г. Казань |
|
25 апреля 2019 г. |
Дело N А49-6772/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 апреля 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Топорова А.В.,
судей Мосунова С.В., Савкиной М.А.,
при участии:
от Министерства сельского хозяйства Пензенской области - Конищева М.В. - представителя по доверенности от 16.02.2018,
от Управления Федерального казначейства по Пензенской области - Боровиковой Ж.В. - представителя по доверенности от 26.03.2019,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства Пензенской области
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2019 (председательствующий судья Филиппова Е.Г., судьи Засыпкина Т.С., Сергеева Н.В.)
по делу N А49-6772/2018
по заявлению министерства сельского хозяйства Пензенской области (ОГРН 1035803002443, ИНН 5836013019) к Управлению Федерального казначейства по Пензенской области (ОГРН 1025801353060; ИНН 5836200530) о признании недействительным представления от 15.03.2018 N 55-20-17/967,
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства Пензенской области (далее - Минсельхоз Пензенской области, министерство, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Пензенской области (далее - Управление, УФК по Пензенской области) о признании недействительным представления от 15.03.2018 N 55-20-17/967.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 20.11.2018 заявленные требования удовлетворены, представление УФК по Пензенской области от 15.03.2018 N 55-20-17/967 признано недействительным как не соответствующее нормам Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) и возложена обязать устранить допущенные нарушения прав и законных интересов министерства сельского хозяйства Пензенской области.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2019 решение Арбитражного суда Пензенской области от 20.11.2018 отменено, принят новый судебный акт, которым в удовлетворении заявления министерства сельского хозяйства Пензенской области отказано.
Министерства сельского хозяйства Пензенской области, не согласившись с принятым судебным актом, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит постановление апелляционной инстанции отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и нарушение норм процессуального права. По мнению заявителя, судебный акт вынесен при недоказанности имеющихся в деле обстоятельствах; судом сделан неверный вывод о том, что установленная при заключении соглашений пропорция не подлежит изменению.
В отзыве на кассационную жалобу Управление Федерального казначейства по Пензенской области просит оспариваемый судебный акт оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель Управление отклонила доводы, изложенные в кассационной жалобе по основаниям, изложенным в отзыве.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, приказом УФК по Пензенской области от 09.01.2018 N 2 во исполнение поручения Федерального казначейства от 13.12.2017 N 07 - 04-05/17-960 проведена внеплановая камеральная проверка в отношении Минсельхоза Пензенской области по вопросам подтверждения фактов нарушений условий софинансирования субсидий из федерального бюджета, выявленных по результатам инвентаризации исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) за 2015, 2016 годы. Актом внеплановой камеральной проверки УФК по Пензенской области от 12.02.2018 установлены нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации в деятельности Минсельхоза Пензенской области в сумме 5 565 941 руб. 73 коп.
По результатам выездной проверки заявителя УФК по Пензенской области 15.03.2018 вынесено представление N 55-20-17/967, в котором от Минсельхоза Пензенской области в срок до 05.04.2018 потребовано рассмотреть информацию о выявленных нарушениях, а также принять меры по устранению причин и условий их совершения в части соблюдения условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов (субсидии из федерального бюджета), а именно: обеспечения уровня софинансирования за счет средств бюджета Пензенской области в соответствии с условиями соглашений о предоставлении субсидии из федерального бюджета.
Федеральное казначейство направило в адрес Министерства финансов Российской Федерации уведомление о применении бюджетных мер принуждения N 07-04-04/09-5957, указав в нем, что общая сумма средств субсидий из федерального бюджета, использованных с нарушением условий предоставления межбюджетных трансфертов, составляет 5 298 378 руб.
Министерство сельского хозяйства Пензенской области данное представление незаконным и обратилось в арбитражный суд.
