г. Казань |
|
12 апреля 2019 г. |
Дело N А72-12655/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 апреля 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хабибуллина Л.Ф.,
судей Логинова О.В., Мухаметшина Р.Р.,
при участии представителей:
заявителя - Калдыркаева С.В., доверенность от 29.03.2019,
ответчика - Максимовой Т.И., доверенность от 28.11.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Ульяновской таможни
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 01.11.2018 (судья Овсяникова Ю.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2019 (председательствующий судья Кувшинов В.Е., судьи Лихоманенко О.А., Николаева С.Ю.)
по делу N А72-12655/2018
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ПОРТАЛ плюс" (ОГРН 1087328000671, ИНН 7328513006) к Ульяновской таможне о взыскании процентов, начисленных за излишне взысканные таможенные платежи,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ПОРТАЛ плюс" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Ульяновской таможне (далее - таможенный орган) о взыскании процентов, начисленных на излишне взысканные таможенные платежи в размере 344 506 рублей 27 копеек.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 01.11.2018 с таможенного органа в пользу общества взысканы проценты на излишне взысканные таможенные платежи в сумме 339 952 рублей 25 копеек; в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2019 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе таможенный орган просит отменить состоявшиеся судебные акты в части удовлетворения заявленного требования, мотивируя неправильным применением судами норм материального права.
Проверив законность обжалуемых актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как усматривается из материалов дела, заявитель на основании внешнеторгового контракта от 31.03.2015 N 1 ввез на таможенную территорию ЕАЭС товар: томограф магнитно-резонансный Philips Intera 1.5Т, бывший в употреблении, 2002 года выпуска, с принадлежностями, стационарно смонтированный в полуприцепе - мобильном модуле.
На Засвияжский таможенный пост Ульяновской таможни подана декларация на товары N 10414030/200815/0003458. Декларантом заявлены льготы по уплате налога на добавленную стоимость в отношении указанного товара в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2002 N 19 "Об утверждении перечня важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость" в размере 18%.
Ульяновская таможня отказала в предоставлении обществу льготы по уплате налога на добавленную стоимость, в связи с чем, 28.08.2015 в выпуске товара таможенным органом было отказано.
04.09.2015 обществом подана ДТ N 10414030/040915/0003696, в которой под таможенную процедуру выпуска заявлен товар с указанием тех же оснований применения льготы по уплате налога на добавленную стоимость.
Ульяновская таможня также отказала в предоставлении обществу льготы по уплате налога на добавленную стоимость, в связи с чем, 07.09.2015 в выпуске товара таможенным органом отказано.
02.12.2015 с целью помещения под таможенную процедуру выпуска товара заявителем подана ДТ N 10414030/021215/0005223 с указанием тех же оснований применения льготы по уплате налога на добавленную стоимость.
03.12.2015 таможенным органом вынесено решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, указанные в ДТ N 10414030/02122015/0005223, в котором изложено, что в связи с отказом в предоставлении льготы о необходимости внесения изменений в графы 36, 44, 47, В, в срок не позднее 03.12.2015 и необходимости предоставления КДТ и документа, подтверждающего уплату таможенных пошлин, налогов и иных платежей на сумму 2 158 739 рублей 91 копеек.
Таким образом, таможенным органом отказано в предоставлении обществу льгот по уплате налога на добавленную стоимость.
В целях обеспечения своевременного выпуска товара, во исполнение решения таможенного органа от 03.12.2015, общество внесло изменения в графы ДТ и платежным поручением N 125 от 01.12.2015 уплатило таможенные платежи (сумму налога на добавленную стоимость по ставке 18%) в размере 2 158 739 рублей 91 копеек.
По результатам таможенного оформлении и после оплаты таможенных платежей 03.12.2015, товар был выпущен в свободное обращение. 22.01.2016, а также 30.03.2016 и 15.04.2016 общество обращалось в таможенный орган с заявлениями о внесении изменений в ДТ в связи с правом на льготу по налогу на добавленную стоимость и применении режима предоставления тарифных преференций; возврате излишне уплаченных таможенных платежей на сумму 2 158 739 рублей 91 копеек.
Ульяновской таможней отказано обществу во внесении изменений в ДТ N 0414030/02122015/0005223 (письмо от 13.04.2016 N 04-01-40/03213) и отказано в осуществлении возврата излишне уплаченных таможенных платежей (письмо от 22.04.2016 N 04-01-29/03515).
Данные отказы обжалованы обществом в арбитражный суд.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 22.11.2016 по делу N А72-6908/2016 суд признал указанные решения Ульяновской таможни незаконными, обязал таможенный орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.
Платежным поручением от 20.06.2017 N 882882 ранее выплаченная обществом денежная сумма - 2 158 739 рублей 91 копеек возвращена заявителю таможенным органом.
19.06.2018 общество направило в адрес таможенного органа претензию с требованием о выплате 344 506 рублей 27 копеек, составляющих проценты на сумму излишне взысканных таможенных платежей, за период с 04.12.2015 по 19.06.2017.
