г. Казань |
|
25 марта 2019 г. |
Дело N А12-18871/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 марта 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 марта 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мосунова С.В.,
судей Топорова А.В., Закировой И.Ш.,
при участии представителей:
заявителя - Бектимирова Р.Р., доверенность от 09.01.2019, Григорьева А.А., решение от 29.09.2017 N 28,
в отсутствие:
ответчика - извещен надлежащим образом,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АЙТАКС-Молоко"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 23.08.2018 (судья Маслова И.И.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2018 (председательствующий судья Смирников А.В., судьи Землянникова В.В., Кузьмичев С.А.)
по делу N А12-18871/2018
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АЙТАКС-Молоко" (403767, Волгоградская область, Жирновский о-н, с. Бутырки, ул. Производственная, д. 1, ОГРН 1063453000930, ИНН 3407010657) к Комитету сельского хозяйства Волгоградской области (400005, г. Волгоград, ул. Коммунистическая, д. 19, ОГРН 1023403456944, ИНН 3444049941) о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "АЙТАКС-Молоко" Жирновского района Волгоградской области (далее - ООО "АЙТАКС-Молоко", общество, заявитель) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным бездействия Комитета сельского хозяйства Волгоградской области (далее - Комитет) по рассмотрению вопросов невыполнения показателей результативности использования субсидий, выразившегося в не рассмотрении комиссией предоставленных ООО "АЙТАКС-Молоко" документов, подтверждающих наличие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, не определении причин невыполнения показателей результативности использования субсидий, непринятии решения о признании обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, либо об отказе в признании обстоятельств таковыми.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 23.08.2018, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2018, в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "АЙТАКС-Молоко" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Волгоградской области от 23.08.2018 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2018 отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Отзыв на кассационную жалобу в суд не представлен.
Комитет сельского хозяйства Волгоградской области направил в суд ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы без участия своего представителя, полагая также оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Стороны о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", однако Комитет явку своего представителя в суд не обеспечил.
Принимая во внимание наличие надлежащего уведомления лиц, участвующих в деле, основываясь на положениях части 3 статьи 284 АПК РФ, суд счел возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие не явившейся стороны.
В соответствии со статьей 163 АПК РФ в заседании суда кассационной инстанции 12.03.2019 объявлялся перерыв до 19.03.2019 до 11 час. 45 мин.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав представителей заявителя, проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, в соответствии с заключенными между ООО "АЙТАКС-Молоко" и Комитетом соглашениями обществом в 2017 году получены 4 субсидии за счет средств федерального бюджета и бюджета Волгоградской области в общей сумме 6 928 643 руб. на возмещение части процентной ставки по инвестиционным соглашениям на развитие агропромышленного комплекса, на повышение продуктивности в молочном скотоводстве, на оказание поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, за произведенную и реализованную продукцию животноводства.
В январе 2018 года ООО "АЙТАКС-Молоко" в Комитет представлены отчеты о выполнении показателей результативности использования субсидий за 2017 год, а также сведения о наличии обстоятельств непреодолимой силы, влияние которых не позволило достичь плановых показателей.
По результатам рассмотрения 02.03.2018 Комиссией по рассмотрению вопросов невыполнения показателей результативности использования субсидий (далее - Комиссия) вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, представленных обществом документов принято решение, оформленное протоколом N 1, в соответствии с которым в связи с не выполнением ООО "АЙТАКС-Молоко" показателей результативности использования субсидий предоставленные обществу субсидии подлежат возврату из расчета один процент субсидии за один процент не выполнения показателей.
ООО "АЙТАКС-Молоко", полагая, что протокол заседания Комиссии от 02.03.2018 N 1 в части отказа в признании обстоятельств, заявленных обществом, обстоятельствами непреодолимой силы, является недействительным, обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Впоследствии ООО "АЙТАКС-Молоко" в порядке статьи 49 АПК РФ уточнило заявленные требования, просило признать незаконным бездействие Комитета по рассмотрению вопросов невыполнения показателей результативности использования субсидий, выразившееся в не рассмотрении Комиссией предоставленных ООО "АЙТАКС-Молоко" документов, подтверждающих наличие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, не определении причин невыполнения показателей результативности использования субсидий, не принятии решения о признании обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, либо об отказе в признании.
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" для реализации государственной аграрной политики может применяться, в частности, такая мера, как предоставление бюджетных средств сельхозтоваропроизводителям в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктами 1, 2 части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) предусмотрено, что субсидии юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов), законом субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
При этом согласно пункту 3 части 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять, в том числе, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 78 БК РФ постановлением Администрации Волгоградской области от 13.02.2017 N 69-п утвержден Порядок предоставления субсидий на повышение продуктивности в молочном скотоводстве, согласно пункту 4.3 которого в случае, если сельскохозяйственным товаропроизводителем не выполнены установленные в Соглашении показатели результативности использования субсидий в отчетном финансовом году, субсидия подлежит возврату из расчета один процент субсидии за процент невыполнения показателей результативности использования субсидий.