Проанализировав условия Соглашений N 602/10-с и N 92/10-с, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Минсельхоз Пензенской области не нарушило условия представления и расходования полученных из федерального бюджета субсидий, поскольку выполнило условия данных соглашений, а именно - использовало субсидии на цели и в размерах, установленных в Приложениях N 1 к данным соглашениям, обеспечило перечисление средств федерального бюджета и бюджета Пензенской области на счета получателей средств, а также исполнителей работ, обеспечило выполнение обязательств по финансированию мероприятий Программы, указанной в соглашениях, а также достигло показателей результативности использования предоставленных субсидий.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции, обратил внимание на следующее: суд первой инстанции, устанавливая вопреки фактическим обстоятельствам отсутствие нарушения условий софинансирования, ошибочно руководствовался средним (ориентировочным) уровнем софинансирования, установленным правилами, а не фактическими уровнями объемов средств, установленными соглашением и находящимися в зафиксированной (а не плавающей) для целей исполнения расходных обязательств пропорции; суд не учел, что, по сути, минсельхозом Пензенской области в одностороннем порядке не исполнены принятые на себя в соответствии с соглашением расходные обязательства в указанном в нем объеме и соответственно не исполнен закон Пензенской области об областном бюджете, в котором ассигнования в установленном объеме на соответствующие цели являлись основанием для предоставления субсидии бюджету области для реализации программных мероприятий; суд не привел правового обоснования того обстоятельства, что субъект Российской Федерации обеспечил себе экономическую выгоду (преимущество) путем сокращения (экономии) в одностороннем порядке своих расходных обязательств, перерасходуя при этом средства федерального бюджета, при уменьшении фактической потребности в бюджетных средствах; суд не дал оценки тому факту, что средства субсидии, являющиеся средствами другого публично-правового образования - Российской Федерации, подлежат при уменьшении потребности в конкретном субъекте Российской Федерации распределению между другими регионами при наличии у них потребности в данной субсидии. Указанное условие определяет цель возврата остатков средств субсидии в федеральный бюджет, но не для получения отдельными регионами экономии собственных средств бюджетов за счет избыточного расходования средств федерального бюджета либо исполнения своих расходных обязательств за счет средств федерального бюджета; суд не дал надлежащей правовой оценки факту нарушения пропорции между средствами федерального и областного бюджетов.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое представление соответствует действующему законодательству и не нарушает прав и законные интересы заявителя.
Между тем, выводы суда апелляционной инстанции не соответствуют обстоятельствам дела, входят в противоречие с предоставленными в материалы дела доказательствами.
Полномочия Федерального казначейства (Казначейство России) закреплены в положении о Федеральном казначействе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 703 (далее - Положение N 703), согласно которому Казначейство России является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета, функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1092 "О порядке осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере" утверждены Правила осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере" (далее - Правила N 1092).
В силу пункта 2 Правил N 1092 деятельность по контролю основывается на принципах законности, объективности, эффективности, независимости, профессиональной компетентности, достоверности результатов и гласности.
Согласно подпункту "а" пункта 6 Правил N 1092 Федеральное казначейство при осуществлении деятельности по контролю в финансово-бюджетной сфере осуществляет полномочия по контролю: за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных программ Российской Федерации, в том числе об исполнении государственных заданий.
В соответствии с пунктом "а" пункта 68 Правил N 1092 при осуществлении полномочий, предусмотренных абзацами вторым и третьим подпункта "а" настоящих Правил Федеральное казначейство (его территориальный орган) направляет представления, содержащие информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из федерального бюджета, государственных контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными гарантиями Российской Федерации, целей, порядка и условий размещения средств федерального бюджета в ценные бумаги объектов контроля, а также требования о принятии мер по устранению причин и условий таких нарушений или требования о возврате предоставленных средств федерального бюджета, обязательные для рассмотрения в установленный в указанном документе срок или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан.
Понятие бюджетного нарушения приведено в пункте 1 статьи 306.1 БК РФ, согласно которому бюджетным правонарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 настоящего Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.
Согласно оспариваемому представлению минсельхоз Пензенской области в 2015, 2016 годах не соблюдал условия предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов (субсидий из федерального бюджета), а именно: не обеспечил уровень софинансирования за счет средств бюджета Пензенской области, что повлекло перерасход средств федерального бюджета, на следующие мероприятия: в 2015 году: на развитие сети фельдшерско-акушерских пунктов и (или) офисов врачей общей практики в сельской местности, сумма нарушения - 209 588 руб. 22 коп.; по развитию газификации в сельской местности, сумма нарушения - 809 110 руб. 60 коп.; по развитию водоснабжения в сельской местности, сумма нарушения - 3 648 636 руб. 47 коп.; в 2016 году: по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, сумма нарушения - 390 460 руб. 15 коп.; по развитию сети плоскостных спортивных сооружений в сельской местности, сумма нарушения - 281 719 руб. 79 коп.; по развитию водоснабжения в сельской местности, сумма нарушения - 226 426 руб. 50 коп.
