г. Казань |
|
21 мая 2019 г. |
Дело N А57-2942/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 мая 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Махмутовой Г.Н.,
судей Бубновой Е.Н., Хайбулова А.А.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ассоциации товариществ собственников жилья Ленинского района, г. Саратов
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 26.11.2018 (судья Волкова М.А.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2019 (председательствующий судья Лыткина О.В., судьи Камерилова В.А., Телегина Т.Н.)
по делу N А57-2942/2017
по иску ассоциации товариществ собственников жилья Ленинского района, г. Саратов (ИНН 6453074026, ОГРН 1036405320456) к муниципальному образованию "Город Саратов" в лице администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов (ИНН 6450011003, ОГРН 1036405000280 об обязании произвести капитальный ремонт в многоквартирных домах, о распределении судебных расходов, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: муниципальное образование "Город Саратов" в лице Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов (ИНН 6450530344, ОГРН 10264002205246), администрация Ленинского района муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов (ИНН 6453015253, ОГРН 10364005301954), Комитет по управлению имуществом муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов (ИНН 6450003860, ОГРН 1026402195511), Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов (ИНН 6450049166, ОГРН 1026402204950), муниципальное учреждение "Дирекция единого заказчика по Ленинскому району города Саратова" в лице ликвидационной комиссии, г. Саратов (ИНН 6453050522, ОГРН 1026403058483),
УСТАНОВИЛ:
ассоциация товариществ собственников жилья Ленинского района г. Саратова (далее - ассоциация, истец) обратилась в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к муниципальному образованию "Город Саратов" (далее - МО "г. Саратов") в лице администрации МО "г. Саратов" (далее - администрация, ответчик) об обязании администрации за счет средств казны МО "г. Саратов" в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу произвести:
- в многоквартирном доме N 1Б по ул. Топольчанская в г. Саратове капитальный ремонт общего имущества дома, в том числе, замену оборудования общего имущества, согласно локальным сметным расчетам Приложения N 2 к заключению эксперта от 11.07.2017 N 2402/6-3 (в ценах на момент проведения экспертизы), а именно: утепление торцевых стен подъездов N 1 и 4 на сумму 1 587 412 руб.; ремонт системы центрального отопления жилого дома на сумму 659 622 руб.; ремонт системы холодного водоснабжения жилого дома на сумму 720 395 руб.; ремонт системы горячего водоснабжения жилого дома, на сумму 1 536 592 руб.; ремонт системы водоотведения жилого дома на сумму 632 447 руб.; ремонт цоколя на сумму 74 326 руб.; ремонт подъездов N 2, 4 жилого дома, замену оконных блоков и мусоропроводов в подъездах N 1, 2, 3, 4 на сумму 2 568 433 руб.; ремонт отмостки жилого дома на сумму 264 601 руб., а также во всех подъездах дома (с N 1 по 4 включительно) произвести капитальный ремонт лифтов, с заменой узлов, элементов узлов, механизмов и оборудования, выработавших свой ресурс в соответствии с пунктом 7.6.3 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 55964-2014 "Лифты. Общие требования безопасности при эксплуатации" и требованиями Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 011/2011 "Безопасность лифтов", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 824;
- в многоквартирном доме N 3 по ул. Топольчанская в г. Саратове капитальный ремонт общего имущества дома, в том числе, замену оборудования общего имущества согласно локальным сметным расчетам Приложения N 3 к заключению эксперта от 11.07.2017 N 2402/6-3 (в ценах на момент проведения экспертизы), а именно: утепление торцевых стен подъездов N 1 и 2 на сумму 1 625 888 руб.; ремонт системы холодного водоснабжения жилого дома на сумму 237 613 руб.; ремонт системы горячего водоснабжения жилого дома на сумму 473 093 руб.; ремонт системы центрального отопления жилого дома на сумму 298 226 руб.; ремонт системы водоотведения жилого дома на сумму 201 827 руб.; ремонт подъездов и замену оконных блоков в подъездах N 1, 2 жилого дома на сумму 1 093 802 руб.; ремонт мусоропроводов в подъездах N 1 и 2 жилого дома на сумму 452 523 руб.; ремонт отмостки жилого дома на сумму 148 039 руб., а также во всех подъездах дома (с N 1 по 2 включительно) произвести капитальный ремонт лифтов, с заменой узлов, элементов узлов, механизмов и оборудования, выработавших свой ресурс в соответствии с пунктом 7.6.3 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 55964-2014 "Лифты. Общие требования безопасности при эксплуатации" и требованиями Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 011/2011 "Безопасность лифтов", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 824;
