г. Казань |
|
04 апреля 2019 г. |
Дело N А12-21325/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 апреля 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Закировой И.Ш.,
судей Топорова А.В., Мосунова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Гилязовой Р.Р.,
при участии представителей:
заявителя -Есиковой А.А., доверенность от 04.12.2018,
ответчика - Волковой Е.А., доверенность от 31.01.2019,
в отсутствие:
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления "Жилищная инспекция Волгограда" администрации Волгограда
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 21.09.2018 (судья Куропятникова Т.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2018 (председательствующий судья Степура С.М., судьи Акимова М.А., Самохвалова А.Ю.)
по делу N А12-21325/2018
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Центр коммунального обслуживания-1" о признании недействительными предписаний Управления "Жилищная инспекция Волгограда" администрации Волгограда от 11.04.2018 N 1047-р и от 27.04.2018 N 1375-р о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Центр коммунального обслуживания-1" (далее - заявитель, ООО "ЦКО-1", общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными предписаний Управления "Жилищная инспекция Волгограда" администрации Волгограда (далее - администрация, заинтересованное лицо) от 11.04.2018 N 1047-р и от 27.04.2018 N 1375-р о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 21.09.2018 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2018 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, а также несоответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на кассационную жалобу заявитель просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 153Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебное заседание проведено с использованием систем видеоконференц-связи, организованной Арбитражным судом Волгоградской округа.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, правильность применения судами норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 АПК РФ, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, выслушав пояснения явившихся в судебное заседание представителей участвующих в деле лиц, судебная коллегия установила следующее.
По делу оспариваются предписания администрации от 11.04.2018 N 1047-p и от 27.04.2018 N 1375/р о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Основанием для вынесения предписаний послужили выявленные в ходе проверки нарушения обществом требований частей 1, 2, 6.2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пунктов 37, 42, 44 и 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Согласно предписанию от 11.04.2018 N 1047-p обществу предписано до 10.07.2018 устранить выявленные нарушения, а именно: произвести перерасчет (возврат) проведенного доначисления платы гражданам, проживающим в многоквартирном доме N 21 за период с января 2017 года по декабрь 2017 года.
Предписанием от 27.04.2018 N 1375-p в срок до 16.07.2018 на заявителя возложена обязанность устранить выявленные нарушения, а именно: произвести перерасчет (возврат) проведенного доначисления платы гражданам, проживающим в многоквартирном доме N 8 за период с января 2017 года по декабрь 2017 года.
Общество, полагая, что указанные предписания являются незаконными и нарушают его права и законные интересы, обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции признал предписания администрации не соответствующими закону и нарушающими права и законные интересы общества.
Апелляционная инстанция согласилась с выводами суда нижестоящей инстанции.
Кассационная инстанция признает выводы судов соответствующими обстоятельствам спора и основанными на правильном применении норм права.
В соответствии со статьей 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
В силу части 1 статьи 158 данного Кодекса собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги (часть 2 статьи 154 ЖК РФ).
Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45-48 данного Кодекса. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год (часть 7 статьи 156 ЖК РФ).
С 01.01.2017 плата за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общедомового имущества в многоквартирных домах, перешла из ранга коммунальных услуг в жилищные услуги и дополнилась в состав платы за содержание жилого помещения.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме определены Постановлением правительства Российской Федерации N 491 от 13.08.2006 (далее - Правила N 491).
В соответствии с пунктом 11 данных Правил содержание общего имущества включает в себя осмотр общего имущества, обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем электроснабжения и электрического оборудования, входящих в состав общего имущества, к предоставлению коммунальной услуги электроснабжения, уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества и др., а также приобретение холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в МКД, а также отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в таком доме (подпункт "л" указанного пункта).
Надлежащее содержание общего имущества при выборе собственниками способа управления в виде управляющей организации обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией в соответствии со статьей 162 ЖК РФ (подпункт "а" пункта 16 Правил N 491).
В силу части 12 статьи 161 ЖК РФ, управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 настоящего Кодекса, договоров, в том числе в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 157.2 ЖК РФ. Срок действия и другие условия указанных договоров, заключаемых в том числе в отношении приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 настоящего Кодекса. Собственники помещений в многоквартирных домах не вправе отказываться от заключения договоров, указанных в части 1 статьи 157.2 и в части 2 статьи 164 ЖК РФ.
