г. Казань |
|
15 апреля 2019 г. |
Дело N А55-7447/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 апреля 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Александрова В.В.,
судей Королевой Н.Н., Смоленского И.Н.,
при участии представителей:
истца - Хисматуллина Р.Р. (доверенность от 05.09.2018),
ответчика - Федотова Д.Ю. (доверенность от 23.11.2018),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "РН-Транс"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 20.09.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2018
по делу N А55-7447/2018
по исковому заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала "Калининградская железная дорога" к акционерному обществу "РН-Транс" о взыскании 16 554 руб. 36 коп.,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала "Калининградская железная дорога" (далее - ОАО "РЖД", истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к акционерному обществу "РН-Транс" (далее - АО "РН-Транс", ответчик) о взыскании платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования в размере 16 554 руб. 36 коп.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 20.09.2018, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2018, иск удовлетворен.
Обжалуя принятые по делу судебные акты в кассационном порядке, ответчик просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Кассационная жалоба мотивирована неправильным применением норм материального права, несоответствием выводов судебных инстанций фактическим обстоятельствам дела.
Проверив законность принятых по делу судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, в марте-апреле 2017 года на Калининградской железной дороге были отцеплены в ремонт в Эксплуатационном вагонном депо Калининград (ВЧДЭ Калининград) вагоны N 57569444 и N 57614323 согласно уведомлениям формы ВУ-23-М ЭТД.
Согласно справкам ГВЦ ОАО "РЖД", данные вагоны принадлежат АО "РНТранс" на праве аренды.
В связи с ремонтом вышеуказанных вагонов ответчик предоставил ОАО "РЖД" письма, которыми гарантировал оплату всех затрат, возникших при отцепке вагонов в ремонт, в том числе стоимости простоя вагона в/после текущего отцепочного ремонта на путях инфраструктуры ОАО "РЖД", возникшего по вине ответчика: на вагон N 57569444 - гарантийное письмо N РНТ/3238-НК-2017 от 12.03.2017, на вагон N57614323 - гарантийное письмо N РНТ/4203-НК-2017 от 09.04.2017.
В связи с неоплатой имеющейся дебиторской задолженности указанные вагоны простаивали в ожидании ремонта в соответствии с актами общей формы на путях общего пользования станции Калининград-Сортировочный: - вагон N 57569444 находился на ответственном простое с 05:10 часов 17.03.2017 по 19.20 часов 17.04.2017; - вагон N 57614323 находился на ответственном простое с 01:50 часов 12.04.2017 по 23:00 часов 22.04.2017.
После окончания данного простоя, по мере частичного погашения ответчиком имеющейся дебиторской задолженности (что усматривается из актов сверки расчетов за март-апрель 2017 года), в ВЧДЭ Калининград выполнялся текущий отцепочный ремонт вышеуказанных вагонов.
ОАО "РЖД" были составлены на основании сводных актов о нахождении грузовых вагонов на железнодорожных путях общего пользования: - по вагону N 57569444 за март 2017 года акт о выполненных работах (оказанных услугах) N 02/03/пр от 31.03.2017 на сумму 5 636 руб. 10 коп.; за апрель 2017 года акт о выполненных работах (оказанных услугах) N 01/04/пр от 17.04.2017 на сумму 6 883 руб. 84 коп.; - по вагону N 57614323 за апрель 2017 года акт о выполненных работах (оказанных услугах) N 02/04/пр от 22.04.2016 на сумму 4 034 руб. 42 коп.
По расчетам ОАО "РЖД" общая сумма задолженности по трем указанным актам составила 16 554,36 руб., включая НДС.
Направленная истцом в адрес ответчика претензия N 002 от 10.08.2017 с приложением сводных актов и актов о выполненных работах (оказанных услугах) в 2-х экземплярах и с требованием произвести оплату стоимости простоя вагонов на путях общего пользования была оставлена без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, судебные инстанции правомерно руководствовались следующим.
В соответствии со статьей 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" в случаях, когда вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава.
Частью 11 статьи 39 Устава предусмотрено, что за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе, в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава в течение всего времени: ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров; задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом; задержки вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой свыше технологического времени, установленного договорами для выполнения указанных операций.
Если в указанных в части одиннадцатой настоящей статьи случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением.
Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику. Оплачиваемое время ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров исчисляется по истечении двух часов с момента уведомления перевозчиком в порядке, установленном настоящим Уставом и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, о прибытии грузов, порожних грузовых вагонов и готовности их к подаче, если иное время не установлено договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договором на подачу и уборку вагонов с учетом особенностей технологии обслуживания конкретных грузополучателей (получателей), грузоотправителей (отправителей).
Для удостоверения факта нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования в случаях, предусмотренных настоящей статьей, оформляется акт общей формы.
