г. Казань |
|
22 мая 2019 г. |
Дело N А12-32277/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 мая 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Савкиной М.А.,
судей Топорова А.В., Закировой И.Ш.,
при участии представителей:
управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области - Панкова А.П., доверенность от 20.05.2019,
производственного кооператива "Альянс" - Макодича Э.В., доверенность от 22.04.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу производственного кооператива "Альянс"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 12.11.2018 (судья Бритвин Д.М.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2019 (председательствующий Каплин С.Ю., судьи Веряскина С.Г., Степура С.М.)
по делу N А12-32277/2018
по заявлению управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области (ОГРН 1043400433240, ИНН 3445070230) к производственному кооперативу "Альянс" (ОГРН 1023402006000, ИНН 3435910096) о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области (далее - Управление Росприродназора по Волгоградской области, управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о привлечении Производственного кооператива "Альянс" (далее - ПК "Альянс", кооператив) к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 12.11.2018, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2019, заявленные требования удовлетворены.
ПК "Альянс" привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде предупреждения.
ПК "Альянс" не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить как несоответствующие нормам материального и процессуального права, фактическим обстоятельствам дела, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления о привлечении к административной ответственности..
Проверив законность обжалуемых судебных актов, исходя из требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и доводов, содержащихся в кассационной жалобе, арбитражный суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.
Как следует из материалов административного дела, предметом оспаривания является вопрос привлечения ПК "Альянс" к административной ответственности по признакам правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
15 августа 2018 года Управлением Росприроднадзора по Волгоградской области на основании приказа от 09.08.2018 N 682 проведена внеплановая выездная проверка соблюдения лицензионных требований при осуществлении деятельности по сбору и размещению отходов III - IV классов опасности на полигоне ПК "Альянс", расположенном по адресу: Волгоградская область, Средпеахтубинский район, в 3-х км по направлению на юго-запад от пос. Звездный.
По результатам проверки административным органом выявлены грубые нарушения ПК "Альянс" лицензионных требований, предусмотренных подпунктом "а" пункта 3 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 N 1062, составлен акт проверки от 17.08.2018 N 13/682-18-Эн.
По факту выявленных нарушений в отношении ПК "Альянс" составлен протокол от 29.08.2018 N 5/01-18-Э об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
В соответствии с положениями части 3 статьи 23.1 КоАП РФ административный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении ПК "Альянс" к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Удовлетворяя заявленные требований, судебные инстанции исходили из доказанности события и состава административного правонарушения, документального подтверждения вины ПК "Альянс" в совершенном правонарушении, назначении наказания в пределах санкций, предусмотренных частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, отсутствии процессуальных нарушений при привлечении к административной ответственности. Процедура привлечения к административной ответственности соблюдена, трехмесячный срок давности привлечения к административной ответственности не истек. С учетом обстоятельств дела и на основании части 3 статьи 3.4, части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, суд счел возможным назначить ПК "Альянс" наказание в виде предупреждения.
Суд кассационной инстанции соглашается с данными выводами судебных инстанций в силу следующего.
Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности (статья 14.1 КоАП РФ).
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее-Федеральный закон N 99-ФЗ) под лицензией понимается специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности).
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального закона N 99-ФЗ лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
По смыслу положений пункта 30 части 1 статьи 12 вышеуказанного закона деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности относится к лицензируемому виду деятельности.
Порядок лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, определен Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 N 1062.
В силу пункта 4 Положения N 1062 грубым нарушением лицензионных требований является невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 3 настоящего Положения.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела документы в порядке статьи 71 АПК РФ, а руководствуясь частью 4 статьи 14.1, частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ, пунктами 2, 7 статьи 3, пунктом 30 части 1 статьи 12, части 7, 9, 17 статьи 18, частями 2, 3, 5 статьи 19 Федерального закона N 99-ФЗ, статьей 1, частями 1, 2 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", пунктом 23 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", пунктом 10 статьи 1, пунктом 3.4 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подпунктом "а" пункта 3, пунктом 4, подпунктами "г, д" пункта 7 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 N 1062, пунктом 7.2 статьи 11 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", СНиП 2.01.28-85 "Полигоны по обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных отходов. Основные положения по проектированию", утв. Постановлением Госстроя СССР от 26.06.1985 N 98, суды первой и апелляционной инстанций сделали вывод о наличии в действиях ПК "Альянс" состава вменённого административного правонарушения, и привлекли к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде предупреждения.
