г. Казань |
|
03 апреля 2019 г. |
Дело N А55-21493/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 апреля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 апреля 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гильмановой Э.Г.,
судей Сабирова М.М., Желаевой М.З.,
при участии представителя до перерыва:
ответчика - Ермаковой О.А., доверенность от 29.01.2019 N 238,
в отсутствие:
истца - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 08.11.2018 (судья Богданова Р.М.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2018 (председательствующий судья Пышкина Н.Ю., судьи Николаева С.Ю., Терентьев Е.А.)
по делу N А55-21493/2018
по исковому заявлению муниципального образования городской округ Похвистнево Самарской области в лице администрации городского округа Похвистнево Самарской области (ИНН 6357020148, ОГРН 1026303313838) к субъекту Российской Федерации - Самарской области в лице Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области (ИНН 6316176298, ОГРН 1126316005628) о взыскании 1 205 310,00 руб.,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное образование городской округ Похвистнево Самарской области в лице администрации городского округа Похвистнево Самарской области (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением о взыскании с субъекта Российской Федерации - Самарской области в лице Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области убытков в размере 1 205 310 руб., причиненных исполнением государственных полномочий.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 08.11.2018, оставленным без изменением постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2018, исковые требования удовлетворены. С субъекта Российской Федерации - Самарской области в лице Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области за счет казны Самарской области в пользу муниципального образования городской округ Похвистнево Самарской области в лице администрации городского округа Похвистнево Самарской области взыскано 1 205 310,00 руб. убытков.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, ответчик обратился в арбитражный суд с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить, прекратить производство по делу либо принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
Заявитель в кассационной жалобе ссылается на нарушение судами норм материального и процессуального права.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в судебном заседании 26.03.2019, был объявлен перерыв до 13 часов 30 минут 02.04.2019. Соответствующая информация была размещена на официальном сайте в Информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Проверив законность обжалуемых судебных актов по правилам главы 35 АПК РФ, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит их подлежащими отмене, дело направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Как следует из материалов дел и установлено судами, в связи с многочисленными обращениями гражданина Горбунова Александра Васильевича (далее - Горбунов А.В.), в том числе в приемную Президента Российской Федерации и полученными рекомендациями в рамках рассмотрения его обращений, на основании постановления администрации городского округа Похвистнево от 30.12.2015 N 1902 Горбунову А.В., 25.08.1962 г.р. и Чепурнаеву Михаилу Николаевичу (далее - Чепурнаев М.Н.), 05.03.1969 г.р., как лицам, имеющим статус ветеранов боевых действий и признанным нуждающимися и вставшими на учет по городскому округу Похвистнево Самарской области до 01.01.2005, были предоставлены жилые помещения (квартиры) муниципального жилищного фонда городского округа Похвистнево Самарской области по договору социального найма.
Предоставленные квартиры расположены по адресу: РФ, Самарская область, г. Похвистнево, ул. Кооперативная, д. 148 "А", квартира 1 "А" и 1 "Б", общей площадью 34,8 кв.м в каждая.
Горбунов А.В., как ветеран боевых действий, был признан в установленном порядке нуждающимся и поставлен на учет в целях улучшения жилищных условий с 23.10.2003, а Чепурнаев М.Н. с 09.06.2003, то есть до 01.01.2005.
После предоставления жилых помещений по договору социального найма Горбунов и Чепурнаев были исключены из списков нуждающихся ветеранов боевых действий по городскому округу Похвистнево и сняты с такого учета, поскольку они перестали быть нуждающимися, в связи с чем отпала необходимость в бюджетных средствах на предоставление им соответствующих средств социальных выплат, поступающих в бюджет городского округа непосредственно из бюджета Самарской области и формируемых за счет средств федерального бюджета.
По состоянию на 01.01.2017 в списке ветеранов боевых действий остался только один ветеран боевых действий, вставший на учет до 01.01.2005, которому в дальнейшем в 2017 году была предоставлена социальная выплата за счет средств федерального бюджета, поступивших в бюджет городского округа Похвистнево из бюджета Самарской области в форме субвенции.
