г. Казань |
|
15 мая 2019 г. |
Дело N А06-7794/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 мая 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Тюриной Н.А.,
судей Сибгатуллина Э.Т., Бубновой Е.Н.,
при участии представителя ответчика - Гилязова И.Г. (доверенность от 01.01.2019 N 504/4),
в отсутствие представителя истца, извещенного надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 02.11.2018 (Рыбников А.Н.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2019 (председательствующий судья Дубровина О.А., судьи Жаткина С.А., Котлярова А.Ф.)
по делу N А06-7794/2018
по исковому заявлению муниципального предприятия "Теплосети" муниципального образования "Закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области" (ОГРН 1023000803715, ИНН 3013002956) к федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1027700430889, ИНН 7729314745) о взыскании долга и пени,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное предприятие "Теплосети" муниципального образования "Закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области" (далее - МП "Теплосети", Предприятие, истец) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГБУ "ЦЖКУ", Учреждение, ответчик) о взыскании задолженности в размере 757 476 руб. 12 коп. и пени в сумме 59 432 руб. 74 коп.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 02.11.2018, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2019, исковые требования удовлетворены: с ФГБУ "ЦЖКУ" в пользу МП "Теплосети" взыскано 835 387 руб. 86 коп., из которых 757 476 руб. 12 коп. - сумма долга, 59 432 руб. 74 коп. - пени за период просрочки с 16.06.2018 по 29.10.2018 и 18 479 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ФГБУ "ЦЖКУ" обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В обоснование кассационной жалобы приведены доводы о неполном установлении судами фактических обстоятельств дела и неправильном применении ими норм права.
По мнению заявителя жалобы, МП "Теплосети" предъявило ко взысканию завышенную сумму задолженности, рассчитанную исходя из максимального количества койко-мест в общежитиях, вопреки положениям Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), в соответствии с которыми расчет должен производиться по количеству постоянно и временно проживающих граждан.
Подробнее доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
В отзыве на кассационную жалобу МП "Теплосети" просило оставить принятые по делу судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, заявило о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя ответчика, суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, в соответствии с договором управления жилищным фондом, закрепленным за вооруженными силами Российской Федерации, от 20.09.2017 N 3-УЖФ-ЮВО-01, заключенным между государственным заказчиком -Министерством обороны РФ и управляющей организацией - ФГБУ "ЦЖКУ", в управление последнего переданы объекты жилищного фонда со 100% долей собственности Министерства обороны РФ, в частности жилые комплексы по ул. Проспект Мира 4, ул. Янгеля 2, пер. Армейский 1, 2, офицерское общежитие по ул. Ленина 11.
Во исполнение обязательств по указанному договору ФГБУ "ЦЖКУ" (исполнитель) заключило с МП "Теплосети" (ресурсоснабжающая организация) договор холодного водоснабжения и водоотведения от 08.12.2017 N 36/18, в соответствии с пунктом 2.1. которого ресурсоснабжающая организация приняла на себя обязательства подавать исполнителю через присоединенную сеть холодную (питьевую) воду, осуществлять прием сточных вод в централизованную систему водоотведения в пределах установленных лимитов для нужд специализированного жилищного фонда, а исполнитель обязался оплачивать принятые и отведенные коммунальные ресурсы.
Согласно пункту 10.1 договора оплата должна производиться исполнителем до 15 числа месяца, следующего за расчетным.
Одновременно с названным договором между МП "Теплосети" (ресурсоснабжающая организация) и ФГБУ "ЦЖКУ" (исполнитель) заключен договор на поставку тепловой энергии и теплоносителя N 35/2017, по условиям пункта 2.1. которого ресурсоснабжающая организация обязалась обеспечивать поставку коммунального ресурса, а исполнитель - оплачивать его.
Объекты горячего водоснабжения (общежития) не оборудованы приборами учета тепловой энергии, в том числе горячего водоснабжения.
В пункте 6.1 договора установлен порядок определения количества полученной ФГБУ "ЦЖКУ" тепловой энергии.
Согласно пункту 6.1.1. договора количество полученной исполнителем тепловой энергии за расчетный период определяется расчетным путем согласно Приложению N 1, а именно по нормативам, утвержденным законодательством (до установки общедомовых, приборов учета, в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, а также в случае непредоставления показаний приборов учетам в установленный договором срок.
В Приложении N 1 договора приведен порядок расчета потребления тепловой энергии и теплоносителя и в табличной форме установлен порядок определения объема горячего водоснабжения при невозможности его определения на основании показаний прибора учета; в частности указано, что данный объем определяется как произведение норматива потребления горячей воды на одного человека в месяц, выраженное в м, на количество койко-мест.
В соответствии с пунктом 9.2 договора оплата производится исполнителем до 15 числа месяца, следующего за расчетным.
МП "Теплосети" указало, что в мае 2018 года оно оказало ФГБУ "ЦЖКУ" услуги горячего водоснабжения на сумму 592 242 руб. 49 коп., а также услуги холодного водоснабжения и водоотведения на сумму 165 233 руб. 63 коп.
Неисполнение Учреждением обязательств по оплате оказанных услуг и коммунальных ресурсов явилось основанием для обращения Предприятия в суд с настоящим иском.
Разрешая исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций верно руководствовались следующими положениями.
В соответствии с пунктом 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее-ГК РФ) правила, предусмотренные статьями 539 - 547 названного Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Согласно пункту 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
В силу статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Материалами дела не опровергается, что жилые помещения в спорных общежитиях относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда и предназначаются для проживания военнослужащих и членов их семей.
