г. Казань |
|
24 апреля 2019 г. |
Дело N А65-29222/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 апреля 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Карповой В.А.,
судей: Ананьева Р.В., Петрушкина В.А.,
при участии представителя:
ответчика - Никитина В.А. (доверенность от 01.07.2018),
в отсутствие:
истца - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества страховая компания "Чулпан"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 01.11.2018 (судья Горинов А.С.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2019 (председательствующий судья Николаева С.Ю., судьи Балакирева Е.М., Терентьев Е.А.)
по делу N А65-29222/2018
по исковому заявлению муниципального казенного учреждения "Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района", г. Нижнекамск (ОГРН 1061651022652, ИНН 1651044987) к акционерному обществу страховая компания "Чулпан", г. Альметьевск (ОГРН 1021601627453, ИНН 1644001196), о взыскании 1 488 989 руб. 09 коп. долга и 586 041 руб. 28 коп. пени,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное казённое учреждение "Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района" (далее - Управление земельных и имущественных отношений) обратилось с иском к акционерному обществу страховая компания "Чулпан" (далее - АО СК "Чулпан") о взыскании 1 488 989 руб. 09 коп. долга и 586 041 руб. 28 коп. пени.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 01.11.2018, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2019, суд иск удовлетворил. Взыскал с АО СК "Чулпан" в пользу Управления земельных и имущественных отношений 1 488 989 руб. 09 коп. долга и 586 041 руб. 28 коп. пени. Взыскал с АО СК "Чулпан" в доход федерального бюджета 33 375 руб. 15 коп. госпошлины.
В кассационной жалобе АО СК "Чулпан" просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, направить дело на новое рассмотрение, по основаниям, изложенным в кассационной жалобе.
Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ, по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела, 10.11.2003 между Министерством земельных и имущественных отношений Республики Татарстан (арендодатель) и ответчиком (арендатор) был заключен договор аренды земельного участка N ТО-10-071-0157, по условиям которого ответчику был передан в пользование земельный участок с кадастровым номером 16:53:040307:0041, площадью 998 кв. м, находящийся по адресу: г. Нижнекамск, ул. Кайманова, 1, для эксплуатации административно-бытового корпуса.
Срок аренды был установлен пунктом 1.1. договора на 5 лет. Земельный участок был передан истцом ответчику по акту приема-передачи от 10.11.2003. По истечении срока договора, ответчик, в отсутствие возражений со стороны арендодателю продолжил пользование земельным участком, в силу чего с учетом положений статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договор аренды перешел в режим заключенного на тех же условиях на неопределенный срок.
Согласно разделу 2 договора, на момент заключения договора аренды размер арендной платы был установлен в сумме 44 493 руб. в год, подлежащей оплате равными долями, не позднее 15 числа следующего за отчетным месяца в размере 1/12 (пункты 2.1. и 2.3. договора).
Арендная плата исчисляется с 01.10.2003 (пункт 2.2. договора).
Кроме того, пунктом 2.1. договора установлено, что размер арендной платы может быть пересмотрен арендодателем в одностороннем порядке в связи с решениями Государственного Совета Республики Татарстан, кабинета Министров Республики Татарстан, Нижнекамского Объединенного Совета, Главы администрации города и района централизованно устанавливающими оценочные зоны, размер нормативной цены земли (кадастровая стоимость земельного участка), базовые ставки арендной платы или полного освобождения от нее.
Истец указывает, что ответчик платежи, предусмотренные договором, своевременно и в полном объеме не производил, оплачивая за все время аренды платежи в сумме 8068 руб. 36 коп. без учета установленного положениями постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 09.02.1995 N 74 поправочного повышающего коэффициента для страховых компаний, введенный в действие с 30.04.2004.
