г. Казань |
|
20 марта 2019 г. |
Дело N А55-16706/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 марта 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Желаевой М.З.,
судей Гильмановой Э.Г., Сабирова М.М.,
при участии представителей:
истца - Клюшиной Е.В., доверенность от 12.03.2019,
ответчика - Мельникова С.В. (лично, паспорт); Мельниковой В.А., доверенность от 31.08.2017 N 2-1509,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Мельникова Сергея Владимировича
на решение Арбитражного суда Самарской области от 15.08.2018 (судья Балькина Л.С.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2018 (председательствующий судья Александров А.И., судьи Колодина Т.И., Садило Г.М.)
по делу N А55-16706/2018
по исковому заявлению открытого акционерного общества "Санаторий "Старт", г. Самара (ОГРН 1036300112914) к Мельникову Сергею Владимировичу, г. Самара, об истребовании документов у бывшего руководителя общества,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Самарской области обратилось открытое акционерное общество "Санаторий "Старт" (далее - Общество, истец) с иском к Мельникову Сергею Владимировичу (далее - Мельников С.В., ответчик) об обязании передать документы, касающиеся деятельности общества, согласно перечню приведенном в исковом заявлении.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 15.08.2018, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2018, исковые требования удовлетворены частично: на Мельникова С.В. возложена обязанность передать в течение 20-ти дней со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему делу ОАО "Санаторий "СТАРТ" следующие документы:
- учредительные документы ОАО Санаторий "Старт" (устав, учредительный договор, свидетельство о регистрации) с изменениями;
- документы, подтверждающие права, на недвижимое имущество, земельные участки, технические паспорта;
- документы, подтверждающие права, на движимое имущество, объекты повышенной опасности, технические паспорта, паспорта опасных производственных объектов;
- документы первичного бухгалтерского учета, бухгалтерской отчетности (квартальные и годовые балансы (форма N 1, 2, 3, 4, 5) с отметкой налоговой инспекции), внебюджетные фонды и органы статистики (расчетные ведомости), с соответствующими отметками о принятии (за последние пять лет);
- расшифровку расчетов с дебиторами по статье "Расчеты с персоналом по прочим операциям";
- расшифровку авансов, выданных поставщикам и подрядчикам, обоснованность авансов;
- расшифровку краткосрочных финансовых вложений;
- кассовую книгу;
- приказ об утверждении Положения и Положение об учетной политике;
- последние акты инвентаризации имущества и финансовых обязательств, последние инвентаризационные ведомости (в том числе акций, облигаций, ценных бумаг) по установленным формам;
- список дебиторов с указанием размера дебиторской задолженности по каждому дебитору и их адресов (местонахождения) на дату подачи заявления о признании ОАО Санаторий "Старт" несостоятельным (банкротом), сроки возникновения задолженности;
- список кредиторов ОАО Санаторий "Старт" с указанием размера основной задолженности, штрафов и пеней на дату подачи заявления о признании ОАО Санаторий "Старт" несостоятельным (банкротом), а также за период, продолжительностью не менее 3 лет до даты подачи заявления о признании ОАО Санаторий "Старт" несостоятельным (банкротом), адреса;
- внутренние документы организации, подтверждающие полномочия руководящих органов (приказ о назначении, трудовой договор (контракт) с руководителем);
- протоколы собраний руководящих органов организации за последние пять лет;
- приказы и распоряжения директора за последние пять лет;
- ежегодные отчеты ревизионной комиссии о результатах деятельности, отчёты и заключения аудиторских фирм за последние пять лет;
- договоры, соглашения, контракты, заключенные со всеми юридическими и физическими лицами за весь период деятельности, но не менее чем за пять последних лет;
- договоры, на основании которых производилось отчуждение или приобретение имущества ОАО Санаторий "Старт" за последние пять лет;
- договоры, на основании которых производилось отчуждение или приобретение движимого имущества ОАО Санаторий "Старт", объектов повышенной опасности за последние пять лет;
- номера расчетного и иных счетов ОАО Санаторий "Старт", наименование и реквизиты обслуживающих учреждений банков;
- документы, свидетельствующие о выполнении или невыполнении ОАО Санаторий "Старт" денежных обязательств перед контрагентами, бюджетом и внебюджетными фондами (неисполненные платежные требования, платежные поручения и т.п.);
- справку о задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами (акт сверки с налоговой инспекцией);
- лицензии;
- сертификаты;
- сведения об основных направлениях деятельности (основных видах продукции, работ, услуг) в форме пояснительной записки;
- сведения об основных поставщиках и потребителях продукции (оценочно: доля в общем объеме реализации, поставок) в форме таблицы;
- сведения об обременении имущества обязательствами перед третьими лицами (аренда, залог и т.п.);
- сведения о том, имеются ли притязания третьих лиц на имущество (активы), судебные споры, решения судов, действия судебных исполнителей, органов налоговой инспекции и т.п.;
- сведения о внутренней структуре организации, перечень ее структурных подразделений, филиалов и представительств;
- сведения о фактической численности работников ОАО Санаторий "Старт" в форме справки, утвержденное штатное расписание или штатную расстановку рабочих; сведения о задолженности по заработной плате на текущую отчетную дату; сведения о работниках, не уволенных на дату подачи заявления о признании ОАО Санаторий "Старт" несостоятельным (банкротом) (их полный перечень); список инвалидов, переданных в ФСС (если есть);
- сведения о выданных доверенностях в форме копии журнала учета выдачи доверенностей;
- наименование и адреса организаций, в которых ОАО Санаторий "Старт" является учредителем (участником), сведения о доле участия;
- нормативно-правовые акты органов исполнительной власти, касающиеся ОАО Санаторий "Старт", его функций и видов деятельности;
- сведения о ОАО Санаторий "Старт", и функционировании службы безопасности (охраны) предприятия, материально ответственных лицах и лицах, ответственных за, технику безопасности, пожарную безопасность, с предоставлением соответствующих приказов.
