г. Казань |
|
15 мая 2019 г. |
Дело N А55-20013/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 мая 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Сабирова М.М.,
судей Хакимова И.А., Желаевой М.З.,
в отсутствие:
лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном кассационные жалобы Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области, г. Самара, и Министерства управления финансами Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 06.12.2018 (судья Веремей Л.Н.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2019 (председательствующий судья Кузнецов С.А., судьи Балашева В.Т., Бросова Н.В.)
по делу N А55-20013/2018
по исковому заявлению муниципального образования городской округа Тольятти Самарской области в лице администрации городского округа Тольятти Самарской области, Самарская область, г. Тольятти, к Самарской области в лице Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области о взыскании убытков, с участием в деле в качестве третьих лиц Правительства Самарской области, г. Самара, и Министерства управления финансами Самарской области, г. Самара,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное образование городской округа Тольятти Самарской области в лице администрации городского округа Тольятти Самарской области (далее - Администрация) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к Самарской области в лице Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области (далее - Министерство) о взыскании за счёт средств казны 5 420 493 руб. убытков.
Исковое заявление мотивировано наличием у субъекта федерации обязанности по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан, обязанность по предоставлению жилого помещения Администрацией установлена решениями суда общей юрисдикции, граждане не относятся к категории малоимущих.
Министерство в отзыве на исковое заявление просило отказать в удовлетворении требований, поскольку обеспечение жилым помещением является обязанностью органов местного самоуправления, у субъекта федерации отсутствуют расходные обязательства по предоставлению помещений, в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий граждане встали на учёт после 01.01.2005, размеры предоставленных помещений превышают установленные нормы, не доказан размер убытков, спор не является экономическим.
Определением от 10.08.2018 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, привлечены Правительство Самарской области, г. Самара, и Министерство управления финансами Самарской области (далее - Минфин).
Минфин в отзыве на исковое заявление так же просил отказать в иске, поскольку отсутствуют правовые основания для возмещения убытков за счёт субъекта федерации, жилое помещение получено как малоимущими гражданами, обеспечение малоимущих жилым помещением относится к обязанности муниципального образования, у субъекта федерации отсутствуют расходные обязательства, в действиях субъекта федерации отсутствует противоправность, муниципальному образованию субъектом федерации предоставлялись дотации.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 06.12.2018 исковые требования удовлетворены.
Решение суда первой инстанции мотивировано следующими обстоятельствами: спор носит экономический характер, решениями суда общей юрисдикции на Администрацию возложена обязанность по предоставлению жилых помещений гражданам, осуществление полномочий муниципальным образованием предусмотрено при предоставлении субвенций из областного бюджета, предоставление жилых помещений отнесено к расходным обязательствам субъекта федерации, денежные средства муниципальному образованию не представлялись, главным распорядителем средств областного бюджета в данном случае является Министерство.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2019 решение суда первой инстанции от 06.12.2018 оставлено без изменения.
В обоснование принятого по делу судебного акта апелляционный суд указал на правомерность выводов суда первой инстанции.
Не согласившись с выводами судебных инстанций, Министерство обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты и прекратить производство по делу, либо отказать в удовлетворении требований.
В обоснование поданной по делу кассационной жалобы Министерство ссылается на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела. По мнению заявителя кассационной жалобы, судебными инстанциями не учтено следующее: вопросы предоставления жилых помещений нуждающимся относятся к вопросам местного значения, получившие помещения граждане являются малоимущими, субъектом федерации органам местного самоуправления было предоставлено финансирование, предоставленное жилое помещение не соответствуют нормам предоставления жилых помещений, не доказана рыночная стоимость помещений, не доказан переход права собственности на помещения, спор не относится к категории экономических.
Минфин в кассационной жалобе так же просит отменить судебные акты и отказать в иске.
По мнению Минфина, судебные инстанции необоснованно возложили ответственность на субъект Российской Федерации, поскольку предоставление жилых помещений нуждающимся относится к компетенции органов местного самоуправления, в бездействии Самарской области отсутствует противоправность, органам местного самоуправления предоставлялось финансирование, жилые помещение предоставлены с превышением установленных норм, исковые требования завышены.
