г. Казань |
|
08 апреля 2019 г. |
Дело N А06-4787/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 апреля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 апреля 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Егоровой М.В.,
судей Логинова О.В., Ольховикова А.Н.,
при участии представителей:
Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области - Корсукова М.Н. (доверенность от 02.04.2019),
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу комитета по управлению муниципальным имуществом муниципального образования "Приволжский район" Астраханской области
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 04.09.2018 (судья Колмакова Н.Н.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2018 (председательствующий судья Акимова М.А., судьи Комнатная Ю.А., Степура С.М.)
по делу N А06-4787/2018
по заявлению комитета по управлению муниципальным имуществом муниципального образования "Приволжский район" Астраханской области (ОГРН 1023000843502, ИНН 3009005626) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: глава крестьянского (фермерского) хозяйства Захарченя Олеся Николаевна (г. Санкт-Петербург), Абдрахманов Ильдар Мансурович (г. Астрахань), о признании недействительным предупреждения,
УСТАНОВИЛ:
комитет по управлению муниципальным имуществом муниципального образования "Приволжский район" Астраханской области (далее - комитет, заявитель) обратился в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением о признании недействительным предупреждения Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - антимонопольный орган, Астраханское УФАС России) от 09.04.2018 N 41-18.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 04.09.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2018 решение Арбитражного суда Астраханской области от 04.09.2018 оставлено без изменения.
Комитет, не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить вышеуказанные судебные акты, заявленные требования удовлетворить.
Представитель антимонопольного органа в судебном заседании кассационную жалобу отклонил по основаниям, изложенным в отзыве.
Комитет, глава крестьянского (фермерского) хозяйства Захарченя Олеся Николаевна, Абдрахманов Ильдар Мансурович в судебное заседание своих представителей не направили, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьями 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебная коллегия рассмотрела кассационную жалобу без их участия.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, заслушав явившегося в судебное заседание представителя антимонопольного органа, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в Астраханское УФАС России поступили обращения главы крестьянского (фермерского) хозяйства Захарченя Олеси Николаевны (далее - глава КФХ Захарченя О.Н.) в связи с действиями комитета, направленными, по мнению обратившегося, на ограничение и недопущение конкуренции.
Комитетом в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов http://torgi.gov.m опубликовано извещение N 140218/0101066/01, которым комитет информирует население о возможности предоставления земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения площадью 118155 кв.м, расположенного по адресу ориентира: Астраханская область, Приволжский район, МО "Яксатовский сельсовет", в 2,5 км северо-восточнее автодороги Астрахань-Камызяк, в 10 м юго-восточнее ерика Кигач, в аренду с разрешённым использованием "животноводство".
В тексте извещения N 140218/0101066/01 указано, что граждане, заинтересованные в предоставлении данного земельного участка, в течение тридцати дней со дня опубликования объявления могут обратиться лично с заявлением о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка в письменном виде. Заявления принимаются на бумажном носителе в рабочие дни с 10:00 до 17:00 в помещении комитета по управлению муниципальным имуществом муниципального образования "Приволжский район".
Из обращений от 12.03.2018, от 19.03.2018 Захарченя О.Н. следует, что ею в адрес комитета посредством почтового отправления было направлено заявление о намерении участвовать в аукционе по продаже права аренды указанного участка. Однако, исходя из способа подачи заявлений, установленного комитетом в извещении N 140218/0101066/01, поданные каким-либо иным способом, кроме исключительно личного предоставления документов в помещение комитета, заявления рассмотрению не подлежат.
09.04.2018 в связи с наличием в указанных действиях комитета признаков нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) Астраханским УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции вынесено комитету предупреждение о необходимости прекращения нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации путём:
аннулирования результатов процедуры предоставления в аренду земельного участка по извещению N 140218/0101066/01,
исключения из извещения N 140218/0101066/01 положений, исключающих возможность заинтересованных лиц обратиться с заявлением о предоставлении вышеуказанного участка любым иным способом, кроме личного обращения,
проведения процедуры предоставления в аренду земельного участка по извещению N 140218/0101066/01 в соответствии с положениями Земельного кодекса Российской Федерации с учётом предупреждения антимонопольного органа в срок до 05.06.2018.
Комитет, полагая, что предупреждение Астраханского УФАС России от 09.04.2018 N 41-18 не соответствует требованиям закона и нарушает его права, обратился в суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды правомерно руководствовались следующим.
В соответствии со статьёй 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки предоставляются гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населённого пункта, садоводства, дачного хозяйства, крестьянским (фермерским хозяйствам) для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
Пунктом 1 статьи 39.18 ЗК РФ установлено, что в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населённого пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:
1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьёй 39.16 ЗК РФ.
В извещении указывается информация, предусмотренная пунктом 2 статьи 39.18 ЗК РФ.
В силу пункта 4 статьи 39.18 ЗК РФ граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.
Согласно пункту 7 статьи 39.18 ЗК РФ в случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение: 1) об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка; 2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Таким образом, в указанном случае земельные участки предоставляются только на конкурентной основе, а опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей следует рассматривать, как часть этой процедуры.
