г. Казань |
|
30 апреля 2019 г. |
Дело N А65-11502/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 апреля 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мухаметшина Р.Р.,
судей Ольховикова А.Н., Хабибуллина Л.Ф.,
при участии представителей:
Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан - Махмутовой А.А., доверенность от 29.10.2918,
Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан - Корсукова М.Н., доверенность от 29.12.2018, Аверьяновой Е.В., доверенность от 29.12.2018,
Федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный парк "Нижняя Кама", Республика Татарстан - Гумеровой Ч.Н., доверенность от 09.01.2019,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.09.2018 (судья Хамитов З.Н.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2019 (председательствующий судья Рогалева Е.М., судей Бажан П.В., Корнилов А.Б.)
по делу N А65-11502/2018
по заявлению межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан о признании незаконными решения, предписания, по заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный парк "Нижняя Кама", Республика Татарстан, Елабужский район, Танаевский лес, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г. Казань, о признании незаконным решения, третьи лица: Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, Республика Татарстан, г. Казань, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, г. Москва, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Республика Татарстан, г. Казань,
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области (далее - Управление, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - УФАС России по РТ, ответчик, антимонопольный орган) по делу N 06-257/2015 от 14.12.2017 (полный текст решения 28.12.2017), предписания по делу N 06-257/2015 от 14.12.2017, делу присвоен номер А65-11502/2018.
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Национальный парк "Нижняя Кама" (далее - ФГБУ "Национальный парк "Нижняя Кама", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением, с учетом принятого судом уточнения требований, о признании незаконными пунктов 1, 3 решения УФАС России по РТ от 28.12.2017 по делу N 06-257/2015, делу присвоен номер А65-6340/2018.
Вышеуказанные дела объединены в одно производство для совместного рассмотрения с присвоением делу номера А65-11502/2018.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.09.2018 частично удовлетворено требование ФГБУ "Национальный парк "Нижняя Кама", признаны незаконными пункты 1, 3 решения УФАС России по РТ от 28.12.2017 по делу N 06- 257/2015 в части признания ФГБУ "Национальный парк "Нижняя Кама" нарушившим пункт 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в бездействии по взиманию арендных платежей с арендаторов за земельные участки, расположенные на территории Национального парка Елабужского и Тукаевского муниципальных районов Республики Татарстан для организации культурно-оздоровительных мероприятий (для рекреационных целей), что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции; и передаче в отношении него материалов должностным лицам УФАС по РТ для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении. В удовлетворении заявления межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области судом отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2019 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.09.2018 оставлено без изменения.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан обратилась в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить вышеуказанные судебные акты, в части признания недействительными пунктов 1, 3 оспариваемого решения в отношении ФГБУ "Национальный парк "Нижняя Кама", и принять по делу новый судебный акт.
Управление обратилась в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить вышеуказанные судебные акты в части отказа в удовлетворении заявленных требований, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании 18.04.2019 в соответствии со статьей 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 23.04.2019 в 14 часов 45 минут.
Представители антимонопольного органа в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель Управления в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель ФГБУ "Национальный парк "Нижняя Кама" в судебном заседании просил решение суда в части удовлетворения его требований оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание своих представителей не направили, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьями 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебная коллегия рассмотрела кассационную жалобу без участия указанных лиц.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав явившихся в судебное заседание представителей антимонопольного органа, учреждения, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.
Как установлено судами предыдущих инстанций и следует из материалов дела,
Как усматривается из материалов дела, основанием для обращения заявителей в Арбитражный суд Республики Татарстан явилось решение УФАС по РТ по делу N 06- 257/2017. Ответчиком даны пояснения, в соответствии с которыми для возбуждения дела в отношении Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и ФГБУ "Национальный парк "Нижняя Кама" является результат плановой проверки ФГБУ "Национальный парк "Нижняя Кама", при проведении которой выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Не согласившись с указанным решением, Управление, ФГБУ "Национальный парк "Нижняя Кама" обжаловали его в судебном порядке.
Суды, частично удовлетворяя заявленные требования, правомерно исходили из следующего.