Как следует из материалов дела, многоквартирные жилые дома N 21 по ул. Столетова, N 8 пер. Клубного в соответствии с договорами управления многоквартирным домом от 01.08.2014, 01.10.2013 находятся в управлении управляющей компании ООО "ЦКО-1".
В силу указанных выше норм, заявитель является исполнителем коммунальных услуг для собственников, проживающих в спорных многоквартирных домах.
В ходе судебного разбирательства судами установлено, что во исполнение решения Арбитражного суда Волгоградской области от 02.11.2017 по делу N А12-31253/2017 заявителем с ПАО "ВОЛГОГРАДЭНЕРГОСБЫТ" заключен договор ресурсосбережения (снабжения электроэнергией) от 01.06.2017 N 5012049/17.
Согласно пункту 10.1 указанного договора, настоящий договор вступает в силу со дня его подписания последней из сторон настоящего договора и распространяет свое действие на отношения, возникшие с 01.01.2017.
Как обоснованно указали суды, обязанность потребителя электроэнергии оплачивать потребленный коммунальный ресурс закреплена законодательно.
Таким образом, действия управляющей компании по доначислению платы с 01.01.2017 вызваны с заключением договора в судебном порядке.
Суды установили, что действия заявителя не противоречат пункту 69 Правил N 354, а также Приказу Минстроя России от 29.12.2014 N 924/пр "Об утверждении примерной формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг и методических рекомендаций по ее заполнению", Приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 26.01.2018 N43/пр "Об утверждении примерной формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг", предусматривающих возможность перерасчета платы за содержании и ремонт жилого помещения как в сторону уменьшения, так и доначисление платы.
Таким образом, исследовав представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ,, руководствуясь статьями 65, 198 АПК РФ, статьями 39, 45-48, 153, 154, 157, 157.2, 158, 161, 162 ЖК РФ, пунктами 11, 16 Правил N 491, пунктом 69 Правил N 354, подпунктом "д" пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами", пунктами 4, 5 21 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, а также установив, что доначисление произведено за фактически поставленный, но не оплаченный коммунальный ресурс, признали действия заявителя соответствующими действующему законодательству, не нарушающими права жителей многоквартирных домов.
Кроме того, судами установлено, что на обратной стороне платежных документов до жителей доведена полная информация, согласно которой "с 01.01.2017 в состав платы за содержание жилого помещения включены расходы на оплату коммунальных услуг, используемых для содержания общего имущества в МКД (пункт 1 части 2 статьи 154 ЖК РФ). В соответствии с Жилищным кодексом РФ, а также решением Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-31253/2017 от 02.11.2017 ООО "ЦКО-1" произвело начисление услуги "Электроэнергия" для содержания общего имущества с 01.01.2017".
Судебная коллегия считает, что судом первой и апелляционной инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебных актах, основаны на имеющихся в деле доказательствах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В соответствии с пунктом 1 статьи 288 АПК РФ основаниями для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций являются несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Однако доводы заявителя кассационной жалобы не доказывают нарушения судом норм материального и процессуального права либо несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем суд кассационной инстанции не находит оснований отмены вынесенных по делу судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 21.09.2018 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2018 по делу N А12-21325/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
И.Ш. Закирова |
Судьи |
А.В. Топоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды установили, что действия заявителя не противоречат пункту 69 Правил N 354, а также Приказу Минстроя России от 29.12.2014 N 924/пр "Об утверждении примерной формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг и методических рекомендаций по ее заполнению", Приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 26.01.2018 N43/пр "Об утверждении примерной формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг", предусматривающих возможность перерасчета платы за содержании и ремонт жилого помещения как в сторону уменьшения, так и доначисление платы.
Таким образом, исследовав представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ,, руководствуясь статьями 65, 198 АПК РФ, статьями 39, 45-48, 153, 154, 157, 157.2, 158, 161, 162 ЖК РФ, пунктами 11, 16 Правил N 491, пунктом 69 Правил N 354, подпунктом "д" пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами", пунктами 4, 5 21 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, а также установив, что доначисление произведено за фактически поставленный, но не оплаченный коммунальный ресурс, признали действия заявителя соответствующими действующему законодательству, не нарушающими права жителей многоквартирных домов."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 4 апреля 2019 г. N Ф06-45240/19 по делу N А12-21325/2018