г. Казань |
|
16 апреля 2019 г. |
Дело N А49-7414/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена - 11.04.2019.
Полный текст постановления изготовлен - 16.04.2019.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Муравьева С.Ю.,
судей Ананьева Р.В., Петрушкина В.А.,
при участии представителей:
ответчика - администрации города Пензы - Андосовой Е.Н., доверенность,
в отсутствие:
истца - индивидуального предпринимателя Апкаевой Рашиды Якуповны - извещена надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Апкаевой Рашиды Якуповны, г. Пенза,
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2018 (председательствующий судья Филиппова Е.Г., судьи Драгоценнова И.С., Юдкин А.А.)
по делу N А49-7414/2018
по заявлению индивидуального предпринимателя Апкаевой Рашиды Якуповны (ОГРН 304583705000012, ИНН 583700420723), г. Пенза, к администрации города Пензы (ОГРН 1025801358945, ИНН 5836010360), г. Пенза, об оспаривании решения,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Апкаева Рашида Якуповна (далее - предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением к администрации города Пензы (далее - администрация) о признании незаконным отказа от проведения аукциона на размещение нестационарного торгового объекта, выраженного в письме от 09.04.2018 N 4-А-2260, обязании организовать проведение аукциона на размещение НТО согласно заявке от 03.04.2018.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 15.08.2018 требования удовлетворены. Суд признал недействительным, изложенное в письме от 09.04.2018 N 4-А-2260 первого заместителя главы администрации города, решение администрации об отказе предпринимателю в проведении аукциона на право заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта по адресу: г. Пенза, Железнодорожный район, ул. Привокзальная, привокзальная площадь станции Пенза 1, площадь нестационарного объекта 15 кв. м, высота нестационарного объекта до 3 м, вид нестационарного объекта - торговый павильон, цель использования - продовольственная группа. Обязал администрацию устранить нарушения законных прав и интересов предпринимателя, для чего в месячный срок со дня принятия настоящего решения принять решение о проведении аукциона право заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта по адресу: г. Пенза, Железнодорожный район, ул. Привокзальная, привокзальная площадь станции Пенза 1, площадь нестационарного объекта 15 кв. м, высота нестационарного объекта до 3 м, вид нестационарного объекта - торговый павильон, цель использования - продовольственная группа.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2018 решение Арбитражного суда Пензенской области от 15.08.2018 отменено, принят новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления предпринимателя.
Предприниматель, обжалуя постановление апелляционного суда, в кассационной жалобе просит его отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
До начала рассмотрения кассационной жалобы по существу предпринимателем заявлено ходатайство об отложении судебного разбирательства.
Ходатайство мотивировано подачей заявления об оспаривании исключении НТО из Схемы размещения. Полагает, что принятое по административному иску решение может повлиять на рассмотрение кассационной жалобы.
Суд кассационной инстанции, рассмотрев заявленное ходатайство, оснований для его удовлетворения не находит, поскольку законность судебных актов арбитражного суда кассационный суд проверяет, в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из имеющихся в деле доказательств на момент принятия решения по существу в суде первой инстанции.
Арбитражный суд Поволжского округа, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность постановления апелляционного суда, считает его подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Предприниматель обратилась в администрацию с заявлением от 03.04.2018 о проведении аукциона на право заключения договора на размещение НТО на территории г. Пензы, место размещения: г. Пенза, ул. Привокзальная, площадь станции Пенза 1, Железнодорожный район,
Письмом от 09.04.2018 N 4-А-2260 администрация сообщила предпринимателю, что "размещение в месте, указанном в вашей заявке, не соответствует схеме размещения, утвержденной постановлением администрации от 18.01.2018 N 74 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Пензы", ввиду того, что срок нахождения вышеуказанного места в схеме размещения истек 09.04.2018.
В соответствии с подпунктом 9.1 пункта 9 Порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории Пензенской области, утверждённого приказом Министерства сельского хозяйства Пензенской области от 02.03.2016 N 74, принято решение об отказе в проведении аукциона.
