г. Казань |
|
19 марта 2019 г. |
Дело N А55-10515/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 марта 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Смоленского И.Н.,
судей Королёвой Н.Н., Галиуллина Э.Р.,
при участии представителей:
истца - Кадысева В.Н. (директор),
ответчика - Тишиной И.М. по доверенности от 25.07.2018, Филатовой Т.В. по доверенности от 31.10.2017, Ваулина А.В. по доверенности от 28.12.2016,
в отсутствие:
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 24.07.2018 (судья Копункин В.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2018 (председательствующий судья Демина Е.Г., судьи Морозов В.А., Туркин К.К.)
по делу N А55-10515/2018
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "ТД "Строй-Реал" (ОГРН 1136319007989, ИНН 6319173979) к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727) о взыскании 703 860 руб. штрафа за задержку уборки вагонов с пути необщего пользования, с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спор, общества с ограниченной ответственностью "Строй-Реал",
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ТД "Строй-Реал" (далее - истец, ООО "ТД "Строй-Реал") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ответчик, ОАО "РЖД") о взыскании 703 860 руб. штрафа за задержку уборки вагонов с пути необщего пользования.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Строй-Реал".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 24.07.2018, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2018, исковые требования удовлетворены частично. С ответчика в пользу истца взыскано 400 000 руб. штрафа за задержку уборки вагонов с пути необщего пользования, а также 17 075,20 руб. расходов по уплате государственной пошлины. В остальной части исковые требования оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе ответчик просит принятые судебные акты отменить как несоответствующие нормам права и фактическим обстоятельствам дела.
Арбитражный суд Поволжского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав представителей сторон, считает судебные акты подлежащими отмене, а дело - передаче на новое рассмотрение по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, исковые требования мотивированы тем, что ответчиком в период с марта 2016 года по январь 2018 года в нарушение пункта 9 трехстороннего договора N 3/35/1 от 30.12.2016 на оказание услуг по подаче и уборке вагонов для производства грузовых операций ООО "ТД "Строй-Реал" на железнодорожный путь необщего пользования ООО "Строй-Реал" при станции Безымянка Куйбышевской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" производилась уборка вагонов с путей необщего пользования с превышением установленного времени (12 часов) после получения уведомлений о готовности к их уборке, что является основанием для начисления ответчику штрафа по статье 100 Устава.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, условия спорного договора, руководствуясь статьями 100, 119, 44 Устава, статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, суды признали ответчика нарушившим установленные договором сроки уборки спорных порожних вагонов, в связи с чем применили к ответчику предусмотренную статьей 100 Устава ответственность, взыскав с последнего штраф в размере 400 000 руб., с учетом применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Между тем судами обеих инстанций не учтено следующее.
В соответствии с абзацем 2 статьи 100 Устава за задержку по вине перевозчика подачи вагонов под погрузку и выгрузку грузов или на железнодорожные выставочные пути, а также за задержку уборки вагонов с мест погрузки и выгрузки грузов на железнодорожных путях необщего пользования или с железнодорожных выставочных путей в случае, если уборка вагонов осуществляется локомотивами перевозчика, либо за задержку по вине перевозчика приема вагонов с железнодорожных путей необщего пользования перевозчик уплачивает грузоотправителю, грузополучателю штраф в размере 0,2 размера минимального размера оплаты труда за каждый час задержки каждого вагона. Штраф начисляется за все время задержки с момента нарушения предусмотренных соответствующими договорами сроков подачи, уборки вагонов.
Согласно статье 2 Устава в редакции Федерального закона от 31.12.2014 N 503-ФЗ грузоотправитель (отправитель) - физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки выступает от своего имени или от имени владельца груза, багажа, грузобагажа, порожнего грузового вагона и указано в перевозочном документе; грузополучатель (получатель) - физическое или юридическое лицо, управомоченное на получение груза, багажа, грузобагажа, порожнего грузового вагона.
Частью 10 статьи 44 Устава, введенной Федеральным законом от 31.12.2014 N 503-ФЗ, установлено, что после выгрузки грузов из вагонов, не принадлежащих перевозчику, владелец вагонов, который указан в транспортной железнодорожной накладной на перевозку груза (далее - владелец вагона), или в течение двадцати четырех часов с момента выгрузки грузов грузополучатель по указанию владельца вагонов обязан обеспечить уборку порожних грузовых вагонов с мест общего пользования либо предъявить порожние грузовые вагоны для перевозки, если договором между владельцем вагонов и владельцем инфраструктуры или владельцем железнодорожных путей необщего пользования не установлено иное.
