г. Казань |
|
20 мая 2019 г. |
Дело N А65-29300/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 мая 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Карповой В.А.,
судей: Ананьева Р.В., Муравьева С.Ю.,
при участии представителей:
заявителя - Ахметсафина Р.Р. (доверенность от 20.09.2018), Соколова Д.В. (доверенность от 20.09.2018),
в отсутствие:
ответчика - извещен надлежащим образом,
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Арслан"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.12.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2019
по делу N А65-29300/2018
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Арслан", г. Казань (ОГРН 1031630202713, ИНН 1660018550) к муниципальному казенному учреждению "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани", г. Казань (ОГРН 1061655000582, ИНН 1655065674) о признании незаконным решения от 22.06.2018 N 7763/кзио об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 16:50:110108:172 площадью 132 кв. м по пр. Ямашева, с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования относительно предмета спора - Управления архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета г. Казани, г. Казань,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Арслан" (далее - заявитель, Общество, ООО "Арслан") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к муниципальному казенному учреждению "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" (далее - ответчик, Комитет земельных и имущественных отношений) о признании незаконным решения от 22.06.2018 N 7763/кзио об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 16:50:110108:172 площадью 132 кв. м по пр. Ямашев в г. Казани.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.12.2018, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2019, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "Арслан" просит решение Арбитражного суда Республики Татарстан и постановление апелляционной инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить, по основаниям, изложенным в кассационной жалобе.
Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела, заявитель на основании договора аренды от 09.11.2015 N 18559 владеет муниципальным земельным участком с кадастровым номером 16:50:110108:172 площадью 132 кв. м, расположенным по адресу: г. Казань, Ново-Савиновский район, вблизи дома N 32 по пр. Ямашева.
На указанном земельном участке расположен объект - торговый павильон, общая площадь 86,2 кв. м, кадастровый номер 16:50:110108:2819, инв. N 2000, литера А, который принадлежит заявителю на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия 16-АН N294980 от 18.03.2014.
Указанный объект приобретен заявителем по договору купли-продажи нежилого здания (торгового павильона) от 24.09.2013.
Заявитель обратился к ответчику с заявлением о предоставлении в собственность указанного выше земельного участка в порядке реализации исключительного права на приобретение земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов.
Письмом от 22.06.2018 N 7763/КЗИО-ИСХ Комитет земельных и имущественных отношений отказал ООО "Арслан" в предоставлении в собственность земельного участка, сославшись на то, что земельный участок находится в границах проектных красных линий.
Полагая данный отказ незаконным и нарушающим права и законные интересы, заявитель обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения обжалованные судебные акты, исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм права.
Способы защиты гражданских прав приведены в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В силу части 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с названным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
По правилам статьи 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
В пункте 6 части 2 статьи 39.3 ЗК РФ установлено, что без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках. Статьей 39.17 ЗК РФ предусмотрен порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
В статье 39.16 ЗК РФ содержится исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в том числе согласно пункта 17 названной статьи указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов.
В статье 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) указано, что документы территориального планирования подразделяются на документы территориального планирования Российской Федерации; документы территориального планирования субъектов Российской Федерации; документы территориального планирования муниципальных образований. Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 ГрК РФ территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Согласно статье 18 ГрК РФ, документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов.
Частью 3 статьи 23 ГрК РФ предусмотрено, что генеральный план городского округа содержит: положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа.
В силу части 1 статьи 26 ГрК РФ реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования; создания объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения на основании документации по планировке территории.
Статьей 42 ГрК РФ предусмотрено, что подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.
При разрешении споров по искам собственников недвижимости о понуждении к заключению договора купли-продажи земельного участка в абзаце 4 пункта 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд). В частности, правомерным основанием для отказа в продаже земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта.
В соответствии с частью 4 и 5 статьи 23 ГрК РФ положения о территориальном планировании является частью генерального плана городского округа.
Согласно подпункту "а" пункта 1 части 3 статьи 42, пункта 1 части 5 статьи 43 ГрК РФ красные линии подлежат включению в основные части проектов планировки и межевания территории, которые подлежат утверждению.
По смыслу пункта 4.1-4.3 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98), утвержденной Постановлением Госстроя Российской Федерации от 06.04.1998 N 18-30, проект красных линий разрабатывается, согласовывается и утверждается, как правило, в составе градостроительной документации, на основании проектов панировки и застройки градостроительных объектов.
В отдельных случаях красные линии могут устанавливаться до разработки градостроительной документации, закрепляя исторически сложившуюся систему улично-дорожной сети застроенных и озелененных территорий.
При разработке проекта красных линий в качестве самостоятельного проекта он разрабатывается на основе генеральных планов поселений и проектов детальной планировки территорий и утверждается органами местного самоуправления по согласованию с органами государственного контроля и надзора, другими заинтересованными службами органов местного самоуправления (пункт 4.4 Инструкции).
Согласно пункту 4.6 Инструкции корректировка красных линий может осуществляться по решению органов местного самоуправления, утвердивших их, в связи с изменением градостроительной ситуации в результате необходимости проведения реконструкции сложившейся застройки, изменением категории (пропускной способности) улиц и дорог поселения.