- справки из органов, осуществляющих государственную регистрацию прав;
- справки из банков об остатках денежных средств и о движении денежных средств за последние пять лет.
- сведения об аффилированных лицах ОАО Санаторий "Старт";
- печати, штампы ОАО Санаторий "Старт";
- иные учетные документы, нормативные правовые акты, регулирующие деятельность ОАО Санаторий "Старт".
В остальной части исковых требований ОАО Санаторий "Старт" отказано. В счет возмещения судебных расходов по оплате государственной пошлины с Мельникова С.В. в пользу ОАО "Санаторий "СТАРТ" взыскано 6000 руб.
Законность вынесенных по делу судебных актов проверяется в порядке статьи 274 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе ответчика, который полагает, что арбитражными судами при вынесении обжалуемых судебных актов нарушены нормы права, выводы не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным в дело доказательствам.
В силу части 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела, принятии обжалуемых судебных актов, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Обществом представлен отзыв на кассационную жалобу, в котором ссылаясь на несостоятельность доводов Мельникова С.В., просит отказать в ее удовлетворении.
В судебном заседании кассационной инстанции представители ответчика поддержали доводы кассационной жалобы, просили принятые судом первой и апелляционной инстанций судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции; представитель истца возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей сторон, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в оспариваемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.
Как установлено судами и следует из материалов дела, решением собрания акционеров ОАО Санаторий "Старт" 04.09.2017 прекращены полномочия единоличного исполнительного органа (директора) - Мельникова С.В. Новым исполнительным органом (директором) ОАО Санаторий "Старт" избран Егоров Михаил Андреевич.
В обоснование заявленных требований, истцом указано на то, ответчик, чьи полномочия как генерального директора прекращены, не передал документы вновь избранному единоличному исполнительному органу общества.
Частично удовлетворяя исковые требования общества, суд первой инстанции, руководствуясь положениями пунктов 1 и 3 статьи 53 Гражданского кодекса Российской Федерации, нормами Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 19.07.2018) "Об акционерных обществах" (далее - Закон об акционерных обществах), а также нормами Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ), пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 22.10.2004 N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации", исходил из того, что именно на руководителе организации лежит обязанность по ведению, сохранности и передаче находящейся в его ведении документации вновь выбранному руководителю, ответчик после освобождения от исполнения обязанностей директора не исполнил требование истца о передаче истребуемых по иску документов.
Суды отклонили доводы бывшего директора об исполнении им надлежащим образом обязанности по передаче документов, со ссылкой на копии почтовых квитанций от 25.03.2018, от 16.07.2018 и от 16.07.2018, поскольку данные почтовые квитанции не содержат информацию о том, какие документы были направлены в адрес истца.
Иных доказательств, свидетельствующих о передаче бывшим директором ОАО Санаторий "Старт" истребуемых по настоящему делу документов новому директору и получения их новым директором, как до возбуждения производства по настоящему делу, так и непосредственно при рассмотрении дела в суде, не представлено, в связи с чем суды пришли к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения заявленных требований.
Судом апелляционной инстанции отказано ответчику в приобщении к материалам дела доказательств: описей вложений от 16.07.2018, от 25.03.2018, от 16.07.2018 и отчета об отслеживании отправления от 25.03.2018 с почтовым идентификатором 44311019063219.
Отказы в приобщении названных документов мотивированы отсутствием доказательств невозможности их представления в суд первой инстанции.
Между тем, судами при рассмотрении заявленных требований не учтены следующих обстоятельств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 89 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон N 208-ФЗ) общество обязано хранить документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом, уставом общества, внутренними документами общества, решениями общего собрания акционеров, совета директоров (наблюдательного совета) общества, органов управления общества, а также документы, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Документы, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, общество хранит по месту нахождения его исполнительного органа в порядке и в течение сроков, которые установлены Банком России.
Согласно пункту 1 статьи 69 Закона N 208-ФЗ руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества.
В целях осуществления своих полномочий директор имеет доступ ко всей документации, связанной с деятельностью общества, и как его исполнительный орган, отвечает за сохранность документов.
В соответствии с пунктом 4 статьи 29 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" при смене руководителя организации должна обеспечиваться передача документов бухгалтерского учета организации. Порядок передачи документов бухгалтерского учета определяется организацией самостоятельно.