Согласно пункту 1 статьи 130 БК РФ межбюджетные трансферты из федерального бюджета (за исключением субвенций) предоставляются при условии соблюдения органами государственной власти субъектов Российской Федерации бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Правила предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации (в том числе субсидий) устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 132 БК РФ цели и условия предоставления и расходования субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, критерии отбора субъектов Российской Федерации для предоставления указанных межбюджетных субсидий и их распределения между субъектами Российской Федерации устанавливаются федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации на срок не менее трех лет.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 N 999 утверждены Правила формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации (далее - Постановление Правительства РФ N 999).
Постановлением Правительства РФ N 999 утверждены Правила формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации (далее - Правила предоставления субсидий).
В силу пункта 2 Правил предоставления субсидий (в редакции, действующей в 2015, 2016 годах) субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств, возникающих при выполнении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения.
В соответствии с пунктом 3 Правил предоставления субсидий (в редакции, действовавшей в 2015, 2016 годах) государственными программами Российской Федерации (государственными программами субъекта Российской Федерации) может быть предусмотрено предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации (местным бюджетам) для достижения целей указанных программ. Правила предоставления указанных субсидий устанавливаются соответствующей программой.
Предоставление субсидий осуществляется на основании соглашения (пункт 9 Правил предоставления субсидий в редакции, действовавшей в 2015, 2016 годах).
В пунктах 16 и 19 Правил предоставления субсидий (в редакции, действовавшей в 2015, 2016 годах) указаны случаи нарушения обязательств (подпункты "б" и "в" пункта 10 настоящих Правил), при которых возможен возврат средств предоставленной субсидии из бюджета субъекта в федеральный бюджет.
В соответствии с пунктом 20 Правил предоставления субсидий (в редакции, действовавшей в 2015, 2016 годах) основаниями для освобождения субъектов Российской Федерации от применения мер ответственности, предусмотренных пунктами 16 и 19 настоящих Правил, является документально подтвержденное наступление обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих исполнению соответствующих обязательств.
В силу пункта 22 Правил предоставления субсидий (в редакции, действовавшей в 2015, 2016 годах) в случае нецелевого использования субсидии и (или) нарушение субъектом Российской Федерации условий ее предоставления, в том числе невозврата субъектом Российской Федерации средств в федеральный бюджет в соответствии с пунктами 16 и 19 настоящих Правил, к нему применяются бюджетные меры принуждения, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 N 598 "О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года" утверждена федеральная целевая программа "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года" (далее - Постановление Правительства РФ от 15.07.2013 N 598).
Постановлением Правительства РФ от 15.07.2013 N 598 утверждены Правила представления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на комплексное обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности, на строительство и реконструкцию автомобильных дорог (далее - Правила N 598, Приложение N 8), а также Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов (далее - Приложение N 3, Правила N 598).
В силу пункта 24 Приложения N 8 в случае если при заключении соглашения размер средств, предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации, указанных в пункте 2 настоящих Правил, меньше размера, установленного в соответствии с подпунктом "б" пункта 3 настоящих Правил, размер субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации в текущем финансовом году, подлежит сокращению.
В соответствии с пунктом 29 Приложения N 8 в случае если субъектом Российской Федерации по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии допущены нарушения обязательств, предусмотренных соглашением в соответствии с подпунктом "г" пункта 20 настоящих Правил, и до дня предоставления отчетности о достижении значений показателей результативности использования субсидии в соответствии с соглашением в году, следующем за годом предоставления субсидии, указанные нарушения не устранены, объем средств, подлежащий возврату из бюджета субъекта Российской Федерации в федеральный бюджет до 1 июня года, следующего за годом предоставления субсидии, рассчитывается в соответствии с пунктами 16-18 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 N 999 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации".
Возврат и последующее использование средств, перечисленных в федеральный бюджет в соответствии с пунктом 29 настоящих Правил, осуществляется по предложению главного распорядителя средств федерального бюджета в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 32 Приложения N 8 в случае нецелевого использования субсидии и (или) нарушения субъектом Российской Федерации условий ее предоставления к субъекту Российской Федерации применяются бюджетные меры принуждения, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации.