Суды первой и апелляционной инстанции исходили из того, что кооператив имеет лицензию серии 034 N 2299-СР от 29.11.2016 на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
16 июля 2018 года ПК "Альянс" обратился в Управление Росприродназора по Волгоградской области с заявлением о переоформлении лицензии в связи с намерением осуществлять новые виды работ в области обращения с отходами I - IV классов опасности.
В ходе проведения административным органом проверки состояния заявленного ПК "Альянс" в качестве полигона для размещения отходов объекта, расположенного на земельном участке площадью 19,1 га по адресу: Волгоградская область, Средпеахтубинский район, в 3-х км по направлению на юго-запад от пос. Звездный, выявлен факт несоответствия его установленным требованиям.
Административным органом установлено, что ПК "Альянс" не представлены документы о вводе объекта капитального строительства в эксплуатацию, документы, подтверждающие, что данное сооружение (объект размещения отходов I - IV классов опасности) введено в эксплуатацию до вступления в силу Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и до дня вступления в силу Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Также административным органом установлено, что у кооператива отсутствуют документы о проведении геологических, гидрологических и иных исследований, с указанием следующих характеристик, предусмотренных Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления", утвержденного Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации от 30.04.2003, а именно: глубина залегания подземных вод; расстояние от земель сельскохозяйственного назначения, используемых для выращивания технических культур, не используемых для производства продуктов питания и прочее.
Кроме того, административным органом установлено отсутствие основных элементов полигона, предусмотренных при строительстве объектов размещения промышленных отходов (кольцевой канал, кольцевое обвалование, кольцевая автодорога с усовершенствованным капитальным покрытием и въездами на карты, ливнеотводные лотки вдоль дороги или кюветы с облицовкой бетонными плитами, оснащение специальным защитным экраном и прочее) со ссылкой на СНиП 2.01.28-85 "Полигоны по обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных отходов. Основные положения по проектированию", утвержденного Постановлением Госстроя СССР от 26.06.1985 N 98.
Таким образом, установив все обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения дела об административном правонарушении, вывод судебных инстанций о доказанности административным органом осуществления ПК "Альянс" предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), факта совершения правонарушения и вины ПК "Альянс", основан на материалах дела и представленных доказательствах.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств, судебные инстанции установили все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, квалифицировав действия ПК "Альянс" в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями КоАП РФ. ПК "Альянс" привлечен к административной ответственности с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ. С учетом обстоятельств дела и на основании части 3 статьи 3.4, части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, суды назначили ПК "Альянс" наказание в виде предупреждения.
Административным органом при производстве по делу об административном правонарушении соблюдены процессуальные требования, установленные КоАП РФ.
Судебные инстанции, установив наличие в действиях ПК "Альянс" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, применив часть 3 статьи 3.4, часть 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ на законных основаниях привлекли ПК "Альянс" к административной ответственности в виде предупреждения.
Обстоятельства получения ранее лицензии без фактического наличия и представления лицензирующему органу необходимых вышеуказанных документов по эксплуатируемому полигону не могут являться основанием для исключения административной ответственности лицензиата при установлении нарушения действующего законодательства.
Факт грубого нарушения ПК "Альянс" лицензионных требований установлен судами и подтверждается представленными в материалы дела доказательствами.
Доводы приведенные заявителем кассационной жалобы были предметом рассмотрения суда первой и апелляционной инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.
Поскольку все юридически значимые обстоятельства при рассмотрении дела об административном нарушении, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судебными инстанциями на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, которым дана правильная оценка, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены или изменения оспоренного судебного решения не имеется.
Несогласие общества с толкованием судом норм КоАП РФ и законодательства, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям, не свидетельствует о том, что судом допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 12.11.2018 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2019 по делу N А12-32277/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного суда Российской Федерации в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
М.А. Савкина |
Судьи |
А.В. Топоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств, судебные инстанции установили все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, квалифицировав действия ПК "Альянс" в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями КоАП РФ. ПК "Альянс" привлечен к административной ответственности с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ. С учетом обстоятельств дела и на основании части 3 статьи 3.4, части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, суды назначили ПК "Альянс" наказание в виде предупреждения.
...
Судебные инстанции, установив наличие в действиях ПК "Альянс" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, применив часть 3 статьи 3.4, часть 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ на законных основаниях привлекли ПК "Альянс" к административной ответственности в виде предупреждения."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 22 мая 2019 г. N Ф06-46869/19 по делу N А12-32277/2018