- в многоквартирном доме N 9 по ул. Топольчанская в г. Саратове капитальный ремонт общего имущества дома, в том числе замену оборудования общего имущества, согласно локальным сметным расчетам Приложения N 4 к заключению эксперта от 11.07.2017 N 2402/6-3 (в ценах на момент проведения экспертизы), а именно: ремонт кровли дома на сумму 886 650 руб.; ремонт системы центрального отопления жилого дома, на сумму - 472 489 руб.; ремонт системы холодного водоснабжения жилого дома на сумму 636 270 руб.; ремонт системы водоотведения жилого дома на сумму 438 447 руб.; ремонт системы горячего водоснабжения жилого дома на сумму 813 632 руб.; замену мусоропроводов на сумму 1 459 910 руб.; утепление торцевых стен подъездов N 1 и 3 и выступов зала подъездов N 1-3 на сумму 2 471 394 руб., а также во всех подъездах дома (с N 1 по 3 включительно) произвести капитальный ремонт лифтов, с заменой узлов, элементов узлов, механизмов и оборудования, выработавших свой ресурс в соответствии с пунктом 7.6.3 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 55964-2014 "Лифты. Общие требования безопасности при эксплуатации" и требованиями Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 011/2011 "Безопасность лифтов", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 824.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 06.10.2017, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2017, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 03.04.2018 указанные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Саратовской области.
При новом рассмотрении дела суд допустил Прокуратуру Саратовской области к участию в деле в качестве участника.
В порядке статьи 49 АПК РФ истец заявил ходатайство об уточнении исковых требований, просил обязать МО "г. Саратов" в лице администрации МО "г. Саратов" за счет средств казны МО "г. Саратов" в течение девяти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу произвести:
- в многоквартирном доме N 1Б по ул. Топольчанская в г. Саратове капитальный ремонт общего имущества дома, в том числе замену оборудования общего имущества, согласно локальным сметным расчетам Приложения N 2 к заключению эксперта от 11.07.2017 N 2402/6-3, а именно: утепление торцевых стен подъездов N 1 и 4 дома; ремонт системы центрального отопления; ремонт систем холодного и горячего водоснабжения; ремонт системы водоотведения; ремонт отмостки и цоколя; ремонт подъездов N 2, 4 жилого дома, замену оконных блоков и мусоропроводов в подъездах N 1-4 дома, а также во всех подъездах дома (с N 1 по N 4 включительно) произвести капитальный ремонт лифтов, с заменой узлов, элементов узлов, механизмов и оборудования, выработавших свой ресурс в соответствии с пунктом 7.6.3 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 55964-2014 "Лифты. Общие требования безопасности при эксплуатации" и требованиями Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 011/2011 "Безопасность лифтов", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 824;
- в многоквартирном доме N 3 по ул. Топольчанская в г. Саратове капитальный ремонт общего имущества дома, в том числе замену оборудования общего имущества, согласно локальным сметным расчетам Приложения N 3 к заключению эксперта от 11.07.2017 N 2402/6-3, а именно: утепление торцевых стен подъездов N 1 и N 2 дома; ремонт систем холодного и горячего водоснабжения; ремонт системы центрального отопления и водоотведения; ремонт подъездов и замену оконных блоков в подъездах N 1, 2 жилого дома, на сумму 1 093 802 руб.; ремонт мусоропроводов в подъездах N 1 и 2; ремонт отмостки жилого дома, а также во всех подъездах дома (с N 1 по 2 включительно) произвести капитальный ремонт лифтов, с заменой узлов, элементов узлов, механизмов и оборудования, выработавших свой ресурс в соответствии с пунктом 7.6.3 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 55964-2014 "Лифты. Общие требования безопасности при эксплуатации" и требованиями Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 011/2011 "Безопасность лифтов", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 824;
- в многоквартирном доме N 9 по ул. Топольчанская в г. Саратове капитальный ремонт общего имущества дома, в том числе замену оборудования общего имущества, согласно локальным сметным расчетам Приложения N 4 к заключению эксперта от 11.07.2017 N 2402/6-3, а именно: ремонт системы центрального отопления; ремонт систем холодного и горячего водоснабжения, водоотведения; замену мусоропроводов дома; утепление торцевых стен подъездов N 1 и 3 и выступов зала подъездов N 1-3 дома, а также во всех подъездах дома (с N 1 по 3 включительно) произвести капитальный ремонт лифтов, с заменой узлов, элементов узлов, механизмов и оборудования, выработавших свой ресурс в соответствии с пунктом 7.6.3 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 55964-2014 "Лифты. Общие требования безопасности при эксплуатации" и требованиями Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 011/2011 "Безопасность лифтов", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 824.