Контроль за соблюдением субъектами Российской Федерации условий предоставления субсидий осуществляется главным распорядителем средств федерального бюджета и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере (пункт 34 Приложения N 8).
В силу пункта 14 Приложения N 3 в случае, если размер средств, предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации на реализацию мероприятий, указанных в пункте 2 настоящих Правил, меньше размера, установленного в соответствии с подпунктом "б" пункта 3 настоящих Правил, размер субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации в текущем финансовом году, подлежит сокращению.
Как следует из материалов дела, распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.04.2015 N 700-р "О распределении субсидий, предоставляемых в 2015 году из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на софинансирование расходных обязательств субъектов РФ, связанных с реализацией мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых специалистов, по комплексному обустройству объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности и, по грантовой поддержке местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности, в рамках федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", Соглашением о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации от N 602/10-С (далее - Соглашение N 602/10-С) в 2015 году из федерального бюджета бюджету Пензенской области на реализацию мероприятий по комплексному обустройству объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности, предоставлены субсидии, в том числе:
1) на развитие сети фельдшерско-акушерских пунктов и (или) офисов врачей общей практики в сельской местности (далее - Мероприятие - 1.1) в размере 3 060 000 руб. 00 коп. КБК 082 0902 2575018 522 251 (код цели - 345-03234), из которых средства федерального бюджета в размере 209 588 рублей 22 копеек были использованы с нарушением условий предоставления межбюджетных трансфертов (субсидия из федерального бюджета);
2) на развитие газификации в сельской местности (далее - Мероприятие -1.2) в размере 8 600 000 рублей 00 копеек КБК 082 0502 2575018 522 251 (код цели - 343-00123), из которых средства федерального бюджета в размере 809 ПО рублей 60 копеек были использованы с нарушением условий предоставления межбюджетных трансфертов (субсидия из федерального бюджета);
3) на развитие водоснабжения в сельской местности (далее - Мероприятие- 1.3) в размере 20 310 000 рублей 00 копеек КБК 082 0502 2575018 522 251 (код цели - 343- 00120), из которых средства федерального бюджета в размере 3 213 727 рублей 48 копеек были использованы с нарушением условий предоставления межбюджетных трансфертов (субсидия из федерального бюджета).
В соответствии с пунктом 20 Правил N 598 субсидии предоставляются бюджету субъекта Российской Федерации в соответствии с соглашением, предусматривающем следующие положения:
а) сведения о размере предоставляемой субсидии на очередной финансовый год и плановый период, порядок, условия и сроки ее перечисления в бюджет субъекта Российской Федерации;
б) сведения об объеме бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации, утвержденном законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, на финансирование расходного обязательства субъекта Российской Федерации, софинансируемого за счет субсидии, в размере не менее размера, установленного в соответствии с подпунктом "б" пункта 3 настоящих Правил.
Указанные условия не являются исчерпывающими и свидетельствуют о том, что в случае утверждения субъектом Российской Федерации (далее - субъект РФ) соответствующих федеральной программе мероприятий в программе субъекта РФ по развитию сельского хозяйства, на осуществление которых в бюджете субъекта РФ предусмотрены соответствующие бюджетные обязательства субъекта РФ в виде ассигнований, утвержденных законом о бюджете субъекта РФ на соответствующий финансовый год, и правил субъекта РФ о предоставлении субсидий из бюджета субъекта РФ, Российская Федерация предоставит субсидии на софинансирование таких мероприятий.
Также Правила N 598 содержат финансовые условия предоставления субсидий, определяющие объемы субсидий, порядок расчетов объемов предоставляемых субсидий, уровни софинансирования и порядок использования предоставляемых субсидий с учетом принципа софинансирования.
В частности, соблюдение уровней софинансирования как за счет средств субсидий из федерального бюджета, так и за счет собственных средств бюджета субъекта Российской Федерации, обеспечивается таким условием указанных Правил: в случае если при заключении соглашения размер средств, предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации на реализацию мероприятий, указанных в пункте 2 настоящих Правил, меньше размера, установленного в соответствии с подпунктом "б" пункта 3 настоящих Правил, размер субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации в текущем финансовом году, подлежит сокращению.