В силу пункта 1 статьи 71 Закона N 208-ФЗ единоличный исполнительный орган общества при осуществлении им прав и исполнении обязанностей должен действовать в интересах общества добросовестно и разумно.
Постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг России от 16.07.2003 N 03-33/пс утверждено Положение о порядке и сроках хранения документов акционерных обществ, которым определены сроки и порядок хранения документов акционерного общества.
Согласно пункта 3.6 указанного Положения подлежащие хранению документы акционерного общества до передачи их в архив общества хранятся в рабочих комнатах по месту нахождения исполнительного органа общества.
В соответствии с частью 1 статьи 29 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская (финансовая) отчетность, аудиторские заключения о ней подлежат хранению экономическим субъектом в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года.
Судами не дана правовая оценка требованиям истца об истребовании документов согласно указанному им перечню на предмет соответствия его названным нормам права.
Исходя из того, что все документы о деятельности общества должны были храниться исключительно по его адресу, суды не установили, что ответчик в нарушение в том числе внутренних положений общества по ведению и хранению документации неправомерно изъял спорные документы и удерживает их у себя.
При оценке доказательств об исполнении ответчиком обязанности по передаче документов - почтовых квитанции от 25.03.2018, от 16.07.2018, судами не учтены требования Правил оказания услуг почтовой связи.
Согласно пунктов 20, 21 названных Правил почтовые отправления принимаются в открытом виде в случаях их пересылки с описью вложения; почтовый адрес включает описание места нахождения пользователя услугами почтовой связи с обязательным указанием почтового индекса и (или) обозначение с помощью символов адреса пользователя услугами почтовой связи в информационной системе организации федеральной почтовой связи.
В соответствии с пунктом 32 Правил почтовые отправления доставляются в соответствии с указанными на них адресами или выдаются в объектах почтовой связи, а также иными способами, определенными оператором почтовой связи.
В силу требований пунктов 35, 36 Правил почтовое отправление или почтовый перевод возвращается по обратному адресу по заявлению отправителя, при отказе адресата (его уполномоченного представителя) от его получения, при отсутствии адресата по указанному адресу. Временное хранение невостребованных почтовых отправлений осуществляется в течение 6 месяцев.
Согласно пункта 41 Правил порядок оформления и вручения дефектных почтовых отправлений (почтовых отправлений, масса которых не соответствует массе, указанному на нем, или по внешним признакам которых можно предположить недостачу, повреждение либо порчу вложения (повреждение оболочки, перевязи, печати, ленты) устанавливается операторами почтовой связи.
Пунктом 43 Правил предусмотрено, что до выдачи адресату (его уполномоченному представителю) регистрируемого почтового отправления или выплаты почтового перевода отправитель имеет право в порядке, установленном оператором, на основании своего письменного заявления распорядиться о возврате его почтового отправления, о выдаче почтового отправления другому лицу и по другому адресу или о доставке (выплате) его тому же адресату, но по другому адресу, продлить срок хранения почтового отправления.
Отправитель имеет право получить обратно регистрируемые почтовые отправления еще не отправленные по назначению.
Согласно пункта 46 Правил операторы почтовой связи обязаны обеспечивать сохранность принятых от пользователей почтовых отправлений, обеспечивать качество услуг почтовой связи в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность в области почтовой связи.
В порядке пункта 63 Правил претензии, связанные с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств по оказанию услуг почтовой связи, вправе предъявлять отправитель, адресат.
Правовая оценка действиям сторон по отправке и получению корреспонденции, осуществленной с описью вложения, в соответствии с названными Правилами не дана судами.
В связи с неполным выяснением существенных для дела обстоятельств обжалуемые судебные акты подлежат отмене на основании пункта 3 части 1 статьи 287 и части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, дать оценку всем доказательствам, правильно установить юридически значимые обстоятельства с учетом доводов и возражений лиц, участвующих в деле, по результатам которой принять по делу законное и обоснованное решение, правильно применив нормы права.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 15.08.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2018 по делу N А55-16706/2018 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
Судебные расходы по кассационной жалобе распределить суду, вновь рассматривающему дело.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
М.З. Желаева |
Судьи |
Э.Г. Гильманова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 4 статьи 29 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" при смене руководителя организации должна обеспечиваться передача документов бухгалтерского учета организации. Порядок передачи документов бухгалтерского учета определяется организацией самостоятельно.
В силу пункта 1 статьи 71 Закона N 208-ФЗ единоличный исполнительный орган общества при осуществлении им прав и исполнении обязанностей должен действовать в интересах общества добросовестно и разумно.
...
В соответствии с частью 1 статьи 29 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская (финансовая) отчетность, аудиторские заключения о ней подлежат хранению экономическим субъектом в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 20 марта 2019 г. N Ф06-44263/19 по делу N А55-16706/2018
Хронология рассмотрения дела:
16.11.2020 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-67344/20
14.07.2020 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-5212/20
18.02.2020 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-16706/18
06.11.2019 Определение Арбитражного суда Самарской области N А55-16706/18
20.03.2019 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-44263/19
08.11.2018 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-15507/18
15.08.2018 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-16706/18