г. Казань |
|
22 апреля 2019 г. |
Дело N А55-11899/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 апреля 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Тюриной Н.А., Арукаевой И.В.,
при участии представителей:
истца - Никифоровой Т.А. (доверенность от 29.12.2018 N 4),
ответчика - Шайдулловой Е.В. (доверенность от 10.09.2018),
в отсутствие представителя третьего лица, извещенного надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Самараэнерго"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 02.10.2018 (судья Медведев А.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2018 (председательствующий судья Балакирева Е.М., судьи Николаева С.Ю., Терентьев Е.А.)
по делу N А55-11899/2018
по исковому заявлению публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Самараэнерго" к обществу с ограниченной ответственностью "Жилуниверсал" о взыскании денежных средств,
с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: акционерного общества "Самарская сетевая компания".
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество энергетики и электрификации "Самараэнерго" (далее - ПАО "Самараэнерго", истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Жилуниверсал" (далее - ООО "Жилуниверсал", ответчик) о взыскании задолженности за потребленную электрическую энергию в размере 173 270,74 руб., пени в размере 145 552,73 руб. за период с 19.07.2017 по 22.06.2018.
В ходе рассмотрения дела ПАО "Самараэнерго" в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее-АПК РФ) заявило об отказе от иска в части требований об уплате долга и уточнило требование о взыскании пени, начислив их за период с 19.07.2017 по 22.06.2018 в размере 145 552,73 руб.
При этом отказ от исковых требований аргументирован списанием основной задолженности посредством зачета в счет последней платежей, произведенных в последующем периоде.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено АО "Самарская сетевая компания".
Решением Арбитражного Самарской области от 02.10.2018, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2018, принят отказ ПАО "Самараэнерго" от исковых требований в части взыскания задолженности за потребленную электрическую энергию в размере 173 270 руб. 74 коп., производство по делу в данной части прекращено; в удовлетворении требований о взыскании пени в сумме 145 552 руб. 73 коп. отказано; ПАО "Самараэнерго" из федерального бюджета возвращена излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 17 463 руб.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ПАО "Самараэнерго" обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Заявитель жалобы считает судебные акты принятыми по неполно выясненным фактическим обстоятельствам дела, выражает несогласие с выводами судов по существу спора и указывает на неправильное применение норм права.
Полагает, что у судов в отсутствие общедомовых приборов учета, установленных на границе балансовой принадлежности сетей третьего лица и внутридомовых сетей, не имелось правовых оснований для принятия в качестве расчетных для определения объема электрической энергии, поставленной на общедомовые нужды, приборов учета, установленных в многоквартирных домах (далее-МКД) на лифты и лестничные клетки, так как считает, что данные приборы учета учитывают не весь объем электрической энергии, поставленной в МКД, и настаивает на верности произведенного им расчета.
Также возражает против правомерности ссылок суда первой инстанции в решении на постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 13.06.2018 N Ф06-33242/2018, которое принято по иному делу, не являющемуся аналогичным с рассматриваемым.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Жилуниверсал" просило оставить принятые по делу судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда кассационной инстанции 11.04.2019 в присутствии представителя истца, поддержавшей доводы кассационной жалобы, и представителя ответчика, возражавшей против ее удовлетворения, был объявлен перерыв на 15 часов 30 минут 18.04.2019, после окончания которого рассмотрение дела было продолжено в присутствии тех же лиц, поддержавших ранее данные пояснения и собственные позиции.
Третье лицо, надлежащим образом извещенное времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Поволжского округа, представителей в суд не направило, что в силу части 3 статьи 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей истца и ответчика, суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между ПАО "Самараэнерго" (гарантирующий поставщик) и ООО "Жилуниверсал" (управляющая организация, исполнитель коммунальных услуг) заключен договор энергоснабжения от 31.01.2017 N 20-5619Э, по условиям которого поставщик принял на себя обязательства осуществлять поставку электрической энергии в целях содержания общего имущества собственников помещений МКД, а управляющая организация - производить оплату в установленном договором порядке.
В соответствии с пунктом 4.3. договора ООО "Жилуниверсал" производит оплату в срок до 15 числа месяца, следующего за расчетным периодом, за вычетом сумм ранее произведенных платежей, за фактически потребленный объем электрической энергии (мощности).