Кроме того, истец просил распределить судебные расходы, понесенные за проведение судебной экспертизы.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 26.11.2018, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2019, в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ассоциация обратилась в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции, ссылаясь на то, что общее имущество спорных многоквартирных домов ранее не ремонтировалось.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 286 АПК РФ, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает ее не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и подтверждается материалами дела, с 01.09.2015 ассоциация на основании заключенного договора управления от 24.08.2015, утвержденного решением общего собрания собственников помещений спорных многоквартирных домов, оформленного протоколом от 21.08.2015 и лицензии N 064-000149 от 30.04.2015 на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной Государственной жилищной инспекцией Саратовской области, осуществляет в качестве управляющей организации управление многоквартирным домом в г. Саратове (включенного в Реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом Саратовской области) по следующим адресам: дом N 1Б по ул. Топольчанская (9-ти этажный, 4-х подъездный, панельный, 1984 года постройки); дом N 3 по ул. Топольчанская (9-ти этажный, 2-х подъездный, панельный, 1984 года постройки); дом N 9 по ул. Топольчанская (9-ти этажный, 3-х подъездный, панельный, 1989 года постройки).
Указанный договор является действующим и заключен на срок с 01.09.2015 и до 31.08.2020 (пункт 8.1. договора).
При проведении общих осмотров спорных многоквартирных домов в сентябре 2015 года выявлено, что они требуют капитального ремонта, о чем составлен акт осмотра спорных многоквартирных домов. Осмотр проведен в отсутствие представителей МО г. Саратов.
Во всех спорных многоквартирных домах в соответствии с пунктом 1 постановления администрации от 30.09.2010 N 327 "О приватизации жилищного фонда" Комитет по управлению имуществом города Саратова от имени администрации производил и производит приватизацию муниципальных жилых помещений.
Полагая, что бывший наймодатель несет обязательства по капитальному ремонту, как жилых помещений, так и общего имущества в многоквартирных домах, поскольку на момент приватизации вышеуказанных квартир дома требовали капитального ремонта, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды правомерно исходили из следующего.
В ответе на вопрос 5 "Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 2 квартал 2007 года", утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 01.08.2007, сохраняется ли у бывшего наймодателя - собственника жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда при приватизации гражданами жилых помещений обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома, требующих на момент приватизации капитального ремонта, дано следующее разъяснение.
Согласно статье 16 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (далее - Закон о приватизации жилищного фонда) приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с указанным Законом.
При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.
Из данной нормы следует, что обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя (органа государственной власти или органа местного самоуправления) и неисполненная им на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения, сохраняется до исполнения обязательства.