В соответствии с положениями статей 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена судебной коллегией в отсутствие представителей участвующих в деле лиц, извещённых надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Проверив законность обжалованных по делу судебных актов, правильность применения норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьёй 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы поданных по делу кассационных жалоб, судебная коллегия суда округа не находит правовых оснований для их удовлетворения.
Из представленных в материалы дела доказательств усматривается следующее.
Решением Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 23.04.2014 на Мэрию городского округа Тольятти возложена обязанность по предоставлению Андрееву А.В. на состав семьи 4 человека жилого помещение по договору социального найма по установленным нормам во внеочередном порядке с учётом имеющегося жилья в собственности.
Решение суда общей юрисдикции обусловлено тем, что Андреев М.А. (сын), 02.01.2012 года рождения, является инвалидом детства, страдает хроническим психическим заболеванием, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, предусмотренным пунктом 3 Перечня тяжёлых форм хронических заболеваний, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378, пунктом 2 Перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 N 817. Таким образом, Андреев А.В. попадает под действие части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации - предоставление вне очереди жилые помещения по договору социального найма: гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечне.
Во исполнение данного решения, на основании распоряжения заместителя мэра городского округа Тольятти от 28.06.2016 N 3809-р/5 Андрееву А.В. была предоставлена двухкомнатная квартира по адресу: г. Тольятти, Бульвар Ленина, д. 9, кв. 110, в дополнение к имеющейся в собственности членов семьи двухкомнатной квартире.
29.06.2016 между Мэрией и Андреевым А.В. заключён договор социального найма жилого помещения N 15А-2016. По акту от 29.06.2016 жилое помещение передано Андрееву А.В. В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости спорное помещение зарегистрировано на праве собственности за Андреевым М.А.
Согласно отчёту об оценке рыночной стоимости от 26.01.2018 рыночная стоимость данной квартиры составляет 667 954 руб.
Решением Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 13.11.2014 на Мэрию городского округа Тольятти возложены обязанность по предоставлению Шабановой О.Г. вне очереди жилого помещения на состав семьи два человека в соответствии с установленными нормами.
Решение суда общей юрисдикции обусловлено тем, что Шабанов А.М. (сын), 14.11.2007 года рождения, является инвалидом детства, страдает хроническим заболеванием, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, предусмотренным пунктом 3 Перечня тяжёлых форм хронических заболеваний, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378, пунктом 2 Перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 N 817. Таким образом, Шабанова О.Г. попадает под действие части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации - предоставление вне очереди жилые помещения по договору социального найма: гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечне.
Во исполнение данного решения, на основании распоряжения заместителя мэра городского округа Тольятти от 23.06.2016 N 3742-р/5 Шабановой О.Г. была предоставлена однокомнатная квартира по адресу: г. Тольятти, ул. Громова, д. 4, кв. 2.
28.06.2016 между Мэрией и Шабановой О.Г. заключён договор социального найма жилого помещения N 3-К-2016. По акту от 28.06.2016 жилое помещение передано Шабановой О.Г. В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости спорное помещение зарегистрировано на праве долевой собственности за Шабановой О.Г. и Шабановым А.М.
Согласно отчёту об оценке рыночной стоимости от 26.01.2018 рыночная стоимость квартиры составила 1 323 431 руб.
Решением Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 01.10.2014 на Мэрию городского округа Тольятти возложена обязанность по предоставлению Сюракшину Р.П. жилого помещения вне очереди на состав семьи один человек по установленным нормам.
Решение суда общей юрисдикции обусловлено тем, что Сюракшин Р.П., 1978 года рождения, является инвалидом второй группы, страдает хроническим заболеванием, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, предусмотренным пунктом 3 Перечня тяжёлых форм хронических заболеваний, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378, пунктом 2 Перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 N 817. Таким образом, Сюракшин Р.П. попадает под действие части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации - предоставление вне очереди жилые помещения по договору социального найма: гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечне.
Во исполнение данного решения, на основании распоряжения заместителя мэра городского округа Тольятти от 29.07.2016 N 4580-р/5 Сюракшину Р.П. была предоставлена однокомнатная квартира по адресу: г. Тольятти, ул. Куйбышева, д. 20, кв. 250.
