г. Казань |
|
09 апреля 2019 г. |
Дело N А65-14059/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена - 04.04.2019.
Полный текст постановления изготовлен - 09.04.2019.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Муравьева С.Ю.,
судей Ананьева Р.В., Петрушкина В.А.,
при участии представителей:
истца - общества с ограниченной ответственностью "1-я Пароходная компания" - Садыкова Д.Р., доверенность,
ответчика - муниципальному казенному учреждению "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" - Безотосной А.Д., доверенность,
в отсутствие:
иного лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", г. Казань
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 31.10.2018 (судья Хамидуллина Л.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2019 (председательствующий судья Лихоманенко О.А., судьи Драгоценнова И.С., Кувшинов В.Е.)
по делу N А65-14059/2018
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "1-я Пароходная компания" (ОГРН 1121690056410, ИНН 1659122228), г. Казань, к муниципальному казенному учреждению "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" (ОГРН 1061655000582, ИНН 1655065674), г. Казань, о признании отказа от 02.02.2018 N 1399/КЗИО недействительным, с участием: муниципального казенного учреждения "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", г. Казань,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "1-я Пароходная компания" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к муниципальному казенному учреждению "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" (далее - комитет) об оспаривании отказа от 02.02.2018 N 1399/КЗИО в выдаче разрешения на использование земельного участка площадью 4498,17 кв. м, находящегося на полуострове "Локомотив" Вахитовского района г. Казани, в целях размещения элементов благоустройства территории и обустройства проездов и подъездных дорог.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено муниципальное казенное учреждение "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" (далее - управление).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 31.10.2018, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2019, требования удовлетворены. Суд признал названное решение комитета незаконным. Обязал комитет устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества, путем выдачи разрешения на использование земельного участка площадью 4498,17 кв. м., находящегося на полуострове "Локомотив" Вахитовского района г. Казани, в целях размещения элементов благоустройства территории и обустройства проездов и подъездных дорог.
Комитет, обжалуя принятые судебные акты, в кассационной жалобе просит их отменить, в требованиях отказать, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель комитета доводы жалобы поддержала, а представитель общества полагал ее необоснованной, подлежащей отклонению.
Арбитражный суд Поволжского округа, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, считает их подлежащими отмене по следующим основаниям.
На основании договора водопользования от 12.12.2016 обществ является пользователем водохозяйственного участка акватории Куйбышевского водохранилища в районе полуострова Локомотив, Вахитовский район, г. Казань, площадью 0,060787 кв. км с целью размещения на акватории плавательных средств и других объектов и сооружений.
20.09.2017 общество обратилось в комитет с заявлением о выдаче ему разрешения на использование земельного участка площадью 4498,17 кв. м, прилегающего к водохозяйственному участку, для размещения элементов благоустройства, обустройства проезда и подъездных дорог, сроком на 20 лет.
Письмом комитета от 02.02.2018 N 1399/КЗИО обществу отказано в выдаче разрешения на основании подпункта "г" пункта 14 Порядка и условий размещения объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.06.2015 N 416, сославшись на градостроительное заключение управления, в котором указано на частичное расположение испрашиваемого земельного участка в зоне прочих зеленых насаждений общего пользования, частично в зоне акватории рек и озер, а также частично в красных линиях; участок расположен в прибрежной защитной полосе, в зоне археологических раскопок, в границах зон ансамбля Казанского Кремля в зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности; частично расположен в воде (согласно топографической съемке), в 20-ти метровой береговой полосе общего пользования. Кроме того, указано на разработку мастерплана на испрашиваемую территорию.
Полагая данный отказ незаконным, нарушающим права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды двух инстанций, удовлетворяя заявленные требования, исходили из несоответствия оспариваемого отказа действующему законодательству.
Между тем судами не учтено следующее.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1, 2 данной статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, пунктом 4 которого предусмотрен такой вид объектов как элементы благоустройства территории, а пунктом 12 - проезды, в том числе вдольтрассовые, и подъездные дороги, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.06.2015 N 416 утверждены Порядок и условия размещения объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 14 Порядка отказ в разрешении на размещение объектов принимается в случае, если: а) заявление подано с нарушением требований, установленных пунктами 8, 9 данного Порядка; б) в заявлении указаны предполагаемые виды объектов, не входящие в перечень видов объектов, утвержденный Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, в) планируемый земельный участок для размещения объектов не находится в собственности Республики Татарстан, муниципальной собственности, не относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена; г) планируемый земельный участок предоставлен гражданам или юридическим лицам; д) размещение объектов на планируемом земельном участке приводит к невозможности его использования в соответствии с видом его разрешенного использования, установленного на основании Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков".
