г. Казань |
|
06 мая 2019 г. |
Дело N А55-5271/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 мая 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Тюриной Н.А., Арукаевой И.В.,
при участии представителя ответчика - Кардаковой Н.А. (доверенность от 08.04.2019),
в отсутствие представителя истца, извещенного о рассмотрении дела надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Т Плюс"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 03.10.2018 (судья Шехмаметьева Е.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2018 (председательствующий судья Николаева С.Ю., судьи Корнилов А.Б., Пышкина Н.Ю.)
по делу N А55-5271/2018
по иску публичного акционерного общества "Т Плюс" (ОГРН 1056315070350) к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Жилой Дом" (в настоящее время общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ОЖК" (ОГРН 1086320030752) о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Т Плюс" (далее - ПАО "Т Плюс", истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Жилой Дом" (далее - ООО "УК "Жилой дом", ответчик) о взыскании 993 359 руб. 52 коп. задолженности по договору теплоснабжения от 17.12.2015 N 35178к за декабрь 2017 года.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 03.10.2018, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2018, исковые требования удовлетворены частично: с ООО "УК "Жилой дом" в пользу ПАО "Т Плюс" взыскана задолженность в размере 638 243 руб. 45 коп.; в удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ПАО "Т Плюс" обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и направить дело на новое рассмотрение.
В обоснование кассационной жалобы приведены доводы о неверном установлении судами фактических обстоятельств дела и неправильном применении ими норм материального права.
Заявитель жалобы оспаривает примененный судами порядок расчета платы за горячее водоснабжение и возможность использования в расчетах недействующего (отмененного) тарифа.
Подробнее доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "УК "Жилой дом" просило оставить принятые по делу судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель ответчика - ранее ООО Управляющая компания "Жилой Дом", переименованного в ООО "Управляющая компания ОЖК", возражала против удовлетворения кассационной жалобы.
Истец, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Поволжского округа, представителя в суд не направил, что в силу части 3 статьи 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя ответчика, суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, между ПАО "Т Плюс" (теплоснабжающая организация) и ООО "УК "Жилой дом" (действующим от лица потребителей) заключен договор теплоснабжения и поставки горячей воды от 17.12.2015 N 35178к, по условиям которого теплоснабжающая организация приняла на себя обязательства подавать потребителю через присоединенную сеть тепловую энергию (мощность) и теплоноситель, в том числе горячую воду на нужды горячего водоснабжения, а потребитель - принимать и оплачивать поставляемые энергетические ресурсы, а также соблюдать предусмотренный договором режим их потребления.
Согласно пункту 4.3 договора расчеты по нему осуществляются исполнителем в срок до последнего рабочего дня месяца, следующего за истекшим расчетным месяцем. Исполнением обязательств по оплате считается день поступления денежных средств на расчетный счет теплоснабжающей организации.
В пункте 3.3 договора определено, что потребитель рассчитывается за отпущенные энергетические ресурсы по допущенным в эксплуатацию представителем теплоснабжающей организации коммерческим приборам учета, указанным в Приложении N 5 к договору.
Объем энергетических ресурсов, поставляемых в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период за вычетом объемов поставки энергетических ресурсов собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме по договорам теплоснабжения и поставки горячей воды, заключенным ими непосредственно с теплоснабжающей организацией (в случае, если объемы поставок таким собственникам фиксируется коллективным (общедомовым) прибором учета многоквартирного дома).
Объем энергетических ресурсов, поставляемых в жилой дом (домовладение), оборудованный индивидуальным прибором учета, определяется на основании показаний индивидуального прибора учета за расчетный период.
Согласно пункту 3.5 договора учет количества потребленных энергетических ресурсов для целей осуществления расчетов за горячую воду должен обеспечивать отдельное определение объемов тепловой энергии и теплоносителя, расходуемых на нужды горячего водоснабжения объектов потребителя.
Пунктом 4 договора предусмотрены цена и порядок расчетов.
В силу пункта 4.8 договора основанием для расчетов по договору является акт поданных-принятых тепловой энергии и горячей воды за договорную тепловую нагрузку (мощность), фактически принятое количество энергетических ресурсов и счет-фактура, которые оформляются теплоснабжающей организацией и отражают информацию об объеме подлежащих оплате энергетических ресурсов за расчетный период по состоянию на 1-е число месяца, следующего за расчетным.
Потребитель обязан до 5 числа месяца, следующего за расчетным, получить в теплоснабжающей организации счет-фактуру и акт поданных-принятых тепловой энергии и горячей воды, который в течение 3 рабочих дней со дня получения необходимо надлежащим образом оформить, подписать уполномоченными лицами и возвратить в теплоснабжающую организацию.
Если потребитель в установленный в настоящем пункте срок не направит в адрес теплоснабжающей организации надлежащим образом оформленный и подписанный уполномоченным лицом акт поданных-принятых тепловой энергии и горячей воды, а также не представит мотивированных возражений на акт, считается, что энергетические ресурсы приняты без возражений и акт подписан потребителем.
Объекты потребления энергоресурсов поименованы в Приложении N 3 к договору.
Срок действия договора установлен в пунктах 7.1 и 7.4 договора с 01.01.2016 по 31.12.2016 включительно с возможностью пролонгации на тот же срок и на тех же условиях, если не менее чем за месяц до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о прекращении, изменении договора или о заключении нового договора.
Теплоснабжающая организация указывает, что в декабре 2017 года она осуществила поставку ООО "УК "Жилой дом" тепловой энергии на сумму 1 343 359 руб. 52 коп.
