г. Казань |
|
19 апреля 2019 г. |
Дело N А57-9259/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 апреля 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Савкиной М.А.,
судей Топорова А.В., Мосунова С.В.,
при участии представителей:
управления Федерального казначейства по Саратовской области - Романова А.В. доверенность от 26.06.2017,,3
министерства сельского хозяйства Саратовской области - Яворека Д.Я. доверенность от 15.05.2018,
министерства финансов Саратовской области - Ракитиной М.Б. доверенность от 09.01.2019,
в отсутствие иных лиц участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу управления Федерального казначейства по Саратовской области
на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2018 (председательствующий Акимова М.А., судьи Веряскина С.Г., Самохвалова А.Ю.)
по делу N А57-9259/2018
по заявлению министерства сельского хозяйства Саратовской области (ОГРН 1036405514090, ИНН 6455020996), с участием заинтересованных лиц: управления Федерального казначейства по Саратовской области (ОГРН 1026403343163, ИНН 6450024002), Правительства Саратовской области (ОГРН 1176451002738, ИНН 6450096857), министерства финансов Саратовской области (ОГРН 1036405003227, ИНН 6450030341), министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636, ИНН 7710168360) о признании недействительным представления управления Федерального казначейства по Саратовской области от 29.03.2018 N 60-11-47/19-1790,
УСТАНОВИЛ:
министерство сельского хозяйства Саратовской области (далее - министерство, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании недействительным представления управления Федерального казначейства по Саратовской области от 29.03.2018 N 60-11-47/19-1790.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 17.09.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2018 решение Арбитражного суда Саратовской области от 17.09.2018 отменено в части отказа министерству сельского хозяйства Саратовской области в удовлетворении требований о признании недействительным представления управления Федерального казначейства по Саратовской области от 29.03.2018 N 60-11-47/19-1790 в части пунктов 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 14, 15.
Признано недействительным представление управления Федерального казначейства по Саратовской области от 29.03.2018 N 60-11-47/19-1790 в части пунктов 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 14, 15.
В остальной части решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований министерства сельского хозяйства Саратовской области о признании недействительным представления управления Федерального казначейства по Саратовской области от 29.03.2018 N 60-11-47/19-1790 в части пунктов 11 (нарушение в денежном выражении 4 434 396, 31 рубля), 12 (нарушение в денежном выражении 3 945 383, 25 рубля), 13 (нарушение в денежном выражении 1 765 363,13 рубля) оставлено без изменения.
Управление Федерального казначейства по Саратовской области, не согласившись с вынесенным по делу постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2018 в части признания недействительным пунктов 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 14, 15 представления управления Федерального казначейства по Саратовской области от 29.03.2018 N 60-11-47/19-1790, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит в обжалуемой части отменить, как принятое при неправильном применении норм материального и процессуального права, фактическим обстоятельствам дела и оставить в силе решение Арбитражного суда Саратовской области от 17.09.2018.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (далее - АПК РФ), правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, заслушав представителей сторон, явившиеся в судебное заседание, не находит оснований для ее удовлетворения в силу следующего.
Как следует из материалов дела, управлением Федерального казначейства по Саратовской области в соответствии с приказом от 11.01.2018 N 7 "О проведении внеплановой камеральной проверки в министерстве сельского хозяйства Саратовской области" в отношении Министерства сельского хозяйства Саратовской области проведена внеплановая камеральная проверка соблюдения условий с финансирования субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, по результатам которой в отношении заявителя вынесено представление от 29.03.2018 N 60-10-47/19-1790.
Управлением Федерального казначейства по Саратовской области выявлены нарушения, выразившиеся в неисполнении установленного пунктом 2.2.1 Соглашения о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от 09.02.2015 N 79/17-с условия, определяющего объём финансового обеспечения расходных обязательств Саратовской области, в целях софинансирования которых предоставлена субсидия Саратовской области из федерального бюджета: на возмещение части затрат на приобретение элитных семян; на возмещение части затрат на закладку и уход за многолетними плодовыми и ягодными насаждениями; на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на развитие растениеводства, переработки и развития инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции растениеводства; на возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на переработку продукции растениеводства и животноводства; на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока в рамках подпрограммы "Развитие молочного скотоводства" государственной программы Российской Федерации "Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020"; на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на строительство и реконструкцию объектов для молочного скотоводства; на возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на развитие растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства; на возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на развитие животноводства, переработки и реализации продукции животноводства; на возмещение части процентной ставки по долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным кредитам, взятым малыми формами хозяйствования (пункты 1-9 представления); установленного пунктами 2.2.1, 2.2.6 Соглашения о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации в рамках федеральной целевой программы "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014-2020" от 09.02.2015 N 1109/20-с условия, определяющего объём финансового обеспечения расходных обязательств Саратовской области, в целях софинансирования которых предоставлена субсидия Саратовской области из федерального бюджета на реализацию мероприятий федеральной целевой программы "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения на 2014-2020" (пункт 10 преставления); установленного пунктом 2.2.4 Соглашения о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от 14.05.2015 N 709/10-с условия, определяющего объём финансового обеспечения расходных обязательств Саратовской области, в целях софинансирования которых предоставлена субсидия Саратовской области из федерального бюджета: на развитие сети общеобразовательных организаций в сельской местности; на развитие газификации в сельской местности; развитие сети фельдшерско-акушерских пунктов и (или) офисов врачей общей практики в сельской местности (пункты 11,12,13).
