г. Казань |
|
03 апреля 2019 г. |
Дело N А65-20718/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 апреля 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ольховикова А.Н.,
судей Егоровой М.В., Логинова О.В.,
при участии представителей:
заявителя - Садыковой И.И. (доверенность от 28.08.2018 N 457),
ответчика - Кельдюшовой Р.С. (доверенность от 04.03.2019 N ИП-02/3142),
в отсутствие:
третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Казань"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 28.09.2018 (судья Кириллов А.Е.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2018 (председательствующий судья Драгоценнова И.С., судьи Лихоманенко О.А., Кувшинов В.Е.)
по делу N А65-20718/2018
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Казань" (г. Казань, ОГРН 1021603624921, ИНН 1600000036) о признании незаконным постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (г. Казань, ОГРН 1021602866405, ИНН 1653003714) о наложении штрафа N А05-536/2018 об административном правонарушении, с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора Фатихова Р.Х., Ефизова Р.М.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Казань" (далее - ООО "Газпром трансгаз Казань", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - УФАС России по РТ, антимонопольный орган) о наложении штрафа N А05-536/2018 об административном правонарушении, с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора Фатихова Р.Х., Ефизова Р.М. (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 28.09.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2018 по делу N А65-20718/2018 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 28.09.2018 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ООО "Газпром трансгаз Казань" просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Третьи лица в судебное заседание представителей не направили, о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещены.
В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), жалоба рассматривается в отсутствие лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании коллективного обращения граждан-владельцев земельных участков для индивидуального жилищного строительства по ул. Шоссейная микрорайона 70А г. Набережные Челны (вх. от 01.03.2018 N 3320/ж) по вопросу о невозможности получения технических условий от ООО "Газпром Трансгаз Казань" на подключение объектов газопотребления к сети газоснабждения по ул. Шоссейная г. Набережные Челны, антимонопольным органом возбуждено в отношении ООО "Газпром трансгаз Казань" дело об административном правонарушении N А05-536/2018. Кроме того, ООО "Газпром Трансгаз Казань" оставлен без рассмотрения запрос Фатихова Р.Х. о представлении технических условий на подключение объекта капитального строительства. Общество сослалось на отсутствие в представленных документах согласия основного абонента.
Усмотрев в действиях ООО "Газпром трансгаз Казань" признаки правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), антимонопольным органом вынесено постановление от 20.06.2018 по делу N А05-536/2018 о привлечении ООО "Газпром трансгаз Казань" к административной ответственности с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 300 000 руб.
Считая постановление антимонопольного органа незаконными, общество оспорило его в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций при рассмотрении спора руководствовались следующим.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям предусмотрено привлечение к административной ответственности в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Согласно части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Объективная сторона вмененного обществу правонарушения заключается в повторном нарушении субъектом естественной монополии установленного порядка технологического присоединения к газораспределительным сетям.
Из содержания статьи 3 и пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон N 147-ФЗ) следует, что субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, в силу части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции признается доминирующим, а транспортировка газа по трубопроводам в статье 4 Закона N 147-ФЗ отнесена к сфере деятельности субъектов естественных монополий. При этом действия по подключению являются составной частью товарного рынка по транспортировке газа.
Согласно пункту 2 Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 N 317 "газораспределительная организация" - специализированная организация, осуществляющая эксплуатацию газораспределительной системы и оказывающая услуги, связанные с подачей газа потребителям.
Газораспределительной организацией может быть организация - собственник газораспределительной системы, которая получила газораспределительную систему в процессе приватизации либо создала или приобрела ее на других предусмотренных законодательством Российской Федерации основаниях, или организация, заключившая с собственником газораспределительной системы договор на ее эксплуатацию.
Правила N 1314 устанавливают порядок выдачи технических условий на подключение, порядок заключения и исполнения договора о подключении, существенные условия договора, права и обязанности сторон договора и являются обязательными для газораспределительных организаций (далее - ГРО) и лиц, осуществляющих подключение принадлежащих им объектов капитального строительства к сетям газораспределения, находящимся во владении ГРО на праве собственности или на ином законном основании.
На основании пункта 3 Правил N 1314 подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется в следующем порядке:
а) направление исполнителю (запроса о предоставлении технических условии на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям газораспределения (далее - технические условия);
б) выдача технических условий;
в) направление исполнителю заявки о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения (далее соответственно - договор о подключении, заявка о подключении (технологическом присоединении);
г) заключение договора о подключении;
д) выполнение мероприятий по подключению (технологическому присоединению), предусмотренных техническими условиями и договором о подключении;
е) получение разрешения на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства заявителя (в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации);
ж) составление акта о подключении (технологическом присоединении), акта разграничения имущественной принадлежности и акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон.
При этом заявителем может быть как лицо, являющееся правообладателем земельного участка, намеренное осуществить строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства с последующим его подключением (технологическим присоединением) к существующей сети газопотребления основного абонента, то есть лица, которому принадлежит существующая сеть газопотребления на праве собственности или на ином законном основании и которое не оказывает услуг по транспортировке газа, или подключение (технологическое присоединение) построенного на его земельном участке объекта капитального строительства к существующей сети газопотребления основного абонента, так и основной абонент.
Таким образом, в случае, когда заявитель намерен осуществить техническое присоединение к существующей сети газораспределения, ему необходимо обратиться с запросом на предоставление технических условий в ГРО.