Постановлением администрации городского округа Похвистнево от 29.03.2016 N 438 Горбунову А.В. в порядке приватизации передано бесплатно в собственность жилое помещение муниципального жилищного фонда расположенное по адресу: Самарская область, г. Похвистнево, ул. Кооперативная, д. 148 "А", квартира 1 "А" стоимостью (согласно отчета об оценке от 11.07.2016) 1 165 133 руб.
Постановлением администрации городского округа Похвистнево от 26.10.2016 N 1572 Чепурнаеву М.Н. также в порядке приватизации передано бесплатно в собственность жилое помещение муниципального жилищного фонда расположенное по адресу Самарская область, город Похвистнево, улица Кооперативная, дом 148 "А", квартира 1 "Б" стоимостью (согласно отчета об оценке от 01 ноября 2016 года) 1 165 133 руб.
Истец считает, что при обеспечении Горбунова А.В. и Чепурнаева М.Н. жилыми помещениями общей площадью 34,8 кв. м каждое, администрацией городского округа Похвистнево были понесены убытки в сумме 1 165 133 руб. по каждой квартире (рыночная стоимость жилых помещений на момент их приватизации гражданами).
Администрацией городского округа Похвистнево в рамках досудебного урегулирования вопроса о возмещении понесенных убытков, 03.07.2017 была направлена досудебная претензия в адрес Министерства управления финансами Самарской области и в адрес Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области, о возмещении убытков.
Неудовлетворение требований претензии послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящими исковыми требованиями.
Ссылаясь на то, что исполнение переданных государственных полномочий без обеспечения финансирования нанесло ущерб бюджету муниципального образования городской округ Похвистнево Самарской области, в отсутствие в материалах дела доказательств выделения финансовых средств в спорные периоды субъекту Российской Федерации или органу местного самоуправления на обеспечение жилыми помещениями ветеранам боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005, суды признали исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Между тем, судами предыдущих инстанций не учтено следующее.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Закон о ветеранах) лица данной категории - ветераны боевых действий, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 01.01.2005 обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета путем предоставления социальных выплат. Указанная мера социальной поддержки является расходным обязательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 10 Закона).
Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 23.2 Закона о ветеранах Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, полномочия по обеспечению жильем категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.01.2005, и полномочия по обеспечению жильем категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Средства на реализацию передаваемых полномочий предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций, зачисляемых в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации, при этом порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации, а форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (пункты 2, 4, 5, 6 статьи 23.2 Закона о ветеранах).
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления полномочиями по обеспечению жильем ветеранов боевых действий (пункт 12 Закона о ветеранах").
Порядок предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях реализации мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Законом о ветеранах граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005. определен Правилами предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 15.10.2005 N 614.
Поступающие в бюджет Самарской области средства федерального бюджета распределяются между муниципальными образованиями Самарской области в соответствии с Методикой (Приложение 1 к Закону Самарской области от 24.10.2006 N 115-ГД "О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан, а также по постановке на учет и учету граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей"), согласно которой распределение объема субвенций, предоставляемых из областного бюджета местным бюджетам для осуществления государственных полномочий осуществляется с учетом необходимости обеспечения жилым помещением минимум одного гражданина из каждой категории граждан, указанной в Методике в каждом муниципальном образовании Самарской области, в пределах средств, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями указанных категорий граждан.
