной брони, который составляет 2,2 кВт, до уровня технологической брони, который составляет 90,2 кВт до 12 час.00 мин. 21.12.2017 с последующим допуском представителей общества и сетевой организации для опломбирования отключенных токоприемников.
Как указано в уведомлении, в случае непогашения задолженности, предприятие обязано письменно уведомить ПАО "Ульяновскэнерго" и сетевую компанию о готовности к введению полного самостоятельного ограничения режима электропотребления или в течение трех дней представить план мероприятий по обеспечению готовности к введению в отношении энергопринимающих устройств МУП "ЖКХ" МО Глотовское городское поселение полного ограничения режима потребления в отношении энергопринимающих устройств и объектов, указанных в пунктах 2 и 3 Приложения N 1 к настоящему уведомления. К указанному сроку необходимо принять соответствующие меры по предотвращению угрозы жизни и здоровью людей, сохранности оборудования, обеспечению противопожарной и экологической безопасности. Возобновление подачи электрической энергии будет осуществлена после поступления денежных средств в размере задолженности в адрес общества.
21.03.2018 в адрес административного органа поступило обращение ПАО "Ульяновскэнерго" с требованием привлечь предприятие к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 9.22 КоАП РФ.
Суд первой инстанции установил наличие задолженности предприятия перед обществом. Между тем, полагая, что допущенное нарушение не причинило вред охраняемым общественным интересам, не привело к наступлению негативных последствий, совершено впервые, организационно-правовой статус субъекта ответственности, счел возможным применить к данным правоотношениям положения статьи 2.9 КоАП РФ.
Апелляционная инстанция не согласилась с выводами суда нижестоящей инстанции, поскольку административный орган не проверил факт исполнения предприятием требований законодательства, возлагающего на него проведения мероприятий, предусмотренных Законом об электроэнергии, а также Правилами ограничения.
Как указал суд, основанием прекращения производства по делу об административном правонарушении явились противоречивые данные о величине задолженности, невозможность сделать вывод о факте наличия долга и о его величине, размере и характере ущерба, причиненного административным правонарушением.
Вместе с тем, из диспозиции части 3 статьи 9.22 КоАП РФ следует, что ответственность наступает за невыполнение указанным выше потребителем особой категории определенных в установленном законодательством об электроэнергетике порядке мероприятий.
Установив то, что оспариваемое постановление административного органа является немотивированным, суд, применив к данным правоотношениям часть 2 статьи 211 АПК РФ, признал его незаконным.
Суд кассационной инстанции признает выводы суда апелляционной инстанции соответствующими обстоятельствам спора и основанными на правильном применении Закона об электроэнергетике, а также Правил ограничения и не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Приведенные в кассационной жалобе доводы свидетельствуют не о нарушении или неправильном применении судом апелляционной инстанции норм материального права, а о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
В соответствии с положениями части 2 статьи 287 АПК РФ установление фактических обстоятельств дела, исследование и оценка доказательств является прерогативой судов первой и апелляционной инстанций.
При таких условиях судебный акт, принятый при правильном применении норм процессуального права, подлежит оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2018 по делу N А72-8560/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
И.Ш. Закирова |
Судьи |
А.В. Топоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд первой инстанции установил наличие задолженности предприятия перед обществом. Между тем, полагая, что допущенное нарушение не причинило вред охраняемым общественным интересам, не привело к наступлению негативных последствий, совершено впервые, организационно-правовой статус субъекта ответственности, счел возможным применить к данным правоотношениям положения статьи 2.9 КоАП РФ.
...
Как указал суд, основанием прекращения производства по делу об административном правонарушении явились противоречивые данные о величине задолженности, невозможность сделать вывод о факте наличия долга и о его величине, размере и характере ущерба, причиненного административным правонарушением.
Вместе с тем, из диспозиции части 3 статьи 9.22 КоАП РФ следует, что ответственность наступает за невыполнение указанным выше потребителем особой категории определенных в установленном законодательством об электроэнергетике порядке мероприятий.
...
Суд кассационной инстанции признает выводы суда апелляционной инстанции соответствующими обстоятельствам спора и основанными на правильном применении Закона об электроэнергетике, а также Правил ограничения и не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 19 марта 2019 г. N Ф06-44640/19 по делу N А72-8560/2018