г. Казань |
|
26 марта 2019 г. |
Дело N А55-12236/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена - 21.03.2019.
Полный текст постановления изготовлен - 26.03.2019.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Муравьева С.Ю.,
судей Карповой В.А., Петрушкина В.А.,
при участии представителей:
истца - общества с ограниченной ответственностью "Октава" - Тышкевич Г.В., доверенность,
ответчика - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области - Ряховой Л.В., доверенность,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Октава", г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 31.08.2018 (судья Якимова О.Н.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2018 (председательствующий судья Рогалева Е.М., судьи Бажан П.В., Корнилов А.Б.)
по делу N А55-12236/2018
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Октава" (ОГРН 1136316005924, ИНН 6316187412), г. Самара, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара, о признании незаконным уведомления, отказе в осуществлении государственного кадастрового учета, обязании устранить нарушение прав и законных интересов в части изменения вида разрешенного использования,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Октава" (далее - ООО "Октава", общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - управление) о признании незаконным уведомления от 23.03.2018 N 63-0-1-116/3350/2018-1612 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета, обязании устранить нарушение прав и законных интересов путем осуществления кадастрового учета изменений характеристик объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером 63:01:0517004:614 в части изменения вида разрешенного использования с "коммунальное обслуживание" на вид разрешенного использования "земельные участки (территории) общего пользования", в соответствии с заявлением о государственном кадастровом учете недвижимого имущества от 15.02.2018 N 63-0-1-116/3350/2018-1612.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 31.08.2018, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2018, в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Октава", обжалуя принятые судебные акты, в кассационной жалобе просит их отменить, удовлетворить требования, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель общества доводы жалобы поддержал, а представитель управления просила в кассационной жалобе отказать, полагая ее доводы противоречащими закону.
Арбитражный суд Поволжского округа, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, считает их подлежащими оставлению без изменения по следующим основаниям.
ООО "Октава" является собственником земельного участка площадью 14 828 кв. м, кадастровый номер 63:01:0517004:614, расположенного по адресу: г. Самара, р-н Ленинский, ул. Буянова, запись регистрации права собственности от 27.12.2017 N 63:01:0517004:614-63/001/20171, что подтверждается выпиской из реестра.
ООО "Октава" обратилось в управление с заявлением от 15.02.2018 N 63-0-1-116/3350/2018-1612 о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером N 63:01:0517004:614 в части изменения вида разрешенного использования с "коммунальное обслуживание" на "земельные участки (территории) общего пользования".
Решением управления от 21.02.2018 N 63-0-1-116/3350/2018-1612 приостановлено осуществление государственного кадастрового учета.
Решением управления от 23.03.2018 N 63-01-116/3350/2018-1612 обществу отказано в осуществлении государственного кадастрового учета, поскольку представленная обществом декларация о выборе вида разрешенного использования (земельные участки (территории) общего пользования) по содержанию не соответствует требованиям действующего законодательства, так как порядок изменения видов разрешенного использования земельных участков, на которые не распространяется действие градостроительного регламента, не установлен, в силу пункта 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации выбранный заявителем вид разрешенного использования относится к местам общего пользования.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суды двух инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований исходили из отсутствия оснований для признания действий управления незаконными.
Выводы судов соответствуют установленным обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам, закону не противоречат.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частями 4 и 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, ненормативный акт, решение и действие (бездействие) органа, осуществляющего публичные полномочия могут быть признаны недействительными (незаконными) при наличии одновременно двух условий: в случае, если данный ненормативный акт, действие (бездействие) не соответствует закону и нарушают права и охраняемые законом интересы заявителя.
Согласно пункту 12 статьи 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - закон о регистрации) приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно части 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Частью 1 статьи 37 Градостроительного Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования, условно разрешенные виды использования, вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
При этом в силу части 4 указанной нормы основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 N 61 в городе Самара утверждены Правила застройки и землепользования (далее - Правила), в соответствии с которыми спорный земельный участок отнесен к территориальной зоне Ц-4с - общественно-деловая зона для размещения объектов спортивно-зрелищного назначения. К основным видам разрешенного использования, установленным для данной территориальной зоны, помимо прочих относится такое разрешенное использование как "земельные участки (территории) общего пользования".