Письмом от 16.07.2018 N 01-09-37/06569 таможенный орган отказал обществу в выплате процентов, в связи с чем заявитель обратился в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявление общества, суды обоснованно исходили из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Исходя из части 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на излишне уплаченные или излишне взысканные таможенные пошлины, налоги, не возвращенные в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. При возврате излишне взысканных по правилам главы 18 Закона о таможенном регулировании таможенных пошлин, налогов проценты на излишне взысканные таможенные пошлины, налоги начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
Как указано в абзаце первом пункта 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" в случае признания судом незаконным решения таможенного органа, влияющего на исчисление таможенных платежей, либо отказа (бездействия) таможенного органа во внесении изменений в декларацию на товар и (или) в возврате таможенных платежей, в целях полного восстановления прав плательщика на таможенные органы в судебном акте возлагается обязанность по возврату из бюджета излишне уплаченных (взысканных) платежей, окончательный размер которых определяется таможенным органом на стадии исполнения решения суда. При этом отдельного обращения плательщика с заявлением о возврате соответствующих сумм в порядке, предусмотренном статьей 147 Закона о таможенном регулировании, в этом случае не требуется.
Законность требований плательщика может быть установлена как решением таможенного органа, так и решением арбитражного суда. Решение таможенного органа об отказе в возврате излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей не лишает возможности плательщика требовать начисления процентов за несвоевременный возврат этих платежей, если в судебном порядке будет признан факт их излишней уплаты или взыскания таможенным органом
В соответствии с пунктом 33 названного Постановления выплата предусмотренных частью 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании процентов направлена на компенсацию потерь, причиненных незаконным изъятием денежных средств у частного субъекта. В связи с этим судам следует учитывать, что в случае излишнего взыскания таможенных платежей установленные данной нормой проценты начисляются со дня, следующего за днем их уплаты в бюджет, определяемого в соответствии со статьей 117 Закона о таможенном регулировании, до даты фактического возврата не только в случае принудительного взыскания таможенным органом, но и в случае, если перечисление взыскиваемых сумм произведено добровольно во исполнение соответствующего решения таможенного органа. Если квалификация таможенных платежей как поступивших в бюджет излишне обусловлена внесением по инициативе плательщика соответствующих изменений в указанные в декларации сведения о товарах после их выпуска, предусмотренные частью 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании проценты начисляются не ранее дня, следующего за днем истечения срока рассмотрения заявления о возврате таможенных платежей. При этом расчет процентов производится по ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, деленной на фактическое число дней в соответствующем году (365 или 366 дней), поскольку данная ставка является годовой.
Незаконность действий таможенного органа по отказу в предоставлении налоговой льготы при ввозе товара и возврата излишних уплаченных таможенных платежей установлена вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Ульяновской области от 22.11.2016 по делу N А72-6908/2016 и в силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является обстоятельством, имеющим преюдициальное значение для рассматриваемого дела.
При этом установленная судом сумма переплаты в размере 2 158 739 рублей 91 копеек при данных обстоятельствах не может считаться "добровольно" уплаченной, поскольку корректировка ДТ и уплата данных платежей произведены обществом исключительно по требованию и решению таможенного органа о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ, в целях выпуска товара.
С учетом вышеизложенного суды правомерно признали обоснованным требования заявителя.
Расчет процентов, представленный заявителем, судами проверен. С учетом установленной судами ошибки с Ульяновской таможни взыскана оспариваемая сумма.
Судебная коллегия считает, что суды полно, всесторонне исследовали все обстоятельства дела, дали надлежащую правовую оценку всем представленным в деле документальным доказательствам и приняли обоснованные судебные акты.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено. Доводы таможни, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у кассационной инстанции отсутствуют.
Переоценка установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу требований, предусмотренных статьей 286, частью 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поэтому оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 01.11.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2019 по делу N А72-12655/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.Ф. Хабибуллин |
Судьи |
О.В. Логинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 33 названного Постановления выплата предусмотренных частью 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании процентов направлена на компенсацию потерь, причиненных незаконным изъятием денежных средств у частного субъекта. В связи с этим судам следует учитывать, что в случае излишнего взыскания таможенных платежей установленные данной нормой проценты начисляются со дня, следующего за днем их уплаты в бюджет, определяемого в соответствии со статьей 117 Закона о таможенном регулировании, до даты фактического возврата не только в случае принудительного взыскания таможенным органом, но и в случае, если перечисление взыскиваемых сумм произведено добровольно во исполнение соответствующего решения таможенного органа. Если квалификация таможенных платежей как поступивших в бюджет излишне обусловлена внесением по инициативе плательщика соответствующих изменений в указанные в декларации сведения о товарах после их выпуска, предусмотренные частью 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании проценты начисляются не ранее дня, следующего за днем истечения срока рассмотрения заявления о возврате таможенных платежей. При этом расчет процентов производится по ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, деленной на фактическое число дней в соответствующем году (365 или 366 дней), поскольку данная ставка является годовой."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 12 апреля 2019 г. N Ф06-44689/19 по делу N А72-12655/2018