г. Казань |
|
03 апреля 2019 г. |
Дело N А49-6406/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 апреля 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мосунова С.В.,
судей Топорова А.В., Савкиной М.А.,
При участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Пензенской области представителей:
заявителя - Танцеревой Т.Е., доверенность от 18.02.2019 N 16, Бызиной Н.Г., доверенность от 26.03.2019 N 23,
ответчика - Дроновой Е.Е., доверенность от 10.01.2019 N 55-19-16/1,
третьего лица - Управления жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Пензенской области - Евстигнеевой Н.В., доверенность от 29.08.2018,
в отсутствие:
третьего лица - государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства - извещено надлежащим образом,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Пензенской области
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 03.10.2018 (судья Петрова Н.Н.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2018 (председательствующий судья Корнилов А.Б., судьи Юдкин А.А., Попова Е.Г.)
по делу N А49-6406/2018
по заявлению Администрации города Каменки Каменского района Пензенской области к Управлению Федерального казначейства по Пензенской области, третьи лица: Управление жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Пензенской области, государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, о признании недействительным предписания.
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Каменки Каменского района Пензенской области (далее - Администрация г.Каменки, заявитель) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Пензенской области (далее - УФК по Пензенской области, Управление) о признании недействительным предписания от 28.05.2018 N 55-21-15/1962.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 03.10.2018, оставленным без изменений постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2018, заявленные требования удовлетворены.
УФК по Пензенской области, не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, обратилось с кассационной жалобой, в которой просит вынесенные по делу судебные акты отменить, принять новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требования отказать.
В своих отзывах Администрация г.Каменки и Управление жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Пензенской области (далее - Управление ЖКХ Пензенской области), полагая вынесенные по делу судебные акты обоснованными и законными, просят оставить их без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Стороны о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Поволжского округа, однако привлеченная в качестве третьего лица государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд) - явку своего представителя в суд не обеспечила.
Принимая во внимание наличие надлежащего уведомления лиц, участвующих в деле, основываясь на положениях части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие не явившейся стороны.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав представителей заявителя, УФК по Пензенской области, Управления ЖКХ Пензенской области, проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, на основании приказа руководителя УФК по Пензенской области от 21.03.2018 N 105 в период с 26.03.2018 по 06.04.2018 Управлением проведена выездная проверка Администрации г.Каменки по вопросу использования средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию ЖКХ, предоставленных для переселения граждан из аварийного жилищного фонда и проведения капитального ремонта многоквартирных домов в рамках государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" за 2017 год.
Предметом выборочной проверки являлись 15 муниципальных контрактов, заключенных Администрацией г. Каменки с застройщиком (ООО "ССВ"), на приобретение жилых помещений. Площадь жилых помещений, из которых осуществлялось расселение по данным контактам, составила 618,8 кв. м, фактически Администрацией г. Каменки было приобретено по 15-ти контрактам 683,5 кв. м жилья, что превысило расселяемую площадь на 64,7 кв. м Стоимость одного квадратного метра, применяемая для расчета начальной максимальной цены контракта (прогнозная), составляла 30675000 руб., фактически по 15-ти проверенным Управлением муниципальным контрактам стоимость одного квадратного метра оказалась ниже. Администрация г.Каменки произвела по данным контрактам оплату за счет средств Фонда стоимости превышения площади, предоставленной гражданам к переселению из аварийного жилищного фонда, над площадью ранее занимаемых гражданами помещений, в сумме 628 965,71 руб.
Сделав вывод о нецелевом использовании указанной суммы Фонда содействия реформированию ЖКХ, УФК по Пензенской области по результатам проверки вынесло в адрес Администрации г.Каменки предписание от 28.05.2018 N 55-21-15/1962, в соответствии с которым заявителю в срок до 01.12.2018 предписано осуществить возврат денежных средств в сумме 628965,71 руб. в доход бюджета субъекта РФ - Пензенской области (главному распорядителю средств Фонда содействия реформированию ЖКХ, поступивших в бюджет Пензенской области - Управлению ЖКХ Пензенской области) для последующего возврата в Фонд. Срок исполнения предписания - до 17.12.2018.