Указанный вид разрешенного использования также предусмотрен Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540.
При этом ни правила, ни Классификатор не содержат каких либо ограничений для выбора указанного вида разрешенного использования в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности.
Согласно части 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования. Положения указанной нормы устанавливают общий критерий, позволяющий изменить фактическое использование земельного участка, которое должно быть отражено в кадастре недвижимости.
Ответственность за невыполнение обязанности предусмотрена статьей 8.8 КоАП РФ.
В связи с чем, по мнению общества, отказ в регистрации в смене вида разрешенного использования не позволяет собственнику земельного участка исполнить, предусмотренную Земельным кодексом Российской Федерации обязанность, а следовательно, заведомо создает для собственника земельного участка ситуацию невозможности предпринять действия по исключению правонарушения.
Общество считает, что отказ управления в осуществлении государственного кадастрового учета от 23.03.2018 является незаконным, нарушает его права и законные интересы, как собственника земельного участка площадью 14 828 кв. м с кадастровым номером 63:01:0517004:614, расположенного по адресу: г. Самара, р-н Ленинский, ул. Буянова, так как имеются утвержденные Правила застройки и землепользования в городе Самаре, в соответствии с которыми земельный участок ООО "Октава", находится в территориальной зоне Ц-4с (общественно-деловая зона для размещения объектов спортивно-зрелищного назначения), одним из основных видов разрешенного использования которой является "земельные участки (территории) общего пользования", в соответствии с частью 2 статьи 37 Земельного кодекса Российской Федерации, частями 1, 4 статьи 37 Градостроительного Кодекса Российской Федерации для изменения вида разрешенного использования по выбору собственника земельного участка не требуется дополнительных разрешений и процедур согласования; спорный земельный участок свободен для доступа, прохода (проезда) третьих лиц, что свидетельствует о фактической смене вида разрешенного использования на "земельные участки (территории) общего пользования", ООО "Октава" предоставило все документы в объеме, предусмотренном законом о регистрации.
Судами двух инстанций установлено, что реестр содержит сведения о земельном участке площадью 14 828 кв. м (местоположение: Самарская область, г. Самара, Ленинский район, ул. Буянова) с кадастровым номером 63:01:0517004:614 (разрешённое использование: коммунальное обслуживание), правообладателем которого является ООО "Октава" (запись о праве собственности от 27.12.2017 N 63:01:0517004:614-63/001/2017-1), образован путем раздела земельного участка площадью 23 590,7 кв. м, располагавшегося по адресу: г. Самара, Ленинский район, ул. Буянова, д. 135, с кадастровым номером 63:01:0517004:503 (разрешенное использование: центры обслуживания туристов), который находился в собственности ООО "Октава" (запись регистрации от 30.07.2013 N 63-63-01/667/2013-787 (погашена 27.12.2017)) (общее число образованных земельных участков - 6 (другим земельным участкам присвоены кадастровые номера 63:01:0517004:611, 63:01:0517004:612, 63:01:0517004:613, 63:01:0517004:615 и 63:01:0517004:616)).
Право собственности ООО "Октава" на исходный земельный участок (предыдущий собственник - ООО "Оникс") зарегистрировано на основании разделительного баланса по состоянию на 23.05.2013, утвержденного решением участника (учредителя) ООО "Оникс", которым право собственности на земельный участок с кадастровым номером 63:01:0517004:503 приобретено в порядке правопреемства (основание - разделительный баланс по состоянию на 15.09.2010, утвержденный решением участника (учредителя) ООО "Форсаж"), а основанием для регистрации права собственности ООО "Форсаж" послужили решение Арбитражного суда Самарской области от 11.12.2009 по делу N А55-16280/2009 и договор купли-продажи земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством от 04.06.2010 N 160-2010/к.
ООО "Октава" обратилось в управление с заявлением от 15.02.2018 N 63-0-1-116/3350/2018-1612 о государственном кадастровом учете изменений земельного участка с кадастровым номером 63:01:0517004:614 в части указания вида разрешенного использования (новый вид разрешенного использования: земельные участки (территории) общего пользования), приложив выписку из Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара от 06.02.2018 N Д05-01-01/789-0-1, выданную Департаментом градостроительства городского округа Самара относительно земельного участка с кадастровым номером 63:01:0517004:614.
