г. Казань |
|
23 мая 2019 г. |
Дело N А55-21116/2018 |
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Савкиной М.А.,
судей Топорова А.В., Закировой И.Ш.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 08.11.2018 (судья Якимова О.Н.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2019 (председательствующий Кувшинов В.Е., судьи Драгоценнова И.С., Лихоманенко О.А.)
по делу N А55-21116/2018
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания N 2 жилищно-коммунального хозяйства" (ОГРН 1066320068924, ИНН 6321165830) к Государственной жилищной инспекции Самарской области, с участием третьего лица: Администрации городского округа Тольятти Самарской области, о признании недействительным предписания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания N 2 жилищно-коммунального хозяйства" (далее - заявитель, общество, ООО "УК N2 ЖКХ") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Самарской области (далее - жилищная инспекция) о признании недействительным предписания N ТАвз-57895 от 31.05.2018.
Определением суда первой инстанции, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена-Администрация городского округа Тольятти Самарской области.
Решением арбитражного суда Самарской области от 08.11.2018, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2019 заявленные требования удовлетворены.
Признано недействительным предписание Государственной жилищной инспекции Самарской области от 31.05.2018 N ТАвз-57895.
Государственной жилищной инспекции Самарской области вменена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Государственная жилищная инспекция Самарской области, не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратилась в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить как несоответствующие нормам материального и процессуального права, фактическим обстоятельствам дела и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования в полном объеме.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, исходя из требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и доводов, содержащихся в кассационной жалобе, арбитражный суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.
В ходе проведенной Государственной жилищной инспекции Самарской области внеплановой документарной проверки в отношении ООО "УК N 2 ЖКХ" по вопросу правомерности начисления платы за содержание жилого помещения в многоквартирного дома (далее - МКД) по адресу: г. Тольятти, ул. Юбилейная, дом 21, установлено следующее.
ООО "УК N 2 ЖКХ" осуществляет управление названным многоквартирным домом.
Собственниками МКД N 21 по ул. Юбилейная проведено внеочередное общее собрание, в том числе, по вопросу установления размера платы за содержание и текущий ремонт помещений с 01.01.2018. Собрание не состоялось ввиду отсутствия кворума, (протокол от 29.01.2018 N1/2018).
Тем самым, в соответствии с частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) с 01.01.2018 был применен тариф, установленный Постановлением Мэрии городского округа Тольятти от 29.06.2017 N 2275-п/1 "Об оплате жилого помещения муниципального жилищного фонда населением городского округа Тольятти" и составляет 24,28 р./м2, который по смыслу положений пункта 2 статьи 154 ЖК РФ включает плату за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Однако, ООО "УК N 2 ЖКХ" дополнительно применяется тариф за текущий ремонт, установленный собственниками МКД в январе 2016 года до принятия нового решения в размере 1,85 руб./м2.
Вместе с тем, согласно пункта 6.4 договора управления МКД N 21 от 29.12.2008, на основании решения общего собрания собственников в обязательные ежемесячные платежи собственников жилья может быть включена оплата за любые дополнительные услуги, не связанные с видами обязательных платежей, установленными органами местного самоуправления по оплате за содержание, текущий ремонт жилья и коммунальных услуг.
Между тем, отражение платы за текущий ремонт отдельной строкой не исключает ее из состава платы за содержание жилого помещения по смыслу статьи 154 ЖК РФ.
В этой связи, плата за содержание с учетом текущего ремонта выставляется в совокупности в размере 26,13 руб/кв.м (24,28+1,85), что превышает установленный размер платы 24,28 руб/кв.м Постановлением Мэрии городского округа Тольятти от 29.06.2017 N 2275-п/1 "Об оплате жилого помещения муниципального жилищного фонда населением городского округа Тольятти".
31 мая 2018 года по результатам проверки составлен акт N ТАвз-57895 и выдано предписание N ТАвз-57895, которым в срок до 31.08.2018 предписано производить в 2018 году начисление платы за содержание общего имущества собственникам жилых помещении МКД по адресу: г. Тольятти, ул. Юбилейная, дом 21 в соответствии с частью 2 статьи 154, частью 4 статьи 158 ЖК РФ.
Не согласившись с предписанием N ТАвз-57895, ООО "УК N2 ЖКХ" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с настоящим заявлением.
Признавая недействительным предписание Государственной жилищной инспекции Самарской области от 31.05.2018 N ТАвз-57895, суды первой и апелляционной инстанций исходили из несоответствия оспариваемого предписания нормам действующего жилищного законодательства Российской Федерации и нарушении прав заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций в силу следующего.
Исходя из смысла части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее также - коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме).
