г. Казань |
|
23 апреля 2019 г. |
Дело N А65-26120/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 апреля 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ананьева Р.В.,
судей Петрушкина В.А., Карповой В.А.,
при участии представителей:
общества с ограниченной ответственностью "Газбумпром" - Ситдикова Ф.З. (генеральный директор), Бажанова П.Р. (ордер от 16.04.2019 N 108678),
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан - Сунгатуллина Р.И. (доверенность от 09.01.2019 N 9Д),
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газбумпром"
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2019 (председательствующий судья Засыпкина Т.С., судьи Сергеева Н.В., Филиппова Е.Г.)
по делу N А65-26120/2018
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газбумпром" (ОГРН 1021602847320, ИНН 1655037652), г.Казань, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, г.Казань, о снятии земельного участка с государственного кадастрового учета, при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани, г. Казань, общества с ограниченной ответственностью "Интерсеть", г. Казань,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Газбумпром" (далее - ООО "Газбумпром", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (далее - Управление Росреестра по Республики Татарстан) о признании земельного участка общей площадью 35,0 кв.м с кадастровым номером 16:50:100501:144, расположенного по адресу: РТ, г. Казань, проспект Ямашева, подлежащим снятию с государственного кадастрового учета; понуждении Управления Росреестра по Республики Татарстан снять вышеуказанный земельный участок с государственного кадастрового учета.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 09.11.2018, заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2019 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 09.11.2018 отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Газбумпром", не согласившись с постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2019, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить, оставить в силе решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 09.11.2018.
Заявитель кассационной жалобы указал на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, а также несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Представители ООО "Газбумпром", явившиеся в судебное заседание, доводы, изложенные в кассационной жалобе, поддержали.
Представитель Управление Росреестра по Республики Татарстан, явившийся в судебное заседание, с кассационной жалобой не согласился, просил оставить в силе обжалуемый судебный акт.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, считает, что постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2019 подлежит отмене.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ООО "Газбумпром" на праве собственности принадлежат объекты недвижимого имущества: здание магазина "Оазис" общей площадью 519,2 кв.м с кадастровым номером 16:50:04:01258:001 и пристрой к магазину "Оазис" площадью 242,8 кв.м с кадастровым номером 16:05:100501:3410, расположенные по адресу: г. Казань, пр. Ямашева, д. 19Б, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделаны записи регистрации.
Вышеуказанные объекты недвижимого имущества расположены на земельном участке площадью 899 кв.м с кадастровым номером 16:05:100501:3652, принадлежащем обществу на праве собственности на основании договоров купли-продажи земельного участка от 23.03.2004 N 1348 и от 03.06.2013 N 18252, о чем 17.07.2018 в Едином государственном реестре недвижимости сделана запись регистрации.
Постановлением Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 01.10.2010 N 8852 "О предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "Интерсеть" земельных участков в Московском районе" на кадастровом плане территории утверждена схема расположения смежного земельного участка общей площадью 35,0 кв.м, который был поставлен на кадастровый учет 29.04.2011 с присвоением кадастрового номера 16:50:100501:144.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 24.11.2011 по делу N А65-3104/2011, вступившим в законную силу, по заявлению ООО "Газбумпром" признано недействительным постановление Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 01.10.2010 N 8852 в части утверждения схемы расположения земельного участка площадью 35 кв.м.
Управление Росреестра по Республики Татарстан письмом от 22.06.2018 N 03-26/15656 отказало обществу в снятии с кадастрового учета земельного участка площадью 35,0 кв.м с кадастровым номером 16:50:100501:144.