Согласно части 12 статьи 44 Устава, введенной Федеральным законом от 31.12.2014 N 503-ФЗ, после выгрузки груза на железнодорожных путях необщего пользования порожний грузовой вагон подается на железнодорожные пути общего пользования только при наличии составленной в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом транспортной железнодорожной накладной и других предусмотренных соответствующими нормативными правовыми актами документов. Порожний грузовой вагон может быть подан на железнодорожные пути общего пользования без оформленных в установленном порядке перевозочных документов только в случаях, предусмотренных настоящим Уставом и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
В силу части 13 статьи 44 Устава, введенной Федеральным законом от 31.12.2014 N 503-ФЗ, перевозчик освобождается от ответственности, установленной статьей 100 Устава, если задержка подачи или уборки порожних грузовых вагонов произошла в связи с необеспечением своевременной уборки таких вагонов по причине отсутствия составленных в установленном порядке перевозочных документов на перевозки порожних грузовых вагонов.
В соответствии с пунктом 50 Правил приема грузов, порожних грузовых вагонов к перевозке железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Минтранса России от 07.12.2016 N 374 отправителем порожних вагонов является:
- владелец вагона, в том числе оператор железнодорожного подвижного состава (далее - владелец вагона);
- грузополучатель предыдущего рейса, не являющийся владельцем вагона, если порожний вагон направляется после выгрузки на станцию пропарки, промывки или ветеринарно-санитарной обработки, если иное не установлено соглашением между грузополучателем и владельцем вагона.
Пунктом 68 указанных Правил предусмотрено, что после выгрузки груза на железнодорожных путях необщего пользования порожний вагон подается на железнодорожные пути общего пользования только при наличии составленной в соответствии с Правилами заполнения перевозочных документов, накладной и других предусмотренных соответствующими нормативными правовыми актами документов.
Из изложенного следует, что отправка порожних вагонов - это начало новой перевозки с последующим оформлением железнодорожной накладной.
Как следует из материалов дела, иск предъявлен к перевозчику о взыскании штрафа за просрочку уборки порожних вагонов с железнодорожных путей необщего пользования владельца в порядке статьи 100 Устава.
Между тем в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие статус истца в связи с перевозкой спорных порожних вагонов, наделяющий его правом заявления соответствующих требований, однако представитель истца пояснил кассационной коллегии, что в спорных правоотношениях считает ООО "ТД "Строй-Реал" получателем в отношении прибывшего в адрес общества груза, а не грузоотправителем порожних вагонов в приведенном правовом смысле.
Исходя из изложенного, кассационная коллегия считает вывод судебных инстанций о наличии у истца права на предъявление настоящего иска не соответствующим имеющимся в деле доказательствам, связи с чем обжалуемые судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции на основании пункта 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции необходимо устранить допущенное несоответствие выводов имеющимся в деле доказательствам и принять обоснованное решение.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 24.07.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2018 по делу N А55-10515/2018 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.Н. Смоленский |
Судьи |
Н.Н. Королёва |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 12 статьи 44 Устава, введенной Федеральным законом от 31.12.2014 N 503-ФЗ, после выгрузки груза на железнодорожных путях необщего пользования порожний грузовой вагон подается на железнодорожные пути общего пользования только при наличии составленной в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом транспортной железнодорожной накладной и других предусмотренных соответствующими нормативными правовыми актами документов. Порожний грузовой вагон может быть подан на железнодорожные пути общего пользования без оформленных в установленном порядке перевозочных документов только в случаях, предусмотренных настоящим Уставом и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
В силу части 13 статьи 44 Устава, введенной Федеральным законом от 31.12.2014 N 503-ФЗ, перевозчик освобождается от ответственности, установленной статьей 100 Устава, если задержка подачи или уборки порожних грузовых вагонов произошла в связи с необеспечением своевременной уборки таких вагонов по причине отсутствия составленных в установленном порядке перевозочных документов на перевозки порожних грузовых вагонов.
В соответствии с пунктом 50 Правил приема грузов, порожних грузовых вагонов к перевозке железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Минтранса России от 07.12.2016 N 374 отправителем порожних вагонов является:"
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 19 марта 2019 г. N Ф06-44214/19 по делу N А55-10515/2018
Хронология рассмотрения дела:
19.12.2019 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-55813/19
19.11.2019 Определение Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-55813/19
05.09.2019 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-12408/19
11.06.2019 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-10515/18
19.03.2019 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-44214/19
29.10.2018 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-14275/18
24.07.2018 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-10515/18