г. Казань |
|
01 апреля 2019 г. |
Дело N А57-30148/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена - 28.03.2019.
Полный текст постановления изготовлен - 01.04.2019.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Муравьева С.Ю.,
судей Фатхутдиновой А.Ф., Петрушкина В.А.,
при участии представителей:
истца - общества с ограниченной ответственностью "Агро Лэнд" - Титова Д.А., доверенность,
в отсутствие:
иных лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Агро Лэнд", г. Саратов,
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 10.09.2018 (судья Елистратов К.А.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2018 (председательствующий судья Антонова О.И., судьи Борисова Т.С., Волкова Т.В.)
по делу N А57-30148/2017
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Агро Лэнд" (ИНН 6454102357, ОГРН 1106454004414), г. Саратов, к администрации Барковского муниципального района Саратовской области, г. Балашов, обществу с ограниченной ответственностью "Полесье", г. Балашов, об обязании заключить договор купли-продажи земельного участка, третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Саратовской области, г. Саратов, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", г. Москва, в лице филиала по Саратовской области, г. Саратов, общество с ограниченной ответственностью "Агропрогрессия", акционерное общество "Агроинвест", г. Саратов,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Агро Лэнд" (далее - ООО "Агро Лэнд", общество) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением к администрации Барковского муниципального района Саратовской области (далее - администрация) об обязании заключить договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 64:06:150501:65.
Общество, в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, уточнило заявленные требования, просило признать незаконным действия (бездействия) администрации, недействительность ответа от 07.02.2017 N 23, бездействие на заявление от 22.09.2017, от 07.10.2017, бездействие на заявления от 12.02.2018, от 15.02.2018, недействительность решения по протоколу заседания Совета Барковского муниципального образования от 09.02.2018 N 18, недействительность договора купли-продажи от 09.02.2018 земельного участка с кадастровым номером 64:06:150501:65 общества с ограниченной ответственностью "Полесье" (далее - ООО "Полесье"), применить последствия незаконных действий администрации в виде недействительности договора купли-продажи земельного участка 64:06:150501:65 с ООО "Полесье" и последствий недействительности сделки. Обязать администрацию заключить договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 64:06:150501:65 с ООО "Агро Лэнд".
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 10.09.2018, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2018, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе общество просит судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
ООО "Полесье" в отзыве просило в удовлетворении кассационной жалобы отказать, полагая судебные акты правильными.
Арбитражный суд Поволжского округа, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, считает их подлежащими оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с частью 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
Из пункта 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что одним из оснований возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, является договор купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
В силу пункта 1 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 этой статьи.
Подпунктом 8 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено осуществление продажи без торгов земельных участков крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Согласно пункту 5.1 статьи 10 Закона N 101 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - закон N 101) земельный участок, находящийся в муниципальной собственности и выделенный в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, в порядке, установленном данным Федеральным законом, передается использующим такой земельный участок сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству в собственность или аренду без проведения торгов в случае, если сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство обратились в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи или договора аренды такого земельного участка в течение шести месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок. При этом цена такого земельного участка устанавливается в размере не более 15% его кадастровой стоимости, а арендная плата - в размере 0,3% его кадастровой стоимости.
Данной нормой установлен льготный порядок приобретения прав на земельный участок, сформированный в счет невостребованных долей, с оформлением на него права муниципальной собственности в установленном законом N 101 порядке субъектом, который использовал соответствующий участок.
Федеральным законом от 29.12.2010 N 435-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения" закон N 101 был дополнен статьей 12.1 "Невостребованные земельные доли".
В силу пунктов 1, 2 статьи 12.1 Закона N 101 невостребованной земельной долей может быть признана, в частности, земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд.
При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", не могут быть признаны невостребованными земельными долями по основанию, указанному в пункте 1 данной статьи; земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.
Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном статьей 12.1 Закона N 101 порядке невостребованными (пункт 8 статьи 12.1 Закона N 101).
После признания права собственности на земельный участок, сформированный из невостребованных земельных долей, и регистрации права муниципальной собственности на него орган местного самоуправления муниципального образования, в собственности которого находится данный земельный участок, не позднее чем в течение двух недель со дня возникновения права муниципальной собственности обязан опубликовать в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и разместить на своем официальном сайте в сети Интернет (при его наличии) информацию о возможности приобретения такого земельного участка на условиях, предусмотренных пунктом 5.1 статьи 10 закона N 101 (абзац 2 пункта 5.1 статьи 10 Закона N 101).
