г. Казань |
|
10 апреля 2019 г. |
Дело N А65-20354/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 апреля 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хабибуллина Л.Ф.,
судей Логинова О.В., Мухаметшина Р.Р.,
при участии представителей:
заявителя - Вишневского В.С., доверенность от 26.07.2018,
ответчика - Аверьяновой Е.В., доверенность от 29.12.2018,
в отсутствие:
третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.09.2018 (судья Абдрахманов И.И.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2018 (председательствующий судья Кувшинов В.Е., судьи Драгоценнова И.С., Лихоманенко О.А.)
по делу N А65-20354/2018
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Дизель-Сервис" (ОГРН 1121690003676, ИНН 1659117323) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан о признании недействительными решения и предписания, третьи лица: Государственное автономное учреждение здравоохранения "Республиканская клиническая психиатрическая больница им. Академика В.М. Бехтерева Министерства здравоохранения Республики Татарстан", общество с ограниченной ответственностью "Основа", Республика Татарстан,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Дизель-Сервис" (далее - общество "Дизель-Сервис") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - антимонопольный орган, управление) о признании недействительными решения от 13.06.2018 по делу N 327-кз/2018 в части выводов комиссии о том, что заказчиком в документации о закупке установлены требования к показателям товаров, которые могут быть определены только путем проведения испытаний товара, предписания антимонопольного органа от 13.06.2018 по делу N 327-кз/2018 (с учетом уточнения заявленных требований, принятых судом первой инстанции).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены государственное автономное учреждение здравоохранения "Республиканская клиническая психиатрическая больница им. Академика В.М. Бехтерева Министерства здравоохранения Республики Татарстан" и общество с ограниченной ответственностью "Основа" (далее - больница и общество "Основа").
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.09.2018 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2018 решение суда первой инстанции оставлено без изменений.
В кассационной жалобе антимонопольный орган просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Проверив законность обжалуемых актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Заказчиком - больницей в единой информационной системе на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 0711200014918000036 о проведении аукциона в электронной форме на текущий ремонт зданий больницы по адресу: г. Казань, ул. Н. Ершова д. 49.
Начальная (максимальная) цена контракта - 5 000 000 рублей.
Заявитель признан победителем, предложившим наименьшую цену контракта (протокол подведения итогов от 13.06.2018).
Общество "Основа" обратилось в антимонопольный орган с жалобой на действия заказчика при проведении закупки.
По результатам рассмотрения жалобы управлением принято решение от 13.06.2018 по делу N 327-кз/2018, которым жалоба общества "Основа" признана частично обоснованной, заказчик признан нарушившими требования части 1, 2 статьи 33, части 1, 2 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон).
Заказчику выдано предписание об отмене протоколов, внесении изменений в извещение и документацию и продлении сроков подачи заявок либо повторного проведения закупки, размещения внесенных изменений на официальном сайте.
Не согласившись с решением и предписанием антимонопольного органа, общество "Дизель-Сервис" обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Удовлетворяя заявленное требование, суды правомерно исходили из следующего.
В силу положений части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться установленными правилами, согласно которым в описании закупки должны быть указаны функциональные, технические и качественные характеристики объекта закупки.
Документация о закупке должна также содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Закона).
Из материалов дела следует, что заказчиком в приложение N 1 к техническому заданию установлено:
- Листы гипсокартонные. Разрушающая нагрузка при испытании листов на прочность при изгибе (п. 53, п. 132, п. 334, п. 840, п. 1088);
- Грунтовка готовая к применению, быстросохнущая. Расход при однослойном нанесении: от 70 до 100 г/м2. Время высыхания до степени 3 при температуре (20*2)°С, не более: 6 ч. (п. 13, п. 23, п. 51, п. 65, п. 110, п. 129, п. 318, п. 332, п. 367, п. 370, п. 388, п. 731, п. 747, п. 784, п. 796, п. 804, п. 838, п. 980, п. 983, п. 992, п. 1086, п. 1103, п. 1118);
- Краска для внутренних работ. Условная вязкость краски по вискозиметру типа ВЗ-246 (или ВЗ-4) при температуре (20,0*0,5) °С, с, свыше 60, но менее 150.(п. 138, п. 146, п. 240, п. 244, п. 381, п. 385, п. 407, п. 414, п. 421, п. 428, п. 435, п. 458. п. 503, п. 518, п. 531, п. 889, п. 1017, п. 1021, п. 1041, п. 1045, п. 1137, п. 1156, н. 164, и 1172);
- Дисперсия поливинилацетатная непластифицированная. Массовая доля сухого остатка, %, более 50. Условная вязкость по стандартной кружке, ВМС, с, более 6 и не более 40. Динамическая вязкость, Па х с, не менее 0,2 и менее 5,0. (п. 26, п. 813, п. 1002, п. 1061);
- Краски масляные земляные марки МА-015 мумия или сурик железный. Время высыхания до степени 3 при температуре (20*2)оС, ч, не более 24. (п. 161, п. 169, п. 184, п. 563, п. 585, п. 591, п. 608,935, п. 1007);
- Ламинированное напольное покрытие. Разбухание по толщине за 24 ч <8% (п. 1011);
- Олифа комбинированная. Время высыхания олифы до степени 3, ч, не более 24 (п. 137, п. 145, п. 162, п. 171, п. 8б, п. 269, п. 302, п. 380, п. 384, п. 405, п. 412, п. 419, п. 426, п. 433, п. 457, п. 586, п. 936, п. 1016, п. 1020, п.1136).