Поскольку услуги истца по договорам оказываются в целях обеспечения коммунальных нужд проживающих в них граждан, то правоотношения сторон в спорный период, вопреки указаниям судов, регулировались положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Частью 1 статьи 157 ЖК РФ предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу подпункта "в" пункта 21 Правил N 124 объем коммунального ресурса, поставляемого за расчетный период (расчетный месяц) по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, определяется по формуле, состоящей из слагаемых, представляющих собой объем индивидуального потребления собственников жилых и нежилых помещений, определенный в соответствии с Правилами N 354, а также объем коммунального ресурса, использованный на общедомовые нужды.
В соответствии с пунктом 51 Правил N 354 расчет размера платы за коммунальные услуги, предоставленные потребителям в жилых помещениях в общежитиях коридорного, гостиничного и секционного типа (с наличием на этажах общих кухонь, туалетов или блоков душевых), производится в порядке, установленном для расчета размера платы за коммунальные услуги для потребителей, проживающих в коммунальной квартире.
Данный порядок для коммунальных квартир установлен пунктом 50 Правил N 354, согласно которому расчет размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю, проживающему в комнате (комнатах) в жилом помещении, являющемся коммунальной квартирой, осуществляется в соответствии с формулами 7, 7 (1), 8, 16, 19 и 21 приложения N 2 к названным Правилам.
В силу пункта 52 Правил N 354 расчет размера платы за коммунальные услуги, предоставленные потребителям в жилых помещениях в общежитиях квартирного типа, производится в порядке, установленном для расчета размера платы за коммунальные услуги для потребителей, проживающих в жилых помещениях в многоквартирном доме (то есть в соответствии с пунктом 42 Правил N 354).
Согласно вышеприведенным нормам расчет производится с учетом количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 18 Правил N 124 в договоре ресурсоснабжения предусматриваются обязательства сторон по снятию и передаче показаний приборов учета и (или) иной информации, используемых для определения объемов поставляемого по договору ресурсоснабжения коммунального ресурса, в том числе объемов коммунальных ресурсов, необходимых для обеспечения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям нежилых помещений в многоквартирном доме, сроки и порядок передачи указанной информации, а также порядок проверки ресурсоснабжающей организацией показаний коллективного (общедомового) прибора учета. Если иное не установлено соглашением сторон, исполнитель предоставляет ресурсоснабжающей организации соответствующую информацию до 1-го числа месяца, следующего за расчётным.
В нарушение положений статьи 65 АПК РФ ответчиком не доказано надлежащее соблюдение требований подпункта "д" пункта 18 Правил N 124 по предоставлению подтвержденной информации о фактическом количестве граждан, проживающих в общежитиях в спорный период.
Так, материалы дела содержат только акты обследования специализированных жилых помещений комиссией по инвентаризации и выявлению нарушений использования по назначению жилых помещений специализированного жилого фонда Министерства обороны РФ, в которых перечислено количество комнат общежитий и количество заселенных в них человек. Однако, документального подтверждения отраженных в актах сведений о количестве проживающих граждан не имеется. Соответствующие договоры, сведения о регистрации и пр. отсутствуют. В журнале регистрации граждан в конкретном общежитии надлежащих сведений не внесено. Лица, заселяемые в общежития, регистрируются при войсковой части. Более того, из актов следует, что фактически в общежитиях проживали и иные лица, не имеющие отношения в МО РФ.
При таком положении, достоверные сведения о количестве граждан, фактически проживающих в помещениях общежитий по состоянию на спорный период, отсутствуют, в связи с чем расчет объема поставленного ресурса обосновано признан судами произведенным истцом верно исходя из условий, согласованных сторонами при заключении договоров, а именно - из количества койко - мест в общежитиях, и установлено наличие спорной задолженности по оплате.
Установив, что Учреждение своевременно плату не перечислило и руководствуясь статьями 329, 330 ГК РФ, частью 6.2 статьи 13 и частью 6.2 статьи 14 Закона о водоснабжении, с учетом правоприменительных положений, приведенных в пункте 65 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", с ответчика в пользу истца судами обосновано взысканы пени за период просрочки с 16.06.2018 по 29.10.2018 в размере 59 432 рублей 74 копеек.
Таким образом, выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
При этом указание судов на неприменение Правил N 354 не привело к принятию неправильного по существу решения и не является основанием для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов.
Нарушений норм процессуального права, которые могли бы повлечь изменение или отмену судебных актов в соответствии с частью 4 статьи 288 АПК РФ, судом кассационной инстанции также не выявлено.
При таком положении кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 02.11.2018 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2019 по делу N А06-7794/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Н.А. Тюрина |
Судьи |
Э.Т. Сибгатуллин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Установив, что Учреждение своевременно плату не перечислило и руководствуясь статьями 329, 330 ГК РФ, частью 6.2 статьи 13 и частью 6.2 статьи 14 Закона о водоснабжении, с учетом правоприменительных положений, приведенных в пункте 65 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", с ответчика в пользу истца судами обосновано взысканы пени за период просрочки с 16.06.2018 по 29.10.2018 в размере 59 432 рублей 74 копеек.
Таким образом, выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
При этом указание судов на неприменение Правил N 354 не привело к принятию неправильного по существу решения и не является основанием для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 15 мая 2019 г. N Ф06-46667/19 по делу N А06-7794/2018