С 01.03.2005 введен в действие Жилищный кодекс Российской Федерации (далее - ЖК РФ), статья 158 которого предусматривает, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Норма, возлагающая на собственника обязанность по содержанию принадлежащего ему имущества, содержится также в статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Исходя из системного толкования статьи 16 вышеназванного Закона, статьи 158 ЖК РФ и статьи 210 ГК РФ, после исполнения бывшим наймодателем обязательства по капитальному ремонту жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме обязанность по производству последующих капитальных ремонтов лежит на собственниках жилых помещений, в том числе на гражданах, приватизировавших жилые помещения.
Таким образом, согласно вышеуказанному разъяснению Верховного Суда Российской Федерации при проведении бывшим наймодателем капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома, обязанность по производству последующих капитальных ремонтов лежит на собственниках помещений данного дома.
Аналогичный правовой подход изложен в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2016 N 10-П "По делу о проверке конституционности положений части 1 статьи 169, частей 4 и 7 статьи 170 и части 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с запросами групп депутатов государственной Думы".
Как указал Конституционный Суд в вышеприведенном постановлении, изменения, внесенные в правовое регулирование отношений в области организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Федеральным законом от 25.12.2012 N 271-ФЗ, не затронули статью 16 Закона о приватизации жилищного фонда, которая не утратила силу и продолжает действовать, то есть обязывает прежних наймодателей жилых помещений (коими, как правило, выступали публично-правовые образования) надлежащим образом исполнять вытекающую из данной статьи публичную по своей правовой природе обязанность по проведению капитального ремонта нуждающихся в нем многоквартирных домов. Обязанность же по производству последующих капитальных ремонтов ложится на собственников жилых помещений, в том числе на граждан, приватизировавших жилые помещения.
Как установлено судами, приватизация квартир в спорных многоквартирных домах, 1984-го и позднее годов постройки, началась в 1992-1993 годах.
В 2004 году дома, с начала приватизации квартир, находившиеся на балансе МУ "ДЕЗ по Ленинскому району", были переданы в управление ТСЖ "Топольчанский".
Ассоциация зарегистрирована 17.11.2003 и ее учредителями являются, в том числе и ТСЖ "Топольчпнский", которому были переданы спорные дома, находившиеся на балансе МУ "ДЕЗ по Ленинскому району".
Между вышеуказанным ТСЖ и ассоциацией заключены типовые договоры управления многоквартирными домами, которые в последующем пролонгировались.
Довод истца о непривлечении ТСЖ "Топольчанский" к участию в деле, суд апелляционной инстанции отклонил, поскольку соответствующего ходатайства в суде первой инстанции о привлечении ТСЖ к участию в деле в качестве третьего лица истец не заявлял. Оспариваемый судебный акт не содержит выводов о правах и обязанностях упомянутого ТСЖ.
При этом согласно сложившейся практике оформления правоотношений между МУ "ДЕЗ по Ленинскому району" и ТСЖ в случае наличия дефектов и недостатков общего имущества домов составлялись Дополнительные условия приема-передачи жилых домов, в которых выявленные дефекты и недостатки подробно фиксировались.
В рассматриваемом случае жилой многоквартирный дом, расположенный по адресу г. Саратов, ул. Топольчанская, д. 9, был включен в Дополнительные условия приема-передачи с баланса МУ "ДЕЗ по Ленинскому району" в управление ТСЖ "Топольчанский", входящего в состав ассоциации.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-25139/2008 на МУ "ДЕЗ" была возложена обязанность по проведению указанных в Дополнительных условиях видов капитального ремонта общего имущества дома.
В дальнейшем Арбитражным судом Саратовской области был изменен порядок и способ исполнения судебного решения и с МУ "ДЕЗ" в пользу ассоциации взыскана задолженность в сумме 434 529 руб., выплаченная впоследствии субсидиарным должником.
Следовательно, обязанность, предусмотренная статьей 16 Закона о приватизации жилищного фонда, бывшим наймодеталем следует считать исполненной.
Остальные спорные дома не были включены в Дополнительные условия приема-передачи жилого дома, однако отсутствуют сведения о том, что на момент передачи в управление ТСЖ они нуждались в капительном ремонте.
