г. Казань |
|
08 апреля 2019 г. |
Дело N А65-9240/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена - 04.04.2019.
Полный текст постановления изготовлен - 08.04.2019.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Муравьева С.Ю.,
судей Ананьева Р.В., Петрушкина В.А.,
при участии представителей:
ответчика - акционерного общества "Транснефть-Прикамье" - Акатьева А.С., доверенность,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Транснефть-Прикамье", г. Казань,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.09.2018 (судья Хуснутдинова А.Ф.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2018 (председательствующий судья Балакирева Е.М., судьи Романенко С.Ш., Терентьев Е.А.)
по делу N А65-9240/2018
по иску Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан (ОГРН 1071690010644, ИНН 1660098481), г. Казань, к акционерному обществу "Транснефть-Прикамье", (ОГРН 1021601763820, ИНН 1645000340), г. Казань, о взыскании арендной платы по договору аренды лесного участка в федеральный бюджет за использование лесов в размере 46 939,10 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан (далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан суд с иском к акционерному обществу "Транснефть-Прикамье" (далее - общество) о взыскании задолженности по арендной плате по договору аренды лесного участка за использование лесов в размере 46 939,10 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.09.2018, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2018, требования удовлетворены частично, с общества в пользу министерства взыскана задолженность в размере 24 621,63 руб. В остальной части иска отказано.
Общество, обжалуя принятые судебные акты, в кассационной жалобе просит их отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в иске, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дел, неправильное применение норм права.
Арбитражный суд Поволжского округа, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, считает их подлежащими оставлению без изменения по следующим основания.
Между Государственным бюджетным учреждением "Агрызское лесничество" (далее - лесничество) (арендодатель) и обществом (арендатор) заключен договор аренды лесного участка от 05.06.2007 N 04-04-649/2009, согласно которому арендодатель предоставляет а арендатор принимает во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, площадью 10,4 га, предоставляемый в аренду для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линии связи дорог, трубопроводов и других линейных объектов, расположенный по адресу: Республика Татарстан, Агрызский район, лесной участок, расположенный в кварталах 83 (выдел 6), 84 (выдел 4), 2 (выдел 17) лесничества площадью 10,4 га.
В соответствии с разделом II договора арендная плата по договору (на момент заключения) составляет 74 391,62 руб.
Пунктом 6 раздела 2 стороны установили, что арендатор вносит арендную плату с момента государственной регистрации, ежеквартально (до 20.02, до 20.05, до 20.08, до 20.11 - приложение N 4) в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и представляет в течение 1 месяца по истечении установленного срока арендной платы арендодателю документы, подтверждающие оплату.
Размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу площади лесного участка, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации (пункт 7 договора).
В силу пункта 6 договора арендатор вносит арендную плату в размерах и в сроки согласно приложению N 4 к договору ежеквартально. Срок действия договора устанавливается с 27.07.2009 по 27.07.2058 (пункт 19 договора). Договор зарегистрирован в Управлении Федеральной регистрационной службы по Республики Татарстан (далее - управление) 23.07.2009.
Приложениями к договору стороны определили схему расположения и границы лесного участка, характеристику лесного участка и его насаждений, цели и объемы использования лесов на арендуемом лесном участке, сроки внесения арендной платы, объемы и сроки исполнения работ по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению на арендуемом лесном участке.
При проверке правильности начисления арендной платы по договорам аренды лесных участков, проведённой комиссией Рослесхоза в мае 2014 года в соответствии с приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 05.05.2014 N 140 "О проведении проверки исполнения органами государственной власти Республики Татарстан переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений и расходования средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета на осуществление указанных полномочий" выявлено нарушение расчёта арендной платы за использование лесного участка при заключении договора, приведшее к недополучению дохода по договору аренды от 06.06.2009 N 04-04-649/2009 за 2012-2017 годы в общей сумме 46 939,10 руб.
Министерство направило обществу уведомление от 07.02.2018 N 15, в котором сообщило о результатах проверки проведенной комиссией Рослезхоза, уведомило общество о том, что при исчислении размера арендной платы неправомерно применен понижающий коэффициент 0,5 и как, следствие, обнаружено недополучение дохода по договору аренды от 06.06.2009 N 04-04-649/2009.
В связи с выявленными нарушениями управление предложило ответчику в срок до 06.03.2018 внести сумму недоимки в федеральный бюджет.
Данные обстоятельства и неоплата обществом названной суммы послужили основанием для обращения министерства в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды двух инстанций исходили из правомерности расчета министерства, и с учетом заявленного ответчиком пропуска срока исковой давности, частично удовлетворили исковые требования.
