г. Казань |
|
04 апреля 2019 г. |
Дело N А55-6853/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 апреля 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мухаметшина Р.Р.,
судей Логинова О.В., Ольховикова А.Н.,
при участии представителей:
Общества с ограниченной ответственностью "ЭНТЭК" - Степочкина Д.Ю., доверенность от 25.03.2019, Мисковец Н.А., доверенность от 25.03.2019,
в отсутствие:
Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе городского округа Тольятти Самарской области (межрайонное) - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе городского округа Тольятти Самарской области (межрайонное)
на решение Арбитражного суда Самарской области от 27.08.2018 (судья Мехедова В.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2018 (председательствующий судья Засыпкина Т.С., судьи Рогалева Е.М., Филиппова Е.Г.)
по делу N А55-6853/2018
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЭНТЭК", Самарская область, г. Тольятти, к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе городского округа Тольятти Самарской области (межрайонное), Самарская область, г.Тольятти, о признании недействительным решения в части,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ЭНТЭК" (далее - заявитель, ООО "ЭНТЭК", общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением (с учетом уточнения требований, принятых судом) к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе городского округа Тольятти Самарской области (межрайонное) (далее - пенсионный фонд) о признании незаконным и отмене решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе г. Тольятти и Ставропольском районе Самарской области от 08.11.2017 N 077V12170000889/51 в части привлечения заявителя к ответственности за отсутствие начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу за период с 2014 года по 2016 год за работников заявителя, принятых на должность монтажников по монтажу стальных и железобетонных конструкций.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 27.08.2018 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2018 Решение Арбитражного суда Самарской области от 27.08.2018 оставлено без изменения.
Пенсионный фонд, не согласившись с указанными судебными актами, обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить вышеуказанные судебные акты.
Представители общества в судебном заседании отклонили кассационную жалобу по основаниям, изложенным в отзыве.
Пенсионный фонд в судебное заседание своих представителей не направил, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
В соответствии со статьями 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебная коллегия рассмотрела кассационную жалобу без участия пенсионного фонда.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав явившихся в судебное заседание представителей общества, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, приходит к нижеследующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, пенсионным фондом в период с 11.09.2017 по 04.10.2017 была проведена выездная проверка заявителя по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее также - страховые взносы), по окончании которой составлен акт выездной проверки от 06.10.2017 N 077V10170001124/66.
По результатам выездной проверки вынесено решение от 08.11.2017 N 077V12170000889/51, которым заявитель привлечен к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009N 212-ФЗ в виде штрафа в размере 31 454,13 руб. Данным решением заявителю начислены пени на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации за период 2014-2016 г.г. в сумме 18 765,53 руб., а также предложено уплатить недоимку по страховым взносам по дополнительному тарифу в соответствии с частью 2 и частью 2.1 статьи 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ в отношении выплат в пользу работников, занятых на видах работ, указанных в пунктах 2- 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ, в сумме 157 270,58 руб.
Основанием для принятия указанного решения послужил вывод пенсионного фонда о том, что заявителем не начислены и не уплачены страховые взносы по дополнительному тарифу на выплаты в пользу работников, занятых на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда, а именно: монтажников по монтажу стальных и железобетонных конструкций.
Не согласившись с вынесенным решением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды правомерно исходили из следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 2 - 18, указанных в подпунктах 2 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (с 01.01.2015 - в пунктах 2 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ), начиная с 2015 года и далее применяется ставка дополнительного тарифа по страховым взносам.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
В пункте 3 статьи 27 Закона N 173-ФЗ периоды работы, предусмотренные подпунктами 1 - 18 пункта 1 настоящей статьи и имевшие место после 01.01.2013, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Закона N 212-ФЗ. При этом условия назначения трудовой пенсии по старости, установленные подпунктами 1 - 18 пункта 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в подпунктах 1 - 18 пункта 1 данной статьи, соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
Аналогичное положение содержится в части 6 статьи 30 Закона N 400-ФЗ, согласно которой периоды работы, предусмотренные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования". При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1 - 18 части 1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
Таким образом, действующее законодательство связывает обязанность страхователя исчислять страховые взносы на выплаты и иные вознаграждения, произведенные в пользу работников с применением дополнительного тарифа при наличии совокупности следующих признаков: должности работников должны входить в установленный перечень профессий и должностей, занятость в которых дает право на льготное пенсионное обеспечение; класс условий труда на рабочих местах должен соответствовать вредному и (или) опасному классу условий труда, при этом занятость работников в тяжелых, вредных условиях труда должна составлять не менее 80 % рабочего времени.