ООО "Газбумпром", указывая, что сведения в Едином государственном реестре недвижимости о земельном участке с кадастровым номером 16:50:100501:144 носят недостоверный характер, поскольку ненормативный акт в части утверждения схемы расположения данного земельного участка, на основании которой он был поставлен на кадастровый учет, признан недействительным, и наличие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о спорном земельном участке нарушает права и законные интересы общества, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, в совокупности оценив доказательства имеющиеся в материалы дела, в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что земельный участок площадью 35,0 кв.м с кадастровым номером 16:50:100501:144 поставлен на кадастровый учет на основании схемы расположения земельного участка, утвержденной постановлением Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 01.10.2010 N 8852, учитывая, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 24.11.2011 по делу N А65-3104/2011 данный ненормативный акт в части утверждения схемы расположения спорного земельного участка был признан недействительным, пришел к выводу, что сведения о данном земельном участке в Едином государственном реестре недвижимости являются недостоверными, в связи с чем удовлетворил заявленные требования.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 09.11.2018, исходил из того, что Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для снятия объекта недвижимости с кадастрового учета.
Поскольку в данном случае отсутствуют основания, предусмотренные Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", для снятия с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 16:50:100501:144, суд апелляционной инстанции отказал обществу в удовлетворении заявленных требований.
Между тем судом апелляционной инстанции не было принято во внимание следующее.
В соответствии с частью 2 статьи 7 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в том числе из реестра объектов недвижимости (далее также - кадастр недвижимости).
Частью 9 статьи 14 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" предусмотрено, что информация, содержащаяся в государственных информационных системах, а также иные имеющиеся в распоряжении государственных органов сведения и документы являются государственными информационными ресурсами. Информация, содержащаяся в государственных информационных системах, является официальной. Государственные органы, определенные в соответствии с нормативным правовым актом, регламентирующим функционирование государственной информационной системы, обязаны обеспечить достоверность и актуальность информации, содержащейся в данной информационной системе, доступ к указанной информации в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством, а также защиту указанной информации от неправомерных доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения и иных неправомерных действий.
Пунктом 1 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации введены принципы осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество, среди которых названы принципы публичности и достоверности государственного реестра, обеспечивающие открытость и доступность сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для неограниченного круга лиц, а также достоверность, бесспорность зарегистрированных в реестре прав.
Достоверность государственного реестра означает, с одной стороны, соответствие сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились данные в Единый государственный реестр недвижимости, с другой - что такие сведения соответствуют объективной реальности.
Как правильно указано судом апелляционной инстанции, исходя из положений Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" снятию с кадастрового учета могут подлежать: земельные участки, которые являются преобразуемыми (пункт 33 части 1 статьи 26); земельные участки, образуемые из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, в случае если заявление о государственном кадастровом учете было подано без заявления о регистрации права собственности (части 14, 15 статьи 41); ранее учтенные земельные участки при отсутствии в реестре сведений о правах на такие земельные участки (часть 3 статьи 70); земельные участки, имеющие статус временных объектов недвижимости (часть 7 статьи 72).
На недопустимость снятия с кадастрового учета земельного участка в случаях, не предусмотренных действующим законодательством, указано в пункте 21 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.11.2016, согласно которому, если сведения о земельном участке, внесенные в государственный кадастр недвижимости, не носят временного характера, то такой земельный участок может быть снят с кадастрового учета только вследствие его преобразования или в случае, прямо предусмотренном законом.
Таким образом, если установленных в законе оснований для снятия земельных участков с кадастрового учета не имеется, суд в отсутствие таковых не может принимать решение о снятии земельных участков с кадастрового учета.
Однако, снятие с кадастрового учета объекта недвижимости может явиться также следствием признания незаконными действий регистратора при осуществлении кадастрового учета объектов недвижимости в соответствии с пунктом 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (определение Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2018 N 306-КГ18-16823).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 24.11.2011 по делу N А65-3104/2011, вступившим в законную силу, по заявлению ООО "Газбумпром" признано недействительным постановление Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 01.10.2010 N 8852 в части утверждения схемы расположения земельного участка площадью 35 кв.м.
Данным решением суда, имеющим преюдициальное значение при рассмотрении настоящего дела в силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установлено, что постановление Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 01.10.2010 N 8852 в части утверждения схемы расположения земельного участка площадью 35 кв.м противоречит требованиям действующего на тот период времени законодательства, поскольку земельный участок был сформирован с нарушением требований действующего законодательства.