Частью 4 статьи 158 ЖК РФ предусмотрено, что если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела документы в порядке статьи 71 АПК РФ, руководствуясь статьей 65, частью 1 статьи 198, частями 4, 5 статьи 200, статьи 201 АПК РФ, частями 2, 3, 5 статьи 20, статьи 44, частью 1 статьи 153, статьей 154, частью 7 статьи 156, частями 2, 4 статьи 158 ЖК РФ, пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", пунктом 161 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", пунктами 17, 18 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, пунктом 17 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493, суды первой и апелляционной инстанции сделали вывод о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Самарской области от 31.05.2018 N ТАвз-57895.
Суды первой и апелляционной инстанции исходили из того, что Постановлением Мэрии городского округа Тольятти от 29.06.2017 N 2275-п/1 "Об оплате жилого помещения муниципального жилищного фонда населением городского округа Тольятти" утверждена плата за содержание жилого помещения.
Согласно пунктов 4.1, 4.2. части 2 статьи 44 ЖК РФ; пунктов 17, 18 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, текущий ремонт общего имущества в многоквартирном жилом доме проводится на основании решения общего собрания собственников помещений, принимаемого большинством голосов от общего числа голосов, участвующих в собрании собственников помещений в многоквартирном доме. Собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
В 2018 собственники помещений, проживающие по адресу: г. Тольятти, ул. Юбилейная, дом 21 не приняли решения об установлении тарифа на содержание на 2018.
Согласно части 4 статьи 158 ЖК РФ если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
Постановлением Мэрии городского округа Тольятти от 29.06.2017 N 2275-п/1 "Об оплате жилого помещения муниципального жилищного фонда населением городского округа Тольятти" плата за содержание жилого помещения на 2018 утверждена в размере 24,28 руб./кв.м.
Однако расходы на текущий ремонт органом местного самоуправления перестали утверждаться с 01.01.2016, следовательно, такие расходы не предусмотрены и не включены в размер платы за содержание жилого помещения.
Департамент экономического развития Администрации г.о. Тольятти в письме от 14.08.2018 N 345/42 о составе платы за содержание жилого помещения также указал, что с 01.01.2016 расходы на текущий ремонт органом местного самоуправления не устанавливались и не учитывались в расчете платы на содержание жилого помещения.
Позиция жилищной инспекции, что плата за содержание жилого помещения, установленная Постановлением Мэрии городского округа Тольятти от 29.06.2017 N 2275-п/1 "Об оплате жилого помещения муниципального жилищного фонда населением городского округа Тольятти", по смыслу положений части 2 статьи 158 ЖК РФ уже включает в себя плату за содержание и текущий ремонт общего имущества в МКД не означает, что в данном доме отсутствуют виды работ, которые необходимо выполнить по статье текущий ремонт сверх предусмотренных органом местного самоуправления тарифов.
Согласно части 1 статьи 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.
Полномочия общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме определены в частью 2 статьи 44 ЖК РФ. При этом пункт 5 части 2 статьи 44 ЖК РФ установлено, что к компетенции общего собрания относятся также и другие вопросы, отнесенные Кодексом к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
В рассматриваемом случае размер платы текущего ремонта был установлен общим собранием собственников помещений в МКД по адресу: г. Тольятти, ул. Юбилейная, д. 21 и составил 1,85 руб. за 1 кв.м. общей площади с 01.01.2016 года до принятия нового решения.
Данное решение собственников в судебном порядке отменено не было, новое решение собственниками также не принималось.
Иная оценка заявителем кассационной инстанции, установленных по делу фактических обстоятельств дела, не свидетельствует о принятии незаконного судебного решения.
Доводы заявителя кассационной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судебными инстанциями при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебных актов либо опровергали выводы суда первой и апелляционной инстанций, в связи с чем, признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, не влекущими отмену оспариваемых судебных актов.
Таким образом, судебная коллегия считает, что судом первой и апелляционной инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебных актах, основаны на имеющихся в деле доказательствах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Поскольку при вынесении обжалуемых судебных актов нормы материального права применены правильно, нормы процессуального права не нарушены, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для их отмены и удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 08.11.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2019 по делу N А55-21116/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного суда Российской Федерации в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
М.А. Савкина |
Судьи |
А.В. Топоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Позиция жилищной инспекции, что плата за содержание жилого помещения, установленная Постановлением Мэрии городского округа Тольятти от 29.06.2017 N 2275-п/1 "Об оплате жилого помещения муниципального жилищного фонда населением городского округа Тольятти", по смыслу положений части 2 статьи 158 ЖК РФ уже включает в себя плату за содержание и текущий ремонт общего имущества в МКД не означает, что в данном доме отсутствуют виды работ, которые необходимо выполнить по статье текущий ремонт сверх предусмотренных органом местного самоуправления тарифов.
Согласно части 1 статьи 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.
Полномочия общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме определены в частью 2 статьи 44 ЖК РФ. При этом пункт 5 части 2 статьи 44 ЖК РФ установлено, что к компетенции общего собрания относятся также и другие вопросы, отнесенные Кодексом к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 23 мая 2019 г. N Ф06-47276/19 по делу N А55-21116/2018