Считая вышеназванное предписание недействительным и нарушающим права и интересы заявителя в сфере экономической деятельности, Администрация г.Каменки обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Согласно статье 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Реализация мероприятий по расселению аварийного жилищного фонда на территории Пензенской области осуществлялась в соответствии с Федеральным законом "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" N 185-ФЗ от 21.07.2007 (далее - Закон N 185-ФЗ).
Во исполнение статьи 16 Закона N 185-ФЗ разработана и утверждена постановлением Правительства Пензенской области от 09.04.2013 N 232-пП региональная адресная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пензенской области в 2013-2017 годах" (далее - Региональная Программа).
Федеральным законом "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 28.06.2014 N 200-ФЗ внесены изменения в Закон N 185-ФЗ, в частности, частью 4 статьи 17 установлено, что в 2014-2017 увеличение рассчитанных для субъектов Российской Федерации лимитов предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда в части средств, направляемых на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ. Такой порядок установлен постановлением Правительства РФ от 21.02.2013 N 147 (далее - Порядок).
Согласно названному Порядку в случае представления субъектом РФ после 01.03.2014 уточненных сведений об общей площади аварийного жилищного фонда, в результате которой уточненная общая площадь аварийного фонда оказывается меньше его площади, сведения о которой были предоставлены ранее, сумма средств Фонда, которые подлежат направлению на увеличение лимита предоставления этому субъекту Российской Федерации финансовой поддержки на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, уменьшается.
Иных оснований для уменьшения объема финансирования за счет средств фонда законодательством не предусмотрено.
Судом первой инстанции отмечено, что в 2017 году целевые показатели, предусмотренные Региональной Программой, достигнуты и выполнены в полном объеме. Взятые на себя обязательства Администрацией г. Каменки выполнены в полном объеме и в сроки, предусмотренные Региональной Программой. Данные выводы УФК по Пензенской области не оспаривает, напротив, они нашли отражение в акте проверки от 06.04.2018.
Суды первой и апелляционной инстанций, проанализировав положения статей 38, 162, 306.4 БК РФ, статей 14, 16, 20 Закона N 185-ФЗ, раздела 4 Региональной Программы, пришли к выводу, что процентное соотношение долевого финансирования ни в целом по этапу, ни в отдельности для каждого муниципального образования Региональной Программой не установлено, и, исходя из буквального толкования названных выше правовых норм, с 01.08.2013 субъект РФ и муниципальные образования при реализации Региональной Программы вправе расходовать средства Фонда на выполнение мероприятий указанной программы независимо от площади приобретаемых жилых помещений. Предоставленная финансовая поддержка на этапе реализации Программы в 2016-2017 годах не зависит ни от процентного соотношения, ни от стоимости одного квадратного метра жилья.
Такой же позиции придерживается и Фонд в своем письменном отзыве, представленном в материалы дела, указав, что размер лимитов финансовой поддержки за счет средств Фонда на переселение граждан из аварийного жилфонда определяется площадью аварийного жилфонда, подлежащего переселению, и не зависит от фактической площади жилых помещений, предоставленных гражданам в рамках реализации программы переселения, и Закон N 185-ФЗ не содержит положений, предусматривающих корректировку лимита финансовой поддержки, в случае, если площадь предоставленных гражданам жилых помещений оказалась больше/меньше площади расселяемых жилых помещений.
Указав, что доказательства использования Администрацией средств Фонда в сумме 628 965,71 руб. не по целевому назначению в материалах дела не имеются и Управлением судам не представлены, суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявленные требования.
В кассационной жалобе УФК по Пензенской области оспаривает выводы судов первой и апелляционной инстанций, давая свою оценку установленным по делу обстоятельствам и представленным доказательствам, полагая, что Администрация г. Каменки обязана была осуществлять оплату по муниципальным контрактам за счет средств Фонда, бюджета Пензенской области и бюджета муниципального образования с соблюдением долевого (пропорционального) финансирования.
