г. Казань |
|
22 апреля 2019 г. |
Дело N А72-9094/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 апреля 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ольховикова А.Н.,
судей Егоровой М.В., Мухаметшина Р.Р.,
в отсутствие лиц, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Засвияжском районе г. Ульяновска Ульяновской области
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 08.10.2018 (судья Овсяникова Ю.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2019 (председательствующий судья Драгоценнова И.С., судьи Юдкин А.А., Попова Е.Г.)
по делу N А72-9094/2018
по заявлению индивидуального предпринимателя Зариповой Анжелики Евгеньевны (ИНН 732718077435, ОГРНИП 310732723800051, г. Ульяновск) о признании незаконными действий и ненормативного акта Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Засвияжском районе г. Ульяновска Ульяновской области, с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Инспекции Федеральной налоговой службы по Засвияжскому району г. Ульяновска, ОСП N 2 по Засвияжскому району г. Ульяновска УФССП России по Ульяновской области,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Зарипова Анжелика Евгеньевна (далее - ИП Зарипова А.Е., предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаконными действий ненормативного акта Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Засвияжском районе г. Ульяновска Ульяновской области (далее - Управление Пенсионного фонда), с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Инспекции Федеральной налоговой службы по Засвияжскому району г. Ульяновска, ОСП N 2 по Засвияжскому району г. Ульяновска УФССП России по Ульяновской области.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 08.10.2018 по делу N А72-9094/2018, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2019, признан незаконным отказ Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской федерации в Засвияжском районе г. Ульяновска Ульяновской области в проведении перерасчета страховых взносов за 2015 -2016 годы, изложенный в письме от 26.04.2018 N 10/1119. Признано недействительным постановление Управления Пенсионного фонда Российской федерации в Засвияжском районе г. Ульяновска о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов от 26.08.2016 N 083S04160018541. На Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Засвияжском районе г. Ульяновска Ульяновской области возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в порядке, установленном законодательством; произвести перерасчет уплаченных ИП Зариповой А.Е. в 2015-2016 годы страховых взносов с направлением сведений в Инспекцию Федеральной налоговой службы России по Засвияжскому району г. Ульяновска.
В кассационной жалобе Управление Пенсионного фонда просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещены.
В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), жалоба рассматривается в отсутствие лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, ИП Зарипова А.Е. обратилась в Управление Пенсионного фонда с заявлением о предоставлении информации о наличии либо отсутствии задолженности по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ, начисленным пеням и штрафам по состоянию на 01.01.2018 и проведении совместной сверки расчетов за расчетные периоды 2010 - 2017 годы.
Согласно предоставленным данным остаток задолженности по состоянию на 31.12.2016 за период осуществления предпринимательской деятельности с 2010 - 2016 годы по страховым взносам составляет 34 752 руб. 03 коп., остаток задолженности по пеням на 31.12.2016 составляет 3412 руб. 51 коп., в проведении перерасчета страховых взносов за периоды 2015-2016 годы отказано со ссылкой на статьи 19 и 20 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон о страховых взносах).
Не согласившись с отказом Управления Пенсионного фонда, предприниматель обратилась в суд.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, руководствовались следующим.
С 01.01.2017 порядок уплаты страховых взносов регулируется Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ).
В соответствии со статьей 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом: взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 НК РФ.
Согласно статье 46 НК РФ, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства (драгоценные металлы) на счетах налогоплательщика (налогового агента).
При недостаточности или отсутствии денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя либо его электронных денежных средств или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя либо информации о реквизитах его корпоративного электронного средства платежа, используемого для переводов электронных денежных средств, налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 47 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 статьи 14 Закона о страховых взносах установлено, что плательщики страховых взносов, не производящие выплат и иных вознаграждений физическим лицам, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.
В соответствии со статьей 19 Закона о страховых взносах в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках.
При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет иного имущества плательщика страховых взносов -организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 20 настоящего Федерального закона.
Налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ИП Зариповой А.Е. в 2015-2016 годах были внесены платежи по страховым взносам. Указанные платежи произведены без указания периода оплаты (назначения платежа), однако уплата произведена предпринимателем после получения уведомлений ответчика о размере страховых взносов за 2015 - 2016 годы; размер уплаченных сумм полностью совпадает с выставленными в уведомлениях суммами взносов. Уплата предпринимателем произведена через отделение банка, по утвержденному банком и УФК централизованному шаблону, который не предусматривает группу реквизитов "назначение платежа" и "период". Изменение любых реквизитов в централизованном шаблоне может привести к риску отклонения платежа со стороны получателя.
