г. Казань |
|
20 марта 2019 г. |
Дело N А49-4986/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 марта 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Закировой И.Ш.,
судей Топорова А.В., Мосунова С.В.,
при участии:
ответчика - Токарева М.В., представитель по доверенности от 09.01.2019 N 1,
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 02.10.2018 (судья Стрелкова Е.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2018 (председательствующий судья Попова Е.Г., судьи Корнилов А.Б., Бажан П.В.)
по делу N А49-4986/2018
по заявлению общества с дополнительной ответственностью "Сети водоотведения города Каменки" (ОГРН 1095802000920, ИНН 5802008155) к Управлению по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области (ОГРН 1095836002470, ИНН 5836013668) об оспаривании решения, отраженного в протоколе согласительного совещания от 20.02.2018 N 5 в части,
УСТАНОВИЛ:
общество с дополнительной ответственностью "Сети водоотведения города Каменки" (далее - заявитель, общество, ОДО "Сети водоотведения города Каменки") обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением к Управлению по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области (далее - Управление, заинтересованное лицо) об оспаривании решения, отраженного в протоколе согласительного совещания от 20.02.2018 N 5 в части отказа в удовлетворении заявленных разногласий по статьям "Расходы на компенсацию недополученных доходов за период регулирования 2014 года (недополученный по независящим причинам доход за 2014 год)" в размере 2828 тыс.руб. и "Расходы на компенсацию недополученных доходов за период регулирования 2015 года (недополученный по независящим причинам доход за 2015 год)" в размере 1692 тыс.руб.; об обязании Управления удовлетворить заявленные разногласия в соответствующей части путём включения в производственную программу заявителя наследующий долгосрочный период регулирования при определении объёма финансовых потребностей, необходимых для реализации производственной программы, в расчет необходимой валовой выручки статьи затрат "Расходы на компенсацию недополученных доходов за период регулирования 2014 года (недополученный по независящим причинам доход за 2014 год)" в размере 2828 тыс.руб. и "Расходы на компенсацию недополученных доходов за период регулирования 2015 года (недополученный по независящим причинам доход за 2015 год)" в размере 1692 тыс.руб.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 02.10.2018 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2018 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, а также несоответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, производство по делу прекратить.
В отзыве на кассационную жалобу заявитель просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, правильность применения судами норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы в связи со следующим.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении).
Как следует из статьи 41 данного Закона (части 1, 4 и 5) производственная программа разрабатывается регулируемой организацией и утверждается регулирующим органом в соответствии с Правилами разработки, утверждения и корректировки производственных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 641 (далее - Правила разработки производственных программ).
Положением об Управлении по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области, утвержденным постановлением Правительства Пензенской области от 04.08.2010 N 440-пП полномочия по урегулированию возникших разногласий возложены на Управление.
Приказом Управления от 16.12.2016 N 123 внесены изменения в приказ от 18.12.2015 N 165 "Об утверждении производственной программы ОДО "Сети водоотведения города Каменки" на 2016-2018 гг.", в соответствии с которым производственная программа общества утверждена в новой редакции, изложенной в Приложении N 1 к Приказу.
Из текста данной производственной программы судами установлено, что в нее не включены недополученные доходы прошлых периодов 2014 и 2015 гг.
С учетом данных указанной производственной программы Управлением принято тарифное решение, утвержденное Приказом от 16.12.2016 N 122 "О внесении изменений в приказ Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 18.12.2015 N 164 "Об установлении одноставочных тарифов на водоотведение на 2016-2018 гг. для ОДО "Сети водоотведения города Каменки".
Общество, руководствуясь пунктом 19 Правил разработки производственных программ, а также Приказом Управления от 04.07.2016 N 43, обратилось в Управление с заявлением об урегулировании разногласий, возникших при утверждении производственной программы.
После предоставления всех необходимых документов согласительной комиссией Управления было принято решение, оформленное протоколом от 20.02.2018 N 5. Указанным решением отказано в удовлетворении заявленных разногласий по всем статьям, в связи с чем общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, правильно применив нормы права, подлежащие применению, суды признали, что оспариваемое решение, в части отказа в удовлетворении заявленных разногласий по статьям "Расходы на компенсацию недополученных доходов за период регулировании 2014 год (недополученный по независящим причинам доход за 2014 год)" в размере 2828 тыс.руб. и "Расходы на компенсацию недополученных доходов за период регулирования 2015 год (недополученный по независящим причинам доход за 2015 год) - в размере 1692 тыс.руб., принято с существенным нарушением требований пункта 15 Основ ценообразовании в сфере водоснабжения и водоотводе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406, чем нарушает права и законные интересы заявителя в сфере ведения регулируемой предпринимательской деятельности по оказанию услуг водоотведения.
