г. Казань |
|
08 апреля 2019 г. |
Дело N А12-16005/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 апреля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 апреля 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Александрова В.В.,
судей Королевой Н.Н., Нагимуллина И.Р.,
при участии представителей:
истца - Мехреньгиной С.А. (доверенность от 09.02.2018),
ответчика - Барыкина Е.А. (доверенность от 15.03.2017),
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Волжский трубный завод"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 23.07.2018 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2018
по делу N А12-16005/2018
по исковому заявлению акционерного общества "Первая грузовая компания" к акционерному обществу "Волжский трубный завод" о взыскании суммы штрафа,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Первая грузовая компания" (далее - АО "ПГК", истец) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением к акционерному обществу "Волжский трубный завод" (далее - АО "ВТЗ", ответчик) о взыскании суммы штрафа в размере 405 200 руб.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 23.07.2018, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2018, иск удовлетворен.
Обжалуя принятые по делу судебные акты в кассационном порядке, ответчик просит их отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Кассационная жалоба мотивирована нарушением норм материального права и несоответствием выводов судебных инстанций фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании 28.03.2019 объявлялся перерыв в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации до 16 час. 40 мин. 03.04.2019. После перерыва судебное заседание продолжено в том же составе судей.
Проверив законность принятых по делу судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, между АО "ТД "ТМК" (поставщик) и АО "ВТЗ" (покупатель) заключен договор поставки от 01.12.2006 N ТД ТМК-3/07-С, согласно которому поставщик обязуется поставлять, а покупатель принимать и оплачивать трубную заготовку, рулонный и листовой прокат (штрипс), чугун, лом и отходы черных металлов, иную продукцию, в количестве, ассортименте, порядке, по цене и в сроки, указанные в согласованных сторонами Спецификациях.
Согласно спецификации N 200388206 от 29.09.2017 к договору поставки N ТД ТМК-3/07-С поставка осуществляется железнодорожным транспортом.
Между ООО "Группа "Магнезит" (поставщик) и АО "ВТЗ" (покупатель) 27.10.2015 заключен договор поставки N 110015002487, в соответствии с которым поставщик обязуется передать в собственность покупателя продукцию в соответствии с согласованными сторонами спецификациями, а покупатель принять и оплатить продукцию в соответствии с условиями настоящего договора.
Согласно спецификации к договору поставки N 110015002487 поставка осуществляется железнодорожным транспортом.
Во исполнение вышеуказанных договоров поставки в вагоны N N 54359997, 60114287, 52311917, 52324233, 55142459, 67689133, 55762157 был погружен товар и направлен в адрес грузополучателя - АО "ВТЗ", что подтверждается транспортными железнодорожными накладными.
Согласно представленным в материалы дела справкам о вагонах, транспортным железнодорожным накладным АО "ПГК" является законным владельцем железнодорожных вагонов N N 54359997, 60114287, 52311917, 52324233, 55142459, 67689133, 55762157.
АО "ПГК" был предоставлен под погрузку груза на станцию Гуково СКав. ж.д. вагон N 54359997, который в груженом состоянии (груз - антрацит сорт АК, код груза 161016) был направлен на ст. Трубная Прив ж.д. по железнодорожной накладной N ЭМ969353 в адрес грузополучателя АО "ВТЗ".
Вагон прибыл на станцию выгрузки согласно железнодорожной накладной 21.11.2017, подан на подъездной путь необщего пользования 21.11.2017 в 10 час. 00 мин. в соответствии с памяткой приёмосдатчика на подачу вагонов N 3752.
Однако грузополучатель своевременно не принял мер к организации выгрузки груза из подвижного состава, принадлежащего АО "ПГК", вагон N 54359997 был убран с подъездного пути согласно памятке приёмостадтчика N 3892 только 30.11.2017 г. в 11 час. 11 мин.
АО "ПГК" были предоставлены под погрузку груза на станцию Речная СКав. ж.д. вагоны N N 60114287, 52311917, 52324233, которые в груженом состоянии (груз - флюсы не поименованные в алфавите, код груза 291054) были направлены на ст. Трубная Прив ж.д. по железнодорожным накладным N ЭН968937, ЭО018539, ЭО002945 в адрес грузополучателя АО "ВТЗ".
Вагоны N N 60114287, 52311917 прибыли на станцию выгрузки согласно железнодорожным накладным 17.12.2017, поданы на подъездной путь необщего пользования 17.12.2017 в 12 час. 00 мин. в соответствии с памяткой приёмосдатчика на подачу вагонов N 4149.
Однако грузополучатель своевременно не принял мер к организации выгрузки груза из подвижного состава, принадлежащего АО "ПГК", вагоны N N 60114287, 52311917 были убраны с подъездного пути согласно памятке приёмостадтчика N4272 только 25.12.2017 в 10 час. 31 мин.
Вагон N 52324233 прибыл на станцию выгрузки согласно железнодорожной накладной 20.12.2017, подан на подъездной путь необщего пользования 22.12.2017 в 12 час. 00 мин. в соответствии с памяткой приёмосдатчика на подачу вагонов N 4225.
Однако, грузополучатель своевременно не принял мер к организации выгрузки груза из подвижного состава, принадлежащего АО "ПГК", вагон N 52324233 был убран с подъездного пути согласно памятке приёмостадтчика N232 только 16.01.2018 г. в 22 час. 31 мин.
АО "ПГК" были предоставлены под погрузку груза на станцию Лихая СКав. ж.д. вагоны N N 55142459, 67689133, 55762157, которые в груженом состоянии (груз - антрацит сорт АК, код груза 161016) были направлены на ст. Трубная Прив ж.д. по железнодорожным накладным N ЭО572851, ЭО573148, ЭО573371 в адрес грузополучателя АО "ВТЗ".