01.08.2016 между Мэрией и Сюракшиным Р.П. заключён договор социального найма жилого помещения N 17А-2016. По акту от 01.08.2016 жилое помещение передано Сюракшину Р.П.
Согласно отчёту об оценке рыночной стоимости от 26.01.2018 рыночная стоимость квартиры составила 1 373 674 руб.
Решением Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 11.03.2015 на Мэрию городского округа Тольятти возложена обязанность по предоставлению Ефремовой М.А. жилого помещения вне очереди на состав семьи три человека в соответствии с установленными нормами с учётом имеющейся в наличии доли собственности.
Решение суда общей юрисдикции обусловлено тем, что Ефремов Н.В. (сын), 2002 года рождения, является инвалидом детства, страдает хроническим заболеванием, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, предусмотренным пунктом 3 Перечня тяжёлых форм хронических заболеваний, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378, пунктом 2 Перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 N817. Таким образом, Ефремов Н.В. попадает под действие части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации - предоставление вне очереди жилые помещения по договору социального найма: гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечне.
Во исполнение данного решения, на основании распоряжения заместителя мэра городского округа Тольятти от 12.10.2016 N 6386-р/5 Ефремовой М.А. была предоставлена однокомнатная квартира по адресу: г. Тольятти, ул. Горького, д. 57, кв. 52.
14.10.2016 между Мэрией и Ефремовой М.А. заключён договор социального найма жилого помещения N 12Ц-2016. По акту от 14.10.2016 жилое помещение передано Ефремовой М.А. В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости спорное помещение зарегистрировано на праве собственности за Ефремовым Н.В.
Согласно отчёту об оценке рыночной стоимости от 26.01.2018 рыночная стоимость квартиры составила 1 173 758 руб.
Решением Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 10.07.2015 на Мэрию городского округа Тольятти возложена обязанность по предоставлению Климашевской И.В. жилого помещения вне очереди по договору социального найма на состав семьи два человека по установленным нормам с учётом имеющеёся доли в праве общей долевой собственности.
Решение суда общей юрисдикции обусловлено тем, что Абдулоева Л.М. (дочь), 24.10.2000 года рождения, является инвалидом детства, страдает хроническим психическим заболеванием, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, предусмотренным пунктом 3 Перечня тяжёлых форм хронических заболеваний, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378. Таким образом, Климашевская И.В. попадает под действие части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Во исполнение данного решения, на основании распоряжения заместителя мэра городского округа Тольятти от 27.10.2016 N 6793-р/5 Климашевской И.В. предоставлена двухкомнатная квартира по адресу: г. Тольятти, ул. Чапаева, д. 149, кв. 12.
02.11.2016 между Мэрией и Климашевской И.В. заключён договор социального найма жилого помещения N 5-К-2016. По акту от 02.11.2016 жилое помещение передано Климашевской И.В. В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости спорное помещение зарегистрировано на праве собственности за Абдулоевой Л.М.
Согласно отчёту об оценке рыночной стоимости от 26.01.2018 рыночная стоимость данной квартиры составляет 881 676 руб.
Сумма расходов Администрации, связанных с предоставлением жилых помещений на основании вступивших в законную силу судебных актов суда общей юрисдикции, составила 5 420 493 руб.
Поскольку расходы по предоставлению жилого помещения подлежат компенсации за счёт средств бюджета субъекта федерации, Администрация направила в адрес Министерства претензию от 04.06.2018 с требованием о возмещении расходов, понесённых муниципальным образованием.
Оставление Министерством предъявленной претензии без удовлетворения послужило основанием для обращения Администрации в суд с требованиями по настоящему делу.
Удовлетворяя предъявленные по делу требования, судебные инстанции исходили из следующего.
В соответствии со статьёй 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причинённых ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чьё право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Для удовлетворения требований о привлечении лица к гражданско-правовой ответственности необходимо совокупное наличие следующих обстоятельств: сам факт причинения убытков в заявленном размере, противоправное поведение причинителя вреда, наличие причинно-следственной связи между противоправным поведением причинителя вреда и возникшими неблагоприятными последствиями.
