г. Казань |
|
16 апреля 2019 г. |
Дело N А12-15023/2018 |
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Савкиной М.А.,
судей Топорова А.В., Мосунова С.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АТП ЮГАВТОТРАНС"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 06.08.2019 (судья Маслова И.И.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2018 (председательствующий Акимова М.А., судьи Веряскина С.Г., Степура С.М.)
по делу N А12-15023/2018
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АТП ЮГАВТОТРАНС" (ОГРН 1103461002127, ИНН 3447029245) к департаменту городского хозяйства администрации Волгограда (ОГРН 1023403444790, ИНН 3444080557), с участием третьих лиц, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: администрации Волгограда (ОГРН 1023403433822, ИНН 3444059139), Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (ОГРН 1023403460596, ИНН 3444051210) о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "АТП ЮГАВТОТРАНС" (далее - ООО "АТП ЮГАВТОТРАНС", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными действий департамента городского хозяйства администрации Волгограда (далее - департамент), выразившихся в отказе, изложенном в письмах от 08.02.2018 N ДГХ/06-2299 и от 18.01.2018 N ДГХ/06- 856, в удовлетворении требований ООО "АТП ЮГАВТОТРАНС", содержащихся в обращении от 14.12.2017 N 27, и обязании департамента восстановить нарушенные права ООО "АТП ЮГАВТОТРАНС".
Решением Арбитражного суда Волгоградской области ООО "АТП ЮГАВТОТРАНС" процессуальный срок подачи заявления о признании обжалованных действий незаконными восстановлен.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 06.08.2019, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ООО "АТП ЮГАВТОТРАНС" обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит вынесенные по делу судебные акты отменить, как принятые при неправильном применении норм материального и процессуального права, заявленные требования удовлетворить.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы в силу следующего.
Как следует из материалов дела, 20.12.2017 в департамент поступило обращение ООО "АТП ЮГАВТОТРАНС" о выдаче свидетельства об осуществлении регулярных перевозок по маршруту регулярных перевозок N 40 сроком действия не менее чем на 5 лет с 14.07.2016, либо продлении действующего свидетельства по 13.07.2021.
Департамент отказал обществу в выдаче нового свидетельства об осуществлении регулярных перевозок по маршруту регулярных перевозок N 40 сроком действия не менее 5 лет и в продлении действующего свидетельства, о чём уведомил заявителя сообщениями от 18.01.2018 N ДГХ/06-856, от 08.02.2018 N ДГХ/06-2299.
В обоснование отказов департамент сослался на отмену муниципального маршрута регулярных перевозок Документом планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском округе город-герой Волгоград на 2016 - 2020, утверждённым постановлением администрации Волгограда от 29.04.2016 N 610 (раздел N 4).
Кроме того, орган местного самоуправления указал, что в соответствии пунктом 2.14 распоряжения департамента от 13.11.2017 N 720-р "Об отмене актов Комитета транспорта промышленности и связи администрации Волгограда и прекращении действия свидетельств об осуществлении перевозок маршруту регулярных перевозок" предусмотрено прекращение действие свидетельства об осуществлении перевозок пассажиров муниципального маршрута регулярных перевозок N 40.
Полагая, что указанные действия, выразившиеся в отказе заявителю в выдаче нового свидетельства об осуществлении регулярных перевозок по маршруту регулярных перевозок N 40 сроком действия не менее 5 лет и в продлении действующего свидетельства, не соответствует закону и нарушают права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанции сделали вывод, что оспоренные действия департамента соответствуют требованиям Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", права и интересы заявителя не нарушены.
Суд кассационной инстанции соглашается с данными выводами судебных инстанций, основанными на правильном применении норм права в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ, пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В статье 65 АПК РФ предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации" (далее - Закон N220-ФЗ).
Частью 1 статьи 11 Закона N 220-ФЗ установлено, что муниципальные маршруты регулярных перевозок в границах одного городского поселения устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего поселения.
В силу статьи 12 Закона N 220-ФЗ порядок установления, изменения отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок (в том числе основания для отказа в установлении либо изменении данных маршрутов, основания для отмены данных маршрутов) устанавливается муниципальными нормативными правовыми актами с учётом положений настоящего Федерального закона.
Решением Волгоградской городской Думы от 23.12.2015 N 38/1195 утверждено Положение об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на муниципальных маршрутах в границах городского округа город-герой Волгоград (далее - Положение от 23.12.2015 N 38/1195).
Согласно пункту 1.3 указанного Положения уполномоченным органом на осуществление функций по организации регулярных перевозок в границах городского округа город-герой Волгоград является администрация Волгограда в лице департамента городского хозяйства администрации Волгограда.
