г. Казань |
|
09 апреля 2019 г. |
Дело N А49-6320/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 апреля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 апреля 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Закировой И.Ш.,
судей Топорова А.В., Мосунова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Гилязовой Р.Р.,
при участии представителей:
заявителя - Пузриной О.Ю., доверенность от 27.08.2018,
ответчика - Дроновой Е.Е., доверенность от 10.01.2019,
третьего лица - Евстигнеевой Н.В., доверенность от 29.08.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Пензенской области
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 03.10.2018 (судья Петрова Н.Н.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2018 (председательствующий судья Засыпкина Т.С., судьи Рогалева Е.М., Филиппова Е.Г.)
по делу N А49-6320/2018
по заявлению администрации рабочего поселка Мокшан Мокшанского района Пензенской области к Управлению Федерального казначейства по Пензенской области о признании недействительным предписания от 23.05.2018 N 55-21-15/1901,
УСТАНОВИЛ:
администрация рабочего поселка Мокшан Мокшанского района Пензенской области (далее - заявитель, администрация) обратилась в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Пензенской области (далее - административный орган, УФК по Пензенской области) о признании недействительным предписания от 23.05.2018 N 55-21-15/1901.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 03.10.2018 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2018 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
УФК по Пензенской области, не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, обратилось с кассационной жалобой, в которой просит вынесенные по делу судебные акты отменить, принять новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требования отказать.
В своих отзывах администрация и Управление жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Пензенской области (далее - Управление ЖКХ Пензенской области), полагая вынесенные по делу судебные акты обоснованными и законными, просят оставить их без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 153Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебное заседание проведено с использованием систем видеоконференц-связи, организованной Арбитражным судом Пензенской области.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, правильность применения судами норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 АПК РФ, обсудив доводы кассационной жалобы, отзывов на нее, выслушав пояснения явившихся в судебное заседание представителей участвующих в деле лиц, судебная коллегия установила следующее.
В ходе выездной проверки администрации по вопросу использования средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию ЖКХ, предоставленных для переселения граждан из аварийного жилищного фонда и проведения капитального ремонта многоквартирных домов в рамках государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" за 2017 год., проверяющими установлено, что расселяемая площадь жилья в 2017 году составила 210,6 кв.м., фактически Администрацией было приобретено в 2017 году 495 кв.м. жилья (по 16 контрактам), что превысило расселяемую площадь на 284,4 кв.м. Администрация произвела по 12 контрактам оплату за счет средств Фонда стоимости превышения площади, предоставленной гражданам к переселению из аварийного жилищного фонда, над площадью ранее занимаемых гражданами помещений, в сумме 515 475,60 руб.
Полагая, что заявителем допущено нецелевое использование указанной суммы Фонда, административным органом вынесено предписание от 23.05.2018 N 55-21-15/1901, в соответствии с которым Администрации в срок до 01.12.2018 предписано осуществить возврат денежных средств в сумме 515 475, 60 руб. в доход бюджета субъекта Российской Федерации - Пензенской области (главному распорядителю средств Фонда, поступивших в бюджет Пензенской области - Управлению ЖКХ Пензенской области) для последующего возврата в Фонд. О результатах исполнения предписания предписано проинформировать Управление до 17.12.2018
По мнению администрации, указанное предписание является незаконным, нарушающим права и законные интересы.
Согласно статье 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Реализация мероприятий по расселению аварийного жилищного фонда на территории Пензенской области осуществлялась в соответствии с Федеральным законом "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" N 185-ФЗ от 21.07.2007 (далее - Закон о фонде содействия реформированию ЖКХ).
Во исполнение статьи 16 данного Закона разработана и утверждена постановлением Правительства Пензенской области от 09.04.2013 N 232-пП региональная адресная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пензенской области в 2013-2017 годах" (далее - Региональная Программа).
Федеральным законом "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 28.06.2014 N 200-ФЗ внесены изменения в Закон о фонде содействия реформированию ЖКХ, в частности, частью 4 статьи 17 данного Закона установлено, что в 2014-2017 увеличение рассчитанных для субъектов Российской Федерации лимитов предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда в части средств, направляемых на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Такой порядок установлен постановлением Правительства Российской Фнднрации от 21.02.2013 N 147 (далее - Порядок).
Согласно названному Порядку в случае представления субъектом Российской Федерации после 01.03.2014 уточненных сведений об общей площади аварийного жилищного фонда, в результате которой уточненная общая площадь аварийного фонда оказывается меньше его площади, сведения о которой были предоставлены ранее, сумма средств Фонда, которые подлежат направлению на увеличение лимита предоставления этому субъекту Российской Федерации финансовой поддержки на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, уменьшается.
Иных оснований для уменьшения объема финансирования за счет средств фонда законодательством не предусмотрено.
Судом первой инстанции установлено, что расселяемая площадь жилья в 2017 году составила 210,6 кв.м., фактически Администрацией было приобретено в 2017 году 495 кв.м. жилья, что больше расселяемой площади на 284,4 кв.м., которые были оплачены за счет средств Фонда (515 475, 60 руб.).
В 2017 году целевые показатели, предусмотренные Программой "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории р.п. Мокшан в 2015-2017 годах", достигнуты и выполнены в полном объеме. Взятые на себя обязательства администрацией выполнены в полном объеме и сроки, предусмотренные Программой. Данные выводы административный орган не оспаривает, напротив, они нашли отражение в акте проверки от 29.03.2018.