- Тройник полипропиленовый соединительный ПП-Г; ППБ; ПП-Р. Относительное удлинение при разрыве, %, не менее 350. Изменение длины после прогрева (номинальной толщиной 16 мм и менее), %, не более 3. Температура воспламенения материала - не ниже 300°С.Гидростатическое напряжение Мпа, при температуре 20°С, от 16 до 21. (п. 212, 638, 964);
- Угольник 90 град, ПП-Г; ПП-Б; ПП-Р, диаметром до 20 мм. Должны иметь гладкие наружную и внутреннюю поверхности. Цвет белый или серый. Относительное удлинение при разрыве, %, не менее 350. Изменение длины после прогрева (номинальной толщиной 16 мм и менее), %, не более 3. Температура воспламенения материала - не ниже 300°С. Гидростатическое напряжение Мпа, при температуре 20 °С, от 16 до 21. (п. 213,639,965);
- Электроды диаметром: 6 мм Э42А. Коэффициент наплавки, от 8,5 до 10,0 г/Ач. Расход электродов на 1 кг наплавленного металла, не более 1,65 кг. Вязкость ударная, при температуре плюс 20 градусов Цельсия - до 150 Дж/см2. Временное сопротивление разрыву, не менее 420 Мпа. Относительное удлинение, не менее 22%. (п. 71,219,237,355, 446, 513,526,582,645,710,760,879,972,1038,1153,1171);
- Блок оконный ПВХ. Поливинилхлоридные профили должны изготавливаться из жесткого непластифицированного, модифицированного на высокую ударную вязкость и стойкость к климатическим воздействиям поливинилхлорида. Расчетная масса створок (полотен) не должна превышать 80 кг. Цвет профиля - белый или серый. Для обеспечения оптимальных условий переноса веса стеклопакета на конструкцию изделия шт. 7,148 применяют опорные подкладки, а для обеспечения номинальных размеров зазора между кромкой стеклопакета и фальцем створки - дистанционные подкладки. Длина опорных и дистанционных подкладок должна быть от 80 до 100 мм, ширина подкладок - не менее чем на 2 мм больше толщины стеклопакета. При изготовлении изделий применяют оконные приборы и крепежные детали, специально предназначенные для применения в оконных системах из ПВХ профилей. Отклонение от плоскостности листов стекла в стеклопакете не должно превышать 0,001 длины стороны стеклопакета, параллельно которой производится измерение, при использовании листового стекла. Стеклопакеты должны быть ровные кромки и целые углы. Внутренние поверхности стекол в стеклопакетах должны быть чистыми, не допускаются загрязнения (следы пальцев рук, герметик, надписи, пыль, ворсинки, масляные пятна и т.д.). Точка росы стеклопакетов должна быть не выше минус 45°С. Для стеклопакетов морозостойкого исполнения точка росы должна быть не выше минус 55°С. Объем начального заполнения стеклопакета газом должен составлять не менее 90% объема межстекольного пространства стеклопакета. Стекло должно соответствовать следующим требованиям. Прочность стекла на растяжение - минимально от 25,0 Мпа. Прочность стекла на сжатие - более 800-850 Мпа. Прочность стекла на изгиб - в интервале менее 20,0 Мпа и более 40,0 Мпа. Термостойкость стекла должна быть более 35 градусов Цельсия. Коэффициент направленного пропускания света стекла, не менее 0,88. Значение остаточных внутренних напряжений стекла должно быть не более 70 нм/см. Безотказность, циклы открывания-закрывания, не менее 100 000.
По мнению антимонопольного органа, заказчиком в документации о закупке установлены требования к показателям товаров, которые могут быть определены только путем проведения испытаний товара.
