г. Казань |
|
08 апреля 2019 г. |
Дело N А12-22742/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 апреля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 апреля 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Арукаевой И.В., Тюриной Н.А.,
при участии представителя истца - Соколовой В.В. (доверенность от 03.10.2018),
в отсутствие ответчика - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 02.10.2018 (судья Куропятникова Т.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2018 (председательствующий судья Комнатная Ю.А., судей Кузьмичев С.А., Смирников А.В.)
по делу N А12-22742/2018
по иску Комитета жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области (ИНН 3460012716, ОГРН 1143443000986) к товариществу собственников жилья "Тургенева 10 А" (ИНН 3443076607, ОГРН 1073400001256) о понуждении исполнения предписания органа регионального контроля (надзора) и совершения определенных действий,
УСТАНОВИЛ:
Комитет жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области (далее - истец, Комитет) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением к товариществу собственников жилья "Тургенева 10 А" (далее - ответчик, ТСЖ "Тургенева 10 А") о понуждении исполнения предписания от 18.05.2017 N 9 об устранении выявленных нарушений законодательства, регулирующего правоотношения, связанные с целевым расходованием денежных средств, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, и обеспечением сохранности этих средств на территории Волгоградской области, а также об обязании восстановить денежные средства со специального счета, владельцем которого является ТСЖ "Тургенева 10 А" в сумме 1 341 098,16 руб.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 02.10.2018, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2018, в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, истец обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В обоснование кассационной жалобы заявитель ссылается на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие выводов, сделанных судами, фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с требованиями абзаца 2 части 1 статьи 121 АПК РФ), представителей в суд не направил.
Согласно части 3 статьи 284 АПК РФ неявка извещенных надлежащим образом лиц, участвующих в деле, не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Арбитражный суд Поволжского округа, проверив законность обжалуемых судебных актов, на основании статьи 286 АПК РФ, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителя истца, приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Комитетом на основании ежегодного плана проверок в соответствии с приказом от 05.04.2017 N 9 проведена плановая выездная проверка в отношении ТСЖ "Тургенева 10 А" в рамках осуществления контроля за целевым расходованием денежным средств, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, и обеспечением сохранности этих средств на территории Волгоградской области.
По результатам проверки Комитетом выдано предписание от 18.05.2017 N 9 об устранении выявленных нарушений и принятии мер к восстановлению денежных средств со специального счета, владельцем которого является ТСЖ "Тургенева 10 А" (средств собственников) в сумме 1 341 098,16 руб. на специальный счет.
Приказами от 18.09.2017 N 24 и от 06.03.2018 N 7 Комитетом были назначены внеплановые документарные проверки исполнения ТСЖ "Тургенева 10 А" выданного предписания от 18.05.2017 N 9.
Документы, подтверждающие исполнение ТСЖ "Тургенева 10 А" требований предписания, в Комитет представлены не были, о чем Комитетом были составлены соответствующие акты о невозможности проведения внеплановой документарной проверки исполнения предписания.
В соответствии с пунктом 3.7.7 Административного регламента Комитета по исполнению государственной функции осуществления регионального государственного контроля за целевым расходованием денежных средств, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домах, и обеспечение сохранности этих средств на территории Волгоградской области, утвержденного приказом комитета от 14.07.2016 N 230-ОД, соответствующая информация была направлена Комитетом в Прокуратуру города Волгограда для принятия мер прокурорского реагирования в целях понуждения ТСЖ "Тургенева 10 А" и (или) его должностных лиц исполнить предписание в установленном действующим законодательством Российской Федерации порядке.
Письмом от 07.05.2018 N 8-39/2018 Прокуратура Дзержинского района города Волгограда сообщила об отсутствии оснований в принятии мер прокурорского реагирования.
До настоящего времени ТСЖ "Тургенева 10А" предписание не исполнило, заявлений об отсрочке исполнения не подавало.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Разрешая исковые требования, суды первой и апелляционной инстанции правомерно руководствовались следующим.
Порядок проведения проверок органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля регламентируется Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
Как следует из пункта 1 статьи 1 Закона N 294-ФЗ настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
В силу пункта 1 части 1 статьи 17 Закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать юридическому лицу предписание об устранении выявленных в ходе проверки нарушений с указанием сроков их устранения.