В силу подпунктов 2 и 3 пункта 2 статьи 39.18 ЗК РФ в извещении, предусмотренном пунктом 1 статьи 39.18 ЗК РФ, указываются:
информация о праве граждан или крестьянских (фермерских) хозяйств, заинтересованных в предоставлении земельного участка для указанных в пункте 1 настоящей статьи целей, в течение тридцати дней соответственно со дня опубликования и размещения извещения подавать заявления о намерении участвовать в аукционе по продаже такого земельного участка или аукционе на право заключения договора аренды такого земельного участка;
адрес и способ подачи заявлений, указанных в подпункте 2 настоящего пункта.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности, запрещается создание дискриминационных условий.
Как верно указали суды, пункты 4, 7 статьи 39.18 ЗК РФ не содержат конкретизирующих требований к форме заявления о намерении участвовать в аукционе по предоставлению земельного участка. При этом не соблюдение способа подачи заявлений не является в силу положений статьи 39.18 ЗК РФ основанием для отклонения данных заявлений и предоставления земельного участка без проведения торгов.
Суды пришли к обоснованному выводу о том, что комитет указанными действиями ограничил возможность участия в аукционе лиц, которые территориально удалены от места подачи заявлений или не имеют возможности обеспечить личное участие в подаче заявления по иным причинам. При этом комитет не был ограничен в выборе способа подачи заявления в иной форме, чем личное присутствие, то есть имел возможность определить иной приемлемый вариант подачи документов, в том числе в целях обеспечения такой возможности для лиц, территориально удалённых от региона деятельности комитета или в силу иных причин, не имеющих возможности подать заявление лично, который бы предоставил возможность реализовать право обращения таких лиц с заявлениями о намерении участвовать в аукционе. Земельным законодательством Российской Федерации не предусмотрен запрет на подачу заявлений о намерении участвовать в аукционе иным путём, кроме личного обращения.
Определяя в качестве единственного способа подачи указанных заявлений личное обращение, комитет нарушил положения пункта 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в связи с чем у антимонопольного органа имелись основания для вынесения оспоренного предупреждения в соответствии с частью 1 и 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции.
Довод комитета о том, что запрет на осуществление действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов, установлен статьёй 17 Закона о защите конкуренции, в случае выявления нарушений которой не предусмотрена выдача предупреждения в соответствии со статьёй 39.1 Закона о защите конкуренции, правомерно отклонен судами.
Антимонопольным органом в действиях комитета не установлено нарушения требований статьи 17 Закона о защите конкуренции, поскольку вышеуказанное извещение не являлось извещением о проведении торгов.
Судебная коллегия соглашается с оценкой довода комитета, данной судами предыдущих инстанций, о неправомерности квалификации по части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции вмененного ему нарушения.
Как верно указали суды, перечень нарушений, перечисленных в указанной норме, не является исчерпывающим, и для квалификации действий, как нарушающих требования антимонопольного законодательства, необходимо установить и оценить последствия тех или иных нарушений Закона о защите конкуренции относительно фактического либо возможного влияния на конкурентную среду в конкретном случае.
При указанных обстоятельствах, квалификация, допущенного комитетом нарушения по части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции правомерна.
Довод комитета о том, что Захарченя О.Н. инициирует аналогичные споры в различных регионах, не влияет на правильность выводов судов о наличии в действиях заявителя вменённого нарушения.
С учетом вышеизложенного, суды пришли к правомерному выводу о законности оспариваемого предупреждения антимонопольного органа и отказали в удовлетворении заявленных требований.
Положенные в основу кассационной жалобы доводы комитета не опровергают обстоятельств, установленных судами предыдущих инстанций, и, соответственно, не влияют на законность принятых судебных актов.
Переоценка установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств в кассационной инстанции недопустима в силу требований, предусмотренных статьей 286, частью 2 статьи 287 АПК РФ.
Нормы права при разрешении спора применены судами правильно. Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебных актов (статья 288 АПК РФ), не установлено.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 04.09.2018 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2018 по делу N А06-4787/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.В. Егорова |
Судьи |
О.В. Логинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод комитета о том, что запрет на осуществление действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов, установлен статьёй 17 Закона о защите конкуренции, в случае выявления нарушений которой не предусмотрена выдача предупреждения в соответствии со статьёй 39.1 Закона о защите конкуренции, правомерно отклонен судами.
Антимонопольным органом в действиях комитета не установлено нарушения требований статьи 17 Закона о защите конкуренции, поскольку вышеуказанное извещение не являлось извещением о проведении торгов.
Судебная коллегия соглашается с оценкой довода комитета, данной судами предыдущих инстанций, о неправомерности квалификации по части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции вмененного ему нарушения.
Как верно указали суды, перечень нарушений, перечисленных в указанной норме, не является исчерпывающим, и для квалификации действий, как нарушающих требования антимонопольного законодательства, необходимо установить и оценить последствия тех или иных нарушений Закона о защите конкуренции относительно фактического либо возможного влияния на конкурентную среду в конкретном случае.
При указанных обстоятельствах, квалификация, допущенного комитетом нарушения по части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции правомерна."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 8 апреля 2019 г. N Ф06-44743/19 по делу N А06-4787/2018
Хронология рассмотрения дела:
08.04.2019 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-44743/19
14.01.2019 Определение Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-43152/19
20.11.2018 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-13894/18
04.09.2018 Решение Арбитражного суда Астраханской области N А06-4787/18