Предприниматель, полагая, что указанное решение Администрации противоречит действующему законодательству и нарушает её права и законные интересы в сфере осуществления предпринимательской деятельности, обратилась в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявление, пришел к выводу, что нормы приказа Минсельхоза Пензенской области от 23.11.2010 N 1174, постановлений Администрации от 18.01.2018 N 74 и от 15.05.2018 N 835 противоречат положениям статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ" и в силу части 2 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не подлежат применению при рассмотрении настоящего дела, кроме того, администрация может исключить объект из Схемы размещения НТО только при наличии оснований для определённого вывода о невостребованности НТО населением, а не на основании формальных оснований, таких, как произвольно установленные органом местного самоуправления сроки размещения НТО.
Отменяя данное решение суда первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления, суд апелляционной инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Положениями главы 24 АПК РФ установлено, что удовлетворение требования о признании ненормативного правового акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а его или должностного лица решения, действия (бездействия) - незаконным (далее - оспариваемые акты, органы) возможно при установлении несоответствия оспариваемых актов закону или иному нормативному правовому акту и нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198, часть 4 статьи 200). Обязанность доказывания соответствия оспариваемых актов закону или иному нормативному правовому акту, законности их принятия (совершения), наличия у органов соответствующих надлежащих полномочий, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия (совершения) оспариваемых актов, возлагается на принявшие (совершившие) их органы (статья 65, часть 5 статьи 200).
Размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в силу пункта 6 статьи 39.33, пункта 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), действующей в редакции с 01.03.2015, осуществляется без их предоставления на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ).
Статьей 10 Закона N 381-ФЗ предусмотрено размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в публичной собственности, в соответствии со схемой размещения таких объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Схема разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным уставом муниципального образования, в установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации порядке. Утверждение схемы или внесение в нее изменений не могут служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до такого утверждения (внесения изменений).
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 29.01.2015 N 225-О указал на необходимость достижения в каждом конкретном случае при утверждении схемы размещения НТО баланса интересов местного сообщества, в целом, и соответствующих хозяйствующих субъектов, с учетом особенностей конкретного муниципального образования. При этом органы местного самоуправления не лишены возможности, действуя в пределах своих полномочий, решать вопросы размещения торговых объектов, принимая во внимание их нестационарный характер, в целях создания условий для наилучшего удовлетворения потребностей населения в получении необходимых товаров, работ и услуг по месту жительства и без ущерба для стабильного ведения предпринимательства.
Согласно Определению Верховного Суда Российской Федерации от 10.08.2016 N 117-АПГ16-6 схема размещения нестационарных торговых объектов не содержит информации о конкретных нестационарных торговых объектах или субъектах хозяйственной деятельности и поэтому не закрепляет права субъектов хозяйственной деятельности на места, указанные в схеме.
Порядок и условия размещения нестационарных торговых объектов (киосков, павильонов) установлены утвержденным приказом Минсельхоза Пензенской области от 23.11.2010 N 1174 Порядком разработки схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Пензенской области (далее - Порядок N 1174), постановлением администрации города Пензы от 29.04.2016 N 654 "Об утверждении Порядка проведения открытого аукциона на право заключения договора на размещение нестационарных торговых объектов на территории города Пензы" (далее - Порядок проведения открытого аукциона) и постановлением администрации города Пензы от 15.05.2018 N 835 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории город Пензы", в соответствии с которыми допускается возможность заключения договоров на размещение нестационарных торговых объектов лишь в местах, определенных Схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Пензы.
Данный Порядок проведения аукциона, а также постановление администрации города Пензы от 15.05.2018 N 835, были приняты в пределах полномочий, предусмотренных статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", в соответствии с которыми органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в том числе утверждать схемы размещения НТО с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Таким образом, названные нормативные акты приняты органом местного самоуправления в пределах полномочий, с соблюдением процедуры, порядка и формы принятия правового акта, оспариваемые нормы не противоречат законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Согласно пункту 2 Порядка N 1174 истечение установленного в схеме периода размещения нестационарного торгового объекта среди прочих является самостоятельным основанием для исключения нестационарных торговых объектов из схемы, уполномоченным органом местного самоуправления с учетом требований законодательства Российской Федерации.