На основании пункта 13 Правил N 1314 (в ред. до 16.11.2016) при представлении заявителем сведений и документов, указанных в пунктах 7 и 8 Правил N 1314, исполнитель (ГРО) в течение 14 дней со дня получения запроса о предоставлении технических условий обязан определить и предоставить заявителю технические условия либо мотивированный отказ (основания перечислены в пункте 14 Правил N 1314) в выдаче технических условий.
В случае получения технических условий заявителем направляется исполнителю заявка на заключение договора о подключении, далее следует направление исполнителем проекта указанного договора заявителю и заключается договор о подключении в случае отсутствия разногласий.
В соответствии с пунктом 34 Правил N 1314 в случае, если подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства возможно только к существующим сетям газопотребления или газораспределения, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании лицу, которое не оказывает услуг по транспортировке газа, технические условия такого подключения (технологического присоединения) выдаются газораспределительной организацией, к сети газораспределения которой присоединена сеть газопотребления, принадлежащая основному абоненту.
Если заявителем является лицо, являющееся правообладателем земельного участка, намеренное осуществить строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства с последующим его подключением (технологическим присоединением) к существующей сети газопотребления основного абонента, запрос о предоставлении технических условий должен содержать согласие основного абонента на подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства заявителя к своей сети газопотребления.
В рассматриваемом случае ООО "Газпром Трансгаз Казань" указало, что основным абонентом, заказчиком строительства ГНД в ООО "Регионгазсервис" являлся Ефизов P.M. Однако последний не владеет рассматриваемым газопроводом на законных основаниях.
Соответственно, таким правом не может владеть и ООО "Регионгазсервис", не может являться основным абонентом, исходя из положений пункта 34 Правил N 1314, то есть лицом, согласие которого требуется для выдачи технических условий для присоединения, в силу отсутствия у ООО "Регионгазсервис" в собственности или на ином законном основании сети газопотребления и, как следствие, не может давать согласие на подключение к сетям газораспределения.
Судами установлено, что у ООО "Регионгазсервис" отсутствует разрешение на строительство, строительство объектов (газопроводов) осуществлено в отсутствие правоустанавливающих документов на земельные участки, в пределах которых расположены спорные объекты.
Таким образом, Ефизов Р.М. и ООО "Регионгазсервис" не являются основными абонентами, получение у них согласия на подключение не требуется.
При этом Администрацией г. Набережные Челны разрешается вопрос о постановке газопроводов на учет в Росреестр в качестве бесхозяйного имущества с последующей передачей в собственность.
Согласно акту инвентаризации выявленных на территории Муниципального образования город Набережные Челны объектов системы газоснабжения от 18.08.2017, регистрация прав собственности иных вещных прав на существующий наружный газопровод ПЭ100 SDR11 ДУ 110*10 низкого давления от ГРПБ до заглушки ПЭ100 SDR11 ДУ 110*10 по ул. Шоссейной и наружный газопровод ПЭ100 SDR11 ДУ 110*10 до крана ДУ50 "Газоснабжение жилого дома по адресу: РТ, г. Набережные Челны, 70А микрорайон, N 179" и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РТ в г. Набережные Челны, а также технический учет Бюро технических инвентаризаций не проводились.
По результатам проведенной инвентаризации объекты были включены в перечень бесхозных объектов системы газоснабжения.
Таким образом, отказывая Фатихову Р.Х. в предоставлении технических условий па подключение (технологическое присоединение) к сетям газораспределения, ООО "Газпром Трансгаз Казань" нарушило пункт 13 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 1314 (в ред. до 16.11.2016).
Факт невозможности нахождения объекта газораспределительной системы в собственности Ефизова Р.М. и ООО "Регионгазсервис" установлен также вступившим в законную силу судебным актом по делу N А65-5854/2016.
Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, в силу части 2 статьи 69 АПК РФ не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Факт совершения административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, подтвержден материалами дела об административном правонарушении и обществом не опровергнут.
Порядок привлечения к административной ответственности антимонопольным органом соблюден, оспариваемое постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ.
Оснований для снижения штрафа судами не установлено, исключительные обстоятельства, свидетельствующие о наличии предусмотренных статьей 2.9 КоАП РФ признаков малозначительности совершенного административного правонарушения, судами не установлено.
Таким образом, судами правомерно отказано обществу в удовлетворении заявленных требований.
Суд кассационной инстанции находит, что оценка представленных сторонами доказательств произведена судами с соблюдением положений статьи 71 АПК РФ, основана на правильном применении судами норм материального права. Сделанные выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Выводы судов основаны на полном, всестороннем и объективном исследовании фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств и не противоречат им.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 28.09.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2018 по делу N А65-20718/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.Н. Ольховиков |
Судьи |
М.В. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По результатам проведенной инвентаризации объекты были включены в перечень бесхозных объектов системы газоснабжения.
Таким образом, отказывая Фатихову Р.Х. в предоставлении технических условий па подключение (технологическое присоединение) к сетям газораспределения, ООО "Газпром Трансгаз Казань" нарушило пункт 13 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 1314 (в ред. до 16.11.2016).
...
Факт совершения административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, подтвержден материалами дела об административном правонарушении и обществом не опровергнут.
Порядок привлечения к административной ответственности антимонопольным органом соблюден, оспариваемое постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ.
Оснований для снижения штрафа судами не установлено, исключительные обстоятельства, свидетельствующие о наличии предусмотренных статьей 2.9 КоАП РФ признаков малозначительности совершенного административного правонарушения, судами не установлено."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 3 апреля 2019 г. N Ф06-45191/19 по делу N А65-20718/2018
Хронология рассмотрения дела:
03.04.2019 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-45191/19
05.12.2018 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-17691/18
11.10.2018 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-16333/18
28.09.2018 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-20718/18