В 2016, по мнению управления Федерального казначейства по Саратовской области, министерством сельского хозяйства Саратовской области допущено нарушение, выразившееся в неисполнении установленного 4.3.1. Соглашения о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от 02.02.2016 N 54/17-с и пунктом 10 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части понесённых затрат на создание и модернизацию объектов агропромышленного комплекса, а также на приобретение техники и оборудования, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.06.2015 N 624 условия, определяющего объём финансового обеспечения расходных обязательств Саратовской области, в целях софинансирования которых предоставлена субсидия Саратовской области из федерального бюджета на возмещение части прямых понесенных затрат на создание и модернизацию объектов тепличных комплексов, а также на приобретение техники и оборудования на цели предоставления субсидии; на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на развитие животноводства, переработки и развитие инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции животноводства (пункты 14, 15 представления).
Не согласившись с представлением управления Федерального казначейства по Саратовской области от 29.03.2018 N 60-11-47/19-1790, министерство сельского хозяйства Саратовской области обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции исходил из того, что оспоренное представление соответствует законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Суд апелляционной инстанции признал ошибочными выводы суда первой инстанции в части отказа министерству сельского хозяйства Саратовской области в удовлетворении требований о признании недействительным представления управления Федерального казначейства по Саратовской области от 29.03.2018 N 60-11-47/19- 1790 в части пунктов 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 14, 15, указав, что поскольку министерство не является стороной Соглашений от 09.02.2015 N 79/17-с о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, заключённого между министерством сельского хозяйства Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, от 09.02.2015 N 1109/20-с о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету Саратовской области в рамках федеральной целевой программы "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014-2020" на 2015, от 02.02.2016 N 54/17-с о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, заключённого между министерством сельского хозяйства Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Соответственно, оно не является субъектом нарушения условий указанных соглашений, которое выявлено и в связи с которым выдано представление.
Суд кассационной инстанции соглашается с данным выводом суда апелляционной инстанции в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 основаниями для принятия судом решения о признании акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как несоответствие акта закону или иному правовому акту, так и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица.
Согласно статье 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных, правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении полномочий по предметам совместного ведения, указанным в пунктах 2 и 5 статьи 26.3. Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счёт собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в период расходования комитетом субсидии) цели и условия предоставления и расходования субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, критерии отбора субъектов Российской Федерации для предоставления указанных межбюджетных субсидий и их распределения между субъектами Российской Федерации устанавливаются федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации на срок не менее трёх лет. Выделение субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации (за исключением субсидий за счёт средств резервных фондов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации) на цели и (или) в соответствии с условиями, не предусмотренными федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, не допускается.
В представлении управление указывает на нарушение министерством пункта 2.2.1 Соглашения от 09.02.2015 79/17-с и пункта 6 Правил N 1295, пункта 23 Правил N 1460, пункта 11 Правил N 1370 (пункты 1-9 представления.), пункты 2.2.1, 2.2.6 Соглашения от 09.07.2015 N 1109/20-с, пункты 14 Правил N 922 (приложение к программе N 7) (пункт 10 представления), пункта 4.3.1 Соглашения от 02.02.2016 N 54/17-с, пункта 23 Правил N 1460, пункта 15 Правил N 624 (пункты 14-15 представления).
Однако, сторонами указанных Соглашений являются министерство сельского хозяйства Российской Федерации и Правительство Саратовской области.
Министерство стороной указанных соглашений не является, является получателем субсидии и не имеет обязательств по обеспечению софинансирования.
Так, в пункте 2.2.1 Соглашения от 09.02.2015 79/17-с указано, что высший исполнительный орган на основании порядка предоставления средств, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, и перечня документов необходимых для получения указанных средств, установленных нормативным правовым актом Высшего исполнительного органа, осуществляет финансирование расходов по направлениям и в объёмах, предусмотренных в приложениях N 1 и N 2 к Соглашению, а также неисполненных обязательств прошлого года.