В соответствии с пунктом 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определённым федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Согласно положениям указанной статьи инвалидам по договорам социального найма предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
В силу подпункта 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Осуществление указанных полномочий может дополнительно финансироваться за счёт средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе и в соответствии с федеральными целевыми программами, но исключительно в порядке и в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно преамбуле Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон о социальной защите инвалидов) предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьёй 17 Закона о социальной защите инвалидов предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учёт и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учёт после 01.01.2005, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Статьями 49, 51, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире" установлено право на предоставление вне очереди жилых помещений по договору социального найма гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, а также порядок предоставления указанным гражданам жилых помещений.
При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (статьи 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 5 части 1 статьи 55, статьи 60 и 61 Закона N 131-ФЗ).
Порядок обеспечения жилыми помещениями за счёт средств областного бюджета отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области, признанных в соответствии с федеральным законодательством и настоящим законом нуждающимися в жилых помещениях, состоящих на учёте по месту жительства и ранее не обеспеченных жилыми помещениями за счёт бюджетных средств, определён Законом Самарской области от 11.07.2006 N 87-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области" (далее - Закон N 87-ГД).
Данным законом определено понятие субвенций, как средств областного бюджета, предоставляемых бюджетам муниципальных образований на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление целевых расходов на строительство или приобретение жилых помещений и предоставление их по договору социального найма отдельным категориям граждан, указанным в настоящем Законе и признанным нуждающимися в жилых помещениях.
Согласно статье 2 Закона N 87-ГД обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий граждан, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется путём предоставления субвенций бюджетам муниципальных образований Самарской области из областного бюджета на строительство или приобретение жилых помещений для дальнейшего предоставления этих жилых помещений отдельным категориям граждан.
В соответствии с частью статьи 2 Закона N 87-ГД обеспечение жилыми помещениями граждан, вставших на учёт после 01.01.2005, в том числе граждан, страдающим хроническими заболеваниями, входящими в перечень тяжёлых форм хронических заболеваний, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378, осуществляется местными администрациями муниципальных образований Самарской области путём предоставления жилых помещений по договору социального найма в случае наделения данных органов отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению указанных категорий граждан жилыми помещениями в соответствии с частью 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 1 Закона Самарской области от 24.10.2006 N 115-ГД "О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан, а также по постановке на учет и учету граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (далее - Закон N 115-ГД) органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Самарской области наделены отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Самарской области, и отдельными государственными полномочиями Самарской области, в том числе, по обеспечению жилыми помещениями граждан, указанных в пунктах 1 - 4 части 2 статьи 2 Закона N 87-ГД.
В силу пункта 1 части 1 статьи 2 Закона N 115-ГД органы местного самоуправления при осуществлении переданных им государственных полномочий имеют право на финансовое обеспечение государственных полномочий за счёт субвенций, предоставляемых из областного бюджета.
Таким образом, обеспечение жильём граждан, страдающих хроническими заболеваниями, входящими в перечень тяжёлых форм хронических заболеваний, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378, вставших на учёт после 01.01.2005, подлежит финансированию за счёт субъекта Российской Федерации, т.е. Самарской области.
В соответствии со статьёй 18 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" - федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации не могут содержать положений, определяющих объём расходов за счёт средств местных бюджетов.
Возложение на муниципальные образования обязанности финансирования расходов, возникших в связи с осуществлением органами государственной власти и (или) органами местного самоуправления иных муниципальных образований своих полномочий, не допускается.
Исполнение переданных государственных полномочий без обеспечения финансирования наносит ущерб бюджету муниципального района и финансовой самостоятельности органов местного самоуправления.
Материалами дела установлено, что Администрация выполнила свою обязанность по предоставлению жилого помещения во исполнение решения суда общей юрисдикции.
Поскольку расходы по предоставлению помещения муниципальному образованию не компенсированы, судебные инстанции правомерно указали на наличие соответствующей обязанности у субъекта федерации.
Доказательства обеспечения муниципального образования достаточным финансированием для предоставления спорного жилого помещения представителями субъекта федерации не представили.
Учитывая вышеизложенные положения законодательств Российской Федерации и Самарской области, принимая во внимание доказанность Администрацией наличия расходов по предоставлению жилого помещения, исходя из положений статей 15, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 51, 52, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, судебные инстанции пришли к правомерному выводу о наличии у субъекта федерации обязанности по компенсации расходов, понесённых муниципальным образованием.