Пунктом 2 части 1 статьи 17 Закона N 294-ФЗ установлена обязанность проводивших проверку должностных лиц органа, осуществляющего контроль (надзор), принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, а также по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.
Как правильно указано судами, по смыслу норм Закона N 294-ФЗ, орган муниципального надзора не только обязан выдавать предписания лицам, нарушающим соответствующие нормы законодательства, но также обязан принимать меры по контролю за исполнением выданных предписаний, в том числе привлекать нарушителей к ответственности. При этом неисполнение предписания влечет административно-правовую ответственность.
Согласно части 2 статьи 25 Закона N 294-ФЗ юридические лица, их руководители, иные должностные лица или уполномоченные представители юридических лиц, индивидуальные предприниматели, их уполномоченные представители, допустившие нарушение названного Федерального закона, необоснованно препятствующие проведению проверок, уклоняющиеся от проведения проверок и (или) не исполняющие в установленный срок предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля об устранении выявленных нарушений обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Судами правильно отмечено, что механизм выдачи предписания и контроль за его исполнением, предусматривает как государственное принуждение, так и негативные последствия для лица, не исполнившего предписание. Ответственность за невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностного лица), органа (должностного лица), осуществляющего муниципальный контроль предусмотрена статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с постановлением администрации Волгоградской области от 03.03.2016 N 135-п "Об утверждении Положения о комитете жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области" на истца возложена обязанность по осуществлению контроля за целевым расходованием денежных средств, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, и обеспечением сохранности этих средств на территории Волгоградской области в порядке, установленном администрацией Волгоградской области постановлением от 31.03.2016 N 136-п "Об осуществлении контроля за соответствием деятельности регионального оператора установленным требованиям и контроля за целевым расходованием денежных средств, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, и обеспечением сохранности этих средств на территории Волгоградской области".
В соответствии с пунктом 3 Порядка осуществления контроля за соответствием деятельности регионального оператора установленным требованиям и контроля за целевым расходованием денежных средств, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, и обеспечением сохранности этих средств на территории Волгоградской области, утвержденного постановлением Администрации Волгоградской обл. от 31.03.2016 N 136-п, в отношении владельца специального счета региональный контроль осуществляется Комитетом жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области.
Согласно пункту 3.3.9 Административного регламента Комитета жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области по исполнению государственной функции осуществления регионального государственного контроля за целевым расходованием денежных средств, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, и обеспечением сохранности этих средств на территории Волгоградской области, утвержденного приказом Комитета жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области от 04.07.2016 N 230-ОД (далее - Регламент), при наличии в акте проверки фактов нарушения владельцем специального счета обязательных требований, уполномоченное должностное лицо осуществляет административные действия, предусмотренные подпунктами 3.7.2 - 3.7.5 настоящего административного регламента.
Основанием для начала административной процедуры по принятию мер по результатам проведения проверки является наличие в акте проверки фактов нарушений владельцем специального счета обязательных требований (пункт 3.7.1 Регламента).
Уполномоченное должностное лицо составляет по установленной форме согласно приложению N 2 к настоящему административному регламенту и подписывает предписание об устранении владельцем специального счета выявленных нарушений с указанием вида нарушения, ссылки на нормативный правовой акт и срока устранения выявленных нарушений, форм и сроков информирования комитета об устранении выявленных нарушений (пункт 3.7.2 Регламента).
Уполномоченное должностное лицо обеспечивает выдачу владельцу специального счета предписания об устранении выявленных нарушений (пункт 3.7.3 Регламента).
В соответствии с пунктом 3.7.7 Регламента в течение 10 дней с момента истечения срока исполнения предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований Комитет проводит проверку исполнения указанного предписания.
Должностное лицо Комитета на основании приказа руководителя комитета (заместителя председателя комитета) вправе провести проверку исполнения предписания до истечения установленного срока в случае поступления ходатайства лица, обязанного выполнить предписание, о проведении такой проверки.