В своем отзыве на кассационную жалобу Управление ЖКХ Пензенской области (главный распорядитель средств Фонда содействия реформированию ЖКХ, поступивших в бюджет Пензенской области) отмечает, что статьей 18 Закона N 185-ФЗ порядок определения объема долевого финансирования мероприятий по переселению граждан из аварийного жилого фонда не предусмотрен, и полномочия по установлению минимальной доли в отношении средств Фонда на субъекты РФ и муниципальные образования не возложены. При расчете прогнозного объема средств на приобретение жилых помещений по Региональной Программе доля средств Фонда является величиной постоянной, так как зависит только от расселяемой площади, но не зависит от фактической стоимости одного квадратного метра. Установление зависимости средств Фонда от фактической стоимости одного квадратного метра жилого помещения (т.е. от стоимости по факту на этапе реализации Программы) является надуманным толкованием норм Закона N185-ФЗ и Региональной Программы. Управление ЖКХ Пензенской области, считая, что выводы УФК по Пензенской области в данном случае основаны на ошибочном толковании правовых норм, как и вывод о нецелевом использовании средств Фонда, просит в удовлетворении кассационной жалобы отказать.
Все доводы кассационной жалобы были заявлены в судах первой и апелляционной инстанций, были предметом судебного разбирательства, им дана соответствующая оценка судами в обжалуемых судебных актах.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам (статья 286 АПК РФ).
В обжалуемых судебных актах приведены мотивы, по которым суды пришли к таким выводам, с указанием на конкретные доказательства, исследованные и оцененные в их совокупности по правилам статьи 71 АПК РФ.
Суд кассационной инстанции отмечает, что частью 3 статьи 23.1 Закона N 185-ФЗ установлено, что возврат средств Фонда осуществляется в размере:
- нецелевого использования средств Фонда,
- средств бюджета субъекта Российской Федерации, полученных за счет средств Фонда, при не выполнении этапа региональной программы за вычетом части средств, использованных в соответствии с региональной программой,
- средств бюджета субъекта Российской Федерации, полученных за счет средств Фонда, при нарушении условий предоставления средств.
УФК по Пензенской области не представлено доказательств того, что Администрацией г. Каменки средства Фонда использованы не на переселение граждан из аварийного жилья (т.е. не на цели, установленные Законом N 185-ФЗ и Региональной Программой), что поставленные цели выполнены не в полном объеме (т.е. расселены не все граждане), что долевое (пропорциональное) финансирование в зависимости от фактической стоимости квадратного метра жилого помещения (т.е. стоимости по факту приобретения жилого помещения) было условием предоставления средств Фонда.
Доводы кассационной жалобы не подтверждают неправильного применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального или процессуального права, а направлены на переоценку исследованных судами обстоятельств дела, представленных доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу положений статьи 286 АПК РФ не относится к компетенции суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 АПК РФ, являющихся самостоятельными основаниями для отмены принятых судебных актов, по настоящему делу судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пензенской области от 03.10.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2018 по делу N А49-6406/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
С.В. Мосунов |
Судьи |
А.В. Топоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Федеральным законом "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 28.06.2014 N 200-ФЗ внесены изменения в Закон N 185-ФЗ, в частности, частью 4 статьи 17 установлено, что в 2014-2017 увеличение рассчитанных для субъектов Российской Федерации лимитов предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда в части средств, направляемых на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ. Такой порядок установлен постановлением Правительства РФ от 21.02.2013 N 147 (далее - Порядок).
...
Суды первой и апелляционной инстанций, проанализировав положения статей 38, 162, 306.4 БК РФ, статей 14, 16, 20 Закона N 185-ФЗ, раздела 4 Региональной Программы, пришли к выводу, что процентное соотношение долевого финансирования ни в целом по этапу, ни в отдельности для каждого муниципального образования Региональной Программой не установлено, и, исходя из буквального толкования названных выше правовых норм, с 01.08.2013 субъект РФ и муниципальные образования при реализации Региональной Программы вправе расходовать средства Фонда на выполнение мероприятий указанной программы независимо от площади приобретаемых жилых помещений. Предоставленная финансовая поддержка на этапе реализации Программы в 2016-2017 годах не зависит ни от процентного соотношения, ни от стоимости одного квадратного метра жилья."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 3 апреля 2019 г. N Ф06-45392/19 по делу N А49-6406/2018
Хронология рассмотрения дела:
03.04.2019 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-45392/19
28.03.2019 Определение Арбитражного суда Пензенской области N А49-6406/18
13.12.2018 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-18171/18
03.10.2018 Решение Арбитражного суда Пензенской области N А49-6406/18