Согласно перечню арендаторов земельных участков, предоставленному ФГБУ "Национальный парк "Нижняя Кама", на территории Национального парка Елабужского и Тукаевского муниципальных районов Республики Татарстан находятся 149 арендаторов, использующих земельные участки в целях организации рекреационной деятельности.
В соответствий с пунктом I статьей 39.1 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2)договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Согласно положениям статьи 39.1 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.8 ЗК РФ условия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяются гражданским законодательством, настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Вопросы управления землями национальных парков урегулированы Земельным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон N 33-ФЗ).
В соответствии со статьей 16 Закона N 33-ФЗ управление национальными парками осуществляется федеральными государственными бюджетными учреждениями. Земельные участки в границах национальных парков предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление национальными парками в постоянное (бессрочное) пользование.
Суды отметили, что в соответствии со статьей 95 ЗК РФ территория Национального парка "Нижняя Кама" относится к особо охраняемым природным территориям федерального значения.
Земельные участки в границах Национального парка "Нижняя Кама" переданы в постоянное (бессрочное) пользование Федеральному государственному бюджетному учреждению "Национальный парк "Нижняя Кама".
Изначально Порядок предоставления в аренду земельных участков на территориях национальных парков был установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.08.1996 N 926 "Об утверждении Положения о порядке предоставления в аренду земельных участков, природных объектов" зданий и сооружений на территории национальных Парков для осуществления деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха". В соответствии с пунктом 9 Порядка Договор подписывался директором национального парка и арендатором.
Вышеуказанное Постановление утратило силу в связи с принятием Постановления Правительства Российской Федерации от 26.01.2007 N 47 "О подготовке и заключении договора аренды земельного участка национального парка", утвердившего новые Правила подготовки и заключения договора аренды земельного участка национального парка. Согласно пункту 7 Правил договор аренды земельного участка заключался территориальным органом Федерального агентства по управлению федеральным имуществом и арендатором.
На основании Постановления Правительства Российской Федерации N 911 от 13.11.2010, пункта 4 приказа Министерства экономического развития Российской Федерации N 293 от 12.07.2010, заменившего постановление N 47 от 26.01.2007 (утратило силу в связи с постановлением Правительства Российской Федерации N 911 от 13.11.2010) с 12.07.2010 подготовка проекта договора аренды земельного участка осуществляется территориальным органом Федерального агентства по управлению государственным имуществом до принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка или до принятия решения о проведении аукциона на право заключения договора аренды, таким образом произошла замена лица, уполномоченного выступать от имени собственника - Российской Федерации- в качестве арендодателя земельного участка в границах соответствующих функциональных зон национальных парков.
Согласно пункту 5 вышеуказанного приказа проект договора аренды земельного участка согласовывается Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации в 30-дневный срок с даты его поступления
Исходя из вышеизложенного, суды отметили, что через Межрегиональное Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Министерство природных ресурсов Республики Татарстан подготовленный проект договора аренды земельного участка передается ФГБУ "Национальный парк "Нижняя Кама" для дальнейших действий.
ФГБУ "Национальный парк "Нижняя Кама" в 2014 году направило Министерству природных ресурсов Республики Татарстан проект положения о функциональных зонах национального парка Елабужского и Тукаевского муниципальных районов Республики Татарстан, на основании которого стало известно, на каких земельных участках лесного фонда Национального парка Елабужского и Тукаевского муниципальных районов Республики Татарстан можно заключать договоры, а также на какой территории расположены заповедные зоны, запрещенные для использования.
Таким образом, Межрегиональным Территориальным управлением федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области и ФГБУ "Национальный парк "Нижняя Кама" с момента издания постановления N 47 от 26.01.2007 по настоящее время не взимаются арендные платежи за земельные участки, расположенные на территории Национального парка Елабужского и Тукаевского муниципальных районов Республики Татарстан, используемые арендаторами в целях организации рекреационной деятельности, что является нарушением действующего законодательства.