Согласно пункту 11 статьи 1 ГрК РФ, красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты).
При этом, согласно подпункту "а" пункта 1 части 3 статьи 42 ГрК РФ красные линии включаются в основную часть проекта планировки территории, которая, в свою очередь, является частью генерального плана городского округа (части 4, 5 статьи 23 ГрК РФ).
В соответствии с пунктом 7 части 5 статьи 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (далее также - размещение) объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения.
По смыслу статьи 39.16 ЗК РФ для отказа в представлении участка по основанию, предусмотренному пунктом 17 данной статьи, достаточно установить, что в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории испрашиваемый участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о наличии правовых оснований для отказа в удовлетворении и мотивировали решение тем, что в рассматриваемом случае уполномоченный орган указал в своем решении, что запрашиваемый земельный участок с кадастровым номером 16:50:110108:172 вблизи дома N 32 по пр. Ямашева расположен в границах красных линий, являющихся границей территории общего пользования, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц.
Представленная схема общегородской улично-дорожной сети и транспорта, согласованная отделом проектов планировок 04.12.2018, свидетельствует о том, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах отвода улицы общегородского значения с координированным светофорным движением по "Зеленой волне" (л.д. 45).
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов (статья 41 ГрК РФ).
При решении вопроса о возможности продажи земельного участка, расположенного на территории городского округа, уполномоченный орган местного самоуправления обязан учитывать содержащиеся в генеральном плане городского округа сведения о планируемых к размещению в пределах границ данного земельного участка объектах местного значения, в том числе автомобильных дорогах и транспортных развязках.
Порядок разработки и утверждения документации по планировке территории установлен статьей 45 ГрК РФ, согласно положениям которой, решение об утверждении такой документации принимается главой муниципального образования с учетом результатов публичных слушаний.
На момент обращения ООО "Арслан" с заявлением о выкупе земельного участка Генеральный план муниципального образования города Казани уже был утвержден решением Казанской городской Думы от 28.12.2007 N 23-26.
Пунктом 3.2.2 Положения о территориальном планировании муниципального образования города Казани Генерального плана муниципального образования города Казани предусмотрено развитие общегородской улично-дорожной сети, которое заключается в создании на территории города развитой сети основных улиц и дорог путем строительства новых улиц и дорог, реконструкции существующей уличной сети в сторону увеличения ее плотности, ширины дорог, а также путем строительства транспортных развязок в разных уровнях.
Решением Казанской городской Думы от 28.12.2007 N 23-26 "О генеральном плане муниципального образования города Казани", с учетом протокола публичных слушаний от 25.12.2006 и заключения по результатам публичных слушаний от 23.02.2007, утвержден Генеральный план муниципального образования города Казани.
Земельный участок с кадастровым номером 16:50:110108:172 расположен в границах улично-дорожной сети по проспекту Ямашева.
Согласно схеме улично-дорожной сети и транспорта действующего Генплана г. Казани данная улица (проспект Ямашева) является улицей общегородского значения с координированным светофорным движением по "Зеленой волне".
Исходя из пункта 17 статьи 39.16 ЗК РФ Генеральный план, утвержденный Решением Казанской городской Думы от 28.12.2007 N 23-26, являющийся документом территориального планирования в силу статьи 18 ГрК РФ, является основанием для отказа в предоставлении земельного участка в собственность, поскольку им предусмотрено размещение объекта местного значения - улицей общегородского значения с координированным светофорным движением по "Зеленой волне".
Следовательно, земельный участок, в пределах границ которого расположены, как существующие, так и планируемые в соответствии с Генеральным планом, утвержденным Решением Казанской городской Думы от 28.12.2007 N 23-26, объекты транспортной инфраструктуры, не может быть приватизирован в порядке, предусмотренном статьей 39.20 ЗК РФ.
Кроме того материалы дела не содержат доказательств отнесение торгового павильона по техническим характеристикам к объектам недвижимого имущества и возведение его как объекта недвижимого имущества в установленном порядке с предоставлением земельного участка для строительства объекта недвижимого имущества.
В соответствии с частью 1 статьи 64, статьями 71, 168 АПК РФ арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств.
Статьей 65 АПК РФ установлена обязанность лиц, участвующих в деле, доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основание своих требований и возражений.
Согласно части 2 статьи 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Толкование заявителем кассационной жалобы положений законодательства, регулирующего рассматриваемые правоотношения, а также иная оценка обстоятельств спора, не свидетельствует о неверном применении судом норм права.
В силу статьи 286 АПК РФ суду кассационной инстанции не предоставлены полномочия пересматривать фактические обстоятельства дела, установленные судами при их рассмотрении, давать иную оценку собранным по делу доказательствам, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не установлены в решении или постановлении либо отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц; изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, в связи с чем у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены или изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьей 288 АПК РФ
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.12.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2019 по делу N А65-29300/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.А. Карпова |
Судьи |
Р.В. Ананьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 20 мая 2019 г. N Ф06-46503/19 по делу N А65-29300/2018