В пункте 15 Порядка установлено, что в отказе в выдаче разрешения на размещение объектов должно быть указано основание отказа, предусмотренное пунктом 14 Порядка.
В случае, если заявление подано с нарушением требований, предусмотренных пунктами 8, 9 Порядка, в отказе в выдаче разрешения на размещение объектов должно быть указано, в чем состоит такое нарушение.
Удовлетворяя требования, суды исходили из отсутствия нарушений обществом пунктов 8 и 9 названного Порядка.
Указанный вывод не соответствует имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с пунктом 3 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации в разрешении на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, указываются кадастровый номер земельного участка в случае, координаты характерных точек границ, если планируется использование части земельного участка.
Согласно пункту 7 Порядка заявление о выдаче разрешения на размещение объектов подается юридическим лицом в уполномоченный орган, в заявление должны быть указаны, в том числе, кадастровый номер земельного участка - в случае, если планируется использование всего земельного участка, или координаты характерных точек границ территорий в случае, если планируется использование земель или части земельного участка (подпункт "и" пункта 8 Порядка).
Из содержания заявления общества (л.д. 102, 109) о выдаче названного разрешения, в графе кадастровый номер испрашиваемого земельного участка было указано только "на полуострове "Локомотив" площадью 4500 кв. м, при этом не указывался кадастровый номер участка, либо соответствующие координаты планируемого
В соответствии с пунктом "а" пункта 14 Порядка самостоятельным основанием для отказа в разрешении на размещение объектов принимается в случае, является случаем если заявление подано с нарушением требований, установленных пунктами 8, 9 настоящего Порядка.
Таким образом, поданное обществом заявление не соответствовало названному порядку, а именно, отсутствовал кадастровый номер испрашиваемого земельного участка, (либо координаты точек испрашиваемой территории) в связи с чем заявление не подлежало удовлетворению.
Удовлетворяя требования, суды двух инстанций неправильно применили и положения пункта 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, по которым уполномоченные органы вправе определять виды объектов на публичных землях без предоставления таких участков (кроме объектов, перечисленных в пунктах 1, 2 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Поскольку субъекту Российской Федерации делегировано право определять, только порядок и условия размещения, в данном случае установление иных видов объектов не входит в компетенцию нормативного регулирования Кабинета Министров Республики Татарстан.
В заявлении общества от 20.09.2017 о предоставлении участка площадью 4500 кв. м сроком на 20 лет (без указания кадастрового номера или координат) а также в заявлении об оспаривании отказа в выдаче разрешения поданного в арбитражный суд общество указывало, что основной целью использования испрашиваемой территории является строительство защитного сооружения, защитной (причальной) стенки, в связи с чем необходима и территория для строительства площадки.
В судебном заседании представитель также пояснил, что цель использования испрашиваемого участка связана непосредственно со строительством объекта капитального строительства (сооружения).
Суды двух инстанций, разрешая спор, и признавая решение об отказе в выдаче разрешения, не учли следующие существенные для дела обстоятельства.
Правило пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации определяют перечень случаев использования публичного участка без его предоставления в том числе для строительства временных или вспомогательных сооружений (ограждение, бытовки, навесы), складирование строительных и иных материалов, техника для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, местного значения.
Общество обратилось с заявлением с целью осуществления строительства, в том числе защитного сооружения (причала, защитной стенки) и освоения земельного участка примыкаемому к акватории водного объекта используемого им на основании договора водопользования от 12.11.2016 заключенного с Нижнее-Волжским бассейновым водным управлением.
Однако ни положения пункта 1 статьи 39.33.ЗКРФ ни постановления от 03.12.2014 N 1300 правительства утверждавшего перечень видов объектов не предусматривают в качестве основания для использования публичных земель в особом порядке (без их предоставления) для целей строительства капитальных объектов, в том числе защитных сооружений.
В силу пункта 2 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации только на основании решения выдаваемого в порядке предусмотренном постановлением правительством Российской Федерации от 30.12.2006 N 844 о предоставлении водных объектов, допускается строительство гидротехнических сооружений.
При этом договором водопользования определяется право водопользователя только на забор водных ресурсов, использования акватории, в том числе для рекреационной цели, и использования объектов для производства электрической энергии.
Таким образом, обращаясь с заявлением в администрацию о выдаче разрешения, общество фактически имело иную цель использования участков связанных с возведением сооружения, тогда как в заявлении формально ссылалось на необходимость размещения элементов благоустройства.
При таких обстоятельствах отказ в выдаче разрешения на использование территории для строительства сооружения складирования материалов основан на законе.