В соответствии с пунктами 7-9 Приложения N 2 Правил указания информации, утвержденных Приказом Минфина России от 12.11.2013 N 107н, в распоряжении о переводе денежных средств указывается значение основания платежа, который имеет 2 знака и может принимать установленные Правилами значения ("ТП" - платежи текущего года; "ЗД" - добровольное погашение задолженности но истекшим налоговым, расчетным (отчетным) периодам..., и иные указанные в данном пункте значения).
В случае указания в указанном реквизите распоряжения о переводе денежных средств значения ноль ("0") налоговые органы при невозможности однозначно идентифицировать платеж самостоятельно относят поступившие денежные средства к одному из указанных выше оснований платежа, руководствуясь законодательством о налогах и сборах.
В распоряжении о переводе денежных средств указывается также значение показателя налогового периода, в котором следует указать тот налоговый период, за который осуществляется уплата или доплата налогового платежа.
Правилами N 107н предусмотрены специальные обозначения в показателе налогового периода при погашении отсроченной, рассроченной, реструктурируемой задолженности, погашении приостановленной к взысканию задолженности, погашении задолженности по требованию налогового органа об уплате налогов (сборов) или погашении задолженности в ходе проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, погашении инвестиционного налогового кредита, иных платежей.
В реквизите распоряжения о переводе денежных средств указывается номер документа, который является основанием платежа. При уплате текущих платежей в показателе номера документа указывается ноль ("0").
Сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов по страховым взносам, погашения задолженности по пеням и штрафам за правонарушения, предусмотренные настоящим Федеральным законом, либо возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном настоящей статьей (статья 26 Закона о страховых взносах).
Таким образом, отнести поступившие от предпринимателя текущие платежи с указанием соответствующего КБК в уплату страховых взносов иного периода Управление могло только в случае превышения поступившей суммы платежа над размером страховых взносов, начисленных в период оплаты.
В рассматриваемом случае размер поступивших от предпринимателя платежей в 2015-2016 годы полностью совпадал с размером страховых взносов, указанных в уведомлениях за тот же период, следовательно, произвольное отнесение поступивших платежей к иному периоду Управлением произведено необоснованно.
Указанные действия Управления Пенсионного фонда привели к образованию недоимки, начислению пеней и штрафов предпринимателю за неполную уплату страховых взносов за 2015-2016 годы, для взыскания которых ответчиком было вынесено оспариваемое постановление о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов от 26.08.2016 N 083S04160018541 (задолженность за 2015 год).
Отказ Управления Пенсионного фонда в проведении перерасчета страховых взносов за 2015-2016 годы по заявлению страхователя признан судами незаконным, при этом суды руководствовались следующим.
В силу пунктов 9, 11 статьи 18 Закона о страховых взносах по предложению органа контроля за уплатой страховых взносов или плательщика страховых взносов может быть проведена совместная сверка уплаченных плательщиком страховых взносов. Результаты такой сверки оформляются актом, который подписывается плательщиком страховых взносов и уполномоченным должностным лицом органа контроля за уплатой страховых взносов.
На основании заявления плательщика страховых взносов об уточнении основания, типа и принадлежности платежа, отчетного (расчетного) периода или статуса плательщика страховых взносов и акта совместной сверки расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам, если такая совместная сверка проводилась, орган контроля за уплатой страховых взносов принимает решение об уточнении основания, типа и принадлежности платежа на день фактической уплаты страховых взносов. Форма решения об уточнении основания, типа и принадлежности платежа, отчетного (расчетного) периода или статуса плательщика страховых взносов утверждается органом контроля за уплатой страховых взносов. При этом орган контроля за уплатой страховых взносов осуществляет пересчет пеней, начисленных на сумму страховых взносов, за период со дня их фактической уплаты в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства до дня принятия органом контроля за уплатой страховых взносов решения об уточнении основания, типа и принадлежности платежа на день фактической уплаты страховых взносов. О принятом решении об уточнении основания, типа и принадлежности платежа, отчетного (расчетного) периода или статуса плательщика страховых взносов орган контроля за уплатой страховых взносов уведомляет плательщика страховых взносов в течение пяти дней после принятия данного решения.
Таким образом, поскольку уточнение назначения платежа является правом плательщика, и законных оснований для отказа в проведении сверки расчетов и перерасчета поступивших платежей у Управления Пенсионного фонда не имелось, действия ответчика по отказу в проведении перерасчета страховых взносов ИП Зариповой А.Е. за 2015-2016 годы признаны незаконными.
Указанные выводы судов соответствуют содержанию имеющихся в деле доказательств, при оценке которых положения статей 65, 71 АПК РФ судами не нарушены.
Доводы кассационной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных судами первой и апелляционной инстанций, не могут служить основанием для отмены или изменения судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 08.10.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2019 по делу N А72-9094/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.Н. Ольховиков |
Судьи |
М.В. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 22 апреля 2019 г. N Ф06-46302/19 по делу N А72-9094/2018