Оценив по правилам статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, учитывая истечение периода размещения спорного места в Схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Пензы на момент возможного окончания правоотношений - заключения по результатам открытого аукциона договора на размещение нестационарного торгового объекта, суд апелляционной инстанции обоснованно сделал следующие выводы.
Отношения по возобновленному на неопределенный срок договору аренды земельного участка прекращены в связи с отказом от него арендодателя, в связи с чем предприниматель не является субъектом права на заключение договора о размещении НТО без проведения конкурса, размещение его объекта в указанном месте не предусмотрено действующей схемой размещения НТО на территории муниципального образования, что препятствует проведению аукциона в соответствующих целях.
С учетом установленных по делу обстоятельств, принимая во внимание, что предприниматель не обладает правами в отношении места размещения НТО по указанному адресу, формирование схемы размещения НТО в силу постановления Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772 является исключительной прерогативой органов государственной власти, апелляционный суд пришел к выводу, что в рассмотренном случае оспариваемый отказ администрации от 09.04.2018 N 4-А-2260 в проведении аукциона на право заключения договора на размещение НТО в месте, не предусмотренного схемой, соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, основания для удовлетворения заявления предпринимателя отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции обоснованно отметил, что требования предпринимателя фактически направлены на проверку нормативного акта уполномоченного органа, в котором отсутствует место размещения НТО, в отношении которого предприниматель просит проведение аукциона, не учитывая, что исходя из материальной цели заявленных требований (проведение аукциона на размещение НТО согласно схемы) проверка законности действий уполномоченных органов, выразившихся в исключении места размещения торгового объекта из схемы размещения НТО, не входит в предмет исследования по настоящему делу.
Спор, в том числе судебный, между предпринимателем и уполномоченным органом местного самоуправления по вопросу включения расположенного на спорном земельном участке объекта в схему, на момент принятия решения суда первой инстанции, отсутстовал.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд обоснованно отменил решение суда первой инстанции и отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы не подтверждают факт нарушения прав и законных интересов предпринимателя оспариваемым отказом, по существу направлены на переоценку собранных по делу доказательств и сделанных на их основании выводов суда, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (части 1, 3 статьи 286 АПК РФ). Имеющиеся в деле доказательства оценены судом апелляционной инстанции в соответствии с требованиями статей 67, 68, 71 АПК РФ.
Аналогичный подход изложен судом кассационной инстанции по делу N А49-8018/2018.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену постановления апелляционного суда (статья 288 АПК РФ), апелляционным судом при рассмотрении настоящего дела не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
ходатайство индивидуального предпринимателя Апкаевой Рашиды Якуповны об отложении судебного разбирательства отклонить.
Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2018 по делу N А49-7414/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и срок, предусмотренном статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
С.Ю. Муравьев |
Судьи |
Р.В. Ананьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 2 Порядка N 1174 истечение установленного в схеме периода размещения нестационарного торгового объекта среди прочих является самостоятельным основанием для исключения нестационарных торговых объектов из схемы, уполномоченным органом местного самоуправления с учетом требований законодательства Российской Федерации.
...
С учетом установленных по делу обстоятельств, принимая во внимание, что предприниматель не обладает правами в отношении места размещения НТО по указанному адресу, формирование схемы размещения НТО в силу постановления Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772 является исключительной прерогативой органов государственной власти, апелляционный суд пришел к выводу, что в рассмотренном случае оспариваемый отказ администрации от 09.04.2018 N 4-А-2260 в проведении аукциона на право заключения договора на размещение НТО в месте, не предусмотренного схемой, соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, основания для удовлетворения заявления предпринимателя отсутствуют."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 16 апреля 2019 г. N Ф06-44668/19 по делу N А49-7414/2018