В соответствии с пунктом 2.21 указанного Положения от 23.12.2015 N 38/1195 муниципальный маршрут регулярных перевозок отменяется уполномоченным органом, в случае если документом планирования регулярных перевозок, утверждённым постановлением администрации Волгограда, предусматривается отмена муниципального маршрута регулярных перевозок.
Постановлением администрации Волгограда от 29.04.2016 N 610 утверждён Документ планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском округе город-герой Волгоград на 2016-2020, устанавливающий перечень мероприятий по развитию регулярных перевозок в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Во исполнение данного постановления комитетом транспорта, промышленности и связи администрации Волгограда принято распоряжение от 26.09.2016 N 99-р "Об отмене муниципальных маршрутов регулярных перевозок", которым отменён муниципальный маршрут регулярных перевозок N 40.
Не отменяя постановление администрации Волгограда от 29.04.2016 N 610, распоряжение комитета транспорта, промышленности и связи администрации Волгограда от 26.09.2016 N 99-р "Об отмене муниципальных маршрутов регулярных перевозок", было принято распоряжение от 20.04.2017 N 49-р, которым изменена схема движения, протяженность маршрута, остановочные пункты, улицы, по которым осуществлялось движение автобусов по отменённому муниципальному маршруту регулярных перевозок N 40 сроком действия на 180 дней.
Комитет транспорта, промышленности и связи администрации Волгограда является правопредшественником департамента городского хозяйства администрации Волгограда в соответствии с положением о Департаменте городского хозяйства администрации Волгограда, утверждённым решением Волгоградской городской думы от 22.03.2017 N 55/1587, постановлением администрации Волгограда от 24.04.2017 N 607 "О реорганизации Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и охраны окружающей среды администрации Волгограда и Комитет транспорта, промышленности и связи администрации города Волгограда в форме присоединения Комитет транспорта, промышленности и связи администрации Волгограда к Комитету дорожного хозяйства, благоустройства и охраны окружающей среды администрации Волгограда".
Судебными инстанциями установлено, что постановлением от 29.04.2016 N 610 администрации Волгограда утвердила документ планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильный транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском округ город-герой Волгоград на 2016-2020, согласно которому муниципальный маршрут регулярных перевозок N 40 подлежит отмене с 30.04.2017.
Решением Центрального районного суда Волгограда от 13.09.2016 N 2а8097/2016, оставленным без изменения апелляционным определением Волгоградского областного суда от 30.03.2017, отказано в признании несоответствующим действующему законодательству и недействующим постановления администрации Волгограда от 29.04.2016 N 610 "Об утверждении документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском округе город-герой Волгограда па 2016-2020".
Участники простого товарищества получили свидетельство об осуществлении регулярных перевозок по муниципальному маршруту N 40 и маршрутные карты со сроком действия до 30.04.2017 в соответствии с документом планирования регулярных перевозок.
Уполномоченный орган комитет транспорта, промышленности и связи администрации Волгограда, правопредшественник департамента, уведомил перевозчиков об отмене маршрута регулярных перевозок N 40 с 30.04.2017 не позднее ста восьмидесяти дней до дня вступления указанного решения в силу.
На основании указанного постановления администрации Волгограда от 29.04.2016 N 610 распоряжением комитета транспорта, промышленности и связи администрации Волгограда от 26.09.2016 N 99-р отменён указанный муниципальный маршрут N 40.
Определением Арбитражного суда Волгоградской области от 17.05.2017 по делу N А12-3652/2017 принят отказ уполномоченного участника простого товарищества ИП Кравченко Л.А. от требований о признании незаконным распоряжения комитета транспорта, промышленности и связи администрации Волгограда от 26.09.2016 N 99-р в части отмены муниципального маршрута регулярных перевозок N 40, производство по делу прекращено. ООО "АТП Югавтотранс" обратилось в комитет транспорта, промышленности и связи администрации Волгограда (далее - комитет) с заявлением об изменении муниципального маршрута регулярных перевозок N 40 "К/р-р Юбилейный Спартановка".
Не отменяя постановление администрации Волгограда от 29.04.2016 N 610 и распоряжение комитета транспорта, промышленности и связи администрации Волгограда от 26.09.2016 N 99-р в части исключения из числа отменённых муниципального маршрута N 40, комитетом принято распоряжение от 20.04.2017 N 49-р, которым была изменена схема движения, протяженность маршрута остановочные пункты, улицы, которым осуществлялось движение автобусов по отменённому муниципальному маршруту регулярных перевозок N 40.