По результатам такой проверки в случае неисполнения в установленный срок владельцем специального счета предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований комитет в течение 10 рабочих дней направляет соответствующую информацию в органы прокуратуры Волгоградской области.
Как правильно указали суды, данным правовым актом установлено, какие меры по контролю за устранением выявленных нарушений принимает Комитет в случае установления неисполнения в установленный срок владельцем специального счета предписания об устранении выявленных нарушений - направление соответствующей информации в органы прокуратуры Волгоградской области.
В данном случае, Комитет направил соответствующую информацию в органы прокуратуры Волгоградской области.
Письмом от 17.09.2018 N 7-48-2018 прокуратура Дзержинского района ответила Комитету, что материалы проверки по заявлению Комитета направлены в ОП N 3 УМВД по г. Волгограду для проведения проверки в порядке статьей 144-145 Уголовного процессуального кодекса Российской Федерации (проверка не окончена).
Как правильно указано судом апелляционной инстанции, арбитражный суд не может собой подменять орган муниципального контроля и органы прокуратуры по выполнению возложенных на них полномочий.
У Комитета имеется предусмотренная законом обязанность контролировать исполнение выданного ею предписания.
Действующим законодательством предусмотрен механизм, позволяющий органу муниципального контроля воздействовать на общество путем обязания исполнить соответствующее предписание.
Согласно пункту 1 статьи 2 АПК РФ и пункту 1 статьи 1 ГК РФ основной задачей судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права.
Согласно статье 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Возможность обращения в суд в защиту интересов иных лиц может быть предусмотрена только федеральным законом, в частности вопросы представительства сторон в арбитражном процессе регулируются нормами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при этом представители лиц действуют в суде также от имени доверителя, а не от собственного имени.
В соответствии со статьями 52, 53, 53.1 АПК РФ уполномоченный при Президенте Российской Федерации, прокурор, государственные органы, органы местного самоуправления и другие органы вправе обратиться в суд от своего имени, но в защиту интересов других лиц. В этом случае они являются процессуальными истцами, которые хотя и не являются субъектами спорного материального правоотношения, тем не менее, в силу прямого указания закона имеют право от своего имени требовать от суда защиты чужого права или интереса.
Статьями 8 и 12 ГК РФ предусмотрены способы защиты нарушенного права.
Как правильно указано судами, обязание ответчика исполнить ненормативный правовой акт (предписание) не относится к числу способов защиты прав, предусмотренных действующим законодательством.
Данная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 N 304-КГ17-17350.
Исследовав материалы дела, суды сделали правильный вывод о том, что действующим законодательством не предусмотрено право Комитета ЖКХ и ТЭК на обращение в суд с заявлением об обязании исполнить выданное им предписание, равно как и с требованием об обязании восстановить денежные средства со специального счета, владельцем которого является ТСЖ "Тургенева 10 А".
Указанный вывод судов заявителем кассационной жалобы не оспорен.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что суды первой и апелляционной инстанций приняли законное и обоснованное решение по делу, полно и всесторонне исследовав и оценив представленные доказательства, установив имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применив нормы права.
Доводы заявителя кассационной жалобы фактически повторяют доводы, изложенные в апелляционной жалобе, и направлены на переоценку установленных судебными инстанциями обстоятельств дела, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Принимая во внимание изложенное, оснований для отмены судебных актов судов первой и апелляционной инстанций не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 02.10.2018 и постановление Двенадцатый арбитражный апелляционный суд от 14.12.2018 по делу N А12-22742/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.Н. Федорова |
Судьи |
И.В. Арукаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами правильно отмечено, что механизм выдачи предписания и контроль за его исполнением, предусматривает как государственное принуждение, так и негативные последствия для лица, не исполнившего предписание. Ответственность за невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностного лица), органа (должностного лица), осуществляющего муниципальный контроль предусмотрена статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
...
Согласно пункту 1 статьи 2 АПК РФ и пункту 1 статьи 1 ГК РФ основной задачей судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права.
...
Статьями 8 и 12 ГК РФ предусмотрены способы защиты нарушенного права."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 8 апреля 2019 г. N Ф06-45370/19 по делу N А12-22742/2018