В соответствии с пунктом 25 Правил в случае потребности субъекта Российской Федерации в уменьшении размера субсидии в текущем финансовом году размер субсидии подлежит сокращению на основании письменного обращения органа исполнительной власти.
При этом вышеуказанные Правила содержат верхний и нижний пределы средств, предоставляемых из федерального бюджета, а конкретное соотношение объемов средств федерального и регионального бюджетов устанавливается в заключаемом между Минсельхозом России и высшим исполнительным государственным органом субъекта РФ Соглашении о предоставлении субсидий из федерального бюджета, когда стороны согласуют между собой уровни софинансирования, устанавливая в соглашении конкретные суммы расходов за счет двух бюджетов (в том числе консолидированного бюджета субъекта РФ) на выполнение мероприятий региональной программы, и одновременно принимают на себя расходные обязательства в объемах сумм бюджетных средств, указанных в соглашении.
Согласно пункту 3 статьи 219 БК РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.
Положения, регулирующие обязательный и принудительный возврат неиспользованных средств субсидий (межбюджетных трансфертов) и (или) образовавшихся их остатков в федеральный бюджет, предусмотрены пунктом 5 статьи 242 БК РФ.
Положения пункта 5 статьи 242 БК РФ являются императивными и подлежат неукоснительному соблюдению всеми участниками бюджетных отношений (в том числе межбюджетных отношений).
Кроме того, Правила N 598 содержат условие о заключении соглашения о предоставлении субсидий из федерального бюджета между исполнителем Государственной программы Российской Федерации (в настоящем случае - Минсельхоз) и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Такие соглашения являются основанием для предоставления субсидий из федерального бюджета, при этом в них конкретизируются условия предоставления субсидий, их размеры (в том числе за счет средств субъекта Российской Федерации), положения об ответственности сторон за неисполнение условий соглашений (использование, расходование субсидий), правил предоставления субсидий, и меры, предусмотренные бюджетным законодательством за нарушение положений бюджетного законодательства.
Таким образом, с учетом вышеуказанных положений БК РФ об обязательствах Российская Федерация и Пензенская область в лице их государственных органов, заключая Соглашения о предоставлении субсидий из федерального бюджета, и предусматривая в них конкретные суммы расходных обязательств за счет двух бюджетов, вытекающие из федерального закона о федеральном бюджете, распоряжений Правительства Российской Федерации о предоставлении субсидий, закона Пензенской области об областном бюджете на соответствующие годы (2015, 2016, 2017 годы) и региональной программы развития сельского хозяйства, одновременно приняли на себя публичные обязательства по осуществлению соответствующих расходов на выполнение мероприятий как федеральной программы N 717, так и региональной программы, на софинансирование которой в соответствующей пропорции предоставляются субсидии из федерального бюджета.
Во исполнение государственной программы N 717, указанных Правил заключено Соглашение N 602/10-с (далее - соглашение) о предоставлении субсидий из федерального бюджета Пензенской области в 2015 году Предметом соглашения (в том числе в ред. доп. соглашений) является предоставление из федерального бюджета субсидий, в том числе на мероприятия указанные выше.
Соглашением установлено обязательство высшего исполнительного органа о финансировании расходов по направлениям и в объемах, установленных в приложениях (т.е. расходные обязательства). Соглашением также предусмотрено, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств по соглашению стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями соглашения.
Согласно пункту 2.2.4 Соглашения N 602/10-с орган исполнительной власти обеспечивает выполнение обязательств по финансированию мероприятий Программы, указанных в пункте 1.1 Соглашения в объемах не менее предусмотренных в Приложении N 2 к Соглашению.
При изменении объемов средств бюджета Пензенской области, предусмотренных Приложением N 2 к Соглашению по мероприятиям Программы, в течение 10 рабочих дней представляет Министерству сведения об объеме бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете Пензенской области на исполнение расходных обязательств Пензенской области в соответствии с выпиской из закона Пензенской области о бюджете Пензенской области о размере средств, предусмотренных на реализацию мероприятий, указанных в п.1.1 Соглашения, заверенной финансовым органом Пензенской области, и содержащей наименование, номер и дату утверждения нормативного правового акта, устанавливающего расходное обязательство Пензенской области, и заключает дополнительное соглашение к настоящему Соглашению.