При этом уровень физического износа спорных элементов общего имущества многоквартирных домов по состоянию на начало приватизации помещений муниципального жилищного фонда и на дату передачи домов МУ "ДЕЗ по Ленинскому району" в управление ТСЖ на предмет превышения нормативных показателей, установленных Ведомственными строительными нормами и Правилами оценки физического износа жилых зданий (ВСН 58-88 (р) и ВСН 53-86 (р), определяющих минимальную продолжительность эффективной эксплуатации зданий и объектов, а также, относительно замены лифтового оборудования, - установленных соответствующей нормативной документацией, допустимой к применению, определить невозможно, на что указали эксперты при проведении судебной экспертизы по настоящему делу.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В силу части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации Правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (часть 2.3 статьи 161 ЖК РФ).
В подпункте "з" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирных домах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), предусмотрено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе, текущий и капитальный ремонт общего имущества, указанного в подпунктах "а"-"д" пункта 2 данных Правил.
В соответствии с частью 1 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В силу части 1 статьи 174 ЖК РФ средства фонда капитального ремонта могут использоваться для оплаты услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, разработки проектной документации (в случае, если подготовка проектной документации необходима в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), оплаты услуг по строительному контролю, погашения кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты указанных услуг, работ, а также для уплаты процентов за пользование такими кредитами, займами, оплаты расходов на получение гарантий и поручительств по таким кредитам, займам. При этом за счет средств фонда капитального ремонта в пределах суммы, сформированной исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, могут осуществляться финансирование только работ, предусмотренных частью 1 статьи 166 настоящего Кодекса, и работ, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации, погашение кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты данных работ, и уплата процентов за пользование этими кредитами, займами.
В части 1 статьи 166 ЖК РФ установлено, что перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя: 1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; 2) ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт; 3) ремонт крыши; 4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; 5) ремонт фасада; 6) ремонт фундамента многоквартирного дома.
В соответствии с частью 8.1 статьи 156 ЖК РФ минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
При этом собственники помещений в многоквартирном доме могут принять решение об установлении взноса на капитальный ремонт в размере, превышающем минимальный размер такого взноса, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (часть 8.2 статьи 156 ЖК РФ).
Поскольку средства на капитальный ремонт спорных домов аккумулируются на специальном счете, предназначенном для перечисления средств на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, сами собственники должны принимать решения о необходимости проведения капитального ремонта и определять размер взносов, достаточный для его выполнения, что также соотносится с законодательно установленной обязанностью управляющей организации обеспечить надлежащее содержание общего имущества многоквартирных домов, в том числе, путем проведения текущего и капитального ремонтов.
По мнению судов, такая обязанность истцом исполнена не была.
Поскольку при передаче домов в управление ТСЖ, входивших в состав ассоциации, ответчиком была исполнена обязанность по выполнению капитального ремонта, в дальнейшем при ухудшении состояния общего имущества, повторно такая обязанность на него возложена быть не может.
В данном случае Закон о приватизации не имеет большей силы перед нормами жилищного и гражданского законодательства. Иное толкование позволило было до окончания приватизации всех жилых помещений в каждом многоквартирном доме по мере наступления необходимости в выполнении капитального ремонта, производить его только за счет бывшего наймодателя и исключать из данного процесса собственников, на которых такая обязанность возложена статьей 158 ЖК РФ и статьей 210 ГК РФ.
Кроме того, осмотры спорных домов были произведены истцом в сентябре 2015 года.
Собственниками произведена приватизация жилых помещений: кв. N 23, д. N 1Б по ул. Топольчанская в г. Саратове - 23.03.2015; кв. 40 д. N 3 по ул. Топольчанская в г. Саратове - 13.03.2014; кв. 53, 102, д. N 9 по ул. Топольчанская в г. Саратове - 02.03.2016, 27.11.2014 соответственно.
Таким образом, осмотры были произведены через существенный промежуток времени после приватизации квартир и установить, нуждались ли данные многоквартирные дома в ремонте на момент первых приватизаций, а также составления актов осмотра (сентябрь 2015 года) установить не представляется возможным. Иных доказательств в материалы дела не представлено.