По смыслу положений статей 33 и 50 Закона о контрактной системе заказчики при описании объекта закупки вправе установить требования к приобретаемой продукции, максимально удовлетворяющей их потребности. Однако при этом недопустимо установление требований, которые носят не объективный характер и влекут за собой ограничение количества участников проводимых конкурсных процедур.
Судами установлено, что вышеуказанные характеристики товаров соответствуют требованиям ГОСТ данных товаров. При этом испытание товара на соответствие указанным техническим характеристикам производят их изготовители, а не поставщики (дилеры), которые приобретают товар с определенными (заданными) техническими характеристиками. Более того, указанные показатели отражают общепризнанные (стандартные) свойства и характеристики качества поставляемого товара.
Анализ и сопоставление требований упомянутых ГОСТов в отношении вышеназванных материалов с аукционной документацией позволил судам сделать вывод о том, что описание товаров (материалов), используемых при выполнении работ, носит объективный характер, соответствует положениям статьи 33 Закона о контрактной системе и не ограничивает права участников закупки на участие в аукционе.
Вопреки доводам антимонопольного органа, аукционная документация не содержит требований, из которых вытекало бы, что участник закупки должен самостоятельно определять соответствие используемых при производстве соответствующих работ материалов требованиям ГОСТов путем проведения испытаний.
Предполагается, что участник закупки в своей заявке, с учетом положений аукционной документации, гарантирует соответствие указанных материалов требованиям ГОСТов. Аукционная документация не возлагает на участников закупки обязанности по проведению испытаний материалов на предмет соответствия государственным стандартам.
Требования аукционной документации о соответствии используемых материалов государственным стандартам могут ограничить круг поставщиков таких материалов (в случае несоответствия их продукции требованиям государственных стандартов), но не круг исполнителей работ (участников закупки), направленных на создание объекта закупки.
Согласно определению Верховного Суда Российской Федерации от 15.03.2018 N 306-КГ18-833, требование о соответствии используемых материалов требованиям ГОСТов, соответствие которым должен декларировать изготовитель, а не исполнитель работ по государственному контракту, соответствует нормам и целям Закона о контрактной системе, способствует повышению эффективности, результативности осуществления закупок и не может ограничить круг исполнителей работ (участников закупки).
В силу прямого указания Закона заказчик в описании объекта закупки указывает функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций. При формировании технического задания заказчик вправе самостоятельно определять функциональные, технические и качественные характеристики объекта закупки, удовлетворяющие его потребности.
Согласно пункту 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Антимонопольным органом не доказано, что у третьего лица или у другого участника закупки отсутствовала реальная возможность приобретения товара, отвечающего требованиям и характеристикам, установленным к объекту закупки в приложении N 1 к техническому заданию. В оспариваемом решении антимонопольным органом не приведено конкретных доказательств, что такие требования были сформулированы под конкретное лицо, что это лицо стало победителем аукциона, могло стать победителем аукциона.
Доказательств того, что действия заказчика привели к ограничению количества участников закупки в связи с необъективным описанием заказчиком предмета закупки, в материалах дела не имеется, антимонопольным органом не представлено.
При указанных обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций правомерно удовлетворили заявленные требования.
Суд кассационной инстанции считает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, дело рассмотрено полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, поэтому основания для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.09.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2018 по делу N А65-20354/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.Ф. Хабибуллин |
Судьи |
О.В. Логинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По смыслу положений статей 33 и 50 Закона о контрактной системе заказчики при описании объекта закупки вправе установить требования к приобретаемой продукции, максимально удовлетворяющей их потребности. Однако при этом недопустимо установление требований, которые носят не объективный характер и влекут за собой ограничение количества участников проводимых конкурсных процедур.
...
Анализ и сопоставление требований упомянутых ГОСТов в отношении вышеназванных материалов с аукционной документацией позволил судам сделать вывод о том, что описание товаров (материалов), используемых при выполнении работ, носит объективный характер, соответствует положениям статьи 33 Закона о контрактной системе и не ограничивает права участников закупки на участие в аукционе.
...
Согласно определению Верховного Суда Российской Федерации от 15.03.2018 N 306-КГ18-833, требование о соответствии используемых материалов требованиям ГОСТов, соответствие которым должен декларировать изготовитель, а не исполнитель работ по государственному контракту, соответствует нормам и целям Закона о контрактной системе, способствует повышению эффективности, результативности осуществления закупок и не может ограничить круг исполнителей работ (участников закупки)."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 10 апреля 2019 г. N Ф06-45141/19 по делу N А65-20354/2018
Хронология рассмотрения дела:
10.04.2019 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-45141/19
12.12.2018 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-17407/18
10.09.2018 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-20354/18
03.07.2018 Определение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-20354/18