В силу пункта 2.2.5 Соглашения N 602/10-с орган исполнительной власти обязуется обеспечить достижение показателей результативности использования субсидий, установленных Приложением N 1 к Соглашению.
В случае если Пензенской областью по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии не достигнуты установленные Соглашением показатели результативности использования субсидий, указанные в Приложении N 1 к Соглашению, и до дня представления отчета о достижении показателей результативности использования субсидии по форме согласно Приложению N 4 к Приказу Минсельхоза России от 04.03.2015 N 85 "О реализации федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года", в соответствии с Соглашением в году, следующем за годом предоставления субсидии, эти нарушения не устранены, объем средств подлежит возврату из бюджета Пензенской области в федеральный бюджет в срок до 1 июня года, следующего за годом предоставления субсидии, и рассчитывается в соответствии с пунктами 16-18 Правил предоставления субсидий.
В соответствии с пунктом 2.2.9 Соглашения N 602/10-с орган исполнительной власти обязуется обеспечить целевое использование субсидий, перечисленных Министерством, в соответствии с Соглашением.
В случае нецелевого использования субсидии и (или) нарушения Пензенской областью условий ее предоставления к Пензенской области применяются бюджетные меры принуждения, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 2.2.5 Соглашения N 602/10-с орган исполнительной власти обязуется обеспечить достижение показателей результативности использования субсидий, установленных Приложением N 1 к Соглашению.
В Приложениях N 1 и N 2 к Соглашению N 92/10-с указаны сведения о размерах субсидий, предоставляемых Пензенской области на реализацию мероприятий Программы, целевых индикаторах и показателях результативности использования субсидии в 2016 году, а также сведения об объеме бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете Пензенской области, утвержденном законом Пензенской области о бюджете Пензенской области от 25.12.2015 N 2850-ЗПО "О бюджете Пензенской области на 2016 год" (с последующими изменениями) на реализацию мероприятий Программы и об объемах средств, предусмотренных в местных бюджетах и привлекаемых из внебюджетных источников в 2016 году.
На реализации мероприятий субсидии, полученные из федерального бюджета и бюджета Пензенской области, направлялись в бюджеты местных органов самоуправления, которые, в свою очередь, привлекали для выполнения работ подрядные организации.
По результатам проведенных торгов с подрядными организациями и исполнению подрядных работ в рамках вышеуказанных мероприятий сложилась экономия бюджетных средств в сумме 9 328 251 руб.
Согласно данным отчетов об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора, администратора источников финансового дефицита бюджета, главного администратора, 23 администратора доходов бюджета на 01.01.2016 и на 01.01.2017, отчета об использовании межбюджетных трансфертов из федерального бюджета субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями и территориальным внебюджетным фондом на 01.01.2016 и на 01.01.2017 и сведений о ходе реализации федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года" фактические расходы средств составили: на развитие газификации в сельской местности: в 2015 г. федеральный бюджет - 8600 тыс.руб., бюджет Пензенской области - 5082,311 тыс.руб., местный бюджет - 450 тыс.руб.; на развитие водоснабжения Пензенской области: в 2015 г. федеральный бюджет - 20310 тыс.руб., бюджет Пензенской области - 11138,065 тыс.руб., местный бюджет - 800 тыс.руб., в 2016 г. федеральный бюджет - 4500 тыс.руб., бюджет Пензенской области - 4348 тыс.руб., местный бюджет - 10,7 тыс.руб.; на развитие сети плоскостных спортивных сооружений в сельской местности: в 2016 г. федеральный бюджет - 2080 тыс.руб., бюджет Пензенской области - 5699,65 тыс.руб., местный бюджет - 156,99 тыс.руб.; на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе, молодых семей и молодых специалистов: в 2016 федеральный бюджет - 33398 тыс.руб., бюджет Пензенской области - 18613 тыс.руб., местный бюджет - 757,7 тыс.руб., внебюджетные источники - 43145,54 тыс.руб.
Сопоставив объем денежных средств, выделенных федеральным бюджетом на реализацию вышеуказанных мероприятий, и объем денежных средств, фактически потраченных на данные мероприятия, УФК по Пензенской области в оспариваемом представлении пришло к выводу о перерасходе средств федерального бюджета, образовавшемся за счет необеспечения уровня софинансирования из федерального бюджета и бюджета Пензенской области, и о совершении заявителем бюджетного правонарушения, предусмотренного статьей 306.8 Бюджетного кодекса РФ.