С учетом этого истец числит за ответчиком задолженность за период с 16.02.2015 по 16.05.2018 в сумме 1 488 989 руб. 09 коп., составляющий размер недоплаты арендной платы. Неоплата ответчиком задолженности послужила основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования с применением поправочного повышающего коэффициента для страховых компаний, суды мотивировали тем, что ответчиком доказательств оплаты задолженности либо обоснованных возражений на исковые требования не представлено, требование истца о взыскании долга на сумму 1 488 989 руб. 09 коп. на основании статей 309, 310, 606, 614 ГК РФ правомерны. Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 09.02.1995 N 74 "Об арендной плате за землю" определен порядок расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Республики Татарстан и государственная собственность на которые не разграничена. Данным постановлением установлено, что при определении размера арендной платы используется, в том числе, кадастровая стоимость земельного участка (как составляющая ставки земельного налога) и поправочный коэффициент, учитывающий разрешенное использование земельного участка.
Отменяя обжалованные судебные акты, коллегия кассационной инстанции исходит из следующего.
В силу статьи 15 АПК РФ принимаемые арбитражными судами судебные акты должны быть законными, основанными на всестороннем, полном и объективном исследовании представленных в дело доказательств, мотивированными выводами, соответствующими установленным обстоятельствам по делу.
Согласно правовой позиции, неоднократно выраженной Конституционным судом Российской Федерации (постановление от 06.06.1995 N 7-П, от 13.06.1996 N 14-П, определение от 18.01.2011 N 8-О-П), суды при рассмотрении дела обязаны исследовать по существу его фактические обстоятельства и не должны ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы; иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту, закрепленное частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации, оказывалось бы существенно ущемленным.
Размер арендной платы за пользование земельным участком, порядок, условия и сроки ее внесения определяются договором аренды (статья 614 ГК РФ, пункт 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ)).
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 15837/11 указано, что регулирование арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в нормативном порядке, принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений.
В соответствии с пунктом 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.
Согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 39.7 ЗК РФ в редакции, действующей с 01.03.2015, если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Ранее аналогичные положения содержались в пункте 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ), утратившим силу с 01.03.2015.
Стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной (муниципальной) собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы, независимо от воли на то сторон договора аренды и внесения в текст договора соответствующих изменений.
Согласно статье 20 ЗК РФ, действовавшей до 01.03.2015, и статье 39.9 ЗК РФ, действующей в настоящее время, в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются исключительно органам государственной власти и органам местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий.
Поскольку содержащиеся в Законе N 137-ФЗ ставки (предельные) утверждены непосредственно федеральным законом, они являются обязательными при определении размера арендной платы для всех публичных собственников, а предельный размер годовой арендной платы, установленный пунктом 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ, является обязательным для сторон (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2015), утвержденный 26.06.2015 Президиумом Верховного Суда Российской Федерации, определение Верховного Суда Российской Федерации от 29.10.2015 N 306-ЭС15-6588).
При отсутствии переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, право государственной собственности на который не разграничено, плата за пользование таким участком до 01.03.2015 подлежала определению по правилам абзаца пятого пункта 10 статьи 3 Закона N 137-ФЗ (действовавшего до 01.03.2015), с 01.03.2015 - по правилам, установленным пунктом 3 статьи 39.7 ЗК РФ (статья 39.7 "Размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности"; Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018) утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.03.2018 (определение Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2017 N 306-ЭС17-13791 по делу N А65-6671/2016)).
В случае переоформления в порядке пункта 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков годовой размер арендной платы устанавливается в пределах двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков. Установленная данным законом льготная ставка арендной платы распространяется исключительно на лиц, которые совершили необходимые юридические действия по переоформлению принадлежащего им права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право аренды.
Общество не относится к лицам, которым земельные участки могут предоставляться на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Установленная данным законом льготная ставка арендной платы распространяется исключительно на лиц, которые совершили необходимые юридические действия по переоформлению принадлежащего им права постоянного (бессрочного) пользования земельного участка на право аренды.
Порядок определения размера арендной платы за пользование спорным земельным участком, а также порядок, условия и сроки ее внесения подлежат публичному регулированию и устанавливаются органами государственной власти Республики Татарстан.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 09.02.1995 N 74 "Об арендной плате за землю" утверждено Положение о порядке определения размеров арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Республики Татарстан и государственная собственность на которые не разграничена (далее - Положение).