Кроме того, возражая против заявленного требования комитет указывал на нахождение данного участка в береговой полосе, Зона Р3- зона рекреационно-ландшафтная, а также зоне археологических раскопок, в границах зон охраны ансамбля Казанского Кремля.
Согласно пункту 6 статьи 8 Водного закона Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров.
Согласно пункту 11 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в состав зон рекреационного значения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, береговыми полосами водных объектов общего пользования, а также границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.
Принимая во внимание установленные законом (пункт 4 статьи 97 Земельного кодекса Российской Федерации) ограничения использования земельных участков в зоне береговой полосы и то, что основным назначением такой зоны, обеспечивающий особый правовой режим использования береговой полосы, являются организация отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан, можно сделать вывод, что использование обществом спорного земельного участка для осуществления строительства, как это следует из заявления в арбитражный суд и подтверждено представителем заявителя в суде кассационной инстанции, защитных сооружений (дамб, причалов, защитных стенок, в случае строительства гидротехнического сооружения третьего класса требуется получение разрешения на строительство (часть 17 статья 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации), несовместимо с разрешенной в указанной зоне деятельностью. При этом заключенный по итогам аукциона договор водопользования от 12.12.2016 между заявителем и Нижнее-Волжский бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов (л.д. 12 - 21) в качестве цели использования акватории Куйбышевского водохранилища в районе полуострова "Локомотив", Вахитовский район, г. Казани предусмотрено использование акватории водных объектов для размещения плавательных средств и других объектов и сооружений.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 14 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.06.2015 N 416 в случае, если размещение объектов на планируемом земельном участке приводит к невозможности его использования в соответствии с видом его разрешенного использования, установленного на основании Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков", уполномоченным органом принимается отказ в разрешении на размещение объектов.
Согласно градостроительному заключению управления запрашиваемый земельный участок частично расположен в зоне прочих зеленых насаждений общего пользования (парков и гидропарков), частично в зоне акватории рек и озер. Согласно карте зон градостроительных регламентов данный земельный участок расположен в зоне РЗ зона рекреационно-ландшафтная, частично в красных линиях. На данную территорию разрабатывается мастерплан, согласно которому будет разработан проект планировки территории "Ново-Татарской слободы и грузового речного порта", запрашиваемый земельный участок расположен в прибрежной защитной полосе (подзона 1-1), в зоне археологических раскопок, в границах зон охраны ансамбля Казанского кремля в зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности ЗРЗ(В)-2-2.
Указанные обстоятельства, которые заявитель не оспаривал, судами не были должным образом учтены при рассмотрении настоящего дела.
Судебные инстанции установили все существенные для дела обстоятельства, однако не правильно применили нормы материального права, в связи с чем суд кассационной инстанции считает допустимым принять новое решение.
При таких обстоятельствах удовлетворение требований общества нельзя признать законным, в связи с чем судебные акты подлежат отмене, а требования отклонению.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 31.10.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2019 по делу N А65-14059/2018 отменить. В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "1-я Пароходная компания" отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и срок, предусмотренном статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
С.Ю. Муравьев |
Судьи |
Р.В. Ананьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Принимая во внимание установленные законом (пункт 4 статьи 97 Земельного кодекса Российской Федерации) ограничения использования земельных участков в зоне береговой полосы и то, что основным назначением такой зоны, обеспечивающий особый правовой режим использования береговой полосы, являются организация отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан, можно сделать вывод, что использование обществом спорного земельного участка для осуществления строительства, как это следует из заявления в арбитражный суд и подтверждено представителем заявителя в суде кассационной инстанции, защитных сооружений (дамб, причалов, защитных стенок, в случае строительства гидротехнического сооружения третьего класса требуется получение разрешения на строительство (часть 17 статья 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации), несовместимо с разрешенной в указанной зоне деятельностью. При этом заключенный по итогам аукциона договор водопользования от 12.12.2016 между заявителем и Нижнее-Волжский бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов (л.д. 12 - 21) в качестве цели использования акватории Куйбышевского водохранилища в районе полуострова "Локомотив", Вахитовский район, г. Казани предусмотрено использование акватории водных объектов для размещения плавательных средств и других объектов и сооружений.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 14 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.06.2015 N 416 в случае, если размещение объектов на планируемом земельном участке приводит к невозможности его использования в соответствии с видом его разрешенного использования, установленного на основании Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков", уполномоченным органом принимается отказ в разрешении на размещение объектов."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 9 апреля 2019 г. N Ф06-44835/19 по делу N А65-14059/2018