Согласно указанной выписке рассматриваемый земельный участок расположен в границах территориальной зоны Ц-4с (общественно-деловая зона для размещения объектов спортивно-зрелищного назначения по Карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в г. Самаре, утверждённых постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 N 61). В представленной выписке приведены также разрешенные виды использования, установленные для территориальной зоны Ц-4с (основные, условно разрешённые и вспомогательные, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным и условно разрешенным и осуществляемые совместно с ними). При этом в числе основных видов разрешенного использования указаны "земельные участки (территории) общего пользования".
Согласно части 12 статьи 1 Градостроительного Кодекса Российской Федерации территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
В соответствии с частью 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Суды двух инстанций, пришили к правильному выводу о том, что земельные участки общего пользования не могут находиться в собственности юридических и физических лиц.
ООО "Октава" в обоснование требований указывало на часть 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Вместе с тем, такой вид разрешенного использования (земельные участки (территории) общего пользования) в силу особенностей правового режима и назначения земельных участков не может относиться к числу выбираемых собственником соответствующего земельного участка, что свидетельствует о необоснованности ссылки заявителя на указанную норму.
ООО "Октава" в материалы дела представило акт осмотра земельного участка от 26.04.2018, составленный кадастровым инженером Ковалевым А.А. Из акта следует, что на земельном участке с кадастровым номером 63:01:0517004:614 какая-либо хозяйственная деятельность не осуществляется, на земельный участок имеет доступ неограниченный круг лиц, а также автомобильный транспорт, что позволяет сделать вывод о том, что он не огорожен.
Неиспользование ответчиком спорного земельного участка не может служить достаточным основанием для изменения вида разрешенного использования и придании ему статуса земельного участка общего пользования.
Поведение общества указывает на его материальную цель - отказ от использования земельного участка. В таком случае общество вправе воспользоваться установленным действующим законодательством механизмом отказа от права собственности.
Вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют о невозможности совершения управлением заявленного ООО "Октава" действия относительно земельного участка с кадастровым номером 63:01:0517004:614, и правомерности принятых регистрирующим органом решений по заявлению от 15.02.2018 N 63-0-1-116/3350/2018- 1612 о приостановлении и об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости.
Установление вида разрешенного использования по коду классификатора 12.0 (земельные участки (территории) общего пользования) возможно лишь в совокупности с приданием спорному земельному участку статуса публичной собственности, в частности, в результате выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд, или механизма отказа от права собственности.
В кассационной жалобе кассатор приводит доводы, которым судами первой и апелляционной инстанций дана надлежащая правовая оценка.
Иных доводов, являющихся в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, в кассационной жалобе не приведено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 31.08.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2018 по делу N А55-12236/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и срок, предусмотренном статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
С.Ю. Муравьев |
Судьи |
В.А. Карпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Общество считает, что отказ управления в осуществлении государственного кадастрового учета от 23.03.2018 является незаконным, нарушает его права и законные интересы, как собственника земельного участка площадью 14 828 кв. м с кадастровым номером 63:01:0517004:614, расположенного по адресу: г. Самара, р-н Ленинский, ул. Буянова, так как имеются утвержденные Правила застройки и землепользования в городе Самаре, в соответствии с которыми земельный участок ООО "Октава", находится в территориальной зоне Ц-4с (общественно-деловая зона для размещения объектов спортивно-зрелищного назначения), одним из основных видов разрешенного использования которой является "земельные участки (территории) общего пользования", в соответствии с частью 2 статьи 37 Земельного кодекса Российской Федерации, частями 1, 4 статьи 37 Градостроительного Кодекса Российской Федерации для изменения вида разрешенного использования по выбору собственника земельного участка не требуется дополнительных разрешений и процедур согласования; спорный земельный участок свободен для доступа, прохода (проезда) третьих лиц, что свидетельствует о фактической смене вида разрешенного использования на "земельные участки (территории) общего пользования", ООО "Октава" предоставило все документы в объеме, предусмотренном законом о регистрации.
...
Согласно части 12 статьи 1 Градостроительного Кодекса Российской Федерации территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
В соответствии с частью 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
...
ООО "Октава" в обоснование требований указывало на часть 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 26 марта 2019 г. N Ф06-44278/19 по делу N А55-12236/2018