Пунктом 2.2 указанного нормативного акта также установлен годовой размер арендной платы в пределах двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков при переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Таким образом, как федеральным, так и региональным нормативными актами предусмотрен единый максимальный размер арендной платы для земельных участков, переданных в аренду в порядке переоформления ранее возникшего права постоянного (бессрочного) пользования.
Как следует из материалов дела, согласно постановлению от 22.09.2003 N 702 земельный участок ответчик под административно-бытовым корпусом переоформил с права постоянного (бессрочного пользования) на право аренды на 5 лет.
Судебные инстанции применительно к спорной ситуации не учли, данное обстоятельство, переоформление права бессрочного пользования в установленный законом срок.
В соответствии с частью 1 статьи 168 АПК РФ при принятии решения арбитражный суд оценивает доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений; определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу; устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле; решает, подлежит ли иск удовлетворению.
Таким образом, суды обеих инстанций в нарушение положений АПК РФ, исходя из предмета и оснований заявленных требований, не установили все обстоятельства, имеющие значение для дела, и входящие в предмет доказывания по данному спору.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела, сделаны при неполном исследовании фактических обстоятельств дела, в связи с чем, имеются предусмотренные статьей 288 АПК РФ основания для отмены обжалуемых судебных актов.
Согласно положениям статей 168, 268 АПК РФ полномочиями по оценке и переоценке фактических обстоятельств дела и представленных сторонами доказательств наделены суды первой и апелляционной инстанций.
Необходимость проверки расчета иска на предмет его соответствия нормам законодательства, регулирующего спорные отношения, как подлежащего оценке письменного доказательства по делу, по смыслу статей 64, 71 АПК РФ входит в стандарт всестороннего и полного исследования судом первой инстанции имеющихся в деле доказательств. Указанное подтверждается судебной практикой Верховного Суда Российской Федерации (Определения Верховного Суда Российской Федерации от 19.10.2016 N 305-ЭС16-8324, от 27.12.2016 N 310-ЭС16-12554, от 29.06.2016 N 305-ЭС16-2863).
Компетенция суда кассационной инстанции определена статьями 286, 287 АПК РФ, согласно которым суд кассационной инстанции проверяет правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов о применении норм права установленным обстоятельствам и доказательствам, имеющимся в деле.
В силу части 1 статьи 288 АПК РФ основаниями для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций являются несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Поскольку для принятия законного и обоснованного решения требуется исследование и оценка доказательств, а также совершение иных действий процессуального характера, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции, судебная коллегия считает необходимым направить дело N А65-29222/2018 на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Татарстан.
При новом рассмотрении суду первой инстанции следует учесть вышеизложенное, установить обстоятельства дела, имеющие значение для разрешения данного спора, и с учетом установленных обстоятельств, принять решение, правильно применив нормы материального и процессуального права, проверить расчет арендной платы за спорный период с учетом изложенных в настоящем постановлении положений по применению нормативных актов, регулирующих порядок определения арендной платы, определить наличие задолженности у ответчика с учетом произведенных им платежей, принять законные и обоснованные судебные акты.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 01.11.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2019 по делу N А65-29222/2018 отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Татарстан.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.А. Карпова |
Судьи |
Р.В. Ананьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При отсутствии переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, право государственной собственности на который не разграничено, плата за пользование таким участком до 01.03.2015 подлежала определению по правилам абзаца пятого пункта 10 статьи 3 Закона N 137-ФЗ (действовавшего до 01.03.2015), с 01.03.2015 - по правилам, установленным пунктом 3 статьи 39.7 ЗК РФ (статья 39.7 "Размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности"; Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018) утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.03.2018 (определение Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2017 N 306-ЭС17-13791 по делу N А65-6671/2016)).
В случае переоформления в порядке пункта 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков годовой размер арендной платы устанавливается в пределах двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков. Установленная данным законом льготная ставка арендной платы распространяется исключительно на лиц, которые совершили необходимые юридические действия по переоформлению принадлежащего им права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право аренды."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 24 апреля 2019 г. N Ф06-45628/19 по делу N А65-29222/2018
Хронология рассмотрения дела:
24.04.2019 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-45628/19
10.04.2019 Определение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-29222/18
22.01.2019 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-19831/18
01.11.2018 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-29222/18