Аналогичные положения содержатся в пунктах 4.3 утвержденных постановлением Администрации Волгоградской области от 13.02.2017 N 70-п Порядке предоставления субсидий за произведенную и реализованную продукцию животноводства, от 13.02.2017 N 71-п Порядке предоставления субсидий на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, от 13.02.2017 N 74-п Порядке предоставления субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам (займам) в агропромышленном комплексе.
Главным распорядителем и получателем средств областного бюджета, направляемых на выплату субсидий, является Комитет сельского хозяйства Волгоградской области (пункты 1.4 вышеуказанных Порядков, утвержденных постановлениями Администрации Волгоградской области от 13.02.2017 N 69-п, N 70-п, N 71-п, N 74-п).
Перечень чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств (обстоятельств непреодолимой силы), документов, подтверждающих наступление указанных обстоятельств, и сроки их представления утверждены приказом Министерства сельского хозяйства Волгоградской области от 27.01.2015 N 11 "О создании Комиссии по рассмотрению вопросов невыполнения показателей результативности использования субсидий вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств".
Так, приложением 3 к приказу Министерства сельского хозяйства Волгоградской области от 27.01.2015 N 11 в Перечне обстоятельств, которые относятся к чрезвычайным и непредотвратимым, указаны:
1. Стихийные природные явления: атмосферная засуха; почвенная засуха; суховей; заморозки; выпревание; вымерзание; градобитие; ураганный ветер/ураган; ледяная корка; переувлажнение почвы; половодье; наводнение; природный пожар.
2. Обстоятельства общественной жизни: эпифитотия; война; вынужденный убой сельскохозяйственных животных вследствие заразных болезней животных, включенных в перечни, утвержденные Министерством сельского хозяйства Российской Федерации; падеж сельскохозяйственных животных вследствие заразных болезней животных включенных в перечни, утвержденные Министерством сельского хозяйства Российской Федерации; нарушение электро-, тепло- и водоснабжения в результате стихийных бедствий, если условия содержания сельскохозяйственных животных предусматривают обязательное использование электрической, тепловой энергии и воды; пожар.
3. Определенные запретительные меры государства.
К документам, подтверждающим наличие обстоятельств непреодолимой силы, относятся: правовой акт о введении режима ЧС (представляется при ведении режима ЧС); справка Волгоградского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Северо-Кавказское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" (представляется при наступлении стихийных природных явлений); акт обследования объектов сельского хозяйства, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, об установлении факта гибели и списании посевов или сельскохозяйственных животных (представляется при наступлении стихийных природных явлений и (или) при наступлении обстоятельств общественной жизни); диагностическое заключение областной ветеринарной лаборатории или соответствующего профильного научно- исследовательского института ветеринарии об установлении инфекционного заболевания (представляется при наступлении таких обстоятельств общественной жизни как вынужденный убой и (или) падеж сельскохозяйственных животных); справка уполномоченного органа о факте пожара (представляется при наступлении стихийных природных явлений и (или) при наступлении обстоятельств общественной жизни).
В соответствии с пунктом 4 Положения о комиссии по рассмотрению вопросов невыполнения показателей результативности использования субсидий вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, утвержденного приказом Министерства сельского хозяйства Волгоградской области от 27.01.2015 N 11 (далее - Положение о комиссии), Комиссия выполняет следующие функции: рассматривает предоставленные сельскохозяйственными товаропроизводителями либо организациями агропромышленного комплекса документы, подтверждающие наличие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств; принимает решение о признании обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, и не уменьшении субсидий при невыполнении показателей результативности использования субсидий, если их невыполнение явилось следствием возникновения обстоятельств непреодолимой силы, то есть, чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельства.
Суд первой инстанции, проанализировав пункт 12 Положения о комиссии, приложение 1 к нему (персональный состав комиссии в количестве 19 человек), протокол заседания комиссии от 02.03.2018 N 1, на котором присутствовало 16 человек, указанных в приложении к протоколу, указал, что кворум заседания соблюден.
Судом первой инстанции установлено, что в приложениях 1, 3, 5 и 6 к протоколу заседания Комиссии от 02.03.2018 N 1, содержащих информацию о выполнении показателей результативности предоставления субсидий, в графе "Примечание (подтверждающие документы)" указаны представленные обществом документы, которые учитывались Комиссией при определении причины невыполнения показателей результативности использования субсидий и принятии решения о признании обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, либо об отказе в признании обстоятельств таковыми.
Судами первой и апелляционной инстанций отмечено следующее.