Заявитель в кассационной жалобе ссылается на то, что в 2015 году Самарской области из федерального бюджета на обеспечение жильем ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, были предусмотрены средства в размере 60,8 млн. руб. (Федеральный законом от 01.12.2014 N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов"), что позволило улучшить жилищные условия 100 гражданам указанных категорий, в том числе 2 гражданам, состоявшим в списке ветеранов боевых действий. инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов городского округа Похвистнево. вставших на учет до 01.01.2005; в 2016 Самарской области из федерального бюджета на обеспечение жильем ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, были предусмотрены средства в размере 56,8 млн. руб. (Федеральный закон от 14.12.2015 "О федеральном бюджете на 2016 год"), что позволило улучшить жилищные условия 92 гражданам из указанных категорий, в том числе 1 гражданину, состоявшему в списке ветеранов действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов городского округа Похвистнево, вставших на учет до 01.01.2005; в 2017 году Самарской области из федерального бюджета на обеспечение жильем ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, предусмотрены средства в размере 57,4 млн. руб. (федеральный закон от 19.12.2016 N 415-ФЗ "О федеральном бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов"), что позволяло улучшить жилищные условия порядка 90 граждан из указанных категорий, в том числе 2 гражданам, состоявшим в списке ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов городского округа Похвистнево, вставших на учет до 01.01.2015.
Указанные выше факты выделения денежных средств истцом не оспаривались, при этом ответчик в кассационной жалобе указывает, что в материалы дела представлены доказательства выделения указанных средств.
В соответствии с отчетной информацией, ежеквартально предоставляемой администрацией городского округа Похвистнево, по состоянию на 01.07.2017 в указанном муниципальном образовании состоял 1 ветеран боевых действий, вставший на соответствующий учет до 01.01.2005, а из искового заявления следует, что ему в 2017 года была предоставлена соответствующая социальная выплата.
Обеспечение жильем в соответствии с Законом Самарской области от 11.07.2006 N 87-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области" осуществляется путем предоставления ветерану боевых действий социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность согласно Порядку обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан, утвержденном постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 77.
Учитывая изложенное, заявитель кассационной жалобы полагает, Горбунов А.В. и Чепурнаев М.Н.. являвшиеся, как следует из иска, ветеранами боевых действий, нуждавшимися в улучшении жилищных условий и вставшими на учет до 01.01.2005. должны были быть обеспечены социальными выплатами на приобретение жилых помещений в порядке очередности по мере поступления соответствующих средств федерального бюджета в Самарскую область и доведения их до бюджета администрации городского округа Похвистнево Самарской области, тогда как администрацией городского округа Похвистнево Самарской области в 2015 году было самостоятельно принято решение об обеспечении жилыми помещениями (квартирами) муниципального жилищного фонда вне очереди Горбунова А.В. и Чепурнаева М.Н. по договорам социального найма.
Учитывая изложенное, заявитель кассационной жалобы также считает, что обеспечение жилыми помещениями ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.01.2005, является расходным обязательством исключительно федерального бюджета.
Указанные доводы заявлялись в судах первой (т. 1 л.д. 74, 75) и апелляционной инстанции (т. 1 98 - 102), однако, не получили должной правовой оценки судов.
Между тем, без выяснения и исследования указанных выше обстоятельств и доказательств, представленные в материалы дела, а также оценки возражений ответчика, принятые по делу судебные акты не могут быть признаны законными и обоснованными, как того требуют положения части 4 статьи 15 АПК РФ, в связи с чем в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 АПК РФ они подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Поскольку для разрешения спора необходимо исследовать доказательства с целью установления обстоятельств, входящих в предмет доказывания по настоящему делу, дать оценку доказательствам, а суд кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ такими полномочиями не наделен, дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела арбитражному суду первой инстанции следует учесть изложенное, установить обстоятельства дела, имеющие значение для разрешения настоящего спора, дать оценку доводам сторон по делу, в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ оценить представленные в дело доказательства, и с надлежащим применением закона принять законное и обоснованное решение.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 08.11.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2018 по делу N А55-21493/2018 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Э.Г. Гильманова |
Судьи |
М.М. Сабирова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Средства на реализацию передаваемых полномочий предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций, зачисляемых в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации, при этом порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации, а форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (пункты 2, 4, 5, 6 статьи 23.2 Закона о ветеранах).
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления полномочиями по обеспечению жильем ветеранов боевых действий (пункт 12 Закона о ветеранах").
Порядок предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях реализации мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Законом о ветеранах граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005. определен Правилами предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 15.10.2005 N 614."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 3 апреля 2019 г. N Ф06-44967/19 по делу N А55-21493/2018