Суды первой и апелляционной инстанций, проанализировав положения статей 38, 162, 306.4 БК РФ, статей 14, 16, 20 Закона о фонде содействия реформированию ЖКХ, раздела 4 Региональной Программы, пришли к выводу, что процентное соотношение долевого финансирования ни в целом по этапу, ни в отдельности для каждого муниципального образования Региональной Программой не установлено, и, исходя из буквального толкования названных выше правовых норм, с 01.08.2013 субъект РФ и муниципальные образования при реализации Региональной Программы вправе расходовать средства Фонда на выполнение мероприятий указанной программы независимо от площади приобретаемых жилых помещений. Предоставленная финансовая поддержка на этапе реализации Программы в 2016-2017 годах не зависит ни от процентного соотношения, ни от стоимости одного квадратного метра жилья.
Таким образом, установив, что доказательства использования Администрацией средств Фонда в сумме 515 475,60 руб. не по целевому назначению в материалах дела не имеются и Управлением судам не представлены, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно удовлетворили заявленные требования.
Частью 3 статьи 23.1 Закона о фонде содействия реформированию ЖКХ установлено, что возврат средств Фонда осуществляется в размере:
- нецелевого использования средств Фонда;
- средств бюджета субъекта Российской Федерации, полученных за счет средств Фонда, при не выполнении этапа региональной программы за вычетом части средств, использованных в соответствии с региональной программой;
- средств бюджета субъекта Российской Федерации, полученных за счет средств Фонда, при нарушении условий предоставления средств.
УФК по Пензенской области не представлено доказательств того, что администрацией средства Фонда использованы не на переселение граждан из аварийного жилья (т.е. не на цели, установленные Законом о фонде содействия реформированию ЖКХ и Региональной Программой), что поставленные цели выполнены не в полном объеме (т.е. расселены не все граждане), что долевое (пропорциональное) финансирование в зависимости от фактической стоимости квадратного метра жилого помещения (т.е. стоимости по факту приобретения жилого помещения) было условием предоставления средств Фонда.
В кассационной жалобе УФК по Пензенской области оспаривает выводы судов первой и апелляционной инстанций, давая свою оценку установленным по делу обстоятельствам и представленным доказательствам, полагая, что Администрация г. Каменки обязана была осуществлять оплату по муниципальным контрактам за счет средств Фонда, бюджета Пензенской области и бюджета муниципального образования с соблюдением долевого (пропорционального) финансирования.
В своем отзыве на кассационную жалобу Управление ЖКХ Пензенской области (главный распорядитель средств Фонда содействия реформированию ЖКХ, поступивших в бюджет Пензенской области) отмечает, что статьей 18 Закона о фонде содействия реформированию ЖКХ порядок определения объема долевого финансирования мероприятий по переселению граждан из аварийного жилого фонда не предусмотрен, и полномочия по установлению минимальной доли в отношении средств Фонда на субъекты РФ и муниципальные образования не возложены. При расчете прогнозного объема средств на приобретение жилых помещений по Региональной Программе доля средств Фонда является величиной постоянной, так как зависит только от расселяемой площади, но не зависит от фактической стоимости одного квадратного метра. Установление зависимости средств Фонда от фактической стоимости одного квадратного метра жилого помещения (т.е. от стоимости по факту на этапе реализации Программы) является надуманным толкованием норм Закона о фонде содействия реформированию ЖКХ и Региональной Программы. Управление ЖКХ Пензенской области, считая, что выводы УФК по Пензенской области в данном случае основаны на ошибочном толковании правовых норм, как и вывод о нецелевом использовании средств Фонда, просит в удовлетворении кассационной жалобы отказать.
Все доводы кассационной жалобы были заявлены в судах первой и апелляционной инстанций, были предметом судебного разбирательства, им дана соответствующая оценка судами в обжалуемых судебных актах.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам (статья 286 АПК РФ).
В обжалуемых судебных актах приведены мотивы, по которым суды пришли к таким выводам, с указанием на конкретные доказательства, исследованные и оцененные в их совокупности по правилам статьи 71 АПК РФ.
Доводы кассационной жалобы не подтверждают неправильного применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального или процессуального права, а направлены на переоценку исследованных судами обстоятельств дела, представленных доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу положений статей 286, 287 АПК РФ не относится к компетенции суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 АПК РФ, являющихся самостоятельными основаниями для отмены принятых судебных актов, по настоящему делу судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пензенской области от 03.10.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2018 по делу N А49-6320/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
И.Ш. Закирова |
Судьи |
А.В. Топоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
...
Суды первой и апелляционной инстанций, проанализировав положения статей 38, 162, 306.4 БК РФ, статей 14, 16, 20 Закона о фонде содействия реформированию ЖКХ, раздела 4 Региональной Программы, пришли к выводу, что процентное соотношение долевого финансирования ни в целом по этапу, ни в отдельности для каждого муниципального образования Региональной Программой не установлено, и, исходя из буквального толкования названных выше правовых норм, с 01.08.2013 субъект РФ и муниципальные образования при реализации Региональной Программы вправе расходовать средства Фонда на выполнение мероприятий указанной программы независимо от площади приобретаемых жилых помещений. Предоставленная финансовая поддержка на этапе реализации Программы в 2016-2017 годах не зависит ни от процентного соотношения, ни от стоимости одного квадратного метра жилья."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 9 апреля 2019 г. N Ф06-45390/19 по делу N А49-6320/2018
Хронология рассмотрения дела:
09.04.2019 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-45390/19
02.04.2019 Определение Арбитражного суда Пензенской области N А49-6320/18
24.12.2018 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-18207/18
03.10.2018 Решение Арбитражного суда Пензенской области N А49-6320/18