При этом объем поставленной тепловой энергии на ГВС исчислен по показаниям общедомовых приборов учета, которыми оборудованы многоквартирные дома (далее-МКД), находящиеся в управлении УК.
Неисполнение ответчиком (исполнителем коммунальных услуг) требований по внесению всего объема выставленных к оплате платежей явилось основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Разрешая исковые требования, суды верно руководствовались положениями статей 421, 422, 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьями 4, 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ), Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), Федеральным законом от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 189- ФЗ), Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), и установив факт поставки истцом тепловой энергии в декабре 2017 года, ее частичную оплату и наличие задолженности, признали исковые требования подлежащими удовлетворению в части, при этом произвели перерасчет задолженности с учетом следующего правового подхода.
Так, суды, верно применяя подпункт 10 пункт 1 статьи 4 ЖК РФ, пункт 1 статьи 4 Закона N 189-ФЗ, пункт 1 статьи 157 ЖК РФ, пункт 13 Правил N 354, часть 5 статьи 9 Закона N 190-ФЗ, пункт 21 Правил N 124 в совокупности с нормами Раздела VII Приложения N 2 к Правилам N 354, в частности с пунктом 26 Приложения, правильно указали, что количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, должно определяться по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения МКД.
Судами были рассмотрены приведенные в кассационной жалобе доводы истца в обоснование его позиции об отсутствии в спорный период установленных нормативов потребления коммунальных услуг по горячему водоснабжению и отоплению, водоснабжению и водоотведению для населения городского округа Тольятти.
Как верно указано судами, Положением о Министерстве энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области (далее - Министерство), утвержденным постановлением Правительства Самарской области от 13.07.2011 N 337, определено, что Министерство является органом исполнительной власти, к полномочиям которого относится утверждение нормативов потребления коммунальных услуг населением Самарской области и осуществление государственного регулирования цен (тарифов) в сфере энергетики и коммунальной инфраструктуры.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2015 N 129 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2017 N 1670) органам государственной власти субъектов Российской Федерации необходимо утвердить норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению не позднее 01.01.2020.
Федеральным законодательством не определена величина нормативов, применяемая до вступления в силу нормативов, утвержденных на региональном уровне.
Однако, в соответствии с пунктом 2 (2) Приложения N 2 к Правилам N 354 до вступления в силу нормативов, утвержденных на региональном уровне, сохранено действие нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, действовавших по состоянию на 30.06.2012.
По аналогии с коммунальной услугой по отоплению, до вступления в силу новых нормативов расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, Министерством рекомендуется использование соответствующих нормативов, применяемых по состоянию на 30.06.2012.
Кроме того, установление срока утверждения органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативов расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению не может рассматриваться как исключение применения до указанной в нем даты ранее установленных нормативов.
Судами установлено, что по состоянию на 30.06.2012 на территории городского округа Тольятти применялись нормативы, утвержденные постановлением Мэрии городского округа Тольятти от 28.11.2007 N 3815-п/1 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по централизованному горячему водоснабжению и отоплению, водоснабжению и водоотведению для населения городского округа Тольятти, не имеющего индивидуальных (квартирных) приборов учета".
Впоследствии нормативы расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, были утверждены приказом Министерства от 16.05.2017 N 119 и введены в действие только с 01.01.2018.
При таком положении при осуществлении спорного расчета подлежат применению именно ранее действовавшие нормативы.
Поскольку по оплате объема тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, рассчитанного с применением вышеуказанного норматива, как установлено судами первой и апелляционной инстанций, с учетом частичной оплаты имеется задолженность в сумме 638 243 руб. 45 коп., то данная сумма была правомерно взыскана с ответчика в пользу истца, в остальной части требований обосновано отказано.
Учитывая, что выводы судов предыдущих инстанций соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда кассационной инстанции не имеется оснований для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 03.10.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2018 по делу N А55-5271/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Т.Н. Федорова |
Судьи |
Н.А. Тюрина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Разрешая исковые требования, суды верно руководствовались положениями статей 421, 422, 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьями 4, 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ), Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), Федеральным законом от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 189- ФЗ), Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), и установив факт поставки истцом тепловой энергии в декабре 2017 года, ее частичную оплату и наличие задолженности, признали исковые требования подлежащими удовлетворению в части, при этом произвели перерасчет задолженности с учетом следующего правового подхода.
Так, суды, верно применяя подпункт 10 пункт 1 статьи 4 ЖК РФ, пункт 1 статьи 4 Закона N 189-ФЗ, пункт 1 статьи 157 ЖК РФ, пункт 13 Правил N 354, часть 5 статьи 9 Закона N 190-ФЗ, пункт 21 Правил N 124 в совокупности с нормами Раздела VII Приложения N 2 к Правилам N 354, в частности с пунктом 26 Приложения, правильно указали, что количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, должно определяться по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения МКД.
...
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2015 N 129 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2017 N 1670) органам государственной власти субъектов Российской Федерации необходимо утвердить норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению не позднее 01.01.2020.
Федеральным законодательством не определена величина нормативов, применяемая до вступления в силу нормативов, утвержденных на региональном уровне.
Однако, в соответствии с пунктом 2 (2) Приложения N 2 к Правилам N 354 до вступления в силу нормативов, утвержденных на региональном уровне, сохранено действие нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, действовавших по состоянию на 30.06.2012."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 6 мая 2019 г. N Ф06-45932/19 по делу N А55-5271/2018