Как было указано выше, осмотры производились в отсутствие представителей муниципального образования, в связи с чем нельзя признать подтвержденными доводы, что на момент спорных приватизаций многоквартирные дома, заявленные в настоящем деле нуждались в капитальном ремонте.
Постановлением Правительства Саратовской области от 31.12.2013 N 800-П утверждена областная адресная программа капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов на территории Саратовской области, согласно которой в спорных многоквартирных домах предусмотрено проведение различных видов капитального ремонта в 2017, 2020, 2021, 2024, 2025, 2027, 2033, 2037, 2040 годах.
Как отмечено судами, источником финансирования Программы являются взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме; проценты, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт; проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете. Начало срока реализации Программы - 2014 год.
Приведенные выше включенные в Программу виды капитального ремонта спорных многоквартирных домов N 1Б, 3, 9 по ул. Топольчанская полностью соответствуют видам работ по капитальному ремонту, заявленным ассоциацией.
Суды пришли к обоснованному выводу, что капитальный ремонт общего имущества, включенный в адресную Программу за счет собственников не выполнялся, и обращение с иском к муниципальному образованию о понуждении выполнить капитальный ремонт за счет средств бюджета города Саратова в соответствии с Законом о приватизации, преследует цель избежать обязанности по выполнению такого ремонта за счет средств собственников. При этом обязанность по выполнению капитального ремонта собственниками за счет взносов была установлена еще в 2014 году, то есть с начала действия Программы, однако истец, обращаясь с настоящим иском, посчитал возможным переложить данную обязанность на муниципальное образование в связи с единичными фактами приватизации квартир, что суд в соответствии со статьей 10 ГК РФ обоснованно признал злоупотреблением правом.
Заявляя исковые требования об обязании ответчика выполнить капитальный ремонт лифтов в домах: дом N 1Б по ул. Топольчанская (9-ти этажный, 4-х подъездный, панельный, 1984 года постройки); дом N 3 по ул. Топольчанская (9-ти этажный, 2-х подъездный, панельный, 1984 года постройки); дом N 9 по ул. Топольчанская (9-ти этажный, 3-х подъездный, панельный, 1989 года постройки) с заменой узлов, элементов узлов, механизмов и оборудования, выработавших свой ресурс, истец руководствовался пунктом 5 статьи 4 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 011/2011 "Безопасность лифтов", (утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 года N 824), согласно которому срок службы лифта устанавливается равным 25 годам, со дня ввода его в эксплуатацию.
Согласно положениям пункта 5 статьи 6 ТР ТС 011/2011 "Безопасность лифтов" подтверждение соответствия лифта и устройств безопасности лифта, указанных в приложении 2, требованиям настоящего технического регламента осуществляется в форме обязательной сертификации перед выпуском их в обращение на территории государств - членов Таможенного союза.
Оценка соответствия лифта, отработавшего назначенный срок службы, проводится в форме обследования организацией, аккредитованной (уполномоченной) в порядке, установленном законодательством государства - члена Таможенного союза.
При обследовании лифта определяются: - соответствие лифта, отработавшего назначенный срок службы, общим требованиям безопасности, установленным приложением 1 к настоящему техническому регламенту и (с учетом назначения лифта) специальным требованиям безопасности, установленным приложением 1 к настоящему техническому регламенту; - необходимые мероприятия (в том числе модернизация лифта) и сроки выполнения мероприятий по обеспечению соответствия лифта требованиям настоящего технического регламента (п. 5.1).
Согласно пункту 5.3 сведения о проведенном обследовании указываются в паспорте лифта. На основании результатов обследования оформляется заключение, содержащее условия и возможный срок продления использования лифта и рекомендации по модернизации или замене лифта.
Заявитель на основании положительных результатов оценки соответствия оформляет декларацию соответствия и назначает новый срок службы лифта, делает в паспорте запись о сроке службы и технической готовности лифта к вводу в эксплуатацию.
Согласно пункту 5.4 при отсутствии необходимости модернизации или замены лифта и выполнения условий продления срока эксплуатации устанавливается срок использования лифта по назначению.