Условиями реализации права на приватизацию земельного участка или заключение договора аренды в предусмотренном пунктом 5.1 статьи 10 Закона N 101 порядке являются: особый статус субъекта, который вправе претендовать на льготное предоставление земельного участка (сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство); использование земельного участка, выделенного в счет земельных долей; обращение в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора в установленный срок (в течение шести месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок); использование земельного участка должно иметь место до регистрации права муниципальной собственности на него.
Из буквального толкования приведенной нормы права следует, что заявитель должен доказать факт использования истребуемого им в собственность земельного участка. При этом закон не устанавливает основания использования, перечень доказательств, подтверждающих данный факт, так же как не определяет срок использования участка и другие обстоятельства его использования с учетом особенностей ведения сельскохозяйственной деятельности.
Поэтому при наличии судебного спора о наличии оснований для приобретения прав на земельный участок в порядке указанной нормы данный факт подлежит установлению судом на основе исследования и оценки относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности, установленных главой 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
К таким основаниям и доказательствам использования земельного участка могут быть отнесены: договоры аренды или безвозмездного пользования, иные договоры, заключенные в отношении земельного участка, находящегося в общей долевой собственности в соответствии с действовавшим на момент их заключения законодательством; в случае если указанные субъекты использовали истребуемый участок без оформления правоотношений, то ими могут быть представлены любые относимые и допустимые доказательства, подтверждающие использование земельного участка в сельскохозяйственных целях (например, сведения о расходах по обработке земельного участка и внесении удобрений, о проведении посевных работ и уборке урожая и другие).
Аналогичной позиции также придерживается Министерство экономического развития России в письме от 25.11.2011 N Д23-4894 "О разъяснении отдельных положений Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Таким образом, в целях применения положений пункта 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ и установления факта использования земельного участка могут быть учтены как договорные отношения, так и фактическое использование сельскохозяйственной организацией или крестьянским (фермерским) хозяйством земельного участка, находившегося в общей долевой собственности до государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок.
При этом указанный порядок предоставления земли в порядке приведенной нормы права не должен позволять приобрести земельный участок недобросовестным лицом. В связи с этим использование должно быть законным и правомерным в том смысле, что толкование нормы пункта 5.1 статьи 10 Закона N 101 не должно привести к передаче на льготных условиях земельного участка лицу, действующему недобросовестно и противоправно (например, в ситуациях захвата земельного участка, нарушения законных прав иных лиц и других случаях).
Длительность использования, перерывы в использовании и другие обстоятельства использования земельного участка, с учетом особенностей ведения сельскохозяйственной деятельности, также могут быть учтены судом при оценке добросовестности заявителя и наличии у него права на льготное оформление земельного участка.
Таким образом, разрешение спора о заключении договора купли-продажи или аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, на основании пункта 5.1 статьи 10 Закона N 101, связано с проверкой судом соблюдения сельскохозяйственной организацией или крестьянским (фермерским) хозяйством всех условий для реализации права на льготное приобретение земельного участка, установленных указанной нормой. При оценке условий использования земельного участка необходимо учитывать в том числе и добросовестное фактическое использование такого участка при отсутствии нарушения прав третьих лиц, а также лиц, в общей долевой собственности которых находился земельный участок, из которого выделен земельный участок в счет невостребованных долей.
Решениями Балашовского районного суда Саратовской области от 20.01.2016 по делам N 2-45 (2)/2016, N 2-43 (2)/2016 за Барковским муниципальным образованием Балашовского муниципального района Саратовской области признано право муниципальной собственности па невостребованные земельные доли, общей площадью 66,14 га в едином землепользовании с кадастровым номером 64:06:000000:3.
16.08.2016 администрацией земельный участок с кадастровым номером 64:06:150501:65 поставлен на кадастровый учет.
Право муниципальной собственности на земельный участок 64:06:150501:65 зарегистрировано в реестре недвижимости 13.04.2017, о чем сделана запись регистрации N 64:06:150501:65-64/006/2017-1.