Размеры платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (с учетом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением), платы за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса определяются в тарифном руководстве утвержденным Приказом ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1.
Согласно пункту 2.3 Тарифного руководства по ставкам таблицы N 1 плата за нахождение вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования определяется в следующих случаях: - при ожидании погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров.
В этом случае оплачиваемое время ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров исчисляется по истечении двух часов с момента уведомления РЖД в порядке, установленном Уставом и правилами перевозок грузов, грузополучателей (получателей), грузоотправителей (отправителей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, иных перевозчиков о прибытии грузов, порожних вагонов, контейнеров и готовности их к подаче (если иное время не установлено договором на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договором на подачу и уборку вагонов с учетом особенностей технологии обслуживания конкретных грузополучателей (получателей), грузоотправителей (отправителей)) до момента получения РЖД от грузополучателей (получателей), грузоотправителей (отправителей) уведомлений о готовности вагонов, контейнеров к подаче (приему) или до момента уведомления перевозчика владельцем железнодорожного пути необщего пользования, обслуживающим грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей) своим локомотивом, о готовности к уборке вагонов с выставочных железнодорожных путей общего пользования железнодорожной станции.
Статьей 119 Устава предусмотрено, что обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами. На основании акта общей формы перевозчик определяет время задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования для начисления соответствующей платы.
Согласно пункту 4.7. Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 N 26, задержка вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, осуществляется на основании распоряжения уполномоченного представителя перевозчика о задержке вагонов, контейнеров, в котором указываются номер поезда, количество вагонов, контейнеров, их номера, дата, время и причина задержки.
Перевозчик на основании этого распоряжения извещает станцию назначения о задержке вагонов, контейнеров в пути следования. Станция назначения, в свою очередь, извещает об этом грузополучателя.
В аналогичном порядке дается распоряжение и извещение о дате и времени отправления задержанных вагонов, контейнеров на станцию назначения.
Оценив все имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные инстанции установили, что представленные истцом акты общей формы подтверждают занятость путей общего пользования и, проверив расчет платы с учетом периода простоя, правомерно удовлетворили исковые требования.
Доводы кассационной жалобы ответчика, в том числе о простое вагонов N 57569444 и N 57614323 по причинам, не зависящим от АО "РН-Транс" дословно были изложены в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и получили надлежащую правовую оценку.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что в материалах дела имеется полный пакет документов по ремонту вагона N 57569444, включая расчетно-дефектную ведомость от 17.04.2017 и акт о выполненных работах (оказанных услугах) N 53/04 от 17.04.2017, подписанный обеими сторонами, что согласно данным документам стоимость текущего отцепочного ремонта вагона N57569444 составила 68 196 руб. 09 коп. с учетом НДС. В то же время сумма платежного поручения N 133127 от 28.03.2017 составляет 11 939 руб. 16 коп.
Кроме того, наличие у ответчика дебиторской задолженности, как указал суд апелляционной инстанции, подтверждается представленными актами сверки расчетов за март-апрель 2017 года.
Доводы ответчика о том, что в период простоя вагона N 57614323 на его счету имелся остаток неизрасходованных денежных средств, отклонен судебными инстанциями, так как не подтвержден какими-либо доказательствами.
Ссылка ответчика на счет-фактуру за ремонт данного вагона от 22.04.2017 не доказывает отсутствия дебиторской задолженности, так как данный счет-фактура был выставлен АО "РН-Транс" по факту выполнения ремонта вагона. Утверждения ответчика о том, что в период с 17.03.2017 по 22.04.2017 в эксплуатационном вагонном депо Калининград выпускались из ремонта иные вагоны, не подтверждены какими-либо доказательствами.
Доводы ответчика о том, что простой вагонов N 57569444 и N57614323 был связан исключительно с ожиданием ремонта колесных пар, также правомерно отклонен судебными инстанциями, поскольку не подтвержден какими-либо доказательствами и опровергается материалами дела, включая акты общей формы N 359 от 17.03.2017, N520 от 17.04.2017, N 447 от 12.04.2017, N 553 от 22.04.2017.
Кроме того, АО "РН-Транс" предоставило ОАО "РЖД" гарантийные письма, которыми гарантировало оплату всех затрат, возникших при отцепке вагонов в ремонт, в том числе стоимости простоя вагона в/после текущего отцепочного ремонта на путях инфраструктуры ОАО "РЖД", возникшего по вине ответчика: на вагон N 57569444 - гарантийное письмо N РНТ/3238-НК-2017 от 12.03.2017, на вагон N 57614323 - гарантийное письмо N РНТ/4203-НК-2017 от 09.04.2017.
Переоценка установленных по делу фактических обстоятельств согласно главе 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 20.09.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2018 по делу N А55-7447/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
В.В. Александров |
Судьи |
Н.Н. Королева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 15 апреля 2019 г. N Ф06-44965/19 по делу N А55-7447/2018