Указание заявителей кассационных жалоб на то обстоятельство, что законодательством Самарской области не установлены расходные обязательства по финансированию льгот по внеочередному предоставлению жилых помещений определённым категориям граждан не свидетельствует о незаконности выводов судебных инстанций. Указанные расходы отнесены к расходным обязательствам Самарской области в соответствии с федеральным законодательством. Не установление на законодательном уровне субъекта федерации указанных расходных обязательств не освобождает субъект федерации от обязанности по возмещению понесённых муниципальным образованием расходов, подлежащих возмещению субъектом федерации в соответствии с федеральным законодательством.
Доводы кассационных жалоб о том, что требования не подлежат удовлетворению в связи с наличием у муниципального образования обязанности по предоставлению жилых помещений малоимущим гражданам так же не свидетельствуют об ошибочности выводов судебных инстанций, поскольку жилое помещение предоставлено муниципальным образованием на основании решения суда общей юрисдикции, установившего обязанность по предоставлению жилого помещения ребёнку-инвалиду и членам его семьи. Решения суда общей юрисдикции не обусловлены предоставлением жилых помещений малоимущим гражданам.
Доводы о не определении судебными инстанциями рыночной стоимости жилого помещения не свидетельствуют о незаконности судебных актов. Предоставленное на основании решения суда общей юрисдикции ребёнку-инвалиду жилое помещение приобретено муниципальным образованием на конкурсной основе, что само по себе свидетельствует о приобретении по рыночной цене.
Указание в кассационных жалобах на отсутствие доказательств выбытия из собственности муниципального образования помещения, предоставленного Сюракшину Р.П. не влечёт отмены судебных актов, поскольку жилое помещение фактически выбыло из владения муниципального образования, что подтверждено материалами дела.
Указание Министерства в кассационной жалобе на не подведомственность спора арбитражному суду является ошибочным. Требования Администрации обусловлены необходимостью понесённых муниципальным образованием расходов, что прямо свидетельствует об экономическом характере спора.
Ошибочным является и довод кассационной жалобы Министерства о том, что Министерство не может являться ответчиком по делу.
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 22.06.2012 N 289 "Об утверждении положения о Министерстве социально-демографической и семейной политики Самарской области" к ведению министерства отнесено: обеспечение реализации жилищных прав отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области, в том числе нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с Законом Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", Федеральным законом "О ветеранах", Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и др.
При данных обстоятельствах уполномоченным органом исполнительной власти Самарской области, осуществляющим государственный контроль за исполнением переданных органам местного самоуправления государственных полномочий, является Министерство.
Фактически доводы заявителей аналогичных кассационных жалоб повторяют доводы, изложенные в отзывах на исковое заявление и апелляционной жалобе Министерства, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права, основаны на ошибочном толковании норм закона, направлены на переоценку выводов судебных инстанций, что не отнесено процессуальным законодательством к полномочиям суда округа.
При изложенных выше обстоятельствах выводы судебных инстанций соответствуют нормам права и материалам дела, в связи с чем судебной коллегией суда округа правовые основания к отмене обжалованных по делу судебных актов не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 06.12.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2019 по делу N А55-20013/2018 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
М.М. Сабиров |
Судьи |
И.А. Хакимов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доказательства обеспечения муниципального образования достаточным финансированием для предоставления спорного жилого помещения представителями субъекта федерации не представили.
Учитывая вышеизложенные положения законодательств Российской Федерации и Самарской области, принимая во внимание доказанность Администрацией наличия расходов по предоставлению жилого помещения, исходя из положений статей 15, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 51, 52, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, судебные инстанции пришли к правомерному выводу о наличии у субъекта федерации обязанности по компенсации расходов, понесённых муниципальным образованием.
...
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 22.06.2012 N 289 "Об утверждении положения о Министерстве социально-демографической и семейной политики Самарской области" к ведению министерства отнесено: обеспечение реализации жилищных прав отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области, в том числе нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с Законом Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", Федеральным законом "О ветеранах", Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и др."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 15 мая 2019 г. N Ф06-46368/19 по делу N А55-20013/2018
Хронология рассмотрения дела:
15.05.2019 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-46368/19
14.02.2019 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-21233/18
12.02.2019 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-848/19
06.12.2018 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-20013/18