Пунктом 2 распоряжения N 49-р внесены изменения в реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок N 40 "к/р-р Юбилейный - Спартановка" в границах "Нефтяной техникум - ул. Грамши".
В соответствии с частью 6 статьи 19 Закона N 220-ФЗ в редакции, действующей в период спорных правоотношений, и пунктом 4 распоряжения комитета транспорта, промышленности и связи администрации Волгограда от 20.04.2017 N 49-р ООО "АТП ЮГАВТОТРАНС" выдано свидетельство об осуществлении регулярных перевозок на муниципальный маршрут N 40 на срок до 15.12.2017.
Из содержания части 6 статьи 19 Закона N 220-ФЗ следует, что открытый конкурс не проводится в случаях, когда выдача свидетельства об осуществлении регулярных перевозок и карты маршрута имеет временный характер. Во всех остальных случаях, когда свидетельство и карта выдаются для осуществления регулярных перевозок по новому маршруту регулярных перевозок, или после прекращения действия вышеуказанных обстоятельств, или при смене на маршруте регулируемых тарифов на нерегулируемые, такие документы выдаются только по результатам открытого конкурс.
Согласно подпункту 5 части 1 статьи 29 Закона N 220-ФЗ в редакции, действовавшей на момент принятия распоряжения от 20.04.2017 N 49-р, уполномоченный орган местного самоуправления, выдавший свидетельство на осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, прекращает действие данного свидетельства при вступлении в силу решения об отмене маршрута регулярных перевозок.
Решение об установлении нового маршрута регулярных перевозок уполномоченным органом на осуществление функций по организации регулярных перевозок пассажиров (департаментом городского хозяйства администрации Волгограда) не принималось. Открытый конкурс на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту N 40 "Нефтяной техникум - ул. Грамши" в порядке, установленном статьями 19, 21-24 Закона N220-ФЗ не проводился.
Постановление администрации Волгограда от 29.04.2016 N 610, распоряжение комитета транспорта, промышленности и связи администрации Волгограда от 26.09.2016 N 99-р "Об отмене муниципальных маршрутов регулярных перевозок" не отменены в установленном законом порядке.
При таких обстоятельствах дела, основан на материалах дела и нормах права выводы судебных инстанций, что отказывая обществу в выдаче нового свидетельства об осуществлении регулярных перевозок по маршруту N 40 сроком действия не менее 5 лет и в продлении действующего свидетельства, департамент действовал в пределах предоставленных полномочий и в соответствии с требованиями Закона N 220-ФЗ, Положения от 23.12.2015 N 38/1195, постановления администрации Волгограда от 29.04.2016 N 610.
Исследовав представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, руководствуясь статьей 65, частью 1 статьи 198, статьей 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ, частью 1 статьи 11, статьей 12, частью 6 статьи 19, подпунктом 5 части 1 статьи 29, пунктом 1 части 4, частью 5 статьи 39 Закона N 220-ФЗ, статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, распоряжения департамента от 13.11.2017 N 720-р "Об отмене актов Комитета транспорта промышленности и связи администрации Волгограда и прекращении действия свидетельств об осуществлении перевозок маршруту регулярных перевозок", Положения об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на муниципальных маршрутах в границах городского округа город-герой Волгоград, утверждённого решением Волгоградской городской Думы от 23.12.2015 N 38/1195, распоряжением от 26.09.2016 N 99-р "Об отмене муниципальных маршрутов регулярных перевозок", положением о Департаменте городского хозяйства администрации Волгограда, утверждённым решением Волгоградской городской думы от 22.03.2017 N 55/1587, постановлением администрации Волгограда от 24.04.2017 N 607 "О реорганизации Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и охраны окружающей среды администрации Волгограда и Комитет транспорта, промышленности и связи администрации города Волгограда в форме присоединения Комитет транспорта, промышленности и связи администрации Волгограда к Комитету дорожного хозяйства, благоустройства и охраны окружающей среды администрации Волгограда" суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу, что у департамента отсутствовали правовые основания для принятия решения об удовлетворении требований ООО "АТП ЮГАВТОТРАНС" о продлении действующего свидетельства по муниципальному маршруту N 40 или выдаче нового свидетельства не менее чем на 5 лет, в связи с чем отказали в удовлетворении заявленных требований.
Иная оценка заявителями кассационной инстанции, установленных по делу фактических обстоятельств дела, не свидетельствует о принятии незаконного судебного решения.
Нарушения норм процессуального права, являющиеся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 АПК РФ, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 06.08.2019 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2018 по делу N А12-15023/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
М.А. Савкина |
Судьи |
А.В. Топоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 16 апреля 2019 г. N Ф06-43974/19 по делу N А12-15023/2018