Вышеуказанный земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 16:50:100501:144, в том числе на основании схемы расположения земельного участка, утвержденной постановлением Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 01.10.2010 N 8852, с целью его предоставления в аренду обществу с ограниченной ответственностью "Интерсеть" на основании статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей до 01.03.2015.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 27.08.2012 по делу N А65-12126/2012, вступившим в законную силу, были удовлетворены исковые требования ООО "Газбумпром" о признании недействительным договора аренды вышеуказанного земельного участка от 21.06.2011 N 15692, заключенного между муниципальным казенным учреждением "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани" и обществом с ограниченной ответственностью "Интерсеть".
Судебными актами по делам N А65-3104/2011 и NА65-12126/2012 было установлено, что формирование земельного участка площадью 35,0 кв.м с кадастровым номером 16:50:100501:144 и последующее его предоставление в аренду обществу с ограниченной ответственностью "Интерсеть" нарушает права и законные интересы ООО "Газбумпром".
Таким образом, поскольку спорный земельный участок был сформирован с нарушением действующего в тот период времени законодательства, что установлено решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 24.11.2011 по делу N А65-3104/2011, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что данный земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет также с нарушением положений Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", поскольку вышеуказанным судебным актом признан недействительным ненормативный акт в части утверждения схемы расположения земельного участка, на основании которой он был поставлен на государственный кадастровый учет.
Принимая во внимание, что земельный участок площадью 35,0 кв.м поставлен на государственный учет с нарушением действующего законодательства и в Едином государственном реестре недвижимости содержатся недостоверные сведения об указанном земельном участке, суд первой инстанции, учитывая, что Управление Росреестра по Республики Татарстан письмом от 22.06.2018 N 03-26/15656 отказало обществу в снятии с кадастрового учета земельного участка площадью 35,0 кв.м с кадастровым номером 16:50:100501:144 и в случае снятия с кадастрового учета данного земельного участка не будут прекращены на него права, пришел к правильному выводу о том, что требования общества подлежат удовлетворению.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает необходимым постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2019 отменить, оставить в силе решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 09.11.2018.
При этом судебная коллегия считает необходимым отметить, что даже в случае снятия с кадастрового учета спорного земельного участка ООО "Газбумпром" не имеет права приобрести в собственность без торгов земельный участок в порядке перераспределения, увеличив площадь земельного участка, сформированного и поставленного на государственный кадастровый учет под принадлежащими ему объектами недвижимого имущества, что согласуется с позицией, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2018 N 303-ЭС18-3686, постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 22.11.2018 по делу N А49-2911/2018.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2019 по делу N А65-26120/2018 отменить.
Оставить в силе решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 09.11.2018 по делу N А65-26120/2018.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки установленные законом.
Председательствующий судья |
Р.В. Ананьев |
Судьи |
В.А. Петрушкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Принимая во внимание, что земельный участок площадью 35,0 кв.м поставлен на государственный учет с нарушением действующего законодательства и в Едином государственном реестре недвижимости содержатся недостоверные сведения об указанном земельном участке, суд первой инстанции, учитывая, что Управление Росреестра по Республики Татарстан письмом от 22.06.2018 N 03-26/15656 отказало обществу в снятии с кадастрового учета земельного участка площадью 35,0 кв.м с кадастровым номером 16:50:100501:144 и в случае снятия с кадастрового учета данного земельного участка не будут прекращены на него права, пришел к правильному выводу о том, что требования общества подлежат удовлетворению.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает необходимым постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2019 отменить, оставить в силе решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 09.11.2018.
При этом судебная коллегия считает необходимым отметить, что даже в случае снятия с кадастрового учета спорного земельного участка ООО "Газбумпром" не имеет права приобрести в собственность без торгов земельный участок в порядке перераспределения, увеличив площадь земельного участка, сформированного и поставленного на государственный кадастровый учет под принадлежащими ему объектами недвижимого имущества, что согласуется с позицией, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2018 N 303-ЭС18-3686, постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 22.11.2018 по делу N А49-2911/2018."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 23 апреля 2019 г. N Ф06-45417/19 по делу N А65-26120/2018