В пунктах 2.2.1, 2.2.6 Соглашения от 09.07.2015 N 1109/20-с установлены обязанности Высшего исполнительного органа по осуществлению финансирования расходов по направлениям и в размерах, предусмотренных в приложениях N 1 и N 2 к Соглашению(2.2.1) и обеспечение выполнение обязательств по финансированию мероприятий Программы, указанной в пункте 1.1. Соглашения (2.2.6.)
Аналогичные условия изложены в пункте 2.2.1 Соглашения от 02.02.2016 N 54/17-с.
Следовательно, указанные пункты соглашения регулируют действия Высшего исполнительного органа - Правительства Саратовской области. управления Федерального казначейства по Саратовской области вменило заявителю, как ответственному исполнителю по указанным соглашениям, уполномоченному Правительством Саратовской области, нарушение условий Соглашения и указанных Правил, фактически выразившихся в не обеспечении необходимого уровня софинансирования, предусмотренного условиями соглашений.
С учётом изложенного, основан на материалах дела и нормах права вывод суда апелляционной инстанции, что управления Федерального казначейства по Саратовской области не доказало совершение министерством вменённого нарушения норм бюджетного законодательства. управления Федерального казначейства по Саратовской области не доказало, что обязанность по софинансированию расходных обязательств в рассматриваемом случае возложена на министерство сельского хозяйства Саратовской области, не указало какими нормативными актами либо соглашениями на него возложена такая обязанность.
Таким образом, нарушение субъектом Российской Федерации условий софинансирования федеральных средств не может быть вменено министерству.
В соответствии с пунктом 2 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации под представлением в целях названного Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, а также контрактов (договоров, соглашений), заключенных в целях исполнения указанных договоров (соглашений) и государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля, а также требования о принятии мер по устранению причин и условий таких нарушений или требования о возврате предоставленных средств бюджета, обязательные для рассмотрения в установленные в указанном документе сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан.
Согласно пункту 68 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1092, при осуществлении полномочий по контролю Федеральное казначейство (его территориальный орган) направляет, в том числе, представления, содержащие информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из федерального бюджета, государственных контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными гарантиями Российской Федерации, целей, порядка и условий размещения средств федерального бюджета в ценные бумаги объектов контроля, а также требования о принятии мер по устранению причин и условий таких нарушений или требования о возврате предоставленных средств федерального бюджета, обязательные для рассмотрения в установленный в указанном документе срок или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан.
В пункте 74 указанных Правил установлено, что отмена представлений Федерального казначейства (его территориального органа) осуществляется в судебном порядке.
Следовательно, для вынесения представления в адрес конкретного субъекта управление должно доказать факт совершения проверяемым лицом нарушения бюджетного законодательства.
Вопреки утверждению управления Федерального казначейства по Саратовской области о наличии в деянии министерства нарушений бюджетного законодательства, соответствующих доказательств представлено не было.
В соответствии со статьёй 306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетным нарушением признаётся совершённое в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.
Согласно главе 30 Бюджетного кодекса Российской Федерации нарушение условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов является бюджетным нарушением и в соответствии со статьёй 306.8 Бюджетного кодекса Российской Федерации влечёт бесспорное взыскание суммы средств, использованных с нарушением условий предоставления (расходования) межбюджетного трансферта, и (или) приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).
Таким образом, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о признании недействительным представления управления Федерального казначейства по Саратовской области от 29.03.2018 N 60-11-47/19-1790 в части пунктов 1-10, 14, 15 по правилам части 2 статьи 201 АПК РФ.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают его выводов, направлены на переоценку доказательств и правильно установленных судом апелляционной инстанции фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2018 соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2018 по делу N А57-9259/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
М.А. Савкина |
Судьи |
А.В. Топоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьёй 306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетным нарушением признаётся совершённое в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.
Согласно главе 30 Бюджетного кодекса Российской Федерации нарушение условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов является бюджетным нарушением и в соответствии со статьёй 306.8 Бюджетного кодекса Российской Федерации влечёт бесспорное взыскание суммы средств, использованных с нарушением условий предоставления (расходования) межбюджетного трансферта, и (или) приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций)."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 19 апреля 2019 г. N Ф06-45519/19 по делу N А57-9259/2018
Хронология рассмотрения дела:
19.04.2019 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-45519/19
28.12.2018 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-14443/18
20.09.2018 Определение Арбитражного суда Саратовской области N А57-9259/18
17.09.2018 Решение Арбитражного суда Саратовской области N А57-9259/18