г. Казань |
|
27 мая 2019 г. |
Дело N А72-9089/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 мая 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Карповой В.А.,
судей: Ананьева Р.В., Муравьева С.Ю.,
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
ответчика - извещен надлежащим образом,
третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 17.09.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2018
по делу N А72-9089/2018
по заявлению федерального государственного бюджетного учреждения "Приволжское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды", г. Самара, к агентству государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, г. Ульяновск, третьи лица: администрация города Ульяновска, г. Ульяновск, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, г. Ульяновск, филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ульяновской области, г. Ульяновск, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области, г. Казань, о признании незаконным отказа в утверждении границ охранных зон стационарных пунктов наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха,
УСТАНОВИЛ:
федеральное государственное бюджетное учреждение "Приволжское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" (далее - ФГБУ "Приволжское УГМС", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к агентству государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области о признании незаконным отказа в утверждении границ охранных зон стационарных пунктов наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха, расположенных в г. Ульяновске, а именно: 1) бульвар Новый Венец; общая площадь земельного участка - 5 кв. м; кадастровый номер 73:24:041702:17; 2) проспект Гая; общая площадь земельного участка - 4,6 кв. м; кадастровый номер 73:24:010907:5; 3) улица Полбина; общая площадь земельного участка - 4,6 кв. м; кадастровый номер 73:24:030404:10; 4) перекресток улиц Шоферов и Краснопролетарской; общая площадь земельного участка - 4,6 кв. м; кадастровый номер 73:24:020305:18.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация города Ульяновска, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области (далее - Управление Росреестра по Ульяновской области), федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ульяновской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра"), Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области (далее - МТУ Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области).
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 17.09.2018, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2018, заявленные требования удовлетворены, решение агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, выраженное в письме от 04.04.2018 N 73-иогв-10-01/4021исх, признано незаконным. На агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области возложена обязанность утвердить границы охранных зон стационарных пунктов наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха, расположенных в г. Ульяновске: 1) бульвар Новый Венец; общая площадь земельного участка - 5 кв. м; кадастровый номер 73:24:041702:17; 2) проспект Гая; общая площадь земельного участка - 4,6 кв. м; кадастровый номер 73:24:010907:5; 3) улица Полбина; общая площадь земельного участка - 4,6 кв. м; кадастровый номер 73:24:030404:10; 4) перекресток улиц Шоферов и Краснопролетарской; общая площадь земельного участка - 4,6 кв. м; кадастровый номер 73:24:020305:18. С агентства в пользу заявителя в возмещение расходов по уплате государственной пошлины взыскано 3000 руб.
В кассационной жалобе Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, по основаниям, изложенным в кассационной жалобе.
До начала рассмотрения кассационной жалобы по существу Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области на основании статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявило ходатайство о замене агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области на Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области.
В соответствии с частью 1 статьи 48 АПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
В соответствии с Указом Губернатора Ульяновской области от 01.11.2018 N 105 "О мерах по совершенствованию деятельности исполнительных органов государственной власти", подпункта 20 пункта 2.2 Положения, утвержденного постановлением Правительства Ульяновкой области от 16.11.2018 N 25/557-П и Законом Ульяновской области от 03.07.2015 N 85-30 "О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области и органами государственной власти Ульяновской области" от агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области с 01.01.2019 Министерству строительства и архитектуры Ульяновской области переданы полномочия по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности Ульяновской области и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными в границах МО "город Ульяновск".
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции в порядке статьи 48 АПК РФ удовлетворяет заявленное ходатайство и производит замену агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области на Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области.
Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в соответствии со статьей 121 АПК РФ.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ, по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на территории г. Ульяновска заявитель имеет 4 стационарных пункта наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха. Земельные участки под пунктами наблюдений являются собственностью Российской Федерации и переданы в постоянное бессрочное пользование заявителю.
Заявитель обратился в агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области с заявлением от 15.03.2018 вх.N 5598 об утверждении границ охранных зон 4-х стационарных пунктов наблюдений по вышеуказанным адресам. При этом охранные зоны станций были установлены в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 06.01.1983 N 19 "Об усилении мер по обеспечению сохранности гидрометеорологических станций, осуществляющих наблюдение и контроль за состоянием природной среды".
Распоряжением главы администрации Ульяновской области от 23.11.2000 N 1431-р утвержден перечень стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей природной среды и их охранных зон.
На данное обращение заинтересованное лицо письмом от 04.04.2018 сообщило, что утверждение охранных зон стационарных пунктов наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха не относится к полномочиям агентства, что послужило основанием, для обращения ФГБУ "Приволжское УГМС" в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, установив, что установление охранной зоны стационарных пункта наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха является обязательным и призвано обеспечивать получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении вокруг стационарных пунктов наблюдений, суды признали незаконным, не соответствующим статьям 11, 56 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), постановлению Правительства Российской Федерации от 27.08.1999 N 972 "Об утверждении Положения о создании охранных зон стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением" (далее - Положение N 972) отказ агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской в утверждении границ охранных зон стационарных пунктов наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха и, руководствуясь статьями 198, 201 АПК РФ обязали агентство утвердить границы охранных зон стационарных пунктов наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха, расположенных в г. Ульяновске в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии у агентства полномочий по установлению охранных зон стационарных пунктов наблюдений правомерно отклонен судами.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 19.07.1998 N 113-ФЗ "О гидрометеорологической службе" (далее - Закон N 113-ФЗ) стационарный пункт наблюдения за состоянием окружающей природной среды - комплекс, включающий в себя земельный участок или часть акватории с установленными на них приборами и оборудованием, предназначенным для определения характеристик окружающей природной среды, ее загрязнения.