Согласно пункту 5.1 договора определение объема (количества) потребленной электрической энергии, подлежащего оплате гарантирующему поставщику, производится гарантирующим поставщиком в соответствии с нормами действующего законодательства РФ и расчетов, произведенных в соответствии с Приложением N 4 к настоящему договору, в том числе на основании представленных в соответствии с пунктом 3.1.6 настоящего договора сведений.
Из пункта 3.1.6 следует, что для определения объемов поставленной потребителям электрической энергии используются показания приборов учета, указанных в приложениях N 3.1, 3.2 к договору, и иной информации по форме приложения N 10 к договору.
Пунктом 5.2 договора определено, что установка и эксплуатация средств измерений и учета электрической энергии (мощности) осуществляется в соответствии с требованиями Правил устройства электроустановок, Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей и инструкций заводов изготовителей, при этом, все средства измерений и учета электрической энергии (мощности), а также информационно-измерительные системы должны быть в исправном состоянии и готовыми к работе. Использование в качестве расчетных приборов учета и информационно-измерительных систем, не прошедших метрологическую аттестацию и не включенных в реестр средств измерений, не допускается.
Согласно пункту 5.7 договора в случае отсутствия коллективного (общедомового) прибора учета, выявления неисправности коллективного9общедомового) прибора учета и в иных случаях, установленных нормами действующего законодательства Российской Федерации, когда подлежат применению расчетные способы, определение объемов потребленной покупателем электрической энергии производится расчетным способом в соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации.
Ссылаясь на допущенные управляющей организацией нарушения сроков оплаты поставленного объема электрической энергии, ПАО "Самараэнерго" обратилось в суд с настоящим иском и просило взыскать с ООО "Жилуниверсал" пени за нарушение договорных обязательств.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды руководствовались статьями 309, 310, 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее-ГК РФ), статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее- ЖК РФ), статьями 329, 330, 332 ГК РФ, абз. 10 пункта 2 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", и установив, что ответчик представил доказательства своевременной оплаты им задолженности за электроэнергию, потребленную в местах общего пользования в жилых домах, объем которой определен по показаниям установленных в МКД приборов учета, пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для применения к нему мер ответственности в виде пени.
При этом суды исходили из того, что разногласия сторон возникли ввиду применения ими различного порядка расчета объема электрической энергии на общедомовые нужды: расчет истца основан на разнице между общедомовыми приборами учета (подтверждающими объем потребления по дому в целом) и нормативным расчетом потребления жилых помещений (ввиду отсутствия у истца сведений по приборам учета конкретных квартир за рассматриваемый период); ответчик же представил доказательства оборудования всех мест общего пользования в обслуживаемых им жилых домах отдельными приборами учета, принятыми сетевой организацией, и сведения о показаниях которых в рассматриваемом периоде приняты сетевой компанией - АО "Самарская сетевая компания".
На основании изложенного суды посчитали, что в условиях наличия действующих приборов учета в жилых домах отсутствует необходимость в применении расчетного метода, предусмотренного Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, включающего норматив потребления.
Наряду с тем, судами не учтено следующее.
Из материалов дела следует и сторонами подтверждается, что истец обеспечивает подачу коммунальных ресурсов в многоквартирные жилые дома, находящиеся в управлении ответчика; граждане и юридические лица оплачивают объем электроэнергии, потребленный непосредственно в занимаемых ими помещениях, на основании прямых договоров, заключенных ими с ресурсоснабжающей организацией (истцом).
Объем электрической энергии, потребляемый на общедомовые нужды, подлежит оплате ответчиком исходя из расчета, порядок которого определен действующим законодательством.
В силу статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно статье 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги, потребляемые собственниками многоквартирного дома, рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 21.1 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), при наличии предусмотренного частью 18 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" решения о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги, наличии договора ресурсоснабжения, предусмотренного частью 17 статьи 12 указанного Федерального закона, а также в случае реализации права, предусмотренного пунктом 30 настоящих Правил, порядок определения объемов коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, заключенному исполнителем в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, за исключением тепловой энергии, устанавливается с учетом следующего:
объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) по формуле:
Vд = Vодпу - Vпотр,
где:
Vодпу - объем коммунального ресурса, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (расчетный месяц);
Vпотр - объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определенный за расчетный период (расчетный месяц) в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг. В случае если величина Vпотр превышает или равна величине Vодпу, то объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома за расчетный период (расчетный месяц), принимается равным 0 (пункт а);
объем коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, либо после выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, если период работы прибора учета составил менее 3 месяцев, либо по истечении 3 месяцев с момента выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, если период работы прибора учета составил более 3 месяцев, либо при непредставлении исполнителем сведений о показаниях коллективного (общедомового) прибора учета в сроки, установленные законодательством или договором ресурсоснабжения, либо при недопуске исполнителем 2 и более раз представителей ресурсоснабжающей организации для проверки состояния установленного и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета (проверки достоверности представленных сведений о показаниях такого прибора учета) определяется за расчетный период (расчетный месяц) по формуле:
,
где определяется в соответствии с пунктом 21 настоящих Правил (пункт в).