Выводы судов соответствуют установленным обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам, закону не противоречат.
В силу части 4 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, установлены в таблице 16 к постановлению Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - постановление N 310).
Примечаниями к таблице 16 постановления Правительства от 22.05.2007 N 319 дополнительно предусмотрены поправочные коэффициенты, которые или повышают установленную ставку(повышающие коэффициенты), или понижают ее (понижающие коэффициенты), или понижают ее(понижающие коэффициенты), а также случаи, при которых указанные коэффициенты подлежат применению.
Как указано в постановлении N 310, повышающие коэффициенты предусмотрены для применения в отношении лесов, обладающих определенными свойствами: эксплуатационных лесов, защитных лесов,расположенных на особо охраняемых природных территория, в водоохранных зонах, ценных лесов и других лесов, обладающих специальными свойствами и выполняющими определенные функции. При этом, согласно примечания 7 к таблице 16 постановления N 310 для одного и того же лесного участка может быть установлено несколько поправочных коэффициентов, при этом в расчетах используется наибольший из них.
Понижающие коэффициенты предусмотрены для применения не в отношении лесов, обладающих специальными свойствами и выполняющими определенные функции, а в отношении лесных участков, обладающими свойствами, указанными в постановлении, общее из которых - отсутствие на участке лесной растительности.
Одновременное применение повышающего и понижающего коэффициента в отношении одного и того же лесного участка противоречит постановлению N 310.
Согласно абзацу 4 пункта 8 таблицы 16 постановления N 310 при использовании лесных участков, находящихся в федеральной собственности, занятых просеками, дорогами, болотами, каменистыми россыпями, применяется наименьший размер ставки платы, установленной для субъекта Российской Федерации (муниципального образования, с коэффициентом 0,5.
Согласно пункту 2 раздела 1 договора аренды от 05.06.2009 арендатор принял во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, определенный в пункте 2 общей площадью 10,4 га и имеет характеристики, установленные в договоре. Согласно характеристике лесных участков 10,4 га относятся к нелесным землям, площадь занятая дорогами, просеками, болотами в характеристиках отсутствует.
В пункте 3 данного раздела договора также имеется ссылка на схему расположения лесного участка, из которой не усматривается нахождение на арендуемом лесном участке просек, дорог, болот, каменистых россыпей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.02.2011 N 109 внесены изменения в таблицу 16 постановления N 310 (пункт 9) в части установления подлежащего применению поправочного коэффициента 0,1 в отношении лесных участков, находящихся в федеральной собственности, при эксплуатации линейных объектов - применяется поправочный коэффициент 0,1.
Согласно пункту 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации линейными объектами являются линии электропередач, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Представитель ответчика в судебном заседании суда кассационной инстанции не опровергал факта нахождения на спорном земельном участке магистрального нефтепровода.
При таких обстоятельствах выводы судов о нарушении при расчете арендной платы в спорный период по названному договору аренды в части применения понижающего коэффициента 0,5 являются правильными.
Доводы кассационной жалобы не опровергают указанные выводы судов.
Расчет истца с применением коэффициента 0,1 (л.д. 15-18) кассатором не оспорен.
Иных доводов, являющихся в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, в кассационной жалобе не приведено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.09.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2018 по делу N А65-9240/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и срок, предусмотренном статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
С.Ю. Муравьев |
Судьи |
Р.В. Ананьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Понижающие коэффициенты предусмотрены для применения не в отношении лесов, обладающих специальными свойствами и выполняющими определенные функции, а в отношении лесных участков, обладающими свойствами, указанными в постановлении, общее из которых - отсутствие на участке лесной растительности.
Одновременное применение повышающего и понижающего коэффициента в отношении одного и того же лесного участка противоречит постановлению N 310.
Согласно абзацу 4 пункта 8 таблицы 16 постановления N 310 при использовании лесных участков, находящихся в федеральной собственности, занятых просеками, дорогами, болотами, каменистыми россыпями, применяется наименьший размер ставки платы, установленной для субъекта Российской Федерации (муниципального образования, с коэффициентом 0,5.
...
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.02.2011 N 109 внесены изменения в таблицу 16 постановления N 310 (пункт 9) в части установления подлежащего применению поправочного коэффициента 0,1 в отношении лесных участков, находящихся в федеральной собственности, при эксплуатации линейных объектов - применяется поправочный коэффициент 0,1.
Согласно пункту 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации линейными объектами являются линии электропередач, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 8 апреля 2019 г. N Ф06-45161/19 по делу N А65-9240/2018