г. Казань |
|
30 апреля 2019 г. |
Дело N А06-4298/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 апреля 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Сибгатуллина Э.Т., Арукаевой И.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Богдо"
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 15.10.2018 (судья Рыбников А.Н.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2018 (председательствующий судья Камерилова В.А., судьи Клочкова Н.А., Лыткина О.В.)
по делу N А06-4298/2018
по исковому заявлению муниципального предприятия "Теплосети" муниципального образования "Закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области" (ОГРН 1023000803715, ИНН 3013002956) к обществу с ограниченной ответственностью "Богдо" (ОГРН 1023000803088, ИНН 3013003212) о взыскании долга и пени,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное предприятие "Теплосети" муниципального образования "Закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области" (далее - Предприятие, истец) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "Богдо" (далее - Общество, ответчик) о взыскании долга в сумме 74 851,62 руб. и пеней в сумме 21 424,18 руб.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 15.10.2018, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2018, исковые требования Предприятия удовлетворены.
В кассационной жалобе Общество просит отменить названные решение и постановление судов и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Предприятия, считая, что судами неправильно применены нормы материального права и нарушены нормы процессуального права, а выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. По мнению заявителя жалобы, суды не учли, что с 01.01.2017 вступили в силу изменения в законодательстве, согласно которым объем воды, необходимый для промывки систем отопления, уже включен в норматив на общедомовые нужды по водоснабжению, в связи с чем его взыскание в отдельном порядке необоснованно.
Предприятие в возражениях на кассационную жалобу доводы жалобы отклонило и просило оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Стороны, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства, просили рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании от 16.04.2019 был объявлен перерыв до 13 часов 15 минут 23.04.2019, информация о котором размещена на официальном сайте суда кассационной инстанции.
Законность обжалуемых судебных актов проверена Арбитражным судом Поволжского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 АПК РФ.
Как видно из материалов дела, 15.02.2017 между Предприятием (ресурсоснабжающая организация) и Обществом (управляющая компания) заключен договор N 09/17 на поставку коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества многоквартирных домов, по условиям которого ресурсоснабжающая организация обязуется поставлять управляющей компании ресурсы надлежащего качества до границы эксплуатационной ответственности управляющей компании для оказания коммунальных ресурсов на общедомовые нужды потребителям, проживающим (находящимся) в многоквартирных домах, указанных в приложении N 1, в количестве, порядке и сроки, предусмотренные договором, а управляющая компания оплачивает поставленные ресурсы в соответствии с условиями договора.
В период с 19.06.2017 по 25.09.2017 ответчик в многоквартирных домах, находящихся в его управлении, проводил мероприятия по промывке систем теплопотребления, о чем были составлены соответствующие акты.
Промывка централизованных систем теплопотребления заключается в подаче водо-воздушной смеси под давлением в систему отопления многоквартирного дома, после прохождения по которой вода сбрасывается через дренажный шланг в канализационный колодец. Соответственно, отработанная вода поступает в централизованную систему водоотведения истца.
Истец со ссылкой на Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", согласно пункту 2 статьи 2 которого водоотведение определено как прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения, полагая, что в связи с проведением ответчиком в многоквартирных домах промывки систем теплопотребления последнему были оказаны услуги водоотведения, произвел расчет объема использованной при проведении промывки горячей воды.
Согласно расчету истца объем использованной горячей воды составил 2522,21 куб.м. Соответственно, по мнению истца, данное количество сточной воды было принято им в централизованную систему водоотведения и стоимость услуги водоотведения в указанном объеме составила 74 851,62 руб., которая ответчиком не оплачена, что послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные истцом требования, суды руководствовались статьями 309, 310, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), статьей 14 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", пунктом 19 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Минимальный перечень), пунктами 24, 29 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306), и исходили из того, что ответчик, управляя многоквартирными домами, обязан в соответствии с приведенными нормативно-правовыми актами осуществлять в них работы по надлежащему содержанию общедомового имущества, в том числе систем теплоснабжения. Посчитав, что факты промывки, слива воды из внутридомовых сетей многоквартирных жилых домов, а также наличие непогашенной задолженности являются подтвержденными, установив просрочку в оплате задолженности, проверив и признав верным представленный истцом расчет пеней, суды сделали вывод об обоснованности заявленных истцом требований.
Отклоняя доводы ответчика о том, что объем воды, необходимый для промывки систем отопления включен в норматив на общедомовые нужды по водоснабжению, суды сослались на пункты 24, 29 Правил N 306 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 N 344) и указали, что нормы действующего законодательства не предусматривают включение в норматив на холодное и горячее водоснабжение, в том числе и в норматив на общедомовые нужды расхода коммунальных ресурсов (водоснабжение и водоотведение) на промывку внутренней системы отопления многоквартирного дома.
Между тем судами не учтено следующее.
Из материалов дела следует, что договор от 15.02.2017 N 09/17 заключен в рамках оказания Обществом коммунальных услуг потребителям в многоквартирных домах.
Отношения по оказанию коммунальных услуг в приоритетном порядке регулируются нормами жилищного законодательства (пункт 10 части 1 статьи 4, статья 8 ЖК РФ).