Администрацией в газете "Балашовская правда" от 08.02.2018 N 19-20 (20771-20772) опубликовано уведомление о возможности приобретения земельного участка 64:06:150501:65 в порядке и на условиях, предусмотренных пунктом 5.1 статьи 10 закона N 101.
09.02.2018 по договору купли-продажи спорный земельный участок отчужден администрацией ООО "Полесье", которое имеет статус сельскохозяйственного производителя и использует данный земельный участок.
Давая оценку имеющимся в деле доказательствам в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их совокупности, суды двух инстанций признали доказанным акт наличия у ООО "Поволжье" статуса сельхозпроизводителя, и использования спорного земельного участка, и права последнего на приобретение в собственность этого земельного участка на основании пункта 5.1 статьи 10 закона N 101.
Возражая против заявленного иска, материальная цель которого состоит в заключении с истцом договора купли-продажи спорного земельного участка на льготных основаниях, ответчики неоднократно указывали на отсутствие у истца статуса сельскохозяйственной организации.
Основным видом длительности истца (г. Саратов) являться покупка и продажи земельных участков (л.д. 47-56, т. 1), тогда как ООО "Полесье" является исключительно сельхозтоваропроизводителем и расположена на территории Балашовского муниципального района.
Кроме того, участниками истца являются ООО "Волга-Инвест" и ООО "АгроВолга", которые являются юридическим лицами с долей 100% участия иностранного юридического лица - частная компания с ограниченной ответственностью Саратов Холдинг АБ страна происхождения Швеция. Регистрационный номер 556822-4660. Наименование регистрирующего органа Шведское бюро регистрации компаний. Адрес (место нахождения) в стране происхождения. Швеция, г. Стокгольм, 111.20. Басагатан, 38 (л.д. 73-86, т. 1).
Согласно части 3 закона N 101 иностранные юридические лица, а также юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных юридических лиц составляет более 50%, могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды.
Указанные возражения ответчиков, истцом, в нарушение положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в судах первой и апелляционной инстанций не опровергнуты.
Согласно пункту 24 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.12.2017 при применении пункта 5.1 статьи 10 закона N 101 необходимо учитывать, что указанный порядок предоставления земли не должен позволять приобретать земельный участок не добросовестным лицом.
Судами недобросовестность ООО "Полесье" не установлена.
Установив отсутствие в материалах дела доказательств наличия у истца статуса сельскохозяйственной организации и фактического использования им спорного земельного участка, суды двух инстанций пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
К установленным обстоятельствам нормы права применены правильно.
В кассационной жалобе кассатор указывает на ненадлежащую оценку судами имеющихся в деле доказательств.
Согласно части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Данное полномочие может быть реализовано судом кассационной инстанции в случае, когда фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, однако неправильно применена норма права (определение Верховного Суда Российской Федерации от 28.04.2017 N 305-ЭС16-21318 по делу N А40-41417/2015).
Исходя из буквального толкования положений статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд округа проводит только проверку судебного акта на предмет законности, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела к установленным обстоятельствам, и не вправе повторно рассматривать дело по существу.
Полномочия вышестоящего суда по пересмотру дела должны осуществляться в целях исправления судебных ошибок, неправильного отправления правосудия, а не для пересмотра дела по существу (определение Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 N 305-ЭС16-9541 по делу N А40-66880/2014).
Иная оценка судом кассационной инстанции доказательств привела бы к принятию постановления выходящего за пределы предоставленных ему полномочий, установлению иных обстоятельств, отличных от тех, которые были установлены апелляционным судом (определение экономической коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 21.08.2017 N 305-ЭС16-2862).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной, в том числе в определении от 17.02.2015 N 274-О, статьях 286 - 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела.
Иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства, что недопустимо (определение судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 01.12.2015 N 305-ЭС15-5505).
Невозможность переоценки судом кассационной инстанции доказательств по делу отмечена в определениях экономической коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 28.04.2017 N 305-ЭС16-21318, от 07.02.2017 N 304-ЭС16-15347, от 09.08.2018 N 304-ЭС18-2754.
Иных доводов, являющихся в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемого судебного акта, в кассационной жалобе не приведено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 10.09.2018 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2018 по делу N А57-30148/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и срок, предусмотренном статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
С.Ю. Муравьев |
Судьи |
А.Ф. Фатхутдинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 1 апреля 2019 г. N Ф06-43702/19 по делу N А57-30148/2017