Как установлено судами, заявителем в 2014 году были заключены трудовые договоры с работниками Плешаковым А.В., Лавренко Ю.П., Мукановым А.Д., в 2015 году - с Лазениным А.Г.; Лавренко Ю.П., Мукановым А.Д., в 2016 году - с Лазениным А.Г., Лавренко Ю.П., Мукановым А.Д., которые выполняли работу по профессии монтажник по монтажу стальных и железобетонных конструкций на участке по строительству и ремонту подстанций. Данные работники в указанный период были заняты на этих видах работ полный рабочий день.
Профессия - монтажник по монтажу стальных и железобетонных конструкций поименована в Списке N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающем право на льготное обеспечение.
Между тем заявителем в 2011 году была проведена аттестация рабочих мест и получено заключение N 1050-А от 01.09.2011, согласно которому общая оценка условий труда по степени вредности и (или) опасности факторов производственной среды и трудового процесса профессии монтажник по монтажу стальных и железобетонных конструкций соответствует 2 классу (класс условий труда - допустимый). Данное обстоятельство пенсионным органом не оспаривается. Доказательств, опровергающих данное обстоятельство, в материалы дела не представлено.
Вместе с тем, суды правомерно отметили, что пенсионный фонд при проведении проверки не исследовал вопрос об условиях труда указанных работников (являются ли они вредными или тяжелыми).
Сам по себе факт работы застрахованных лиц на должностях "монтажник по монтажу стальных и железобетонных конструкций" не свидетельствует о необходимости начисления спорных страховых взносов в силу указанных выше норм законодательства.
Следовательно, выплаты в отношении лиц, занятых на этих работах за период с 01.01.2014 по 31.12.2016, не подлежат обложению страховыми взносами по дополнительному тарифу.
Доводы пенсионного фонда о том, что уплатой страховых взносов обеспечиваются публичные интересы, связанные с реализацией принципа социальной солидарности поколений, были рассмотрены судами и им дана надлежащая правовая оценка. При этом судами обоснованно указано, что необходимость наполнения бюджета пенсионного фонда не может служить основанием для возложения на работодателя не установленной законом обязанности начислять и уплачивать дополнительный тариф по страховым взносам в отношении работников, не работающих во вредных и (или) опасных условиях труда.
При таких обстоятельствах, суды пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемое решение пенсионного фонда не соответствует указанным выше нормам законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Доводы пенсионного фонда, изложенные в кассационной жалобе, судебной коллегией рассмотрены и отклоняются, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права, а сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств. Все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены. Оснований для их переоценки в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у суда кассационной инстанции не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 27.08.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2018 по делу N А55-6853/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Р.Р. Мухаметшин |
Судьи |
О.В. Логинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 3 статьи 27 Закона N 173-ФЗ периоды работы, предусмотренные подпунктами 1 - 18 пункта 1 настоящей статьи и имевшие место после 01.01.2013, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Закона N 212-ФЗ. При этом условия назначения трудовой пенсии по старости, установленные подпунктами 1 - 18 пункта 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в подпунктах 1 - 18 пункта 1 данной статьи, соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
Аналогичное положение содержится в части 6 статьи 30 Закона N 400-ФЗ, согласно которой периоды работы, предусмотренные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования". При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1 - 18 части 1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 4 апреля 2019 г. N Ф06-44964/19 по делу N А55-6853/2018
Хронология рассмотрения дела:
03.02.2020 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-21431/19
04.04.2019 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-44964/19
07.12.2018 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-17300/18
27.08.2018 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-6853/18