В ходе судебного разбирательства установлено, что размер недополученного дохода, рассчитанный Управлением в "Позиции Управления тарифов", не отражает фактический объём реализации Обществом услуг по водоотведению в 2014 и 2015 гг., а является расчетным, при этом расчет произведен по методике, не предусмотренной приведёнными выше нормами законодательства, то есть произвольно. При этом никакого анализа документов, представленных заявителем в обоснование своего заявления о разногласиях, а также мотивов их принятия или отклонения, "Позиция Управления тарифов" не содержит.
Из материалов дела следует и подтверждено судами, что заявитель вместе с производственной программой представил в Управление пакет документов, содержащих бухгалтерскую отчетность за 2014 и 2015 гг., представлявшуюся им в налоговый орган; регистры бухгалтерского учета (оборотно-сальдовые ведомости по счету 90.01.1, расшифровки к данным бухгалтерского учёта об объёмах потребления по группам потребителей); реестры договоров; данные статистической отчётности по форме N 22-ЖКХ (сводная); пояснительную записку с конкретными расчётами размера недополученных доходов и анализом причин их возникновения и т.п. Между тем, суды признали, что анализ указанных документов Управлением не приведен, в графе "Позиции управления тарифов" не отражен.
Таким образом, оценив оспариваемое решение согласительной комиссии Управления, суды пришли к выводу о том, что фактически заинтересованное лицо не рассмотрело и не оценило в установленном законом порядке заявление общества об урегулировании разногласий, возникших при утверждении производственной программы, а отраженное в протоколе от 20.02.2018 N 5 решение не соответствует законодательству Российской Федерации ни по форме, ни по содержанию.
Совокупность установленных судами оснований, позволили судам, руководствуясь частью 2 статьи 201 АПК РФ, прийти к выводу о недействительности решения, отраженного в протоколе согласительного совещания от 20.02.2018 N 5, в части отказа в удовлетворении заявленных разногласий при утверждении производственной программы по водоотведению общества с дополнительной ответственностью "Сети водоотведения города Каменки" на 2017 год долгосрочного периода регулирования 2016-2018 гг. по статьям "Расходы на компенсацию недополученных доходов за период регулирования 2014 года (недополученный по независящим причинам доход за 2014 год)" в размере 2828 тыс.руб. и "Расходы на компенсацию недополученных доходов за период регулирования 2015 года (недополученный по независящим причинам доход за 2015 год)" в размере 1692 тыс.руб. и в целях устранения допущенных нарушенных прав и законных интересов заявителя обязали Управление рассмотреть заявление ОДО "Сети водоотведения города Каменки" от 25.01.2017 N 23 о рассмотрении разногласий, возникших при утверждении производственной программы ООО "Сети водоотведения города Каменки".
Судебная коллегия кассационной инстанции проверив в соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ законность принятых ранее судебных актов соглашается с выводами судов, в связи с чем не находит оснований для их пересмотра.
Довод заявителя кассационной жалобы относительно неисполнимости о вынесенного ранее решения в связи с прекращением ОДО "Сети водоотведения города Каменки" регулируемой деятельности с 01.12.2018 был предметом рассмотрения судом первой инстанции и обоснованно отклонен, поскольку, как обоснованно указал суд, прекращение заявителем регулируемой деятельности по водоотведению в 2018 году не свидетельствует о незаконности обжалуемого решения суда.
В соответствии с пунктом 1 статьи 288 АПК РФ основаниями для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций являются несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Однако доводы заявителя кассационной жалобы не доказывают нарушения судом норм материального и процессуального права либо несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем суд кассационной инстанции не находит оснований отмены вынесенных по делу судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пензенской области от 02.10.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2018 по делу N А49-4986/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
И.Ш. Закирова |
Судьи |
А.В. Топоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2018 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
...
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении).
Как следует из статьи 41 данного Закона (части 1, 4 и 5) производственная программа разрабатывается регулируемой организацией и утверждается регулирующим органом в соответствии с Правилами разработки, утверждения и корректировки производственных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 641 (далее - Правила разработки производственных программ)."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 20 марта 2019 г. N Ф06-44705/19 по делу N А49-4986/2018