Часть 3 статьи 13 указанного Закона N 113-ФЗ (в действующей редакции) предусматривает, что в целях получения достоверной информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении вокруг стационарных пунктов наблюдений в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, создаются охранные зоны, в которых устанавливаются ограничения на хозяйственную деятельность. Положение об охранных зонах стационарных пунктов наблюдений утверждается Правительством Российской Федерации.
В силу пунктов 3 и 6 Положения N 972, охранные зоны создаются в виде земельных участков и частей акваторий, ограниченных на плане местности замкнутой линией, отстоящей от границ этих пунктов на расстоянии, как правило, 200 метров во все стороны. В пределах охранных зон стационарных пунктов наблюдений устанавливаются ограничения на хозяйственную деятельность, которая может отразиться на достоверности информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении.
Из приведенных норм однозначно усматривается обязательность установления охранной зоны вокруг стационарных пунктов наблюдений, включающей земельный участок с установленным на нем оборудованием.
Ввиду того, что ни Закон N 113-ФЗ, ни Положение N 972 не предусматривают орган, полномочный принимать решение о создании охранных зон, суды руководствовались общими положениями земельного и градостроительного законодательства о разграничении компетенции между органами государственной власти и местного самоуправления в области земельных отношений и установления правил землепользования.
ФГБУ "Приволжское УГМС" обратилось к заинтересованном лицу за утверждением границ охранных зон стационарных пунктов наблюдений, при этом определение границ этих зон применительно к занимаемым ими земельным участкам, расположенным в городе Ульяновске, относится к вопросам местного значения в области использования и охраны земель. Решение этих вопросов было возложено на исполнительный орган государственной власти Ульяновской области - агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области.
Пунктом 1 части 2 статьи 56 ЗК РФ, в редакции, действовавшей на момент вынесения оспариваемого отказа, установлено, что ограничения прав могут устанавливаться на землю, в том числе особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах. Частью 3 статьи 56 ЗК РФ было установлено, что ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном ЗК РФ для таких зон.
В соответствии со статьей 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия по решению вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Статьей 10.1 ЗК РФ предусмотрено, что полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные настоящим Кодексом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
С 01.01.2016 вступил в силу Закон Ульяновской области от 03.07.2015 N 85-ЗО "О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области и органами государственной власти Ульяновской области" (далее - Закон Ульяновской области N 85-ЗО).
В силу пункта 1 данного Закона уполномоченный правительством Ульяновской области исполнительный орган государственной власти Ульяновской области в течение неограниченного срока осуществляет полномочия органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований Ульяновской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно Закону Ульяновской области N 85-ЗО полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, переданы агентству.
Судами установлено, что стационарные пункты наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха находится на территории г. Ульяновска, поэтому вопрос об установлении охранной зоны метеостанции входит в круг полномочий агентства.
Ссылка агентства на Федеральный закон от 03.08.2018 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в той части, что порядок установления зон с особыми условиями использования территорий, в том числе охранных зон постов наблюдения, отнесена к компетенции Правительства Российской Федерации, правомерно отклонена, поскольку ФГБУ "Приволжское УГМС" обратилось в агентство не за установлением границ охранных зон, а за утверждением этих границ в конкретно определенных координатах для внесения этих зон в Единый государственный реестр недвижимости.
В соответствии с письмом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.12.2018 N 19-12396-ВС/18 до утверждения Правительством Российской Федерации положения о зонах с особыми условиями использования территории (далее - ЗОУИТ) соответствующего вида в соответствии с требованиями статьи 106 ЗК РФ установление границ ЗОУИТ осуществляется в порядке, установленном до дня официального опубликования Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ Правительством Российской Федерации для ЗОУИТ соответствующего вида (часть 16 статьи 26 Закона N 342-ФЗ).
В случае отсутствия порядка направления документов, необходимых для внесения сведений в ЕГРН, в связи с отсутствием требования о принятии органами государственной власти или органами местного самоуправления решений об установлении ЗОУИТ, а также требований по направлению в орган регистрации прав сведений об установленной ЗОУИТ, в том числе определяющих субъект, ответственный за направление в орган регистрации прав таких документов, следует руководствоваться разъяснениями Минэкономразвития России (письмо от 18.10.2017 N Д23и-5989).
До принятия решения о направлении уведомления о невозможности внесения соответствующих сведений в ЕГРН необходимо проверять полномочия органа, направившего указанные сведения, на день принятия таких решений (актов).
Учитывая изложенное, выводы судов основаны на результатах оценки доказательств, указание на которые содержится в обжалуемых судебных актах, при этом в силу положений части 2 статьи 71 АПК РФ суд исходил из такой степени достаточности доказательств, которая позволяла сделать однозначный вывод относительно подлежащих установлению по делу обстоятельств.
Нарушений требований процессуального законодательства при сборе и оценке судом доказательств по делу суд кассационной инстанцией не усматривает.
Доводы кассационной жалобы основаны на иной оценке исследованных судами доказательств и установленных обстоятельств, а поэтому они не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов. Переоценка установленных судом первой или апелляционной инстанций обстоятельств и доказательств по делу находится за пределами компетенции и полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, определенных положениями статей 286, 287 АПК РФ.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является безусловным основанием для отмены решения и постановления в соответствии с частью 4 статьи 288 АПК РФ, не нарушены.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 17.09.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2018 по делу N А72-9089/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.А. Карпова |
Судьи |
Р.В. Ананьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 27 мая 2019 г. N Ф06-46059/19 по делу N А72-9089/2018