Согласно пункту 5.5 статьи 6 вышеупомянутого Технического регламента лифты, введенные в эксплуатацию до вступления в силу настоящего Технического регламента и отработавшие назначенный срок службы, должны быть приведены в соответствие с требованиями настоящего технического регламента в срок, не превышающий 7 лет с даты вступления в силу настоящего Технического регламента.
Таким образом, истцом, как управляющей компанией, в отношении лифтов с истекшим сроком эксплуатации должны были быть совершены ряд действий, связанных с обследованием таких лифтов посредством привлечения специализированной организации и составления заключения с соблюдением вышеназванных требований Технического регламента, однако такие действия с 2015 года им совершены не были.
Эксперты, выполнявшие по поручению суда судебную экспертизу, не относятся к числу лиц, которые могут дать заключение о невозможности дальнейшей эксплуатации таких лифтов, ни в силу своей специальности, что они подтвердили в суде первой инстанции, ни в силу своей компетенции.
Кроме того, спорные дома согласно представленной в материалы дела технической документации, являются домами 1984 и 1989 года постройки. Соответственно, 25-летний срок эксплуатации лифтового оборудования истек в 2009 и 2014 годах. Однако, доказательств того, что собственниками, равно как и управляющими компаниями по истечении 25-летнего срока эксплуатации, на протяжении последующих лет принимались меры к замене лифтового оборудованию и ремонту лифтовых шахт в материалы дела не представлено. Сам факт наступления события - приватизации жилого помещения не может возлагать на бывшего наймодателя одного или нескольких жилых помещений обязанность выполнить капитальный ремонт лифтов в интересах всех собственников многоквартирного дома.
С учетом вышеизложенного судами правомерно отказано истцу в удовлетворении его требований.
Приведенные в кассационной жалобе доводы правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций, основанных на нормах права и материалах дела, не опровергают.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 26.11.2018 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2019 по делу N А57-2942/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Г.Н. Махмутова |
Судьи |
Е.Н. Бубнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды пришли к обоснованному выводу, что капитальный ремонт общего имущества, включенный в адресную Программу за счет собственников не выполнялся, и обращение с иском к муниципальному образованию о понуждении выполнить капитальный ремонт за счет средств бюджета города Саратова в соответствии с Законом о приватизации, преследует цель избежать обязанности по выполнению такого ремонта за счет средств собственников. При этом обязанность по выполнению капитального ремонта собственниками за счет взносов была установлена еще в 2014 году, то есть с начала действия Программы, однако истец, обращаясь с настоящим иском, посчитал возможным переложить данную обязанность на муниципальное образование в связи с единичными фактами приватизации квартир, что суд в соответствии со статьей 10 ГК РФ обоснованно признал злоупотреблением правом.
Заявляя исковые требования об обязании ответчика выполнить капитальный ремонт лифтов в домах: дом N 1Б по ул. Топольчанская (9-ти этажный, 4-х подъездный, панельный, 1984 года постройки); дом N 3 по ул. Топольчанская (9-ти этажный, 2-х подъездный, панельный, 1984 года постройки); дом N 9 по ул. Топольчанская (9-ти этажный, 3-х подъездный, панельный, 1989 года постройки) с заменой узлов, элементов узлов, механизмов и оборудования, выработавших свой ресурс, истец руководствовался пунктом 5 статьи 4 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 011/2011 "Безопасность лифтов", (утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 года N 824), согласно которому срок службы лифта устанавливается равным 25 годам, со дня ввода его в эксплуатацию."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 21 мая 2019 г. N Ф06-46266/19 по делу N А57-2942/2017
Хронология рассмотрения дела:
21.05.2019 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-46266/19
16.01.2019 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-16600/18
26.11.2018 Решение Арбитражного суда Саратовской области N А57-2942/17
03.04.2018 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-30896/18
01.12.2017 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-13645/17
01.12.2017 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-13647/17
06.10.2017 Решение Арбитражного суда Саратовской области N А57-2942/17