По мнению УФАС России по РТ, в действиях Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области и ФГБУ "Национальный парк "Нижняя Кама" установлено нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции", выразившееся в не взимании арендных платежей с 149 арендаторов за земельные участки, расположенные на территории Национального парка Елабужского и Тукаевского муниципальных районов Республики Татарстан для организации культурно-оздоровительных мероприятий (для рекреационных целей) и в невозврате федерального имущества, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
На основании вышеизложенного, Межрегиональному территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области и ФГБУ "Национальный парк "Нижняя Кама" выдано предупреждение о прекращений действий (бездействий), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Предупреждение необходимо было исполнить в срок до 30.11.2017. Информация о выполнении предупреждения в срок в УФАС России по РТ не поступила.
В связи с отсутствием доказательств исполнения предупреждения УФАС России по РТ пришло к выводу, что за период с 2007 года по 2017 год Межрегиональным территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области и ФГБУ "Национальный парк "Нижняя Кама" не были предприняты меры по приведению в соответствие с действующим законодательством договорных отношений с арендаторами земельных участков национального парка "Нижняя Кама".
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям" а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
По результатам рассмотрения дела УФАС России по РТ вынесено решение N 06-257/2015 от 14.12.2017, согласно которому Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области и ФГБУ "Национальный парк "Нижняя Кама" признаны нарушившими часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Нарушение выразилось в бездействии по взиманию арендных платежей с арендаторов за земельные участки, расположенные на территории Национального парка Елабужского и Тукаевского муниципальных районов Республики Татарстан для организации культурно-оздоровительных мероприятий (для рекреационных целей), что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Руководствуясь статьями 23, 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" УФАС России по РТ пришло к выводу о необходимости выдачи Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области предписания N 06- 257/2015 от 14.12.2017 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства в рамках чего выполнить действия указанные в пункте 2 обжалуемого решения не позднее 65 дней со дня получения предписания.
Согласно пункту 8 Положения о национальном парке "Нижняя Кама", утвержденного приказом Минприроды России от 10.05.2016 N 285 (далее - Положение), выполнение задач, возложенных на национальный парк, обеспечивает ФГБУ "Национальный парк "Нижняя Кама".
В силу пункта 9 Положения на национальный парк возлагаются следующие основные задачи: сохранение природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков и объектов; сохранение историко-культурных объектов; экологическое просвещение населения; создание условий для регулируемого туризма и отдыха; - разработка и внедрение научных методов охраны природы и экологического просвещения; осуществление государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды); восстановление нарушенных природных и историко-культурных комплексов и объектов.
Следовательно, ФГБУ "Национальный парк "Нижняя Кама" является природоохранным учреждением и обеспечивает выполнение поставленных перед национальным парком задач.
Действующим законодательством Учреждение не наделено правом на заключение договоров аренды земельных участков, а, следовательно, и взимания за их использование арендных платежей.
Так, в соответствии с пунктом 4 Устава ФГБУ "Национальный парк "Нижняя Кама", утвержденного приказом Минприроды России от 19.05.2011 N 353, собственником имущества Учреждения является Российская Федерация.
Согласно пункту 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее - Положение о Росимуществе), функции по управлению федеральным имуществом осуществляет Росимущество.
Указанным Положением Росимущество наделено следующими полномочиями:
заключает договоры аренды земельных участков по результатам торгов (пункт 5.36.5 Положения);
осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом, в том числе в случае предоставления в собственность или аренду земельных участков, средства от продажи или аренды которых поступают в федеральный бюджет (пункт 5.3.4 Положения).
В отношении требований заявителя МТУ Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области, суды обоснованно исходили из следующего.
Согласно части 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
На основании статьи 619 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию арендодателя договор аренды может быть, досрочно расторгнут судом в случаях, когда арендатор:
пользуется имуществом с существенным нарушением условий договора или назначения имущества либо с неоднократными нарушениями;
существенно ухудшает имущество;
более двух раз подряд по истечении установленного договором срока платежа не вносит арендную плату;
не производит капитального ремонта имущества в установленные договором аренды сроки, а при отсутствии их в договоре в разумные сроки в тех случаях, когда в соответствии с законом, иными правовыми актами или договором производство капитального ремонта является обязанностью арендатора.