Вагоны N N 55142459, 67689133, 55762157 прибыли на станцию выгрузки согласно железнодорожным накладным 25.12.2017 поданы на подъездной путь необщего пользования 27.12.2017 в 05 час. 10 мин. в соответствии с памяткой приёмосдатчика на подачу вагонов N 4305.
Однако, грузополучатель своевременно не принял мер к организации выгрузки груза из подвижного состава, принадлежащего АО "ПГК", вагон N 55142459 был убран с подъездного пути согласно памятке приёмостадтчика N221 только 16.01.2018 в 02 час. 11 мин., вагон N 67689133 был убран с подъездного пути согласно памятке приёмостадтчика N85 только 07.01.2018 в 02 час. 31 мин., вагон N 55762157 был убран с подъездного пути согласно памятке приёмостадтчика N131 только 09.01.2018 г. в 22 час. 11 мин.
Использование вагонов N N 54359997, 60114287, 52311917, 52324233, 55142459, 67689133, 55762157 без разрешения владельца свыше сроков, предусмотренных Уставом, послужило основанием для направления истцом в адрес ответчика претензии от 01.12.2017 NАО-ИД/ПР/ФСрт-478/17, от 26.12.2017 NАО-НД/ПР/ФСрт-495/17 и от 29.12.2017 NАО-НД/ПР/ФСрт-496/17 с требованиями об уплате штрафа.
В письме от 16.01.2018 года N 063/0548 ответчик отказался от уплаты штрафа, указав на отсутствие договорных отношений между АО "ПГК" и АО "ВТЗ".
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, судебные инстанции правомерно руководствовались следующим.
В соответствии с пунктом 2 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если данным Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
В соответствии с абзацем шестым статьи 62 УЖТ РФ за задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчику, под погрузкой, выгрузкой на местах общего и необщего пользования, в том числе на железнодорожных путях необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении установленных договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договорами на подачу и уборку вагонов технологических сроков оборота вагонов, контейнеров либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов под погрузку, выгрузку локомотивами, принадлежащими перевозчику, грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования несут перед перевозчиком ответственность в соответствии со статьей 99 УЖТ РФ.
Согласно абзацу второму статьи 99 УЖТ РФ за задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчикам, под погрузкой, выгрузкой грузов в местах общего и необщего пользования, включая железнодорожные пути необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении технологических сроков оборота вагонов, контейнеров, установленных договорами на подачу и уборку вагонов или договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования, либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов, контейнеров под погрузку, выгрузку грузов локомотивами перевозчика грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования уплачивают перевозчику в десятикратном размере штрафы, установленные статьями 100 и 101 данного Устава, без внесения при этом платы за пользование вагонами, контейнерами.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" оператор железнодорожного подвижного состава - это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие вагоны, контейнеры на праве собственности или ином праве, участвующие на основе договора с перевозчиком в осуществлении перевозочного процесса с использованием указанных вагонов, контейнеров.
В соответствии со статьей 36 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", грузополучатель обязуется по прибытию груза на железнодорожную станцию назначения принять его и выгрузить с соблюдением технологического срока оборота вагонов, который составляет 36 часов с момента подачи вагонов под выгрузку локомотивами, принадлежащими перевозчику.
Согласно правовой позиции, приведенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.03.2012 N 15028/11, действие статьи 62 УЖТ распространяется не только на перевозчика, но и на иного владельца вагона, являющегося оператором подвижного состава.
Кроме того, как отмечается в "Обзоре судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции", утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2017, права оператора подвижного состава при использовании принадлежащих ему вагонов не должны отличаться от прав перевозчика
С учетом изложенного, судебные инстанции правомерно пришли к выводу, что истец как владелец вагонов является оператором подвижного состава, право которого нарушено, на него распространяется действие статьи 62 Устава и, что АО "ВТЗ" как грузополучатель несет ответственность за их задержку под выгрузкой грузов в местах необщего пользования перед владельцем, а сверхнормативная продолжительность нахождения вагонов на станции выгрузки свидетельствует о фактическом их использовании, и удовлетворили исковые требования.
Расчет предъявленного ко взысканию штрафа судами проверен и признан правильным.
При указанных обстоятельствах, доводы кассационной жалобы о том, что заявленные исковые требования не подлежали удовлетворению, поскольку АО "ВТЗ" не являлся перевозчиком в указанных правоотношениях и с ним не заключался договор, основаны на неверном толковании норм материального права и правомерно отклонены судебными инстанциями.
Иные доводы кассационной жалобы также являлись предметом исследования судебных инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 23.07.2018 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2018 по делу N А12-16005/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
В.В. Александров |
Судьи |
Н.Н. Королева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" оператор железнодорожного подвижного состава - это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие вагоны, контейнеры на праве собственности или ином праве, участвующие на основе договора с перевозчиком в осуществлении перевозочного процесса с использованием указанных вагонов, контейнеров.
В соответствии со статьей 36 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", грузополучатель обязуется по прибытию груза на железнодорожную станцию назначения принять его и выгрузить с соблюдением технологического срока оборота вагонов, который составляет 36 часов с момента подачи вагонов под выгрузку локомотивами, принадлежащими перевозчику.
Согласно правовой позиции, приведенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.03.2012 N 15028/11, действие статьи 62 УЖТ распространяется не только на перевозчика, но и на иного владельца вагона, являющегося оператором подвижного состава."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 8 апреля 2019 г. N Ф06-44252/19 по делу N А12-16005/2018