В редакции Федерального закона от 29.12.2015 N 406-ФЗ с 01.01.2016 статья 306.8 Бюджетного кодекса РФ изложена в следующей редакции: нарушение финансовым органом (главным распорядителем (распорядителем) и получателем средств бюджета, которому 24 предоставлены межбюджетные трансферты) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, если это действие не связано с нецелевым использованием бюджетных средств, влечет бесспорное взыскание суммы межбюджетного трансферта и (или) приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).
Таким образом, бюджетным правонарушением считается нарушение распорядителем или получателем бюджетных средств условий предоставления межбюджетных трансфертов или с 01.01.2016 - и (или) их расходования.
Анализ условий Соглашений N 602/10-с и N 92/10-с, позволяет придти к выводу о том, что Минсельхоз Пензенской области не нарушило условия представления и расходования полученных из федерального бюджета субсидий, поскольку выполнило условия данных соглашений, а именно - использовало субсидии на цели и в размерах, установленных в Приложениях N 1 к данным соглашениям, обеспечило перечисление средств федерального бюджета и бюджета Пензенской области на счета получателей средств, а также исполнителей работ, обеспечило выполнение обязательств по финансированию мероприятий Программы, указанной в соглашениях, а также достигло показателей результативности использования предоставленных субсидий.
Как верно указано судом первой инстанции, заявитель использовал средства выделенных федеральным бюджетом субсидий в полном объеме, при этом выделенные средства бюджета субъекта и местных бюджетов использовал в меньшем, чем предусмотрено соглашениями, объеме. При этом, доля расходов бюджета Пензенской области, софинансируемого за счет предоставленных субсидий, составила не менее 30 процентов, что не противоречит нормативным условиям предоставления субсидий федеральным бюджетом. Соглашением не был определен уровень софинансирования в процентном соотношении к фактическим расходным обязательствам, соглашением были определены планируемые размеры софинансирования в абсолютных значениях, которые не были нарушены заявителем.
Согласно части 1 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства, представленные в каждом конкретном деле, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В данном случае, одни и те же обстоятельства, являющиеся существенными для правильного рассмотрения спора, оказались оцененными судами по-разному.
Между тем, оценка судом доказательств по своему внутреннему убеждению не означает допустимости их необоснованной оценки, при которой тождественные обстоятельства получают диаметрально противоположное толкование, без указания каких-либо причин этого. Такая оценка доказательств не может быть признана объективной (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.06.2009 N 17580/08).
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствовали правовые основания для отмены решения суда первой инстанции, которое соответствует нормам материального и процессуального права.
В силу части 1 статьи 288 АПК РФ основаниями для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций являются несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 287 АПК РФ по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе оставить в силе одно из ранее принятых по делу решений или постановлений.
Таким образом, постановление апелляционного суда подлежит отмене как принятое при неправильном применении норм материального права и нарушении норм процессуального права и в связи с несоответствием выводов обстоятельствам дела, а решение суда первой инстанции - оставлению в силе.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2019 по делу N А49-6772/2018 отменить, оставить в силе решение Арбитражного суда Пензенской области от 20.11.2018.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.В. Топоров |
Судьи |
С.В. Мосунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В редакции Федерального закона от 29.12.2015 N 406-ФЗ с 01.01.2016 статья 306.8 Бюджетного кодекса РФ изложена в следующей редакции: нарушение финансовым органом (главным распорядителем (распорядителем) и получателем средств бюджета, которому 24 предоставлены межбюджетные трансферты) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, если это действие не связано с нецелевым использованием бюджетных средств, влечет бесспорное взыскание суммы межбюджетного трансферта и (или) приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).
...
Согласно части 1 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства, представленные в каждом конкретном деле, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В данном случае, одни и те же обстоятельства, являющиеся существенными для правильного рассмотрения спора, оказались оцененными судами по-разному.
Между тем, оценка судом доказательств по своему внутреннему убеждению не означает допустимости их необоснованной оценки, при которой тождественные обстоятельства получают диаметрально противоположное толкование, без указания каких-либо причин этого. Такая оценка доказательств не может быть признана объективной (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.06.2009 N 17580/08)."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 25 апреля 2019 г. N Ф06-45756/19 по делу N А49-6772/2018