Согласно пункту 21 Правил N 124
- объем (количество) коммунального ресурса, потребленного при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случае отсутствия коллективного (общедомового) прибора учета, определенный за расчетный период исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов (часть 1).
Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию (часть 2).
В силу части 5 статьи 13 указанного Федерального закона до 01.07.2012 собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Согласно пункту 2 Правил N 354 "коллективный (общедомовой) прибор учета" - это средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.
Из системного толкования установленных Правилами N 354 требований к порядку учета и определения объемов потребления коммунальных услуг следует, что под коллективным (общедомовым) прибором учета понимается такое средство измерения, которое обеспечивает учет всего объема коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, как для собственников помещений, так и для мест общего пользования.
Согласно пункту 144 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения), приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка.
Границей разграничения балансовой принадлежности по общему правилу является наружная стена МКД.
Из материалов дела следует (Приложения N 3.1, N 3.2, N10 к договору) и обе стороны подтвердили, что в спорных МКД общедомовые приборы учета на границе балансовой принадлежности не установлены, и спор между сторонами возник не в связи с различным порядком расчета объема электрической энергии на общедомовые нужды по определению разницы между общедомовыми приборами учета (подтверждающими объем потребления по дому в целом) и нормативным расчетом потребления жилых помещений (ввиду отсутствия у истца сведений по приборам учета конкретных квартир за рассматриваемый период), а в связи с разногласиями между сторонами относительно порядка расчета объема поставленной электрической энергии на общедомовые нужны на основании приборов учета, установленных на лифты и лестничные клетки многоквартирных жилых домов, не оборудованных общедомовыми приборами учета электрической энергии.
Таким образом, спорные правоотношения не аналогичны обстоятельствам приведенного в судебных актах дела N А55-18918/2017, а фактические обстоятельства настоящего спора судами установлены неверно, оценка действительным обстоятельствам дела не дана.
Судами не приведен установленный действующим законодательством порядок расчета, подлежащий применению в рассматриваемом случае, не проанализирована возможность применения в расчетах показаний приборов учета, установленных только на лифтах и лестничных клетках с учетом содержания пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491.
При таком положении выводы судов об отсутствии оснований для удовлетворения иска не могут быть признаны обоснованными, являются преждевременными, ввиду чего решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции подлежат отмене в этой части.
Так как для принятия обоснованного и законного решения в отменяемой части требуется исследование и оценка доказательств, а также иные процессуальные действия, установленные для рассмотрения дела в суде первой инстанции, что невозможно в суде кассационной инстанции в силу его полномочий, дело в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежит передаче на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду необходимо учесть изложенное, установить фактические обстоятельства настоящего спора, исследовать все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие значение для его правильного разрешения, дать оценку всем доводам участвующих в деле лиц, после чего разрешить спор в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 02.10.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2018 по делу N А55-11899/2018 отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований и направить дело в данной части на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
В остальной части решение Арбитражного суда Самарской области от 02.10.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2018 по делу N А55-11899/2018 оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Т.Н. Федорова |
Судьи |
Н.А. Тюрина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из системного толкования установленных Правилами N 354 требований к порядку учета и определения объемов потребления коммунальных услуг следует, что под коллективным (общедомовым) прибором учета понимается такое средство измерения, которое обеспечивает учет всего объема коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, как для собственников помещений, так и для мест общего пользования.
Согласно пункту 144 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения), приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка.
...
Судами не приведен установленный действующим законодательством порядок расчета, подлежащий применению в рассматриваемом случае, не проанализирована возможность применения в расчетах показаний приборов учета, установленных только на лифтах и лестничных клетках с учетом содержания пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 22 апреля 2019 г. N Ф06-45293/19 по делу N А55-11899/2018
Хронология рассмотрения дела:
13.02.2020 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-57606/20
22.10.2019 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-14388/19
10.07.2019 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-11899/18
22.04.2019 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-45293/19
13.12.2018 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-17747/18
02.10.2018 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-11899/18