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 утверждены Правила, устанавливающие обязательные требования при заключении товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом или управляющей организацией с ресурсоснабжающими организациями договоров в том числе водоотведения в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме или жилого дома коммунальной услуги соответствующего вида и приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 124).
В соответствии с пунктом 2 Правил N 124 к коммунальным ресурсам приравниваются также сточные воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Порядок определения объема коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, заключенному исполнителем в целях предоставления коммунальных услуг и потребляемого при содержании общего имущества в многоквартирном доме, установлен пунктом 21 Правил N 124.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 пункт 21 Правил N 124 дополнен подпунктом "в(4)", согласно которому с 01.06.2017 объем сточных вод, отводимых за расчетный период (расчетный месяц) по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения по договору водоотведения от многоквартирного дома, не оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета сточных вод, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета сточных вод или истечения срока его эксплуатации, определяется по формуле:
V(СТ) = V(ХВС) + V(ГВС),
где:
V(CT) - объем сточных вод, отводимых за расчетный период (расчетный месяц) по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения по договору водоотведения;
V(XBC) - объем холодной воды, поставляемой в расчетный период (расчетный месяц) по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом;
V(ГBC) - объем горячей воды, поставляемой в расчетный период (расчетный месяц) по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом.
Поскольку Предприятием заявлены требования по договору за ноябрь 2017 года, к отношениям сторон подлежит применению порядок определения объема отведенных сточных вод, установленный подпунктом "в(4)" пункта 21 Правил N 124.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 подпункт "в" пункта 4 Правил N 354 дополнен указанием на то, что в случаях, установленных названными Правилами, потребителю может быть предоставлена коммунальная услуга по водоотведению из помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Названным постановлением также внесены изменения в Правила N 306, пункт 29 которых изложен в новой редакции, применимой к спорному периоду, согласно которой нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме по каждому виду коммунальных ресурсов включают нормативные технологические потери коммунальных ресурсов (технически неизбежные и обоснованные потери холодной и горячей воды, электрической энергии во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании многоквартирного дома), а также объем коммунальных ресурсов, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ и при использовании входящего в состав общего имущества оборудования, предназначенного для обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан. Нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме не включают расходы коммунальных ресурсов, возникшие в результате нарушения требований технической эксплуатации внутридомовых инженерных систем, Правил пользования жилыми помещениями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2006 N 25, и Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491. Норматив отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме определяется путем суммирования нормативов потребления коммунальных ресурсов холодной и горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Пунктом 19 Минимального перечня установлено, что к работам, выполняемым в целях надлежащего содержания систем теплоснабжения (отопление, горячее водоснабжение) в многоквартирных домах, относятся:
- испытания на прочность и плотность (гидравлические испытания) узлов ввода и систем отопления, промывка и регулировка систем отопления;
- проведение пробных пусконаладочных работ (пробные топки);
- удаление воздуха из системы отопления;
- промывка централизованных систем теплоснабжения для удаления накипнокоррозионных отложений.
Таким образом, при рассмотрении требований, заявленных Предприятием по Договору за спорный период, суды двух инстанций не применили нормы права, подлежащие применению, поскольку применили нормы, не действующие в спорный период.
Так как судами допущено неправильное применение норм материального права, повлекшее принятие неправильного судебного акта, обжалуемый судебный акт в силу статьи 288 АПК РФ подлежит отмене.
Поскольку суды не установили суммы долга и неустойки, правомерно начисленные истцом по договору за спорный период с учетом подлежащих применению норм материального права, а арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, согласно части 2 статьи 287 АПК РФ не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены судом первой или апелляционной инстанции в решении или постановлении, дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует проверить представленный истцом расчет задолженности на предмет его соответствия требованиям действующего законодательства, установить, каким способом истец определял в спорный период объем водоотведения в многоквартирных жилых домах, истребовать у сторон расчеты объема оказанных услуг в соответствии с действующим законодательством, оценить их, после чего принять законное и обоснованное решение, распределив между сторонами судебные расходы, в том числе по уплате государственной пошлины за подачу кассационной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 15.10.2018 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2018 по делу N А06-4298/2018 отменить и дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Астраханской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.Н. Федорова |
Судьи |
Э.Т. Сибгатуллин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Названным постановлением также внесены изменения в Правила N 306, пункт 29 которых изложен в новой редакции, применимой к спорному периоду, согласно которой нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме по каждому виду коммунальных ресурсов включают нормативные технологические потери коммунальных ресурсов (технически неизбежные и обоснованные потери холодной и горячей воды, электрической энергии во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании многоквартирного дома), а также объем коммунальных ресурсов, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ и при использовании входящего в состав общего имущества оборудования, предназначенного для обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан. Нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме не включают расходы коммунальных ресурсов, возникшие в результате нарушения требований технической эксплуатации внутридомовых инженерных систем, Правил пользования жилыми помещениями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2006 N 25, и Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491. Норматив отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме определяется путем суммирования нормативов потребления коммунальных ресурсов холодной и горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 30 апреля 2019 г. N Ф06-45357/19 по делу N А06-4298/2018