ООО "АЙТАКС-Молоко" направило в Комиссию в подтверждение наличия обстоятельств непреодолимой силы: письменные пояснения от 22.01.2018 N 7, письмо Волгоградского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Северо-Кавказское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" от 12.12.2017 N 53/04-649 с приложением оперативных данных наблюдений метеорологической станции за период с 01.10.2017 по 30.11.2017.
Из письменных пояснений от 22.01.2018 N 7 следует, что причиной невыполнения показателей результативности использования субсидий послужили неблагоприятные погодные условия в апреле, мае, июне 2017 года (проливные дожди), не позволившие своевременно осуществить сев культур, что, в свою очередь, повлекло необходимость уборки культур в более поздние сроки (октябрь, ноябрь 2017 года), когда вновь возникли неблагоприятные погодные условия. В результате часть урожая в 2017 году не была убрана.
При этом документов, подтверждающих наступление неблагоприятных погодных условий в апреле, мае, июне 2017 года, обществом не представлено.
В справке Волгоградского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Северо-Кавказское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" не конкретизирован посевной участок на территории Жирновского района Волгоградской области, на котором произошло выпадение осадков в количестве, превышающем норму. Справка не подтверждает наступления чрезвычайных и непредвиденных обстоятельств в виде переувлажнения почвы.
В нарушение требований приказа Министерства сельского хозяйства Волгоградской области от 27.01.2015 N 11 акты обследования объектов сельского хозяйства, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, об установлении факта гибели и списании посевов или сельскохозяйственных животных (представляется при наступлении стихийных природных явлений и (или) при наступлении обстоятельств общественной жизни) в апреле, мае, июне, октябре, ноябре 2017 года обществом не представлено.
Режим функционирования "Чрезвычайная ситуация" на территории Жирновского района Волгоградской области не вводился.
Каких-либо документов в обоснование невыполнения показателей результативности по иным видам субсидий (на возмещение части процентной ставки по инвестиционным соглашениям на развитие агропромышленного комплекса, на повышение продуктивности в молочном скотоводстве, за произведенную и реализованную продукцию животноводства) ООО "АЙТАКС-Молоко" в материалы дела не представлено.
Суды первой и апелляционной инстанций, установив, что Комиссией рассмотрены предоставленные ООО "АЙТАКС-Молоко" документы в подтверждение наличия обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, и принято решение в пределах ее компетенции, пришли к выводу об отсутствии в рассматриваемом случае незаконного бездействия, в связи с чем отказали в удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе заявитель не обжалует произведенный Комиссией расчет процентов невыполнения показателей результативности использования полученных им субсидий и размер исчисленных в соответствии с ним подлежащих возврату денежных сумм.
В кассационной жалобе ООО "АЙТАКС-Молоко" оспаривает выводы судов первой и апелляционной инстанций, давая свою оценку установленным по делу обстоятельствам и представленным доказательствам, полагая, что бездействие Комиссии имело место, поскольку ею не изложены в протоколе заседания Комиссии 02.03.2018 причины не выполнения показателей результативности использования субсидий.
Все доводы кассационной жалобы были заявлены в судах первой и апелляционной инстанций, были предметом судебного разбирательства, им дана соответствующая оценка судами в обжалуемых судебных актах.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам (статья 286 АПК РФ).
В обжалуемых судебных актах приведены мотивы, по которым суды пришли к таким выводам, с указанием на конкретные доказательства, исследованные и оцененные в их совокупности по правилам статьи 71 АПК РФ.
Доводы кассационной жалобы не подтверждают неправильного применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального или процессуального права, а направлены на переоценку исследованных судами обстоятельств дела, представленных доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу положений статьи 286 АПК РФ не относится к компетенции суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 АПК РФ, являющихся самостоятельными основаниями для отмены принятых судебных актов, по настоящему делу судом кассационной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 23.08.2018 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2018 по делу N А12-18871/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
С.В. Мосунов |
Судьи |
А.В. Топоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 78 БК РФ постановлением Администрации Волгоградской области от 13.02.2017 N 69-п утвержден Порядок предоставления субсидий на повышение продуктивности в молочном скотоводстве, согласно пункту 4.3 которого в случае, если сельскохозяйственным товаропроизводителем не выполнены установленные в Соглашении показатели результативности использования субсидий в отчетном финансовом году, субсидия подлежит возврату из расчета один процент субсидии за процент невыполнения показателей результативности использования субсидий.
...
В нарушение требований приказа Министерства сельского хозяйства Волгоградской области от 27.01.2015 N 11 акты обследования объектов сельского хозяйства, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, об установлении факта гибели и списании посевов или сельскохозяйственных животных (представляется при наступлении стихийных природных явлений и (или) при наступлении обстоятельств общественной жизни) в апреле, мае, июне, октябре, ноябре 2017 года обществом не представлено."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 25 марта 2019 г. N Ф06-44656/19 по делу N А12-18871/2018