Таким образом, в действиях Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области, уполномоченного согласно Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 на управление федеральным имуществом, включающее в себя взимание арендных платежей за пользование федеральным имуществом, установлено нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции", выразившегося в невзимании арендных платежей с арендаторов за земельные участки, расположенные на территории Национального парка Елабужского и Тукаевского муниципальных районов Республики Татарстан для организации культурно-оздоровительных мероприятий (для рекреационных целей) и в невозврате федерального имущества, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Судами первой и апелляционной инстанции верно отмечено, что меры к принудительному взиманию платежей, в том числе и расторжения договоров аренды путем обращения в судебные органы Межрегиональным территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области не осуществлялись, что привело к вынесению обоснованного решения УФАС России по РТ.
Тогда как в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.08.1996 N 926 утверждено положение о порядке предоставления в аренду земельных участков, природных объектов, зданий и сооружений на территориях национальных парков для осуществления деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха.
В соответствии с пунктом 2 положения земельные участки, природные объекты, здания и сооружения на территориях национальных парков, предоставляются в пользование на основании договора аренды.
Договоры заключаются национальным парком и арендатором.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2007 N 47 Постановление N926 признано утратившим силу.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2007 N 47 договор аренды земельного участка заключается территориальным органом Федерального агентства по управлению федеральным имуществом с арендатором.
Таким образом, с принятием Постановления Правительства РФ от 26.01.2007 N 47 у национального парка прекращаются полномочия по заключению договоров аренды земельных участков.
Согласно части 2 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Правомерность выводов судов первой и апелляционной инстанций подтверждается правовой позицией, изложенной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 22.12.2015 по делу N 306-ЭС15-12164, от 13.04.2016 N 306-ЭС14-17275, от 19.12.2017 N 306-ЭС17-13791, постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства".
Кроме того, по мнению антимонопольного органа, пользование земельными участками лицами, не исполняющими обязанности арендатора по внесению арендных платежей, может привести к ограничению конкуренции, так как не позволяет другим лицам претендовать на использование земельных участков. Тем самым ограничивается круг лиц, претендующих на земельные участки.
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу о том, что у заявителя, ФГБУ "Национальный парк "Нижняя Кама", отсутствуют полномочия по управлению имуществом парка, заключению договоров аренды и взысканию арендных платежей, и вынесение УФАС России по РТ в отношении него пунктов 1 и 3 обжалуемого решения является незаконным. Ответственным за взимание арендных платежей и следовательно нарушителем вышеприведенного УФАС России по РТ законодательства, является МТУ Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области, следовательно пункты 1 и 3 решения УФАС России по РТ по делу N 06-257/2015 от 28.12.2017 в отношении ФГБУ "Национальный парк "Нижняя Кама" являются незаконными.
Положенные в основу кассационных жалоб доводы не опровергают обстоятельств, установленных судами предыдущих инстанций и, соответственно, не влияют на законность принятых судебных актов.
Переоценка установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств в кассационной инстанции недопустима в силу требований, предусмотренных статьей 286, частью 2 статьи 287 АПК РФ.
Нормы права при разрешении спора применены судами правильно. Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебных актов (статья 288 АПК РФ), не установлено.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.09.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2019 по делу N А65-11502/2018 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Р.Р. Мухаметшин |
Судьи |
А.Н. Ольховиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2007 N 47 договор аренды земельного участка заключается территориальным органом Федерального агентства по управлению федеральным имуществом с арендатором.
Таким образом, с принятием Постановления Правительства РФ от 26.01.2007 N 47 у национального парка прекращаются полномочия по заключению договоров аренды земельных участков.
Согласно части 2 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Правомерность выводов судов первой и апелляционной инстанций подтверждается правовой позицией, изложенной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 22.12.2015 по делу N 306-ЭС15-12164, от 13.04.2016 N 306-ЭС14-17275, от 19.12.2017 N 306-ЭС17-13791, постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства"."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 30 апреля 2019 г. N Ф06-45331/19 по делу N А65-11502/2018